Демографическая ситуация в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:15, реферат

Описание работы

Вряд ли кто-нибудь задумывается, что широко употребляемое слово «народонаселение» или его синоним «население» сначала возникли как научные понятия. Произошло это 1,5-2 века назад. Появление понятия «народонаселение» (в русском языке с начала девятнадцатого века) вызвало к жизни специальную науку и родило одно слово, впервые употребленное в середине прошлого столетия и вошедшее в повседневность уже на нашей памяти – «демография»

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ . . . . . 4
1.1.рождаемость и продолжительность жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. детская смертность, самоубийства и статистика абортов . . . . . . . . . . 8
2. ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Работа содержит 1 файл

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.docx

— 33.68 Кб (Скачать)

Впрочем, не все просто, если отвлечься и от структурных несоответствий.

На самом деле, вопреки  все еще существующим в России представлениям, СССР по многим показателям  образования сильно отставал от других промышленно развитых стран. В 1988 г. число студентов высших учебных  заведений на 100 тыс. жителей в  СССР составляло 1802, тогда как в  Великобритании 1917, в Японии - 2117, во Франции - 2655, в ФРГ - 2779, в США - 5438. Доля населения, учившегося в высших учебных заведениях в течение 5 лет  после окончания средней школы, по отношению к общей численности  соответствующей возрастной группы составляла в СССР 20,7%, в Великобритании 23,5, в Японии - 28,9, во Франции - 34,7, в  ФРГ - 32,2, в США - 63%8.

При общей бедности и низкой эффективности экономики, в СССР имелись привилегированные анклавы  высоких технологий, как правило, связанные с военным производством. Это распространялось и на образование, а привилегированные престижные учебные заведения создавали  высокую репутацию всей системе  образования.

В постсоветской России кризисные  явления проявились в сфере образования. Консолидированные расходы на образование  составляют около 3,5% ВВП (в Германии - 5%), а на высшее образование - менее 2%. Утверждаемые годовые бюджеты  удовлетворяют лишь треть потребностей вузов, но и они не выполняются. Тем  не менее, система образования продолжает развиваться, она децентрализуется и диверсифицируется. Появляются новые  типы учебных заведений (лицеи, гимназии), негосударственные учебные заведения. Активно используются внебюджетные источники финансирования, в том  числе обучение на платной основе. При этом нет никаких признаков  обесценения высшего образования. В вузы поступают почти 37% от числа  окончивших школу.

Прием в российские вузы неуклонно растет. На начало 1997/98 учебного года численность студентов вузов  достигла 4248 тыс. чел. Если в 1988 г. на 10000 жителей СССР приходилось 180 студентов  университетов, институтов и академий, то в 1988 г. - 2219.

Переходность нынешней российской ситуации проявляется в сосуществовании  двух относительно обособленных систем общественной оценки профессионального  и интеллектуального потенциала работников. В государственном секторе  все еще сохраняется прежняя  система, несущая на себе отпечаток  уравниловки и нигилистического отношения к профессиональному  и интеллектуальному потенциалу. Рядом с нею, в негосударственном  секторе, испытывающем потребность  в квалифицированных специалистах и готовом по возможности высоко оплачивать их работу, складывается новая  система оценок, которая повышает престиж знаний и профессиональной компетентности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАВЛЮЧЕНИЕ

 

   И в заключении хотелось бы сказать, что в краткосрочной перспективе, то есть до конца нашего века, будет продолжаться активный процесс снижения интенсивности рождаемости по регионам страны. В дальнейшем ускоряющимися темпами будет наблюдаться процесс снижения интенсивности рождаемости, особенно в сельском населении. Здесь, по всей вероятности, произойдет переход от многодетной к среднедетной, а позже и малодетной семье. В этих условиях важно активизировать демографическую политику с тем, чтобы не допустить перехода основной части населения к малодетной семье.

   Тендеции заболеваемости и смертности во многом будут зависеть от успехов развития науки и эффективности функционирования органов здравоохранения. Можно полагать, что и в этой сфере сохранится прогрессивная тенденция к снижению продолжительности жизни за счет  возможного дальнейшего увеличения младенческой смертности, смертности от различных болезней, травматизма, несчастных случаев в быту и на производстве у лиц средних возрастов.

   В то же время в районах с низким уровнем рождаемости интенсивность перемещения населения по направлению село-город может снизиться, тем более что потенциальные резервы мирантов в этих районах незначительны.

В целом  демографическая ситуация в нашей  стране достаточно разнообразна.

   Анализ процессов, связанных с изменением структуры занятости, позволяет говорить о том, что Россия, к сожалению, движется не к постиндустриальному обществу в соответствии с общемировой тенденцией, а в обратном направлении.

   Без эффективного вмешательства государства, призванного отстаивать стратегические интересы развития национальной экономики, и предприятия, и работники, и чиновники устремляются на поиски краткосрочных выгод.

   Схема развития, в рамках которой легкая отечественная промышленность сокращается, а базовые потребности людей удовлетворяются с помощью импорта, типична и для многих развитых стран, в том числе для США. Однако эти государства "выставляют на продажу" научные разработки и информационные технологии - продукты "более высокого передела". С глобальной точки зрения вариант, при котором "сливки" национального трудового потенциала растворятся в мировой экономике, а Россия будет существовать за счет обмена сырья на ширпотреб, вполне допустим. Вопрос в том, устраивает ли он нас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Власть и экономика. - СПб.: ЛОИРО, 1998.
  2. Волков С.Д. Региональные аспекты государственного регулирования здравоохранения в рыночной экономике. - СПб.: СПбУЭФ, 1997.
  3. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Постановление правительства РФ № 1387. // Российская газета. - 19 ноября 1997.
  4. Корчагин В. Экономическая оценка медико-демографической ситуации // Экономика здравоохранения, 1998, №2.
  5. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. Гл.16. - М., 1997.
  6. Селезнев В.Д., Поляков И.В. Экономические основы воспроизводства здоровья населения в условиях переходной экономики. - СПб., 1996.
  7. Шишкин С. Дилеммы реформы здравоохранения // Вопросы экономики, 1998, № 3.

Информация о работе Демографическая ситуация в современной России