Несомненным
преимуществом является и благоприятный
инвестиционный климат, который сложился
в Тверском регионе за последние
несколько лет. Для обеспечения максимально
эффективного взаимодействия с инвесторами
в 2006 году в структуре Администрации Тверской
области был создан исполнительный орган
власти — Управление регионального развития,
которое представляет собой то самое «одно
окно» для инвестора, о котором так много
говорят, но мало кто реализует это правило
на местах.
Важнейшая
задача управления – административная,
финансовая и информационная поддержка
инвесторов на всех этапах реализации
инвестиционного проекта с момента обращения
и до ввода предприятия в промышленную
эксплуатацию.
Основная
деятельность управления регионального
развития это:
- привлечение
инвестиций в экономику и социальную
сферу тверского региона;
- оказание содействия
предприятиям и организациям
в привлечении инвестиций и
реализации инвестиционных проектов;
- предоставление
потенциальным инвесторам информации
о существующих на территории
региона инвестиционных и инновационных
проектах, нуждающихся во внешнем
финансировании;
- консультирование
потенциальных инвесторов о наличии
в области свободных производственных
площадей, строительных площадок
и земельных участков, инженерных
коммуникаций, инвестиционной инфраструктуры,
трудовых ресурсов;
- проведение
переговоров с потенциальными
инвесторами;
- сопровождение
инвесторов по вопросам оформления
согласительно-разрешительной документации
к инвестиционному проекту;
- поиск источников
финансирования для инвестиционных
проектов предприятий области;
Управление
в соответствии с возложенными на него
задачами осуществляет в сферах, относящихся
к вопросам ведения управления, следующие
функции:
- предоставление
потенциальным инвесторам информации
о существующих на территории
региона инвестиционных и инновационных
проектах, нуждающихся во внешнем
финансировании;
- консультирование
потенциальных инвесторов о наличии
в области свободных производственных
площадей, строительных площадок
и земельных участков, инженерных
коммуникаций, инвестиционной инфраструктуры,
трудовых ресурсов;
- проведение
переговоров с потенциальными
инвесторами;
- консультирование
по вопросам законодательства
Тверской области в сфере экономики;
- сопровождение
инвесторов по вопросам оформления
согласительно-разрешительной документации
к инвестиционному проекту;
- проведение
презентаций инвестиционных возможностей
Тверской области в СМИ, на
специализированных форумах, конференциях
и т.п., перед потенциальными стратегическими
инвесторами;
- организация
проведения совещаний, семинаров,
конференций, выставок, ярмарок в
сферах, относящихся к ведению Управления,
а также участие в подобных мероприятиях,
проводимых другими организаторами, в
том числе, зарубежными;
- участие в
межрегиональных и международных
программах сотрудничества по
вопросам развития инвестиционной
деятельности;
- поиск источников
финансирования для инвестиционных
проектов предприятий области;
- проводит анализ,
оценку, отбор и экспертизу инвестиционных
проектов на предмет соответствия
их установленным требованиям;
- участвует в
разработке инвестиционный политики Правительства
Тверской области, мер, направленных на
стимулирование инвестиционной активности
и привлечение инвестиций, в том числе
иностранных, в экономику области;
- формирует банк
приоритетных инвестиционных проектов
и содействует их продвижению
и реализации;
- осуществляет
функции главного распорядителя
и получателя средств областного
бюджета Тверской области, предусмотренных
на содержание Управления, и администратора
бюджетных целевых программ.
2.2.
Процесс организации
управления инвестициями
МО
Повышение
конкурентоспособности хозяйственного
комплекса Тверской области напрямую
связано с обновлением и увеличением
производственных фондов уже существующих
предприятий и созданием новых
производств, что означает необходимость
увеличения объемов привлекаемых инвестиций.
Наиболее
перспективным направлением для Твери
в сфере привлечения инвестиций является
импорт инновационных технологий либо
встраивание в чужие конкурентоспособные
технологические комплексы, реализация
проектов, предпочтительно обеспечивающих
сохранение и улучшение среды жизни, ее
высокоурбанизированный уровень и развитие
качества человеческого капитала.
Всего
в настоящее время на территории
Тверской области при поддержке
Администрации Тверской области
реализуется свыше 70 крупных инвестиционных
проектов различной отраслевой направленности
с общим объемом инвестиций более
120 млрд. рублей и планируемым созданием
свыше 16 000 новых рабочих мест.
Однако
для дальнейшего развития Твери
как муниципального образования благоприятного
для привлечения инвестиций и организации
бизнеса необходимо решить следующие
задачи:
- обеспечить
потенциальных инвесторов полной и качественной
информацией о существующих свободных
земельных участках, производственных
площадях и проектах, об этапах и сроках
реализации инвестиционных проектов в
современных условиях;
- провести
мероприятия по созданию и поддержанию
имиджа Тверской области как региона благоприятного
для привлечения инвестиций и организации
бизнеса;
- оказать содействие
организациям в реализации новых инвестиционных
проектов;
- усовершенствовать
инвестиционное законодательство Тверской
области с целью расширения перечня видов
государственной поддержки инвестиционных
проектов, реализующихся на территории
Тверской области, в т.ч. для приоритетных
инвестиционных проектов, имеющих стратегическое
значение для развития области.
- Для решения
данных задач представляется целесообразным
провести следующие работы:
- сформировать
банк данных по свободным земельным участкам
и производственным площадям для последующего
предложения потенциальным инвесторам;
- предоставить
потенциальным инвесторам информацию
о существующих на территории тверского
региона инвестиционных и инновационных
проектах, нуждающихся во внешнем финансировании;
- предоставить
потенциальным инвесторам информацию
о наличии в Тверской области свободных
производственных площадей, земельных
участков, инженерных коммуникаций, инвестиционной
инфраструктуры, трудовых ресурсов;
- провести
переговоры с потенциальными инвесторами;
- осуществить
сопровождение инвесторов по вопросам
оформления согласительно-разрешительной
документации к инвестиционному проекту
и консультирование по вопросам законодательства
Тверской области в сфере экономики;
- организовать
и провести презентации инвестиционных
возможностей Тверской области в средствах
массовой информации, на специализированных
форумах, конференциях и т.п., перед потенциальными
стратегическими инвесторами;
- организовать
проведение совещаний, семинаров, конференций,
выставок, ярмарок в сферах, относящихся
к ведению Управления (в том числе с участием
представителей общественности), а также
участие в подобных мероприятиях, проводимых
другими организаторами, в том числе зарубежными;
- организовать
мероприятия по информированию общественности
о результатах деятельности по привлечению
инвестиций в экономику Тверской области,
а также о реализации инвестиционных проектов
на территории Тверской области через
средства массовой информации;
- принять участие
в межрегиональных и международных программах
сотрудничества по вопросам развития
инвестиционной деятельности;
- осуществить
анализ инвестиционных проектов на предмет
соответствия их установленным требованиям;
- организовать
консультирование предприятий по вопросам
привлечения инвестиций, а также по вопросам
бизнес-планирования, инвестиционного
маркетинга и т.п.;
- разработать
нормативную правовую базу, предусматривающую
виды поддержки для приоритетных инвестиционных
проектов;
- принять участие
в разработке нормативной правовой базы,
которая позволит сконцентрировать усилия
области на развитии инфраструктуры, что
позволит, в свою очередь создать индустриальные
парки и привлечь в Тверскую область высокоэффективные
и высокотехнологичные инвестиционные
проекты;
- провести
оценку удовлетворенности населения,
представителей делового сообщества за
пределами Тверской области инвестиционной
политикой Администрации Тверской области
и известности тверского региона как инвестиционно
привлекательного;
- разработать
механизм мониторинга компаний, которым
выданы субсидии из областного бюджета
Тверской области в целях поддержки вновь
созданных производств, обеспечивающих
создание дополнительных рабочих мест
на территории Тверской области.
Для наилучшего
управления инвестициями Управление регионального
развития осуществляет контроль над выполнением
мероприятий Ведомственной целевой программы.
В настоящее время действует ВЦП от
17.05.2011г. «Обеспечение устойчивых темпов
роста объемов инвестиций, привлекаемых
в экономику Тверской области на 2010 –
2012 годы».
Ежеквартальный
мониторинг реализации ВЦП осуществляется
путем представления Управлением
регионального развития Тверской области
в срок не позднее 15 числа месяца, следующего
за отчетным кварталом, в департамент
финансов Тверской области, департамент
экономики Тверской области, департамент
территориальной и информационной политики
Тверской области и контрольно-аналитический
комитет Тверской области отчета о реализации
ВЦП за квартал.
Ежегодный
мониторинг осуществляется путем представления
Управлением в департамент экономики
Тверской области, департамент финансов
Тверской области, департамент территориальной
и информационной политики Тверской
области и контрольно-аналитический
комитет Тверской области в срок
не позднее 1 апреля года, следующего за
отчетным, годового отчета о реализации
ВЦП.
В целях
осуществления мониторинга реализации
ВЦП и своевременного формирования
достоверной отчетности о реализации
ВЦП Управлением планируется
осуществлять взаимодействие с администрациями
муниципальных образований Тверской
области и организациями, реализующими
инвестиционные проекты на территории
Тверской области, с целью уточнения
следующей информации: объем инвестиций,
количество создаваемых рабочих мест,
стадия реализации проекта, дата начала
строительства, дата окончания строительства,
дата выхода на проектную мощность, подписание
протокола о намерениях или соглашения
о сотрудничестве с Администрацией Тверской
области.
В
рамках реализации мероприятий ВЦП
Управлением регионального развития
проводилась активная деятельность по
работе с потенциальными инвесторами
и существующими предприятиями по реализации
инвестиционных проектов, а также по укреплению
уже сложившихся и налаживанию новых международных
связей.
2.3.
Показатели инвестиционной
активности МО
Фактическое
значение показателя объёма инвестиций
в основной капитал за счет всех
источников финансирования по полному
кругу предприятий и организаций
по городу Твери в 2010 году составило
17,8 млрд. руб., в том числе по крупным
и средним предприятиям - 9,6 млрд.
руб. Индекс физического объёма данного
показателя в 2010 году по полному кругу
предприятий составил 93,4%, по крупным и
средним предприятиям и организациям
- 77,7 % к уроню 2009 года в сопоставимых ценах.
Распределение
инвестиций в основной капитал по
крупным и средним предприятиям
в 2010 году по источникам финансирования
сложилось следующим образом: доля
инвестиций за счёт собственных средств
предприятий составила 29,2% (2,8 млрд.
руб.), доля привлечённых средств составила
70,8% (6,8 млрд. руб.).
Объём капитальных вложений, осуществлённых
за счёт собственных средств
предприятий, по сравнению с
2009 годом сократился на 15,8% в сопоставимых
ценах. Это, наравне с сокращением
объемов кредитования и заимствований,
оказалось одной из причин 50% сокращения
инвестиций в основной капитал
по виду экономической деятельности
«обрабатывающие производства».
Финансирование
инвестиционной деятельности за счёт
бюджетных средств сократилось
на 2,2%, и составило 50% от всех вложенных
средств. Это позволило избежать
существенного снижения инвестиций
по виду экономической деятельности
«Государственное управление и обеспечение
военной обязанности; обязательное
социальное обеспечение» (74,5% от значения
2009 года в сопоставимых ценах) и значительно
увеличить объем вложений в «Образование»
(темп роста 168,9%).
К
основным видам экономической деятельности,
на которые пришлась большая часть
инвестиций в основной капитал по
крупным и средним предприятиям
в 2009 году, относятся:
- транспорт и
связь (23,3%);
- операции с
недвижимым имуществом, аренда и
предоставление услуг (16,7%);
- обрабатывающие
производства (15,5%);
- государственное
управление и обеспечение военной
безопасности, обязательное социальное
обеспечение (10,8%);
- производство
и распределение электроэнергии,
газа и воды (9,9%);
- здравоохранение
и предоставление социальных
услуг (9,0%);
-другие сферы(14,8%).
В
результате инвестиционной деятельности
в 2010 году введены в эксплуатацию
торгово-развлекательный центр «Рубин»,
областной перинатальный центр,
областная многопрофильная детская
больница, завершена первая очередь
реконструкции мостового перехода
через р.Волга на км 176 автомобильной
дороги М-10 "Россия" (Мигаловский
мост).
В
2010 году по городу Твери предприятиями
и организациями всех форм собственности
и индивидуальными застройщиками
введено в эксплуатацию жилья
общей площадью 196,6 тыс.кв.м. Таким
образом, за истекший год введено
жилья на 30,3% больше, чем в 2009 году.
Такое отклонение в большую сторону
вызвано следующими причинами: