Свободная экономическая зона в Калининградской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:27, контрольная работа

Описание работы

Получение, использование и распределение созданных материальных благ требуют обмена ими не только на личностном, внутристрановом уровне, но также и на межстрановом. Необходимость осуществления обменных операций между странами обусловила формирование международных экономических отношений как отдельной экономической категории, а также привела к интенсивному развитию межстранового разделения труда и соответственно укреплению взаимосвязей в области торговли, движения капитала, научных и технологических знаний, рабочей силы, информации.

Содержание

Введение
1. Свободные экономические зоны. Общие понятия...........................................5
1.1 Торговые СЭЗ....................................................................................................7
1.2 Промышленно-производственные СЭЗ...........................................................8
1.3 Научно-технологические (технико-внедренческие) СЭЗ..............................9
1.4 Сервисные СЭЗ..................................................................................................9
1.5 Комплексные СЭЗ...........................................................................................10 1.6 Международные СЭЗ......................................................................................10
1. 7 Последовательные поколения СЭЗ...............................................................10
2. СЭЗ в России......................................................................................................11
3. Свободная экономическая зона в Калининградской области.......................14
4. Рекомендации по совершенствованию СЭЗ...................................................17
Заключение............................................................................................................20
Список литературы................................................................

Работа содержит 1 файл

Свободные Экономические Зоны на примере Калининградской области.docx

— 36.88 Кб (Скачать)

    Содержание 

Введение

1. Свободные экономические зоны. Общие понятия...........................................5

1.1 Торговые  СЭЗ....................................................................................................7

1.2 Промышленно-производственные  СЭЗ...........................................................8

1.3 Научно-технологические  (технико-внедренческие) СЭЗ..............................9

1.4 Сервисные СЭЗ..................................................................................................9

1.5 Комплексные СЭЗ...........................................................................................10 1.6 Международные СЭЗ......................................................................................10

1. 7 Последовательные  поколения СЭЗ...............................................................10

2. СЭЗ  в России......................................................................................................11

3. Свободная  экономическая зона в Калининградской  области.......................14

4. Рекомендации  по совершенствованию СЭЗ...................................................17

Заключение............................................................................................................20

Список  литературы...............................................................................................21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли  в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но, как отмечено, к этому  перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку  те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами", не удовлетворяют международным  требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.

    Более того, несмотря на неоднократные попытки  создания реально функционирующих  СЭЗ в России, они остаются в  отечественной экономике явлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении уже почти 10-ти лет  ведутся острые, но далеко не всегда приносящие реальные плоды дискуссии. Судя по остроте этих дискуссий, а  также по отсутствию значимых практических результатов деятельности российских СЭЗ, до сих пор нельзя считать  вполне ясным: целесообразно и возможно ли вообще их широкое создание в  наших переходных условиях? В какой  мере эти зоны смогут получить развитие в России, как именно должна при  этом сказаться ее специфика? Не являются ли зоны свободного предпринимательства  своеобразной "естественной монополией" лишь отдельных приграничных районов  Российской Федерации? Насколько обширными  могут быть их границы? На каком уровне должны приниматься решения об образовании  таких зон, какие процедуры при  этом целесообразно применять?

    Для ответа на подобного рода вопросы  требуется ознакомиться с существующей мировой и отечественной практикой, попытаться проанализировать накопленный (в том числе - и отрицательный) опыт. Это позволит объективно оценить  возможности и перспективы создания и развития свободных экономических  зон в российской экономике.

    Получение, использование и распределение  созданных материальных благ требуют  обмена ими не только на личностном, внутристрановом уровне, но также  и на межстрановом. Необходимость  осуществления обменных операций между  странами обусловила формирование международных  экономических отношений как  отдельной экономической категории, а также привела к интенсивному развитию межстранового разделения труда и соответственно укреплению взаимосвязей в области торговли, движения капитала, научных и технологических  знаний, рабочей силы, информации. Можно  с уверенностью говорить о том, что  международное разделение труда  и международные экономические  отношения при их рациональном и  правильном использовании могут  быть обоюдовыгодными для всех участников. На сегодняшний день есть немало подтверждений  тому, что, несмотря на относительно успешный рост мировой экономики в целом, международная торговля, базирующаяся на международном разделении труда, развивается более быстрыми темпами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Свободные экономические зоны. Общие понятия.

    Под СЭЗ следует понимать часть территории страны, где государство устанавливает  особый режим управления, наиболее благоприятный для деятельности иностранных и отечественных  предпринимателей, для привлечения  внешних и внутренних инвестиций.

    Этот  режим обычно предусматривает особые льготы для осуществления торговых операций (вплоть до отмены экспортно-импортных  пошлин), налоговые льготы (вплоть до отмены налогообложения), финансовые льготы на предоставление коммунальных и иных услуг и административные льготы, облегчающие процедуры въезда и  выезда, регистрации предприятий  и т. д.

     Специфической формой сотрудничества являются особые экономические зоны. Первая такого рода зона была образована в Калининградской  области 22 января 1996 года. С этой целью  был принят специальный закон, которым  было определено, что территория зоны распространяется на всю Калининградскую  область за исключением объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение, а также объектов нефтегазовых отраслей на континентальном шельфе и в исключительной экономической  зоне Российской Федерации.

     31 мая 1999 года был принят закон  о создании Особой экономической  зоны в Магаданской области.  Срок жизнедеятельности этой  зоны был определен до 31 декабря  2014 года.

     Представляется, что существенной слабостью Особых экономических зон является увлечение  гигантскими масштабами территории, нечеткость механизма предоставления льгот, что может приводить к  злоупотреблениям. Кроме того, нельзя не отметить и стремление местной  администрации ограничить свободу  трансграничного перемещения товаров, что, на наш взгляд, в конечном счете, не может оказывать положительного воздействия на развитие ОЭЗ (речь идет, в частности, об ОЭЗ Калининградской  области).

     До  недавнего времени единственной законодательной базой СЭЗ в  России была глава 7 “Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах” закона “Об иностранных инвестициях  в РСФСР”, введенного в действие с 1 сентября 1991 года. Эта глава включала статью 41 “Свободные экономические  зоны” и статью 42 “Условия хозяйственной  деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями в свободных экономических  зонах”.

     Пересмотр подхода к СЭЗ и учет ранее  совершенных ошибок привел к решению  о создании на территории Российской Федерации разновидности СЭЗ, приспособленных  к специфике отечественной действительности — ОЭЗ. Президент РФ подписал и  обнародовал Федеральный закон  от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ „Об особых экономических  зонах в Российской Федерации“ (далее  — Федеральный закон № 116-ФЗ), разработанный Правительством РФ. Федеральный  закон № 116-ФЗ определил правовой режим особых экономических зон  на территории Российской Федерации, порядок  их создания, функционирования и существования, а также установил особенности  ведения в ОЭЗ предпринимательской  деятельности. ОЭЗ признается определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует  особый режим осуществления предпринимательской  деятельности. ОЭЗ создается на 20 лет, и срок ее существования продлению  не подлежит. С 27 августа 2005 г., дня вступления в силу Федерального закона № 116-ФЗ, было прекращено существование других созданных до этого СЭЗ и ОЭЗ (за исключением двух ОЭЗ — в  Калининградской и Магаданской  областях).

     Изначально, при создании ОЭЗ, Правительство  РФ определяет виды деятельности, осуществление  которых разрешено в ней. Кроме  того, существует ряд ограничений  на проведение таких операций в ОЭЗ, как:

     1) добыча полезных ископаемых и  металлургическое производство;

     2) переработка полезных ископаемых  и переработка лома черных  и цветных металлов;

     3) производство и переработка подакцизных  товаров (за исключением легковых  автомобилей и мотоциклов).

     Запрет  на данные виды деятельности связан с  тем, что они и так являются сверхрентабельными и не нуждаются  в применении льготного режима.

    ОЭЗ являются разновидностью СЭЗ комплексного типа. Первоначально Федеральный  закон № 116-ФЗ предусматривал создание в России ОЭЗ двух типов: технико-внедренческих  ОЭЗ, предназначенных для разработки и внедрения продуктов научной  деятельности, и промышленно-производственных ОЭЗ, предназначенных для производства высококачественной конкурентоспособной  продукции.

    Одно  из непременных условий возникновения  СЭЗ:

наличие выгодного экономико-географического  положения. Для небольших, «точечных», СЭЗ это прежде всего соседство  с международным портом или аэропортом.

    Критерии  классификации свободных экономических  зон 

    1) характер деятельности и функциональное  предназначение;

    2) степень интегрированности в  мировую и национальную экономику; 

    3) отраслевой признак; 

    4) характер собственности (они могут  быть государственными, частными  и смешанными).

     

    1.1 Торговые СЭЗ

    К ней относятся свободные таможенные зоны, торгово-складские зоны, свободные  порты, но в первую очередь — зоны свободной торговли (ЗСТ), получившие наиболее широкое распространение. Зоны свободной торговли обычно создаются  на территории морских портов и аэропортов или в непосредственной близости от них. Они пользуются таможенной экстерриториальностью: хранящиеся и продающиеся в них  товары не подлежат обычному таможенному  контролю.

    Одной из разновидностей зон свободной  торговли считают и магазины «Дьюти фри» (Duty free — беспошлинно), пользующиеся правом беспошлинной торговли и ставшие  необходимой принадлежностью многих международных аэропортов.

    1.2 Промышленно-производственные СЭЗ

    СЭЗ этой группы принято подразделять на экспортно- и импортно-ориентированные.

    Первые  из них работают на внешний рынок, вторые на внутренний.

    Экспортно-производственных зон значительно больше, так что  они в основном и формируют  вторую группу СЭЗ. Эти зоны предназначены, прежде всего, для увеличения экспортного  потенциала страны и, соответственно, ее валютных доходов. Некоторые из них  возникли на базе трансформации зон  свободной торговли, но большинство  создавалось целенаправленно с  экспортной ориентацией. Для многих таких зон характерно преобладание сборочных предприятий.

     Создание  промышленно-производственных ОЭЗ  направлено на привлечение в приоритетные отрасли экономики капитальных  вложений (в сумме, эквивалентной  не менее 10 млн. евро на каждого резидента  ОЭЗ) в целях насыщения внутреннего  потребительского рынка и производства продукции, способной конкурировать  на общемировом рынке. Предварительные  расчеты, проведенные Министерством  экономического развития и торговли РФ, показали, что дополнительные поступления  в бюджетную систему РФ от создания данного типа ОЭЗ только в течение 2007 — 2009 гг. составят более 7 млрд. рублей — и около 140 млрд. рублей за весь период деятельности промышленно-производственных ОЭЗ. Создание новых производств  позволит организовать к 2010 г. более 11000 новых рабочих мест.

    1.3 Научно-технологические (технико-внедренческие) СЭЗ

    В них концентрируются национальные и зарубежные проектные, исследовательские, научно-производственные фирмы, также  пользующиеся единой системой налоговых  и финансовых льгот.

    Задача  таких СЭЗ заключается в разработке и внедрении в отечественную  практику новейших технологий.

    Они имеют характер инновационных и  научных центров, научных, исследовательских парков, технопарков и др.

     Формирование  технико-внедренческих ОЭЗ подразумевает  активное стимулирование инновационного процесса в них, позволяющего при  ограниченном привлечении государственных  средств эффективно использовать все  финансовые, материальные, научные, природные, информационные и другие ресурсы  для укрепления научно-технического потенциала национальной экономики  и развития высокотехнологичных  производств. Основная цель технико-внедренческих  ОЭЗ заключается в разработке новых прорывных идей, реализации их в инновационных технологиях и товарах путем доведения до опытного, а затем до массового производства и продвижения на рынки, что активизирует экономику страны в целом. Инновационный прорыв для современной России — это реальное слагаемое быстрой модернизации страны, возможность повышения качества жизни людей и конкурентоспособности экономики. 

Информация о работе Свободная экономическая зона в Калининградской области