Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 00:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить специфику работы тележурналиста, и сравнить две авторские программы (анализ). Задачи:
Исследовать процесс подготовки и создания авторской программы на российском телевидении.
Изучить особенностей авторских программ на телевидении
Эти люди делают шоу. Им не важен анализ ситуации, главное сделать так, чтобы рейтинг шоу рос с каждым новым выходом в эфир. В погоне за зрелищами шоумены сталкивают две стороны для того чтобы вызвать конфликт, оппоненты под влиянием собственных эмоций перестают себя контролировать. Шоумен, модератор, интервьюер - основе профессии лежит способность журналиста (или просто ведущего) общаться с людьми. Это - общее. К объединяющему их качеству относится и воздержание от высказывания собственных мнений, оценок, что отличает названные журналистские специализации от амплуа комментатора или обозревателя. В то же время, каждая их этих журналистских специализаций имеет и ряд принципиальных различий, включая и жанровые. Шоумен - ведущий массовой (обычно студийной) передачи, ток-шоу. Важнейший элемент этого жанра - зрелищность, поэтому шоумен - это массовик-затейник высокого класса. Очень непросто держать большую группу участников передачи в заданном русле общего разговора, создавая из этого общения единое действо, интересное аудитории. Кстати, есть мнение, что шоумен - не столько журналист, сколько драматический актер, и, может быть, в этом мнении немало истины. В индустрии телевидения, много талантливых и вполне успешных людей, которые пришли в эту сферу, из самых разных и неожиданных профессий: «Президент Академии Российского телевидения Владимир Познер окончил биолого-почвенный факультет МГУ, но полтора десятка лет отдал работе на радио. В эпоху гласности Михаил Горбачев согласился на прямой эфир для общения граждан СССР и США. Телемост Ленинград — Сиэтл стал страницей в истории отечественной тележурналистики и прорывом в отношениях между двумя странами. Когда возник вопрос, кто же будет вести передачу в Ленинграде, вспомнили о Познере, хорошо знающем обе страны и безукоризненно владеющем обоими языками. Так началась его блестящая телевизионная карьера.
А Владимир Молчанов? Он
родился в артистической семье.
Его мама — актриса МХАТа. От первого брака у неё была дочь — в прошлом
абсолютная чемпионка страны по теннису,
нынче — спортивный телеобозреватель
Анна Дмитриева. Отец Владимира — композитор
Кирилл Молчанов. Крестная мать — Ольга
Книппер-Чехова. В доме постоянно бывали
известные актеры и знаменитые музыканты.
А у мальчишки были другие интересы: он
тоже пришёл на теннисный корт, и даже
побеждал, запустив учёбу (в 9-м классе
его исключили из школы). К счастью (так
он сам теперь говорит!), травма спины заставила
в 16 лет уйти из большого спорта. И тогда
Анна Дмитриева буквально за руку привела
шестнадцатилетнего Владимира на Ленгоры,
в гуманитарный корпус МГУ. Учился хорошо,
потому что теперь чувствовал ответственность
перед семьёй (рано и, похоже, на всю жизнь,
женился). В совершенстве овладев голландским
языком, уехал в Европу собкором АПН. Выпустил
книгу-расследование о богатом промышленнике
(в прошлом — коллаборационисте). Респектабельного
миллионера осудили. Когда Молчанов вернулся
на Родину, ему предложили создать «пропагандистски-
Светлана Сорокина — специалист по ландшафтному (парковому) дизайну. Николай Дроздов — биогеограф. Сергей Капица — физик. Валентин Лазуткин — экономист. Александр Масляков — Московский институт инженеров транспорта. Олег Попцов — учёный-лесовод. Константин Эрнст — биолог. Леонид Якубович — инженер по «вентиляции и кондиционированию воздуха». Достаточно? У многих за плечами — курсы, плюс самообразование. Без эрудиции, без знания ремесла и без таланта в этой профессии делать нечего. И без чувства команды — тоже». (Журнал «Журналист»)
Еще одна специализация - модератор - западный термин. В понимании, сложившемся на постсоветском пространстве, это ведущий "круглого стола". И если шоумену необходимы такие качества, как артистизм, динамичность, очень часто - остроумие, находчивость, то ведущий дискуссии на серьезные темы должен вести себя взвешено, предельно важным условием этой работы является по возможности более глубокое знание предмета беседы или дискуссии. Правда, модератора всегда подстерегает и опасность уйти со своими собеседниками в обсуждение каких-то деталей, выходящих за планку зрительского интереса. Имея знания о предмете и собрав за "круглым столом" сторонников разных, порой противоположных, мнений об этом предмете, модератор обязан сохранять нейтральность. Особенно при проведении такой разновидности жанра как теледебаты. Ярким примером являются теледебаты предвыборные: подыгрывание одному из кандидатов в предвыборных теледебатах журналист ставит крест на своей профессиональной карьере.
1.3 Профессиональные качества тележурналиста
В авторской программе, главная задача состоит в том, чтобы интервьюер был интересным собеседником. Интервьюер - отдельная журналистская профессия, хотя фрагменты интервью как формы журналистской работы присутствуют практически во всех жанрах телевизионной журналистики: в репортаже, обозрении или комментарии и т.д. Для интервьюера важнейшими качествами и одновременно условиями успешной работы являются два: умение предварительно детально спланировать разговор с будущим собеседником и способность к мгновенному реагированию на неожиданные повороты беседы.
«Если исходить из материалов
информационно-биографического
Интервьюеру необходимо владеть темой (телевизионщики говорят обычно: "быть в теме") настолько, чтобы не пойти на поводу у интервьюируемого, а суметь мягко и ненавязчиво настоять на своей линии беседы. Особенно важно последнее, если разговор идет в прямом эфире. Интонации и общая атмосфера большого интервью играют роль порой не меньшую, чем содержание разговора. Преодолеть искусственность, нарочитость атмосферы, в которой на самом деле идет разговор (присутствие камеры, освещения и т.д.) самому, помочь в этом преодолении собеседнику, установить контакт как бы интуитивный, понимание на уровне обмена взглядами - значит, создать условия для выполнения задачи. Для стран постсоветского пространства неким эталоном большого интервью можно считать работу Урмаса Отта - ошибки есть и у него. И одна из них, признанная самим мэтром - "важничанье" перед гостем в студии. В западной журналистике на этот счет есть неписаное правило, достойное быть взятым в арсенал: вопросы, которые неприятны собеседнику, вопросы, которые могут разозлить его - все это оставляется на конец разговора. Любое действие, разворачивающееся на экране, является зрелищем. И в этом смысле оценка журналистской работы на телевидении в любом случае начинается с отношения к видеоизображению. Журналистский текст в данном случае попадает в зависимость от картинки. Свойства человеческого восприятия таковы, что изображение воспринимается и осознается раньше, чем звуковое текстуальное наполнение телевизионной передачи. Неинтересная, серая картинка может испортить самый гениальный текст. Если подготовлен интересный и важный материал, надо сделать все возможное, чтобы видеоряд соответствовал тексту: материал в целом от этого станет только лучше. Зрительское отношение к телепередаче лежит в основе оценки уровня передач: как и на рынке, покупатель, потребитель всегда прав.
«Заметим, что в представлении большинства телезрителей лицо ТВ-2008, как и в 2006 году, определяли, прежде всего, ведущие телешоу и развлекательных телепрограмм. Их и вспоминали чаще, и чаще называли любимыми / нелюбимыми, нежели ведущих и корреспондентов, информационных и общественно-политических передач. Такая реакция телезрителей соответствует реальному соотношению жанров на большинстве современных телеканалов, ориентированных, как известно, на привлечение максимально возможного количества зрителей (от этого зависит объем рекламы). Отсюда – стремление максимально позабавить, развеселить аудиторию. И что бы там ни говорили на этот счет телекритики, аудитория, как показывают замеры зрительского внимания, в большинстве своем не отторгает такие программы (для этого надо уж очень надоесть). Однако перекосы в вещательной политике телеканалов все чаще вызывают раздражение у взыскательных телезрителей, что, конечно же, не может не сказаться на их отношении к телеведущим». (Тамара АДАМЬЯНЦ, доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института социологии РАН)
Таким образом, авторская программа является продуктом самого процесса телевещания, так как привлечение внимания широкой зрительской аудитории возможно при участии ярких личностей. Однако, в настоящее время, в связи с ростом влияния высоких технологий в процессе создания телепередачи, на первый план стали выходить различные искусственные эффекты, что не замедлило сказаться на качестве телевизионных программ.
Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из всех существующих СМИ, охватывая даже те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации. Телевидение отличается от других СМИ, своей доступностью для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, зрительной. Телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Тем самым создается эффект диалога, (эффект присутствия на месте происходящих событий, достоверность, документальность) который почти невозможно достичь в других СМИ.
Глава 2. Особенности авторской программы на телевидении
Для того, чтобы определить особенности авторской программы на телевидении, я выбрала две телепередачи для исследования. Эти телепередачи, выходят в разное время, с разной периодичностью, на разных каналах. Но нечто общее в них есть. Во-первых, авторами программ являются женщины, во-вторых, они не политического характера, что большая редкость в наши дни. Так же, могу с уверенностью сказать, что тема социальной значимости в этих программах тоже не затрагиваются, и последнее, эти программы не связаны с популярными в наше время светскими тусовками, и не являются ток-шоу.
Итак, авторская программа Валентины Пимановой «Кумиры» и «Женский взгляд» Оксаны Пушкиной. Что общего этих программ, и в чем их различие? Начну с краткой характеристики каждой из ведущих и авторов программ. Валентина Пиманова (Ведущая программы «Кумиры»)
С ноября 2001 г. - автор и ведущая программы "Кумиры" (ОРТ).
За годы своей работы на телевидении Валентина Пиманова вывела для себя формулу или химический состав телеледи: мужская воля, железный характер, "горячее сердце и холодная голова" плюс невероятное обаяние. Вообще, присутствие женщины на телевидении - это некий гарант спокойствия и благополучия, даже если они сообщают с экрана не очень приятные вещи.
Эта программа - абсолютно новый по форме телевизионный продукт. Её автор, выступает в роли хорошо информированной доброжелательной хозяйки. Она оставляет своих гостей, кумиров прежних лет, один на один со зрителями. Поэтому жанр программы определить довольно сложно, это не обычное интервью, а скорее исповедь. Но Валентина Пиманова находится недалеко от героя. И порой делится со зрителями информацией, которую гость порой в силу тех или иных причин замалчивает.
Авторская программа
Валентины Пимановой
Первый эфир программы «Кумиры» состоялся 29 ноября 2001 года, после чего она сразу же попала в десятку самых рейтинговых программ этого жанра. Почта Первого канала оказалась в прямом смысле слова завалена письмами зрителей, адресованных «Кумирам». У каждого поколения свои кумиры. Гостями первых программ становились люди, слава которых началась много лет назад: Владимир Трошин, Василий Лановой, Тамара Семина и многие другие. Героями следующих выпусков становились настоящие звезды разных лет - актеры, певцы, спортсмены, космонавты. Все те, кто прошел испытание славой, кем восхищались и восхищаются миллионы. Вся история нашей страны вплоть до сегодняшнего дня отразилась в судьбах гостей «Кумиров». Своими воспоминаниями в программе делились Леонид Якубович, Нани Брегвадзе, Муслим Магомаев, Татьяна Доронина, Александра Захарова, Дмитрий Харатьян, Ирина Розанова, Вячеслав Бутусов и многие, многие другие. Автор и ведущая «Кумиров» Валентина Пиманова своей удивительно женственной и интеллигентной манерой ведения создает неповторимую доверительную атмосферу в программе. Это эффект усиливает оригинальное оформление студии, придуманное Борисом Красновым.
Программа «Кумиры» подружилась со своими героями, но авторы всегда сетовали, что много интересного остается за кадром. И вот, весной 2004 года возникла идея нового проекта. Авторы программы собрали на одной сцене своих коллег – ведущих первого канала и своих гостей, прошедших за эти годы через студию «Кумиров». Так была создана программа «Кумиры + кумиры», выпуски которой были приурочены к праздничным дням. В этих выпусках-концертах герои «Кумиров» вместе с ведущими Первого канала исполняли популярные песни разных лет, давая им подчас новое звучание.