Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:15, реферат
Вряд ли кто-нибудь задумывается, что широко употребляемое слово «народонаселение» или его синоним «население» сначала возникли как научные понятия. Произошло это 1,5-2 века назад. Появление понятия «народонаселение» (в русском языке с начала девятнадцатого века) вызвало к жизни специальную науку и родило одно слово, впервые употребленное в середине прошлого столетия и вошедшее в повседневность уже на нашей памяти – «демография»
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ . . . . . 4
1.1.рождаемость и продолжительность жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. детская смертность, самоубийства и статистика абортов . . . . . . . . . . 8
2. ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Впрочем, не все просто, если отвлечься и от структурных несоответствий.
На самом деле, вопреки все еще существующим в России представлениям, СССР по многим показателям образования сильно отставал от других промышленно развитых стран. В 1988 г. число студентов высших учебных заведений на 100 тыс. жителей в СССР составляло 1802, тогда как в Великобритании 1917, в Японии - 2117, во Франции - 2655, в ФРГ - 2779, в США - 5438. Доля населения, учившегося в высших учебных заведениях в течение 5 лет после окончания средней школы, по отношению к общей численности соответствующей возрастной группы составляла в СССР 20,7%, в Великобритании 23,5, в Японии - 28,9, во Франции - 34,7, в ФРГ - 32,2, в США - 63%8.
При общей бедности и низкой
эффективности экономики, в СССР
имелись привилегированные
В постсоветской России кризисные
явления проявились в сфере образования.
Консолидированные расходы на образование
составляют около 3,5% ВВП (в Германии
- 5%), а на высшее образование - менее
2%. Утверждаемые годовые бюджеты
удовлетворяют лишь треть потребностей
вузов, но и они не выполняются. Тем
не менее, система образования продолжает
развиваться, она децентрализуется
и диверсифицируется. Появляются новые
типы учебных заведений (лицеи, гимназии),
негосударственные учебные
Прием в российские вузы неуклонно растет. На начало 1997/98 учебного года численность студентов вузов достигла 4248 тыс. чел. Если в 1988 г. на 10000 жителей СССР приходилось 180 студентов университетов, институтов и академий, то в 1988 г. - 2219.
Переходность нынешней российской
ситуации проявляется в сосуществовании
двух относительно обособленных систем
общественной оценки профессионального
и интеллектуального потенциала
работников. В государственном секторе
все еще сохраняется прежняя
система, несущая на себе отпечаток
уравниловки и нигилистического
отношения к профессиональному
и интеллектуальному
ЗАВЛЮЧЕНИЕ
И в заключении хотелось бы сказать, что в краткосрочной перспективе, то есть до конца нашего века, будет продолжаться активный процесс снижения интенсивности рождаемости по регионам страны. В дальнейшем ускоряющимися темпами будет наблюдаться процесс снижения интенсивности рождаемости, особенно в сельском населении. Здесь, по всей вероятности, произойдет переход от многодетной к среднедетной, а позже и малодетной семье. В этих условиях важно активизировать демографическую политику с тем, чтобы не допустить перехода основной части населения к малодетной семье.
Тендеции заболеваемости и смертности во многом будут зависеть от успехов развития науки и эффективности функционирования органов здравоохранения. Можно полагать, что и в этой сфере сохранится прогрессивная тенденция к снижению продолжительности жизни за счет возможного дальнейшего увеличения младенческой смертности, смертности от различных болезней, травматизма, несчастных случаев в быту и на производстве у лиц средних возрастов.
В то же время в районах с низким уровнем рождаемости интенсивность перемещения населения по направлению село-город может снизиться, тем более что потенциальные резервы мирантов в этих районах незначительны.
В целом демографическая ситуация в нашей стране достаточно разнообразна.
Анализ процессов, связанных с изменением структуры занятости, позволяет говорить о том, что Россия, к сожалению, движется не к постиндустриальному обществу в соответствии с общемировой тенденцией, а в обратном направлении.
Без эффективного вмешательства государства, призванного отстаивать стратегические интересы развития национальной экономики, и предприятия, и работники, и чиновники устремляются на поиски краткосрочных выгод.
Схема развития, в рамках которой легкая отечественная промышленность сокращается, а базовые потребности людей удовлетворяются с помощью импорта, типична и для многих развитых стран, в том числе для США. Однако эти государства "выставляют на продажу" научные разработки и информационные технологии - продукты "более высокого передела". С глобальной точки зрения вариант, при котором "сливки" национального трудового потенциала растворятся в мировой экономике, а Россия будет существовать за счет обмена сырья на ширпотреб, вполне допустим. Вопрос в том, устраивает ли он нас.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Демографическая ситуация в современной России