Блогосфера Рунета: структура и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 02:19, курсовая работа

Описание работы

Интернет-журналистика имеет свои особенности. Прежде всего это журналистика малых (по объему) форм. Трудно представить себе человека, который будет читать on-line сочинение больше, чем 8-10 тыс. знаков. Особенно на повременном dial-up соединении. Кроме этого, желательно, чтобы материал был разбит на короткие конкретные блоки с подзаголовками и использовались доступные средства выделения (полужирный, курсив, подчеркивание, маркированные списки), которые "оживляют" текст и могут усилить наиболее значимые моменты. Следует помнить, что пишется не текст, а гипертекст.

Содержание

Введение 3

Глава 1. 5

История создания блогов 5
Разновидности блогов 8
Функции блогов 9
Глава 2. 14

Блогосфера Рунета 14
Стили ведения блога 18
Корпоративный блоггинг 22
Обзор блог-хостингов Рунета 23
Заключение 26

Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

Блогосфера Рунета (курсовая).doc

— 319.85 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Курсовая работа

     Блогосфера Рунета: структура и содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

     Введение  3

     Глава 1.  5

  1. История создания блогов 5
  2. Разновидности блогов 8
  3. Функции блогов 9

     Глава 2. 14

  1. Блогосфера Рунета 14
  2. Стили ведения блога 18
  3. Корпоративный блоггинг 22
  4. Обзор блог-хостингов Рунета 23

     Заключение  26

     Список литературы  27  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Интернет-журналистика имеет свои особенности. Прежде всего это журналистика малых (по объему) форм. Трудно представить себе человека, который будет читать on-line сочинение больше, чем 8-10 тыс. знаков. Особенно на повременном dial-up соединении. Кроме этого, желательно, чтобы материал был разбит на короткие конкретные блоки с подзаголовками и использовались доступные средства выделения (полужирный, курсив, подчеркивание, маркированные списки), которые "оживляют" текст и могут усилить наиболее значимые моменты. Следует помнить, что пишется не текст, а гипертекст.

     В России следует учитывать, что публика, читающая сетевые издания, хотя и представляет собой срез всего общества, но, все-таки, в большей степени, чем в технически развитых странах, отличается от среднего читателя "бумажных" средств массовой информации или типичного телезрителя. Как правило, это более образованная и состоятельная аудитория. Но не учитывать этого фактора нельзя. По крайней мере, пока подключенный к всемирной сети компьютер не станет привычным в каждом российском доме.

     Важной особенностью интернет-журналистики является и ее интерактивность, то есть возможность оперативно вступать в диалог с заинтересованным читателем при помощи форумов или гостевой книги, которыми оснащены многие виртуальные издания. При достижении взаимопонимания с редакцией, через "обратную связь" интересная статья может стать началом цикла или даже постоянной рубрики.

     В начале XXI века стала развиваться и завоевывать популярность блогосфера; общественность, пресса и научные круги задались вопросом, могут ли блоги вытеснить так называемые «традиционные СМИ». К настоящему времени многие приходят к выводу, что профессиональная журналистика и блогосфера (которую иногда называют «любительской» или «гражданской» журналистикой) дополняют друг друга, так как преимущества одной восполняют недостатки другой, и наоборот. Возможно, блог можно расценить как очередную ступень в эволюции журналистики, одними из признаков которой являются децентрализация СМИ, стремление к интерактивности, переход от монолога к диалогу и т.д.

     Цель работы - исследовать блогосферу русского сектора Интернета с точки зрения особенностей её структуры и содержания, параллельно проведя когнитивный анализ на предмет наличия в блогах Рунета общих характеристик, свойственных всем "живым журналам" международной сети.

     Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время блогосфера Рунета стоит только на начальном этапе становления, совмещая в себе общетипические особенности развития этой среды и свои собственные уникальные характеристики. В формате нашего исследования следует изучить природу возникновения этих уникальных особенностей блогов Рунета и перспективы их развития.

     В связи с этим задачи подготовки работы «Блогосфера Рунета: Структура и содержание» можно свести к следующим:

  • обобщение и систематизация результатов исследования блогосферы
  • выявление исторических и теоретических вопросов в рамках исследуемой проблемы
  • приобретение навыков обработки фактического материала и его анализ
  • определить место блогосферы Рунета в интернет-журналистике
  • проследить тенденции и вывести перспективы роста блогосферы
 
 
 

     Глава I

      1. История создания блогов
 

     Первый блог появился задолго до изобретения самого термина блог. Первый дневник в интернете родился в 1994 году, под управлением Джастина Холла (Justin Hall), что характерно - студента. Это событие не привлекло особого внимания, но первый камень, безусловно, был заложен. Иногда создателем первого блога называют программиста Дэйва Вайнера (Dave Winer), однако большинство исследователей не согласны с этим утверждением.

     Что же касается термина блог, то он появился 17 декабря 1997 года, в интернет-дневнике Robot Wisdom, создателем и редактором которого был Джон Бэргер (John Barger). Именно Джон в качестве альтернативы «интернет-дневнику» использовал краткое слово weblog. Оно было образовано из фразы logging the web (можно перевести, как «веду дневник в Сети»), в дальнейшем глагол трансформировался в существительное, но на этом эволюция термина не закончилась. Весной 1999 года Петер Мерхольц (Peter Merholz), создатель блога Peterme, разложил термин weblog на две части - we blog (что можно перевести, как «мы ведём дневник»). На основе слова blog был образован и новый глагол to blog, обозначающий «совершать действия, направленные на ведение интернет-дневника».

     Создание блогов довольно хорошо прижилось и в том же 1999 году маленькая компьютерная компания Руга Labs, базирующаяся в Сан-Франциско, создала портал Blogger. Это был первый бесплатный, общедоступный и крайне простой в использовании инструмент, который дал толчок созданию блогосферы.

     В декабре 1999 год Расти Фостер (Rusty Foster) создал программное обеспечение Scoop, которое впервые было использовано на его сайте Kuro5hin. До этого, пользователи Интернета могли публиковать на чужих сайтах свои заметки, однако их (заметок) судьбу решала небольшая группа редакторов и администраторов. Scoop кардинально изменил эту схему: теперь пользователи могли   модерировать   комментарии   самостоятельно.   Сайт   Kuro5hin   был посвящен обсуждению проблем технологии и культуры. Он стал весьма заметным явлением, однако в 2002 году Фостер столкнулся с проблемой нехватки денег, необходимых для поддержания сайта. Фостер обратился к пользователям за помощью и менее чем за неделю собрал $37 тыс. Это была первая в истории акция блоггеров по добровольному сбору средств на нужды их общего детища.

     В ноябре 2000 года началась политизация блогов. Независимый журналист Джош Маршалл (Josh Marshall) запустил блок TalkingPointsMemo, на котором обсуждался "флоридский кризис" - противоречивые результаты с подсчетом голосов, отданных за кандидатов в президенты США в штате Флорида.

     В сентябре 2001 года блоггеры впервые превратились в источник информации для «больших» средств массовой информации. Нью-йоркские авторы интернет-дневников вели репортажи с места события о террористическом акте 11 сентября 2001 года: они публиковали фотографии, описывали события, свидетелями которых стали, рассказы очевидцев, слухи и пр.

     Вероятно, первый крупный политический скандал, вызванный действиями блоггеров был зафиксирован в 2002 году. На церемонии чествования старейшего члена Сената США - Строма Турмонда (Strom Thurmond), лидер сенатского большинства Трент Лотт (Trent Lott) заявил, что США стали бы лучшей страной, если бы Турмонд некогда выиграл бы президентские выборы. Скандальность заключалась в следующем: Турмонд претендовал на высший пост в США в 1948 году, в ту пору он был сторонником расовой сегрегации. Несмотря на то, что эту реплику слышали корреспонденты многих средств массовой информации, они не придали ей значения или решили не сообщать о ней публике. Телеканал C-SPAN, который организует телетрансляции подобных мероприятий, и блоггеры оказались более внимательны или деликатны:   они  опубликовали  детальное  описание  инцидента.  В результате, Трент Лотт ушел в отставку с поста лидера сенатского меньшинства.

     После вторжения в Ирак, многие американские военнослужащие создали свои дневники, в которых описывали перипетии военных действий. Аналогичные блоги создавали и иракцы (самым популярным из них, вероятно, стал блог Salam Paks). Военные блоги стали весьма популярными среди людей, интересующихся ходом боевых действий.

     В 2003 году Оксфордский Словарь английского языка (Oxford English Dictionary) впервые включил слова weblog, webloging (процесс создания блогов) и weblogger (человек, который создает блоги).

     Традиционные средства массовой информации - газеты, журналы, ТВ и радио - стали публиковать обзоры блогов и приглашать популярных блоггеров в качестве комментаторов.

     Словарь американского английского языка Webster впервые включил слово blog.

     Крупнейшие партии США - Демократическая и Республиканская - аккредитовали ряд блоггеров на своих партийных съездах в качестве представителей СМИ. Влиятельный журнал Foreign Policy (Иностранная политика), который опросил ряд ведущих политических комментаторов и журналистов США, пришел к выводу, что большинство из них постоянно посещают страницы персональных интернет-журналов.

     По оценкам компании Technorati (http://technorati.com) количество блогов удваивается каждые пять с половиной месяцев. Каждый день в Интернете появляется примерно 75 тыс. новых страниц интернет-дневников, то есть в среднем, одна страница в секунду. Однако не более половины обновляют свои записи через три месяца с момента начала их ведения. Около 9% блогов создаются автоматически - в основном это спам.

     1.2.     Разновидности блогов 

     В зависимости от вида группировки принято выделять следующие разновидности блогов:

         > По автору (авторам):

  • личный (авторский, частный) блог - ведётся одним лицом, как правило, его владельцем;
  • «призрачный» блог - ведётся от имени чужого лица неустановленной персоной;
  • коллективный или социальный блог - ведётся группой лиц по правилам, определяемым владельцем;
  • корпоративный блог - блог ведётся сотрудниками одной организации.

         > По наличию (виду) мультимедиа:

  • текстовый блог - блог, основным содержанием которого являются тексты;
  • фотоблог - блог, основным содержанием которого являются фотографии;
  • музыкальный блог - основное содержание составляет музыка;
  • подкаст и блогкастинг - блог, основное содержание, которого составляют подкасты;
  • видеоблог - основное содержание представлено в виде видеофайлов.

         > По особенностям контента:

  • контентный блог - блог, публикующий первичный авторский контент;
  • мониторинговый (ссылочный) блог - основным контентом являются комментированные ссылки на другие сайты;
  • цитатный блог - блог, основным контентом которого являются цитаты из других блогов;
  • сплог - спам-блог.

     Можно также отметить, что среди отечественных блоггеров пользуются популярностью следующие блог-службы:

  • LiveJournal
  • Diary.ru
  • Liveinternet
  • Блоги@Маil.Яи
  • Рамблер Планета
  • Lj.Rossia.Org
  • Journals.ru

     В Рунете популярнейшее место для ведения блогов -- «Живой журнал», а из российских сервисов самый популярный -- Liveinternet (по статистике поиска по блогам Яндекса). 
 

     1.3.     Функции блогов 

     Следует учитывать, что чтение блогов и авторство -- два разных по содержанию процесса. Люди, пользующиеся коммуникативными возможностями блогов вне контекста ведения собственного блога, отмечают возможности общения с людьми, с которыми они не имеют возможности общаться непосредственно, например, с друзьями, живущими в других городах. Альтернативная экономика сообщений, действующая в блогах, делает такую форму общения наиболее удобной, так как она не предполагает обязательной взаимности и других ограничений общения «один на один».

   Евгений Горный в своей статье1 выделяет, помимо поддержания контакта с близкими, следующие цели, которые может преследовать читатель блогов:

     *   получение информации;

     *   чтение-развлечение;

  • отслеживание реакции публики на те или иные действия (в самом деле, блоги представляют собой готовую огромную фокус-группу);
  • чтение ради социализации, ощущения себя причастным к жизни известных людей.

   В ходе опроса блоггеров LiveJournal, проведённого в 2005 году2, были выделены следующие функции блогов:

     1) Коммуникативная функция

     Коммуникативная функция упоминается чаще всего. Большинство блоггеров говорят, что ведут или читают блоги ради общения с интересными им людьми. В первую очередь это возможность сказать что-то один раз так, чтобы это услышали многие. Какой смысл рассказывать десяти, двадцати, тридцати знакомым о поездке в пригородный парк, если это можно описать в своем блоге, украсив запись фотографиями? Каждый прочтет об этом в удобное ему время или не будет читать вовсе, решив, что это ему неинтересно. («Иногда хочется ночами поговорить, а все спят. Тогда можно написать в ЖЖ и потом прочитают»). Впрочем, такая ситуация порождает встречную проблему, когда двум встретившимся вживую блоггерам, если они не обладают должной фантазией, бывает не о чем поговорить.

Информация о работе Блогосфера Рунета: структура и содержание