Роль и место иностранных инвестиций в экономике России

Автор: Людмила Федорова, 15 Октября 2010 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Проблема работы заключается в следующем противоречии. На инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако, он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы пытаются не упустить свою долю российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы иностранного инвестирования в РФ
1.1 Сущность и классификация иностранных инвестиций
1.2 Функции иностранных инвестиций
1.3 Российское законодательство в сфере привлечения
иностранных инвестиций
2 Особенности иностранного инвестирования в экономику
РФ на современном этапе
2.1 Анализ поступлений иностранных инвестиций в экономику
РФ (2006 – 2008гг.)
2.2 Проблемы инвестиционной привлекательности
российской экономики
3 Пути стабилизации инвестиционного климата в РФ
3.1 Необходимость стимулирования иностранного
инвестирования в РФ
3.2 Возможные меры по привлечению иностранных
инвестиций в экономику РФ
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Поступление иностранных инвестиций
Приложение Б. Структура иностранных инвестиций по отраслям
экономики

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

       - содействие притоку капитала  в трудоизбыточные регионы и  районы с богатыми природными  ресурсами для ускорения их  освоения;

       - создание новых рабочих мест  и освоение передовых форм  организации производства;

       - освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

       - содействие развитию производственной  инфраструктуры.

       То  есть иностранные инвестиции для  любой страны рассматриваются как  факторы ускорения экономического и технического прогресса; обновления и модернизации производственного аппарата; овладения передовыми методами организации производства; обеспечения занятости, подготовки кадров отвечающих требованиям рыночной экономики.

       Исходя  из вышесказанного, можно выделить следующие основные функции инвестиций:

       - регулирующая - распространяется не только на процессы производства, накопления и потребления, но и на естественно-технические и социальные явления, на развитие инфраструктуры, то есть пронизывает все уровни и сферы жизнедеятельности общества;

       - распределительная - осуществляет распределение созданного общественного продукта в его денежной форме между отдельными собственниками, уровнями и сферами общественного производства, видами деятельности;

       - стимулирующая - обслуживает развитие  инвестирования как такового, определяет темпы его роста и качественные характеристики; обновление средств производства, активизация самых подвижных и быстроизменяющихся его элементов, развитие науки и техники;

       - индикативная - позволяет контролировать  движение к цели, то есть вырабатывать  такие регулирующие механизмы, которые обеспечивают, как минимум, равновесное состояние экономической системы. /3/ 
 

       1.3 Российское законодательство в сфере привлечения иностранных инвестиций 
 

       В настоящее время на регулирование  института иностранных инвестиций направлены нормы нескольких отраслей и институтов права, а именно: законодательство об инвестиционной деятельности, законодательство об иностранных инвестициях, гражданское законодательство, налоговое законодательство.

       В Российской Федерации действует  Федеральный закон от 9 июля 1999 года №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002г., 8 декабря 2003г., 22 июля 2005г., 3 июня 2006г., 26 июня 2007г., 29 апреля 2008г.)

       Этот  закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

       Закон направлен на привлечение и эффективное  использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта. Обеспечивает стабильность условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдает соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. Закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности и законодательством Российской Федерации о страховании, а также не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, которые регулируются законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях. /3/

       В данном законе Правительство Российской Федерации разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества.

       Федеральным законом от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяются правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации, а также устанавливаются гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности./4/

       Федеральный закон от 05.03.1999г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» обеспечивает государственную защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, способствует формированию инфраструктуры фондового рынка, снижает инвестиционные риски, устанавливает требования к эмитентам и профессиональным участникам фондового рынка, в том числе и по раскрытию информации./5/

       Помимо  специально ориентированных законов  на регламентацию правового режима инвестиционной деятельности, необходимо учитывать так называемые базовые законодательные и подзаконные акты, носящие универсальный характер и устанавливающие основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности, либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики.

       Наряду  с федеральными нормативными актами правоотношения по поводу иностранных инвестиций могут быть урегулированы актами субъектов Российской Федерации. Согласно закону «Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами»./1/ Многие субъекты Российской Федерации реализовали свое право на дополнительное урегулирования иностранных инвестиций.

       Также на регулирование иностранной инвестиционной деятельности оказывает влияние вся правовая система, регулирующая хозяйственную деятельность - налоговое и таможенное законодательство, законодательство о реструктуризации и банкротстве предприятий, земельное законодательство, регулирование финансового сектора, валютное регулирование, законодательство о реструктуризации естественных монополий.

       Для многих предпринимателей решающее значение имеет не столько строгость законодательных  актов, сколько их четкость, определенность и стабильность действия. Это связано  с тем, что многие неудобные для инвестора положения в условиях их стабильности поддаются предварительной оценке и могут быть компенсированы посредством страхования, повышения цены и другими способами, тогда как риск неопределенности законодательства не может быть оценен заранее и с трудом поддается компенсации, поэтому правовая стабильность и преемственность законодательных актов – необходимое условие для притока иностранных инвестиций. /6/

       В связи с этим, в совокупности все  законодательство Российской Федерации и ее субъектов направлено на осуществление комплекса гарантий при реально работающем механизме их реализации.

       Осуществляя инвестиционную деятельность в развивающихся  странах и государствах с переходной экономикой со свойственной им политической и экономической нестабильностью, иностранный инвестор рискует тем, что в случае изменения законодательства он может быть лишен ожидаемых финансовых результатов.

       Государственные гарантии иностранным инвесторам в  действующем законодательстве поставлены на первое место. Согласно законодательству «иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации»./1/

       В число государственных гарантий иностранным инвесторам входят:

       - гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации;

       - гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации;

       - гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу

       - гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;

       - гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации;

       - гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором;

       - гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;

       - гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции;

       - гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;

       - гарантия участия иностранного инвестора в приватизации;

       - гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

       Несмотря  на все мероприятия направленные на привлечение иностранных инвестиций важным моментом, дезориентирующим инвесторов и создающим обстановку неопределенности, является большое количество ведомственных актов, «уточняющих» положения законодательства об иностранных инвестициях, и то, как выполняются распоряжения центрального правительства на местах. По мнению западных инвесторов, у России нет государственных служб, которые обеспечивали бы реализацию реформ и выполнение законов. /7/

 

       2 Особенности иностранного  инвестирования в  экономику РФ на современном этапе 

       2.1 Анализ поступлений  иностранных инвестиций в экономику РФ (2006 – 2008гг.) 
 

       За  последние три года наибольшее поступление  иностранных инвестиций в российскую экономику наблюдалось в 2007г.  По сравнению с 2006г. оно увеличилось на 45,6 % и составило 120,9 млрд. долларов. В 2008 году в экономику России поступило 103,8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 14,2% меньше, чем в 2007 году. Данная тенденция отражена на рисунке 1. 

         

       Рисунок 1 - Динамика поступлений иностранных инвестиций в экономику России в 2006 - 2008гг. 

       При этом снижение происходило в течение почти всего прошлого года: из четырех кварталов небольшой рост был зафиксирован лишь по итогам августа—октября. В I квартале 2008г. поступило иностранных инвестиций 17,3 млрд.долларов (на 29,9% меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале - 29,3 млрд.долларов (меньше на 18,0%), в III квартале - 29,2 млрд.долларов (больше на 6,1%), в IV квартале - 28,0 млрд.долларов (меньше на 15,2 %).

       Сокращение затронуло виды вложений капитала по-разному: если прямые инвестиции, составившие в 2008 году 27 млрд. долларов сократились к уровню 2007 года всего на 3%, то портфельные (1,4 млрд. долларов) рухнули сразу на 64%, внеся вклад в зафиксированный ЦБ по итогам года отток капитала в 130 млрд. долларов. Прямые инвестиции за 2008 год поступили в страну на сумму 27млрд. долларов, что на 2,8% меньше по сравнению с 2007 годом. Объем портфельных инвестиций за год составил 1,4 млрд. долларов — лишь 33,7% от уровня 2007-го (Рисунок 2).  

         

       Рисунок 2 - Динамика поступления прямых и портфельных инвестиций в экономику России  в 2006 – 2008гг. 

Информация о работе Роль и место иностранных инвестиций в экономике России