Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:07, доклад
Описание работы
Особенностью отечественного рынка является то, что активное распространение термина "толлинг" в России связано в основном со схемами работы иностранных контрагентов российской алюминиевой промышленности. В то же время, было бы ошибкой считать, что толлинг возник только в условиях перехода российской экономики к рынку. "Давальческие схемы фактически были реализованы в хозяйственном обороте в отраслях промышленности бывшего СССР.
В
последние годы доля российской карамели
в общей структуре потребления
постоянно снижается, уступая место
более дешевой украинской. "В частности,
доля украинских леденцов на российском
карамельном рынке достигла 28,1%. Это связано
с тем, что в карамели и других дешевых
сахаристых продуктах доля сахара наиболее
высока. Сахар же на Украине стоит примерно
на 15-20 процентов дешевле, чем в России.
В результате применения толлинговых
схем цена на украинскую карамель на 25-30%
ниже стоимости аналогичной российской
продукции.
3.
Толлинг в текстильной промышленности
Широкое
применение толлинговые схемы также
получили в текстильной отрасли.
Согласно оценкам “Ростекстиля” по толлинговым
схемам в России работает, почти 40% льноперерабатывающих
мощностей РФ. Низкая урожайность посевов,
невысокое качество получаемого волокна
приводят к тому, что ткацкие и прядильные
фабрики испытывают острую потребность
в сырье, которое они вынуждены импортировать
из зарубежных стран" http://www.tolling.ru.
4.
Толлинг в сельском хозяйстве
К
основным причинам, делающим толлинг
привлекательным для сельхозпроизводителей
в России относятся:
вынужденное
использование бартерных схем в виду отсутствия
у производителей свободных денежных
средств;
ограниченный
рынок сбыта некоторых видов
продукции или, другими словами,
их низкая ликвидность. В то же время,
продукты дальнейшей переработки могут
оказаться более ликвидными и могут
быть быстро реализованы конечным потребителям.
Примерами
этого могут стать, например, птицефабрики
бройлерного направления, которые
могут передавать живую птицу (низколиквидная
продукция) с целью получения
готового к продаже мяса (высоколиквидная
продукция) сторонним предприятиям. Это
может иметь место в случае отсутствия
убойного цеха или недостаточных мощностей
для переработки или вследствие улучшенной
технологии стороннего убойного цеха,
позволяющей производить принципиально
новые виды продукции (куриные сосиски,
куриную ветчину, полуфабрикаты) и т.д.;
Или
примером оправданного применения толлинговых
схем могут стать птицефабрики яичного
направления, передающие технологические
отходы (разбитое яйцо) на переработку
в ликвидные виды продукции: яичный
порошок на давальческих началах" http://www.tolling.ru.
Помимо
широкого применения в алюминиевой
промышленности, почти 18% загружена
по схеме толлинга цветная металлургия,
судостроение - на 11%, легкая промышленность
- 7%.
3.4
Причины распространения толлинговых
схем в России. Российские особенности
толлинга
Есть
несколько аспектов экономико-правовой
ситуации в России, обусловившие широкое
распространение толлинга. Один из
них - то, что рынок в России относительно
молод и окончательно не сформирован
и для него характерно следующее:
недостаток
на большинстве предприятий оборотных
средств;
кризис
сбыта на внутреннем рынке;
отсутствие
интегрированного в мировой и
стандартизированного финансового
учета, позволяющего точно определять
финансовое состояние предприятия;
зависимость
законодательства от субъективного
мнения чиновников, личностных отношений;
отсутствие
развитой товаропроводящей сети,
сырьевая
проблема;
низкий
профессиональный уровень специалистов
на производстве.
Все
эти и многие другие обстоятельства,
включая налоговое законодательство,
приводит к сложностям ведения бизнеса,
отсутствию доверия во взаимоотношениях
партнеров, необходимости стороннего
финансирования предприятий. Отметим,
что к толлингу в нашей стране отношение
весьма неоднозначное.
"Периодические
атаки на толлинг со стороны государственной
власти происходили с завидной, буквально
ежегодной регулярностью с конца 90-х годов.
Хотя сегодня главным поводом для толлинговых
баталий является чисто экономический
аспект. В настоящее время речь идет о
поиске баланса между интересами производителей
и фискальными интересами государства.
С учетом того, что толлинг активно используется
и в таких отраслях промышленности, как
алюминиевая, легкой, химической, нефтеперерабатывающей,
речь идет о сотнях миллионов долларов.
Впервые
толлинг пытались запретить еще
в 1999 г. Тогда налоговые службы интересовали
не столько сами толлинговые схемы,
сколько вывод с их помощью
капиталов за рубеж. С 1 января 2002 г.
Правительство РФ запретило внутренний
толлинг, отменив льготные налоговые
режимы при переработке давальческого
сырья. Внешний толлинг перевели в режим
переработки сырья на таможенной территории,
с уплатой импортных пошлин и НДС (который
возвращается предприятию при экспорте
готового алюминия). В случае отмены толлинговых
схем российским производителям алюминия
придется платить НДС на общих основаниях.
По подсчетам российских чиновников, из-за
толлинга мимо бюджета пролетают десятки
миллионов долларов ежегодно. К тому же
у власти нет реальных инструментов, чтобы
отследить все операции по толлинговым
схемам. В случае отмены толлинга, в качестве
утешительного подарка тем кто завязан
на толлинговые схемы - предприятиям алюминиевой
отрасли, предлагается отменить экспортную
пошлину на алюминий и импортную на глинозем.
Обе сегодня составляют 5%.
Однако
российские производители алюминия
утверждают, что предложенная правительством
отмена экспортной и импортной пошлин
потерь от толлинга никак не компенсирует.
Ведь
толлинговая схема - одна из немногих
возможностей легально экономить на налоговых
платежах. Большинство транснациональных
компаний активно использует давальческие
схемы для минимизации налоговых отчислений.
Сегодня около 70 стран (США, Китай, страны
ЕС, Венгрия, Польша, Мексика) используют
толлинг. Компании-толлингеры не платят
импортную и экспортную пошлину, а НДС,
уплаченный при ввозе сырья, им возвращается"
http://www.zagrebnev.ru/st/29/shtml.
4.
Проблемы функционирования толлинга
в России
4.1
Правовые основы толлинга
Согласно
Российскому законодательству, переработка
импортируемого сырья на давальческих
условиях может происходить в двух вариантах:
в таможенном режиме переработки товаров
на таможенной территории, либо в режиме
переработки товаров под таможенным контролем.
Переработка товаров на таможенной территории
- это такой таможенный режим, при котором
иностранные товары используются в установленном
порядке для переработки на таможенной
территории РФ без применения мер экономической
политики и с возвратом сумм ввозных таможенных
пошлин и налогов при условии вывоза в
соответствии с таможенным режимом экспорта
продуктов переработки за пределы таможенной
территории РФ.
При
ввозе товаров, предназначенных
для переработки внутри таможенной
территории, НДС и акцизы взимаются
в общеустановленном порядке, как
при выпуске для свободного обращения.
Возврат
сумм ввозных таможенных пошлин, налогов
при вывозе продуктов переработки
в соответствии с таможенным режимом
экспорта производится таможенными
органами РФ при условии соблюдения
требований законодательства и если
продукты переработки вывозятся в срок
не позднее двух лет со дня перемещения
товара через таможенную границу РФ.
Второй
вариант переработки - переработка
товаров под таможенным контролем.
Это такой таможенный режим, при
котором при ввозе иностранных
товаров для переработки налог на
добавленную стоимость и акцизы не взимаются.
Необходимость дальнейшей уплаты таможенных
платежей и налогов зависит от того, под
какой таможенный режим будут помещены
продукты переработки, например, при выпуске
для свободного обращения (импорте) таможенные
платежи и налоги уплачиваются на общих
основаниях. В обоих режимах иностранные
товары и продукты их переработки освобождаются
от вывозных таможенных пошлин, налогов.
Борьба
между сторонниками толлинга, главным
образом, компаниями текстильной, алюминиевой
и многих других отраслей промышленности,
и его противниками в лице налоговых и
таможенных органов, продолжается и по
сей день. Федеральная таможенная служба
(ФТС) сделала шаг в сторону искоренения
внутреннего толлинга, предложив запретить
его в отношении ряда товаров, среди которых
- нефть, нефтепродукты, цветные и черные
металлы, алмазы, древесина, пластмасса.
ФТС
решила пойти дальше в борьбе с
внутренним толлингом. "Как следует
из разработанного службой проекта
постановления правительства РФ, она
предлагает запретить помещение под таможенный
режим переработки вне таможенной территории
России отдельных видов товаров. В этот
перечень, в частности, входят соль, сера,
цемент, все виды руд, минеральное топливо,
нефть и продукты ее перегонки, пластмассы,
древесина, обработанные и необработанные
алмазы, ряд драгоценных камней, черные
и цветные металлы.
Все
эти товары, согласно предложениям
ФТС, можно будет помещать под
режим переработки вне таможенной
территории РФ только в случае, если
будет производиться их ремонт или
восстановление их потребительских свойств.
Год
назад правительству удалось
запретить внутренний толлинг для
ювелиров. Однако, сейчас таможенники
хотят ущемить интересы куда более
мощных отраслевых групп: нефтяников,
металлургов, ряда других добывающих и
обрабатывающих отраслей" http://www.jewellerynews.ru/process/news.html?id=10913&pubinfo=1.
При
этом не стоит забывать, что у
внутреннего толлинга есть еще "зеркальный"
близнец - внешний толлинг. И он тоже
может использоваться в качестве
инструмента для минимизации налогового
бремени российских экспортно-ориентированных
компаний. Зарубежные контрагенты, зачастую
аффилированные с владельцами российских
заводов, поставляют в Россию сырьё и вывозят
готовую продукцию, а местные заводы оказывают
лишь услуги по переработке и получают
за это фиксированный доход, с которого
и платят налоги.
Характерной
особенностью такой схемы является
то, что сырье и конечный продукт
не облагаются налогами - при условии,
если вся конечная продукция идет
на экспорт. В российских условиях это
означает, что фирмы-толлингеры не платят
экспортной пошлины, а НДС, взятый с них
при ввозе сырья, при экспорте уже готовой
продукции им возвращается. По различным
оценкам, в результате применения таких
схем российский бюджет ежегодно теряет
сотни миллионов долларов.
"Между
тем, именно во внешнем толлинге
заинтересованы отечественные производители
алюминия. При ввозе давальческого
сырья и вывозе уже готовой
продукции предприятию не надо
платить пошлины. Данные операции
не облагаются НДС. Но при этом серьёзные
убытки несёт государство. Основную выгоду
при применении внешнего толлинга заводами
US Rusal получают иностранные оффшорные
компании.
Именно
они занимаются ввозом сырья и
реализацией продуктов переработки.
Высокая прибыль этих компаний формируется,
благодаря высокой цене продуктов переработки
глинозема на внешнем рынке и малой стоимости
услуг по переработке сырья в России. Ежегодный
доход оффшорных компаний - около 2 млрд
долларов. Российская казна при этом недополучает
более 11 млрд рублей налога на прибыль"
http://www.tolling.ru.
Никаких
нарушений закона не происходит: таможенный
кодекс разрешает работать через
оффшор. Счётная палата предлагает
отойти от этой привычной схемы. Главная
идея: толлинг могут применять
только те компании, которые напрямую
связаны с переработкой. При этом сырьё
должно быть их собственным. Таким образом,
оффшорам будет поставлен заслон.
В
случае принятия, это нововведение
в первую очередь ударит по отечественной
алюминиевой промышленности. Известно,
что основные месторождения бокситов
и главный рынок сбыта алюминия находятся
в других странах. Используя толлинговую
схему, переработчик формирует лишь часть
стоимости продукции и дохода компании.
Заводы лишь перерабатывают сырьё, не
неся при этом никаких финансовых рисков,
не занимаясь реализацией готовой продукции.
Правда, и доходы в этом случае не зависят
от рыночной конъюнктуры, потому-то и доходы
могут показаться незначительными.
Предложение
Счётной палаты вызвало много
разных мнений. Юристы уверены, что нововведения
помогут сделать толлинговые операции
более прозрачными. Чиновники Министерства
финансов убеждены, что важнее более эффективно
контролировать трансфертные цены. В правительстве
комментируют это так, что предложение
Счётной палаты идут в ногу с той экономической
политикой, которая проводится в России.