Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:01, реферат
Актуальность работы определяется тем, что в сегодняшней России в процессе демократизации и других общественно-политических перемен средствам массовой информации и коммуникации приписываются довольно значительные роль и влияние. Аналитическая журналистика – одна из сред, образующих интеллектуально-политический ландшафт современной России. И, возможно, один из критериев цельности идейно-политического поля – способность «аналитиков» видеть в нем свое место.
- По способу организации: открытое и скрытое;
- По степени участия: включенное и невключенное;
- В зависимости от условий изучения: прямое и косвенное;
- По временному признаку: кратковременно и длительное.
2) Метод проработки документов. Наиболее распространенный. 2 способа анализа.
- интерпретация;
- контент-анализ.
3) Методы непосредственного контакта с носителем информации.
- интервью (предъявление заранее заготовленного списка вопросов);
- беседа (вопросы задает как журналист, так и носитель информации);
- опрос (выяснение мнения многих людей по одним и тем же вопросам);
- анкетирование (опрос с применением специально разработанных анкет).
4)
Метод эксперимента.
- Теоретические методы
1) Формально-логические. Оперируют с известными фактами, путем умозаключений выводя из них новое знание.
- индукция (вывод от частного к общему, имеет вероятностный характер);
- дедукция (вывод от общего к частному);
- аналогия (сопоставление с целью выявить сходства);
- сравнение (сопоставление с целью выявить различия).
2) Содержательно-логические. Учитывают изменчивость, развитие мира, выявляют внутренние и внешние связи.
- анализ (выявление причинно-следственных связей путем расчленения предмета на составляющие его элементы);
- синтез (соединение составляющих элементов в новое целое);
- гипотетический (прогнозирование. носит вероятностный характер);
- исторический (выявление
главных этапов в развитии
предмета).
Предпосылки "принятия" аналитического текста аудиторией.
Аналитический
текст может стать средством
ориентации массовой аудитории только
в том случае, если будет принят ей.
Принятие – это внутреннее согласие реципиента
с предлагаемой ему информацией. Существует
несколько факторов принятия текста:
- наличие у аудитории практической необходимости в данной информации.
Создать
текст, способный удовлетворить все
мотивы аудитории, вряд ли возможно, поэтому
необходима «ориентация» текста на конкретные
мотивы той или иной аудитории. При этом
возможно составление прогноза оценки
аудиторией адресуемых ей публикаций
с точки зрения «нужности» их для нее.
- соответствие текста объективной реальности.
Одной
из причин обращения аудитории к
СМИ является потребность в достоверности
информации. Отсюда – соответствующие
требования к журналисту: усиление
поисковой деятельности по выявлению
истины.
- определенная организация текста.
С одной
стороны, текст должен отображать познание
автором какого-то явления действительности,
с другой – как средство общения
– отображать коммуникативный акт,
речевую деятельность, адресованную
автором аудитории.
- ориентация на доминантные проблемы аудитории
Текст
имеет стопроцентную
- соотнесенность с «прошлым опытом» аудитории.
Понятие
«прошлого опыта» включает в себя запас
знаний, систему фиксированных установок,
стереотипов, норм, ценностных ориентаций;
способности, умения, навыки осуществления
различных мыслительных операций; стиль
мышления. Журналистский текст должен
учитывать «прошлый опыт» аудитории, и
строиться, основываясь на нем.
Основные
приемы истолкования
объекта отображения
(описание, объяснение,
прогноз, оценка, доказательство)
- Описание
Некая фиксация знания, цель которой – познакомить читателя с предметом, ввести его в курс настоящего разговора, создать наглядный образ. Описание – база для дальнейших теоретических операций. От описания зависит интерес аудитории к предмету. Два метода построения описания:
1) Группировка данных. Систематизация знаний о предмете по их подобию/различию. Позволяет связать разрозненные факты в единую систему, соответствующую концепции текста.
2) Типологизация.
Выявление устойчивых общих свойств предметов.
- Объяснение
Установление
причинно-следственных связей внутри
события или между разными
событиями. Для этого нужно: 1) выделить
некую совокупность фактов и найти то
общее, что их связывает; 2) найти исходную
точку; 3) восстановить всю цепочку; 4) исходя
из логики развития цепочки, предположить
ее дальнейшее развитие.
- Прогноз
Важнейший элемент. Используется в любых аналитических материалах. Несколько методов прогнозирования:
- метод
экспертных оценок (желательно мнение
нескольких независимых
- сценарный
метод (сценарии – публикации,
отражающие жизнь какого-то
- метод
экстраполяции (перенос
- метод аналогии.
Из
текста должно быть хорошо видно, что
прогноз носит вероятностный характер.
- Оценка
Сопоставление
чего-либо с идеалом. Сильно влияет
на систему взаимоотношений «
1) Избирательная. Акцент делается на одной грани анализируемого явления. Используется в пропагандистских целях, рекламных материалах.
2) Объективно-комплексная. Оцениваются все грани, в конце – вывод автора о преимуществе какой-либо из них.
По способу выражения оценка бывает прямой авторской (оценочные слова) и опосредованной (через описание своего действия или действий тех или иных людей). К неприемлемым методам оценки явлений относятся:
- Домысел и «передержки» (сознательное искажение оцениваемого явления, приписывание ему несвойственных качеств, следствий; эти методы опираются не невозможность проверки достоверности, на неосведомленность аудитории);
- Апелляция к «личности» (оценивается не событие, а человек, имеющий к нему отношение);
- Апелляция к «публике» (автор уклоняется от обоснования утверждений путем «заигрывания» с читателем, лести в его адрес);
- Навешивание ярлыков (предмету оценки приписываются те качества, которых у него нет);
- Сплетня
(использование непроверенных
источников информации).
- Доказательство
Задача доказательства – подтверждение авторских суждений. Состоит из трех элементов:
1) Тезис. Основная идея, которую нужно доказать. Должен быть четким и определенным, не меняться по ходу доказательства, полностью подтверждаться аргументом.
2) Аргумент. То, что подтверждает истинность тезиса. Должен быть наглядным, соответствовать реальности, проверяться практикой, быть самостоятельным независимо от тезиса. Он не должен противоречить другим аргументам в рамках данного доказательства.
3) Демонстрация. Предъявление аргументов, установление их связи с тезисом.
Существует
две ошибки при работе с доказательством:
1) мнимое следование (отсутствие логической
связи между тезисом и
Для усиления доказательства используются:
- привязка доказательства к опыту аудитории;
- привязка доказательства к возможности проверки аудиторией;
- привязка доказательства к авторитетному мнению или источнику;
-
прием «перевеса
мнений».
Основные принципы построения аналитического текста.
Восприятие
текста во многом зависит от его
структуры. Хоть к стандартным схемам
построение аналитического текста свести
нельзя, есть некоторые принципы. Любой
текст подразумевает наличие
факта (предмет отражения) и
комментария (авторская оценка, прогноз
и т.д.).
Выделяют следующие типы построения:
- Познавательно-ориентированные тексты. В основе восприятия лежит человеческое любопытство. Используется в случае, если аудитория предельно заинтересована в предмете. В обобщенном виде выглядит как: описание фактов – объяснение – оценка – предписание. Существует несколько методов построения познавательно-ориентированных текстов.
- как описание отдельного элемента процесса познания (плюсы: четко фиксируются познавательные действия журналиста; минусы: может входить в аналитический текст как фрагмент);
- как
изложение нескольких
- как изложение завершенного, целостного акта познания (акцент на завершенность, используется, когда интерес представляет не сам процесс познания, а результат; пример – журналистское расследование);
- как
описание схемы
-
Коммуникативно-
- Собственно социальные (социальным группам для осуществления социальной деятельности);
-
Социально-психологические (информационные
потребности отдельных
людей для выработки
адекватной социальной
ориентации, профессиональной
деятельности).
По цели коммуникации выделяют:
- осведомительные (ознакомление аудитории с предметом отображения);
- регуляторные (передача информации, побуждающей к какому-либо действию);
- эмотивные
(информационное воздействие
на чувственно-эмоциональную
систему человека или
на отдельные эмоции).
В
соответствии и с учетом этих групп
строятся коммуникативно-
- ориентация на содержательный момент.