Автор: Людмила Федорова, 15 Октября 2010 в 13:18, курсовая работа
Проблема работы заключается в следующем противоречии. На инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако, он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы пытаются не упустить свою долю российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги.
Введение
1 Теоретические основы иностранного инвестирования в РФ
1.1 Сущность и классификация иностранных инвестиций
1.2 Функции иностранных инвестиций
1.3 Российское законодательство в сфере привлечения
иностранных инвестиций
2 Особенности иностранного инвестирования в экономику
РФ на современном этапе
2.1 Анализ поступлений иностранных инвестиций в экономику
РФ (2006 – 2008гг.)
2.2 Проблемы инвестиционной привлекательности
российской экономики
3 Пути стабилизации инвестиционного климата в РФ
3.1 Необходимость стимулирования иностранного
инвестирования в РФ
3.2 Возможные меры по привлечению иностранных
инвестиций в экономику РФ
Заключение
Список использованных источников
Приложение А. Поступление иностранных инвестиций
Приложение Б. Структура иностранных инвестиций по отраслям
экономики
- содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;
- создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;
- освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;
-
содействие развитию
То
есть иностранные инвестиции для
любой страны рассматриваются как
факторы ускорения
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие основные функции инвестиций:
- регулирующая - распространяется не только на процессы производства, накопления и потребления, но и на естественно-технические и социальные явления, на развитие инфраструктуры, то есть пронизывает все уровни и сферы жизнедеятельности общества;
- распределительная - осуществляет распределение созданного общественного продукта в его денежной форме между отдельными собственниками, уровнями и сферами общественного производства, видами деятельности;
- стимулирующая - обслуживает развитие инвестирования как такового, определяет темпы его роста и качественные характеристики; обновление средств производства, активизация самых подвижных и быстроизменяющихся его элементов, развитие науки и техники;
-
индикативная - позволяет контролировать
движение к цели, то есть вырабатывать
такие регулирующие механизмы, которые
обеспечивают, как минимум, равновесное
состояние экономической системы. /3/
1.3
Российское законодательство
в сфере привлечения
иностранных инвестиций
В
настоящее время на регулирование
института иностранных
В Российской Федерации действует Федеральный закон от 9 июля 1999 года №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002г., 8 декабря 2003г., 22 июля 2005г., 3 июня 2006г., 26 июня 2007г., 29 апреля 2008г.)
Этот закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.
Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта. Обеспечивает стабильность условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдает соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. Закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности и законодательством Российской Федерации о страховании, а также не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, которые регулируются законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях. /3/
В данном законе Правительство Российской Федерации разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества.
Федеральным законом от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяются правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации, а также устанавливаются гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности./4/
Федеральный закон от 05.03.1999г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» обеспечивает государственную защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, способствует формированию инфраструктуры фондового рынка, снижает инвестиционные риски, устанавливает требования к эмитентам и профессиональным участникам фондового рынка, в том числе и по раскрытию информации./5/
Помимо специально ориентированных законов на регламентацию правового режима инвестиционной деятельности, необходимо учитывать так называемые базовые законодательные и подзаконные акты, носящие универсальный характер и устанавливающие основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности, либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики.
Наряду с федеральными нормативными актами правоотношения по поводу иностранных инвестиций могут быть урегулированы актами субъектов Российской Федерации. Согласно закону «Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами»./1/ Многие субъекты Российской Федерации реализовали свое право на дополнительное урегулирования иностранных инвестиций.
Также
на регулирование иностранной
Для
многих предпринимателей решающее значение
имеет не столько строгость
В связи с этим, в совокупности все законодательство Российской Федерации и ее субъектов направлено на осуществление комплекса гарантий при реально работающем механизме их реализации.
Осуществляя инвестиционную деятельность в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой со свойственной им политической и экономической нестабильностью, иностранный инвестор рискует тем, что в случае изменения законодательства он может быть лишен ожидаемых финансовых результатов.
Государственные гарантии иностранным инвесторам в действующем законодательстве поставлены на первое место. Согласно законодательству «иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации»./1/
В число государственных гарантий иностранным инвесторам входят:
- гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации;
- гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации;
- гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу
- гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
- гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации;
- гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором;
- гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;
- гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции;
- гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;
- гарантия участия иностранного инвестора в приватизации;
- гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.
Несмотря на все мероприятия направленные на привлечение иностранных инвестиций важным моментом, дезориентирующим инвесторов и создающим обстановку неопределенности, является большое количество ведомственных актов, «уточняющих» положения законодательства об иностранных инвестициях, и то, как выполняются распоряжения центрального правительства на местах. По мнению западных инвесторов, у России нет государственных служб, которые обеспечивали бы реализацию реформ и выполнение законов. /7/
2
Особенности иностранного
инвестирования в
экономику РФ на современном
этапе
2.1
Анализ поступлений
иностранных инвестиций
в экономику РФ (2006 – 2008гг.)
За
последние три года наибольшее поступление
иностранных инвестиций в российскую
экономику наблюдалось в 2007г.
По сравнению с 2006г. оно увеличилось на
45,6 % и составило 120,9 млрд. долларов. В 2008
году в экономику России поступило 103,8
млрд. долларов иностранных инвестиций,
что на 14,2% меньше, чем в 2007 году. Данная
тенденция отражена на рисунке 1.
Рисунок
1 - Динамика поступлений иностранных инвестиций
в экономику России в 2006 - 2008гг.
При этом снижение происходило в течение почти всего прошлого года: из четырех кварталов небольшой рост был зафиксирован лишь по итогам августа—октября. В I квартале 2008г. поступило иностранных инвестиций 17,3 млрд.долларов (на 29,9% меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале - 29,3 млрд.долларов (меньше на 18,0%), в III квартале - 29,2 млрд.долларов (больше на 6,1%), в IV квартале - 28,0 млрд.долларов (меньше на 15,2 %).
Сокращение
затронуло виды вложений капитала по-разному:
если прямые инвестиции, составившие в
2008 году 27 млрд. долларов сократились к
уровню 2007 года всего на 3%, то портфельные
(1,4 млрд. долларов) рухнули сразу на 64%,
внеся вклад в зафиксированный ЦБ по итогам
года отток капитала в 130 млрд. долларов.
Прямые инвестиции за 2008 год поступили
в страну на сумму 27млрд. долларов, что
на 2,8% меньше по сравнению с 2007 годом. Объем
портфельных инвестиций за год составил
1,4 млрд. долларов — лишь 33,7% от уровня
2007-го (Рисунок 2).
Рисунок
2 - Динамика поступления прямых и портфельных
инвестиций в экономику России в 2006
– 2008гг.
Информация о работе Роль и место иностранных инвестиций в экономике России