СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………...…………3
I. Характеристика
исторического периода формирования взглядов
А.С.Хомякова и П.Я.Чаадаева. Жизненный
путь мыслителей………………5
1.1.Характеристика
исторического периода 40-х годов XIX века…………….5
1.2. Жизненный
путь П.Я.Чаадаева……………………………………….…….7
1.3. Жизненный
путь А.С.Хомякова……………………………………….……9
II. Анализ взглядов
П.Я.Чаадаева и С.А.Хомякова на пути развития
России и Запада…………………………………………………………………………..…11
2.1. Философские
убеждения П.Я. Чаадаева. Его отношение
к истории, православию и католицизму
и развитию Запада и России как к «незаконнорожденному
ребенку»………………………………………………11
2.2.
Философские убеждения А.С.Хомякова. Его
отношение к Церкви, свободе, абсолютизму
и к России как представительнице «спиритуалистического»
восточного мира……………………………….……15
2.3. Сопоставительный
анализ «Философических писем» П.Я.Чаадаева
и «Несколько слов о «Философическом письме»
А.С.Хомякова……………….19
Заключение……………………………………………………………….………24
Список
использованных источников………………………………….…….…26
ВВЕДЕНИЕ
«Умом Россию не понять, аршином
общим не измерить: у ней особенная
стать – в Россию можно только
верить» - пишет Ф.И.Тютчев в
1866году. Но всего за несколько
десятилетий до его однозначного
вывода горячий спор о судьбе
России захватил всю русскую
интеллигенцию. Общество раскололось
на воинствующие лагери славянофилов
и западников. Каждый был по-своему прав.
И среди публицистов того кризисного времени
преобразований и споров особенно ярко
выделялись П.Я.Чаадаев и А.С.Хомяков
Их диалог все еще продолжается,
но уже другими людьми. Минует
уже третье столетие, а на вопрос
об исторической самобытности
России и её отношении с
Западом, Востоком и всем миром
все ещё остаётся открытым.
Актуальность курсовой работы
определяется необходимостью изучить
и проанализировать культурологические
подходы П.Я.Чаадаева и А.С.Хомякова
к анализу России и Запада
как основополагающие в дальнейшем
развитии русской философской
мысли.
Целью курсовой работы является
получение ответа на вопрос: «В
чём были схожи мнение П.Я.Чаадаева
и А.С.Хомякова касательно анализа
России и Запада, а в чём
они разнились и почему?» В
соответствии с поставленной
целью решаются следующие задачи:
- Проиллюстрировать
социально-политическую ситуацию, складывающуюся
в России 40-х годов XIX века.
- Изучить основные
положения «Философических писем» П.Я.Чаадаева
и «Несколько слов о «Философическом письме»
А.С.Хомякова а так же других трудов этих
публицистов и изложить их.
- Провести
сопоставительный анализ взглядов П.Я.Чаадаева
и А.С.Хомякова и сделать соответствующий
вывод.
В качестве объекта исследования
выступает публицистическая деятельность
П.Я.Чаадаева и А.С.Хомякова.
Предметом исследования являются
историческое время деятельности
публицистов, их жизненный путь
и содержание основных работ,
посвященных обсуждению вопроса
о путях России и Запада.
Основные методы, используемые при
работе – сбор первичной информации,
анализ и синтез данных.
Структура работы. Курсовая работа
состоит из введения, заключения,
двух основных глав, включающих
в себя подглавы, и библиографического
списка (12).
Первая глава посвящена изучению
исторического времени 40-х годов
XIX века, биографии П.Я.Чаадаева и
А.С.Хомякова и формирования представления
об их личностях.
Вторая глава посвящена более
конкретному рассмотрению освещаемых
ими вопросов и проблем и
сопоставительному анализу работ
«Философические письма» и «Несколько
слов о «Философическом письме».
I. Характеристика
исторического периода формирования
взглядов А.С.Хомякова и П.Я.Чаадаева.
Жизненный путь мыслителей.
- Характеристика
исторического периода 40-х годов
XIX века.
В 40-е годы XIX века продолжают
расти противоречия феодальной
системы в России. Крепостничество
тормозило экономическое и культурное
развитие страны, самодержавная
форма правления усугубляло тяжелое
положение народа. Крестьянство
стихийно поднимало восстания
и бунты. Самосуд над помещиками,
поджог имений становились обычными
явлениями в русской деревне.
Государственные учреждения и
идеологи самодержавия всеми
силами старались задержать распад
крепостничества, сохранить и
упрочить помещичий строй. На
это была направлена реакционная
внутренняя политика Николая
I.
Происходят изменения в общественных
настроениях. Лучшие люди своего
времени не хотели больше мириться
с плачевным положением дел
в России. Пример декабристов
вдохновлял их на борьбу за
свободу. Уничтожение крепостного
права, демократические преобразования
в стране стали исторической
необходимость. С 1840 по 1860 г.г.
все общественные вопросы в
России сводились к борьбе
с крепостничеством.
Углубляющийся кризис крепостного
строя все настойчивее ставил
вопрос о путях дальнейшего
развития страны: его движущих
силах, методах и средствах
его осуществления. [1]
В таких внутриполитических условиях
в России складываются три
основных идейных течения: приверженца
теории «официальной народности»,
славянофилы и западники ( консерваторы,
либералы и революционеры).
Согласно теории «официальной
народности»( «Православие, Самодержавие,
Народность»), русский народ глубоко
религиозен и предан престолу,
а православная вера и самодержавие
составляют непременные условия
существования России. Народность
же понималась как необходимость
придерживаться собственных традиций
и отвергать иностранное влияние.
Термин являлся своеобразной
попыткой идеологического обоснования
правительственного курса Николая
I начала 1830-х годов. В рамках
данной теории начальник III отделения
Бенкендорф писал, что прошлое
России удивительно, настоящее
прекрасно, будущее выше всяких
представлений.
Но главенствующую роль в общественно-политической
жизни страны занимает спор
славянофилов и западников. Они
высказали противоположные версии
цивилизационной принадлежности
России.
Одна версия (западников) связывала
Россию с общей европейской
судьбой. Россия - Европа, но только
отстала от нее в развитии.
За столетия ига европейское
лицо россиян существенно изменилось,
и только Петр сумел вырвать
страну из отсталости и сна,
повернуть ее снова на магистральный
путь европейской цивилизации.
Будущее России - в примере Европы,
в заимствовании ее государственного,
общественного, технологического
опыта. Русские должны по примеру
ведущих европейских стран выстраивать
свою государственность, развивать
парламентаризм, демократические традиции,
повышать культуру. Важное место
западники отводили вопросу о
том, что россиянин, наконец,
должен осознать себя как независимую
творческую личность, знающую и
уважающую свои права.
Славянофилы заняли противоположную
позицию. У России - своя судьба,
свой путь в истории. Ей не
подходят западные порядки и
рецепты лечения общественных
болезней. Россия - земля не государственная,
а общинная, семейная. В ней прежде всего
сильны традиции коллективизма, коллективной
собственности. Русский народ не претендует
на государственную власть, он доверяет
ее монарху, который подобен отцу в семье,
его слово и воля - живой закон, не подлежащий
оформлению в виде конституций и хартий.
Важную роль в жизни страны и ее народа
играет православная вера. Именно она
и указывает россиянам их истинное предназначение
- к истинному нравственному самоусовершенствованию.
Одними из самых выдающихся
личностей того времени можно
считать Петра Яковлевича Чаадаева
и Алексея Степановича Хомякова.
- Жизненный
путь П.Я. Чаадаева.
Петр Яковлевич Чаадаев родился
27 мая 1794 в Москве в дворянской
семье. После ранней смерти
родителей Чаадаева воспитывали
тетя и дядя. В 1808 поступил в
Московский университет, где сблизился
с писателем А. С. Грибоедовым,
будущими декабристами И. Д.
Якушкиным и Н. И. Тургеневым
и др. видными деятелями своего
времени. В 1811 оставил университет
и вступил в гвардию. Участвовал
в Отечественной войне 1812, в
заграничном походе русской армии.
В 1814 в Кракове был принят
в масонскую ложу.
Вернувшись в Россию, Чаадаев
продолжил военную службу в
качестве корнета лейб-гвардии
гусарского полка. В 1816 в Царском
Селе Чаадаев познакомился с
лицеистом А. С. Пушкиным и
вскоре стал любимым другом
и учителем молодого поэта,
которого называл «грациозным
гением» и «нашим Дантом». 1821 Чаадаев
неожиданно для всех отказался
от блестящей военной и придворной
карьеры, вышел в отставку и
вступил в тайное общество
декабристов. Не найдя в этой
деятельности удовлетворения своим
духовным потребностям, в 1823 отправился
в поездку по Европе.
В Германии Чаадаев познакомился
с философом Ф. Шеллингом, с
представителями различных религиозных
течений, в числе которых были
приверженцы католического социализма.
В это время он переживал
духовный кризис, который пытался
разрешить, усваивая идеи западных теологов, философов,
ученых и писателей, а также знакомясь
с социальным и культурным укладом Англии, Франции, Германии,
Швейцарии, Италии.
В 1826 Чаадаев вернулся в Россию
и, поселившись в Москве, несколько
лет жил отшельником, осмысляя
увиденное и пережитое за годы
странствий. Начал вести активную
общественную жизнь, появляясь
в светских салонах и высказываясь
по актуальным вопросам истории
и современности.
В 1836 он опубликовал в журнале
«Телескоп» свое первое Философическое
письмо, работу над которым (оригинал
был написан по-французски в
виде ответа Е. Пановой) начал
еще в 1828. Это была единственная
прижизненная публикация Чаадаева.
Всего им было написано восемь
«Философических писем» (последнее
в 1831). Чаадаев изложил в них
свои историософские взгляды.
Публикация первого «Философического
письма» стала важнейшим этапом
в формировании русского исторического
самосознания. По мнению А.
Григорьева, оно «было тою перчаткою, которая
разом разъединила два дотоле если не
соединенные, то и не разъединенные лагеря
мыслящих и пишущих людей» найти в интернете
и вставить ссылку
– западников и славянофилов. Общественный
резонанс был огромным, «Философическое
письмо» обсуждалось всеми мыслящими
членами общества. Жандармский генерал
Перфильев донес своему начальнику Бенкендорфу
о всеобщем негодовании, вызванном чаадаевской
статьей. Министр народного просвещения
Уваров представил Николаю I соответствующий
доклад, на который царь наложил резолюцию,
объявляющую статью «дерзостной бессмыслицей,
достойной умалишенного». После этого
журнал «Телескоп» закрыли, а Чаадаев
был официально объявлен сумасшедшим
и обречен на отшельничество в своем доме
на Басманной улице, где его посещал врач,
ежемесячно докладывавший о его состоянии
царю.
В такой атмосфере Чаадаевым
была написана статья «Апология
сумасшедшего» (1836–1837), задуманная
как своеобразное оправдание
перед правительством и обществом,
как разъяснение особенностей
своего патриотизма, своих взглядов
на высокое предназначение России.
Чаадаев считал, что Россия призвана
быть «совестным судом» человеческого
духа и общества.