Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:26, реферат
Инновационная деятельность в республике находится в стадии
становления. Принятая в 1996 году программа развития
научно-инновационной деятельности Республики Беларусь позволила
заложить основы законодательного регулирования в этой сфере. Однако
произошедшие за последние годы изменения в экономике страны требуют
принятия на государственном уровне решений, соответствующих нынешней
экономической ситуации.
Состояние
инновационной деятельности
в Республике Беларусь
Инновационная деятельность в республике находится в стадии
становления. Принятая в 1996 году программа развития
научно-инновационной деятельности Республики Беларусь позволила
заложить основы законодательного регулирования в этой сфере. Однако
произошедшие за последние годы изменения в экономике страны требуют
принятия на государственном уровне решений, соответствующих нынешней
экономической ситуации.
Особенность
нашего государства
достаточно мощный научно-технический потенциал, значительные
достижения в различных отраслях науки и техники, заделы в
фундаментальных исследованиях. Беларусь имеет уникальную
научно-производственную базу, использование которой в сложившихся
экономических условиях неэффективно. Ориентация этого потенциала на
реализацию научно-технических разработок в производстве крайне
слаба.
Основными причинами такого состояния являются экономическая
ситуация в республике, отсутствие у большинства руководителей и
научных работников знаний в области менеджмента, маркетинга,
недостаточность собственных средств у организаций и ограниченные
возможности финансовой поддержки государства, неразвитость
финансово-кредитной системы. В Беларуси отсутствует присущая
рыночной экономике система мер, стимулов и условий для осуществления
инновационной деятельности. Республика не достигла еще состояния
"инновационной восприимчивости". Об этом свидетельствует, например,
численность субъектов малого предпринимательства, занимавшихся
реализацией научно-технических разработок. Так, в 1996 году в сфере
науки и научного обслуживания работало 4,2 процента субъектов малого
предпринимательства, в промышленности - 16 процентов, в то время как
в торговле и общественном питании - 50 процентов. При этом в
последующие годы их доля снижается: 1997 год - 2,8 процента, 1998 -
2,2 процента, 2001 год - 1,4 процента. Это вызывает беспокойство.
Снижающийся удельный вес высокотехнологичных организаций в сфере
малого предпринимательства означает, что наметилась тенденция
создания рабочих
мест, не требующих высокой
Наукоемкость внутреннего валового продукта в республике
находится на очень низком уровне - 0,81 процента, в то время как в
развитых странах этот показатель составляет 2-3 процента.
Сложилась такая ситуация, что научно-техническая и другие сферы
экономики оказались неподготовленными к работе в новых экономических
условиях. Уровень многих разработок не позволяет им стать продуктом,
готовым для производства и реализации. Тем самым возникает опасная
тенденция для экономики Беларуси - потеря рынков и вытеснение
отечественных производителей товаров и услуг. Темпы обновления
продукции в республике крайне низки. В странах Европейского союза
ежегодно обновляется до 30 процентов продукции, в то время как в
Беларуси - 3 процента.
Для того чтобы предотвратить складывающиеся негативные
тенденции, необходима выработка национальной инновационной стратегии
как центрального звена государственной социально-экономической и
научно-технической политики. Стратегия должна базироваться на
долгосрочных прогнозах, позволяющих выявить перспективные рыночные
ниши и оценить интеллектуальные и производственные ресурсы для их
заполнения.
Цели и задачи инновационной
политики
Основной
целью инновационной
повышение технологического уровня и конкурентоспособности
производства.
Инновационная политика в любом государстве независимо от его
экономической мощи направлена на развитие научно-технического
потенциала, обновление существующих и создание новых технологий в
различных отраслях, создание системы коммерциализации научных
разработок. В связи с этим не может не тревожить состояние
инновационной политики в республике. Кризисное состояние экономики,
неразвитость финансово-кредитной системы, инфляция вынуждают
Правительство принимать меры сугубо временного характера.
С учетом сегодняшнего состояния экономики инновационная
политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать
развитию научно-технического потенциала, формированию современных
технологических укладов в отраслях экономики.
Инновационная
деятельность требует
стимулирования, особенно на этапах ее становления. Технологические
успехи ряда зарубежных стран стали возможными не только благодаря
силе индивидуальной инициативы. Большую роль играло и продолжает
играть целенаправленное государственное вмешательство в область
инновационной деятельности, включая правовое регулирование
соответствующих процессов. Государственное регулирование
инновационной деятельности рассматривается в развитых странах как
важнейший инструмент развития экономики, как ключевой фактор
обеспечения долгосрочной национальной конкурентоспособности и
устойчивого повышения благосостояния населения.
Меры воздействия государства в области инноваций могут быть
прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической
ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией
государственного регулирования.
Основными задачами государства в сфере инновационной политики
являются:
формирование нормативной правовой базы инновационной
деятельности, стимулирующей ее активность;
финансовая поддержка инновационной деятельности, создание
условий для сохранения и умножения инновационного потенциала
республики;
формирование и содействие развитию инновационной
инфраструктуры;
подготовка кадров, ориентированных на инновационную
деятельность.
Принципами
инновационной политики
ориентация
экономики республики на
максимальное использование рыночных механизмов активизации
инновационной деятельности;
эффективное использование научно-технического потенциала
республики;
равенство всех субъектов инновационной деятельности перед
законом;
обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной
собственности, признание их в качестве источника дохода;
осуществление гибкой кредитной, налоговой и таможенной политики
в отношении инновационной
деятельности.
Финансирование инновационной
деятельности
Система финансирования является одним из основных инструментов
реализации государственной политики в области инновационной
деятельности. При отсутствии такой системы невозможно вести речь об
эффективном развитии инновационных процессов в республике. Для
проведения активной инновационной политики необходимо принятие
неординарных мер, направленных на совершенствование системы
кредитной и налоговой политики, внебюджетного финансирования.
Финансовая политика на данном этапе должна базироваться на
концентрации средств на ограниченном числе приоритетов и строгом
контроле за их использованием. Должна быть повышена ответственность
за эффективное
использование бюджетных
В условиях перехода к рыночным отношениям, в том числе и в
научно-технической сфере, система финансирования должна адекватно
реагировать на изменяющиеся условия экономической жизни в целях
достижения максимально возможной эффективности. Опыт развитых стран
показывает, что
отличительная особенность
политики от осуществления научно-технической политики заключается
прежде всего в ресурсах, которые необходимо направлять на эти цели.
Если в среднем затраты на фундаментальные исследования принять за
единицу, то затраты на прикладные разработки превышают их в 10 раз.
Финансирование инновационной деятельности осуществляется за
счет средств республиканского и местных бюджетов, собственных
средств организаций, а также внебюджетных источников. Следует четко
выделить направления финансирования из бюджетных средств. Учитывая
сложившиеся традиции, такими направлениями являются программы и
инновационные проекты. Кроме того, государство должно финансировать
программы по созданию в республике элементов инновационной
инфраструктуры, мероприятий по подготовке кадров для инновационной
деятельности, участия
белорусских организаций в
Необходимо уйти от простого субсидирования инновационных проектов,
определив в качестве основных требований исключительно рыночные
подходы. В первую очередь это конкурентоспособность продукции,
возвратная система финансирования инновационных проектов, расширение
практики конкурсного размещения средств бюджетов, долевое участие в
финансировании проектов заинтересованных организаций.
Вложение средств в инновационные проекты является делом
рискованным. Причем риск связан не только с вероятностью получения
отрицательного результата на стадии исследования или разработки.
Неожиданности возможны на всех стадиях инновационного процесса. В
Информация о работе Состояние инновационной деятельности в Республике Беларусь