Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:03, курсовая работа
Книжная торговля, являющаяся составной частью культурного потенциала страны, на пути своего развития находилась в неизменной связи с книготорговой библиографической деятельностью, результатом которой служило информационное обеспечение книжного рынка. Ранние опыты составления библиографических пособий носили в основном книготорговый характер.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. История библиографии в Великобритании от начала книгопечатания до XX века ………………………………………………………………………. 5
Возникновение и формирование библиографии с конца XV по начало XIX ...………………………………………………………….. 5
Библиография С. Лоу и Дж. Уайтакера ……………..………….……7
Совет Британской национальной библиографии ………….……… 9
Глава 2. Характеристика современного состояния национальной библиографии Великобритании ………………………………………………. 11
2.1. Закон об обязательном экземпляре …….……..……..……………… 11
2.2. Британская библиотека …...………………………..………………… 12
2.3. Система органов английской текущей национальной библиографии и Британская Национальная Библиография ……………………….………. 16
Глава 3. Характеристика издательской и книготорговой библиографии Великобритании ………………………………………………….……………. 19
3.1. Становление книготорговой и издательской библиографии ……. 19
3.2. Фирма «J. Whitaker & Sons Ltd» ………………………...………… 22
3.3. Bookbank ………...………………………………………………….. 26
Заключение …………………………………………………..…………………. 27
Библиографический список ………………………………..………………….. 30
Указатель имен ….………………………………………….………………….. 32
Указатель заглавий …………………………………………………………….. 33
Этот журнал был не единственным публиковавшим список новинок, в 1749 году стало выходить «Ежемесячное обозрение» (Monthly Review), основного Р. Гриффитсом. Он был первым издателем, который почувствовал необходимость составление кумулятивных указателей. В 1768 году он выпустил ретроспективный указатель к рубрике «Ежемесячный каталог», который был назван «Полный каталог всех книг и памфлетов, изданных за 10 прошедших лет» (A Compleat Catalogue off All Books and Pamphlets publisher for 10 years), следующие выпуски вышли в 1796 и 1818 годах.
«Лондонский каталог» историки считают удачей британской библиографии. Первый номер вышел в 1773 году и содержал сведения о книгах по искусству и культуре, изданных в Великобритании на многих языках и издан он был У. Бентом. В дополнение к указателю Бент выпускал с 1802 года ежемесячный журнал «Литературный советник Бента» (Bent`s Literary Advertiser), с несколько хаотичной, но в тоже время и полной информацией о литературной жизни Англии. Публиковались и библиографические сведения.
В 1836 в ходе заседания издателей было решено учредить новый журнал «Издательские объявления» (2 октября 1837). Как уже говорилось раньше, журнал первоначально выходил два раза в месяц. Редактор журнала – Семсон Лоу – обещал давать на страницах этого издания первичную информацию обо всех литературных новинках в рубриках «Книги в печати» и «Новые издания». Годом позже вышел первый кумулятивный указатель – «Английский каталог» (English Catalogue for…), но издание было недолгим. Уже в 50е годы Лоу выпускает – «Британский каталог книг» (The British Catalogue of books), который стал незаменимым источником информации для книготорговцев.
3.2 Фирма «J. Whitaker & Sons Ltd»
Джозеф Уайтекер, основатель фирмы, родился в 1820 году. Он начал свою карьеру в качестве мастера в переплетной мастерской в четырнадцать лет, позднее становится работником в книготорговой компании «Parker`s Oxford Bookshop». К двадцати одному году Джозеф Уайтекер создал себе положительную репутацию в глазах дирекции компании, в связи с чем, был отправлен в Лондон для создания и управления филиала фирмы. Дальнейшие годы он занимался подготовкой и выпуском книг и журналов теологического направления, но эта деятельность не приносила особого успеха.
В 1856 году фирма «Parker`s Oxford Bookshop» приобретает «Журнал джентльмена», что повлияло на дальнейшую судьбу Джозефа Уайтекера. Ему была поручено руководство разделом, в котором публиковались письма читателей. Он завел специальную тетрадь, в которую записывал наиболее интересные и занимательные факты и сообщения из читательской почты20. Именно эта тетрадь привела его к идее издания «Уайтекерского альмонаха» (Whitaker`s Almanack), первый выпуск вышел в 1868 году.
Сотрудничество с «Журналом» позволило Уайтекеру близко познакомиться с рекламной информацией книготорговцев и увидеть ее недостатки, одной из главных проблем на его взгляд было отсутствие регулярной и полной текущей информации о новинках книжного рынка. И тогда он реализовал ее в собственном журнале «Книготорговец» (Bookseller), первый номер вышел в 1858 году. В журнале начинает печататься библиографический список («Книги за неделю»), что делает фирму Уайтекера одной из ведущих в перечне библиографических изданий, и по сей день.
Журнал быстро приобрел известность среди книготорговцев и книгоиздателей, что и послужило причиной ухода Джозефа Уайтекера из «Журнала джентльмена» и сознания собственной фирмы.
Через два года после того как в свет вышел первый номер журнала «Книготорговец», он был объединен с «Литературным советником Бента» и до 1908 года указывалось в заголовке «Книготорговец, который объединен с Литературным советником Бента».
«Книготорговец» и «Уайтакерский альманах» принесли огромный успех фирме и вместе с этим увеличился объем работ, из-за чего Дж. Уайтереку пришлось вызывать из САШ своего старшего сына – Джозефа Вернона Уайтекера – издававшего там «Американскую литературную газету» (American Literary Gazette). Так у «Книготорговца» появился второй издатель. Но 1895 год для семьи Уайтекеров выдался крайне мрачным, друг за другом умирают отец и старший сын, Вернон. Но на работу фирмы это не повлияло, место дирекции заняли двое других сыновей Джозефа Уайтекера: Джордж Герберт и Касберт Вилфрид. Всего сыновей у него было 16.
Джордж Герберт Уайтекер принял смелое решение в 1909 году - перейти от ежемесячно издания на еженедельные публикации. Однако, Первая мировая война серьезно нарушила публикации до конца 1920-х, но после ее окончания журнал возобновил еженедельный выпуск. В 1928 году компания, выпускающая журнал, подписала договор о совместном контроле редакционной работы с Ассоциацией издателей и Национальным книжным советом. Президентом стал Джеффри Уильямс и журнал стал известен как «Издатель и книготорговец». Тем не менее, это решение оказалось менее успешным, и в 1933 году договор был расторгнут, во главе редакции стал работать Эдмонд Сегрейв. Он оставался у власти на протяжении почти сорока лет.
И уже под редакцией Баума, журнал радикально изменился (и дизайном в том числе), кульминационным решением стало публиковать полноцветные издания «Книготорговца» в конце 1990-х.
Как отмечалось в первой главе, в стране сформировалось три библиографические системы. Когда стола выходить «Британская национальная библиография», то возглавлявший фирму в 1950 году Хэддон Уайтекер, в течение ряда лет входил в Совет БНБ как один из двух представителей Ассоциации издателей Великобритании.
В 1874 году фирма приступила к выпуску библиографическому изданию, которое издается до сих пор – «Справочный каталог текущей литературы, содержащий полные заглавия книг, находящихся в продаже, и с указаниями цен, по которым они могут быть доставлены во все книжные магазины» (The Reference Catalogue of Current Literature Containing the Full titles of Book now in Print and on Sale with the Price at whish they may be obtained at all Booksellers. London. 1874). И в 1965 году «Справочный каталог» был переименован в «Британские книги в продаже» (British Books in Print). Это издание было конволютом всех издательских каталогов, в нем в алфавитном порядке располагались названия издательств, указывались фамилии авторов и ключевые слова заглавий. До 1890 года – издавался раз в 3-4 года, с 1967 – ежегодно в октябре. С 1971 года расположение материала стало предоставляться по единому алфавиту фамилий авторов и заглавий.
«Уайтакерские книги в продаже» (Whitaker`s Books in Print) так начинает называться это издание с 1989 года. На 1973 год в двухтомнике было зарегистрировано 250 тыс. названий книг и 7 тысяч издательств; на 2001 в пяти томах было зарегистрировано более 1 млн. названий и 20 тысяч издательств; на 2007 год - 1,854,150 названий и более 72 тысяч издательских фирм.
Каждое издание открывается вводной статьей и краткой исторической справкой. Приводится список «Аббревиатур» и «Таблица размеров книг», «Указатель издательств», в котором в алфавитном порядке представлены издательства и их почтовые адреса. Обязательным элементом WBIP является вспомогательный указатель «Серии и их издательства»21. Так же издания помещается еще один указатель, не имеющего прямого отношения к книготорговому ассортименту. Это «Книготорговая библиография. Список книг, связанных с книгоизданием и книжной торговлей». В списке присутствуют книги, которых давно нет в продаже.
Еще одним чисто книготорговым указателем является - «Книги месяца и книги, намеченные к выпуску, Уайтекера» (Whitaker`s Books of the Month and Book to come) начало этому изданию было положено в 1908 году выпуском ежемесячника «Текущая литература».
В 1924 году фирма приступает к выпуску «Кумулятивного списка книг Уайтекера» (Whitaker`s Cumulative Book-list – WCBL), выходящего каждые три месяца и ставшим логическим завершением регулярных перечней в «Книготорговце» и ежемесячных кумуляций «Текущей литературы»22. Последний номер за год отражал книги за прошедший год.
Когда на рынке появилось больше книг в мягких обложках, компания «J. Whitaker & Sons Ltd» откликается на этот факт и начинает выпускать «Книги в мягких обложках в продаже» (Paperback in Print). На протяжении 60-70х годов указатель выпускался два раза в год: зимой и летом, но в конце 80х был прекращен его выпуск.
Ежегодно в июне выходит указатель «Детские книги в продаже» (Children’s Books in Print – CBIP), состоящий из двух разделов: «Систематического указателя» и «Указателя авторов, заглавий и предметов». В CBIP не включаются книжки-игрушки, книжки-раскраски и все что дешевле 15 пенсов.
У фирмы так же были указатели «Религиозные книги в продаже» и «Книги по науке и технике в продаже», они выпускались ежегодно.
Раз в полгода выходят указатели «ISBN-список» и «книги, намеченные к выпуску».
3.3. Bookbank
Bookbank - это библиографическое издание на компакт-диске (CD-ROM), содержащее описания книг в наличии в Великобритании; выпускается издательством «J. Whitaker & Sons Ltd».
Создание базы данных реализуются в двух файлах. Первый из них ежемесячный указатель на CD-ROM (Bookbank CD-ROM Servise), содержащий библиографическую информацию примерно о 600 тыс. названий, среди которых примерно 560 тыс. имеются в наличии, 23 тыс. вышли в свет в течение полугодия и 6 тыс. запланированы к выпуску. Как и печатные издания, электронный вариант содержит указатель издательств и их адреса.
Второй указатель выходит раз в год и содержит наименования книг, которые находились в продаже с 1970 года и к концу марта текущего года распроданных - Bookbank ОР CD-ROM Servise.
Удобно в этих электронных изданиях то, что поиск осуществляется по ключевому слову или по предметной рубрике.
В 1988 году фирма Уайтекера заключила контракты с 28 странами на распространение указателей Bookbank.
Электронный вариант «Уайтекеровские книги в продаже» (Whitaker File) включает в себя сведения обо всех британских изданиях и англоязычных, выпущенных за рубежом, но реализуемых на британском книжном рынке. Запись производится на основе формата UNIMARC23.
База данных Bookbank участвует в международном проекте «Global Books in Print» совместно с фирмами «R.R. Bowker Co.», «K.G. Saur Verlag GmbH.», «D.W. Thorpe», «Canadien Telebook Agency». Это ведущая международная база данных, постоянно обновляющаяся и содержащая более 11 млн. названий книг из всех стран мира24, включая книги на аудио- и видеокассетах (имеющихся в продаже, распроданных, по предварительному заказу), США, Канада, Англия, Австралия, Южная Африка и т.д. Библиографические описания унифицированы и составлялись до недавнего времени в формате UNIMARC.
Заключение
Существующая в настоящий
Ко второй половине XVIII книготорговые пособия стремятся быть не указателями, а каталогами, отражающими ассортимент, о чем свидетельствуют их названия (London Catalogue, General Catalogue, Modern Catalogue и т. д.).
К середине XIX в требования издательских фирм к библиографическим пособиям (так как книготорговые издания не всегда представляют их интересы) были удовлетворены с появлением "Издательского циркуляра" С. Лоу, содержавшего необходимое для заказчиков отражение репертуара изданий, находящихся в печати или только что выпущенных.
Стоит отметить разницу между национальной
и книготорговой библиографией.
Национальная библиография - информационная
инфраструктура, которая обеспечивает
подготовку, распространение и
государственной регистрации этих документов. Книготорговая библиография занимается выпуском библиографических пособий, (в т. ч. рекламного характера), которые должны способствовать сбыту печатной продукции. Издания книготорговой библиографии отражают либо только что вышедшую литературу, либо литературу, вышедшую какое-то время назад, но имеющуюся в книготорговой сети. Особый вид таких изданий – каталоги агентств, занимающихся подпиской периодических изданий или принимающих заказы на еще не вышедшую литературу.
В настоящее время учетные функции выполняет орган Совета Британской национальной Библиографии «Британская национальная библиография», преследующая вместе с тем совершенно иную цель: отражение национального массива документов. А издания фирмы «J. Whiteker & Sons Ltd.» являются поставщиком британской библиографической информации для книготорговцев и книгоиздателей. Подводя итоги стоит сказать, что пусть материалы этих изданий в какой-то мере дублируются, но при этом сохраняется приоритет и уникальная специфика библиографической информации, подготавливаемой именно фирмой Дж. Уайтекера.
Создание современных
Можно сказать с уверенностью, что существующие на сегодняшний день две системы будут продолжать функционировать еще долгие годы.