Регулирование иностранными инвестициями на Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить инвестиции, как они функционируют.

Задачи: изучить иностранные инвестиции в мировой экономике, инвестиции в Украине и как регулируют иностранные инвестиции на Украине.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.Сущность и значение иностранных инвестиций в мировой экономике…..4

1.1.Понятие и сущность иностранных инвестиций…………………………...4

1.2. Цели и задачи иностранных инвестиций………………………………….6

1.3.Структура иностранных инвестиций……………………………………….9


2.Инвестиции в Украине………………………………………………………..13

2.1.Стратегия инвестиционной деятельности на Украине……………………13

2.2. Государственный кредит………………………………………………...…20

2.3.Инвестиционный климат на территории Украины………………………..27


3.Регулирование иностранными инвестициями на Украине ………………...34

3.1.Проблемы Украины по привлечению иностранных инвесторов ………...34

3.2.Создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в Украину……………………………………………………..……35

3.3.Зарубежный опыт по привлечению иностранных инвестиций…………..40


Заключение……………………………………………………………………….43


Список литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Готовая.doc

— 280.00 Кб (Скачать)

Зарубежные инвестиции осуществляются в различных формах, но основные - это государственные  и частные инвестиции.

Государственные иностранные инвестиции осуществляются в национальных интересах, поэтому получение прибыли не является основной их целью.

Частные инвестиции, включающие прямые, портфельные, кредитные  и другие виды, осуществляются собственниками капитала, производящими долгосрочные вложения средств в отрасли экономики.

По соотношению  прямых и портфельных инвестиций определяется роль и значение иностранного капитала в экономике страны.

Прямые частные  инвестиции представляют вложение в  зарубежные предприятия, которые в отличие от портфельных, дают право инвестору контролировать деятельность предприятий с иностранным капиталом, в том числе совместных предприятий.

Портфельные инвестиции поступают в страну путем продажи  ценных бумаг через международные  финансовые институты, фонды, экспортные агентства, банки. В страну-реципиент предпринимательский капитал поступает в форме ссуд, кредитов, грантов.

Все государственные  структуры имеют определенное влияние  на процесс привлечения инвестиций из-за рубежа в национальную экономику страны. На региональном уровне в управлении иностранными инвестициями участвуют органы местной администрации. Им делегированы функции социально-экономического развития регионов.

Страны СНГ, в  том числе Украина, считали прямые иностранные инвестиции (ПИИ) как основной источник развития в переходный период. Хотя частично ПИИ и играют определенную роль в развитии экономики, но учитывая экономическое положение страны поддержка их незначительная. Именно в связи со значительно менее благоприятным климатом вложения наиболее развитых стран - основных реципиентов капитала в развивающиеся и бывшие социалистические страны - несопоставимо малы.

Так, по данным немецких наблюдателей за семилетний период взнос  ПИИ в количественном выражении  как в процесс экономического роста, так в финансирование внутренних инвестиций в странах-реципиентах был небольшим. Из общей суммы прямых иностранных инвестиций во всех 26 странах, где проводятся реформы около 40% направлены в Венгрию и 70% - в Восточную и Центральную Европу.

В Украине на душу населения приходится зарубежных инвестиций около 15 долл. США - это последнее место среди всех восточноевропейских стран, в которых проводятся реформы. Так, для сравнения в 1996 году: Венгрия - 1000 долл. США на душу населения, Чехия - 400, Эстония - 320, Польша - 140, Россия - 27.

Иностранные инвестиции неравномерно распределяются по регионам страны. Наиболее приоритетными, с точки  зрения анализа политики реформ, являются: Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Киевская, Львовская, Одесская, Харьковская области, а также г.Киев. Больший объем инвестиций поступает в Украину из США, Германии, Англии. Западные инвесторы вкладывают капитал прежде всего в отрасли машиностроения и металлургию.

В отраслевой структуре  агропромышленного комплекса Украины  иностранные инвестиции направляются в основном не в первичную переработку сельскохозяйственного сырья, то есть не в те предприятия, которые непосредственно связаны с сельским хозяйством, а приоритетной отраслью, получающей больший объем заграничных инвестиций, является пищевая промышленность, имеющая более 20% в общем объеме инвестиций, сельское хозяйство получает в десять раз меньше (2,2%).

На основе проведенного анализа инвестиционного процесса нами определены факторы, от которых  зависит поступление прямых иностранных инвестиций в Украину. Факторы, влияющие на иностранные инвестиции, можно подразделить на две группы, выделив положительные и отрицательные или преимущества и недостатки инвестиций для зарубежных инвесторов (Приложение Г.).

"Недостатки" превышают "достоинства", это объясняется нестабильностью инвестиционного процесса в стране, зависящего от многих субъективных факторов.

Географическое  положение и природные условия  Украины благоприятны для инвесторов, также как большая численность  населения и высокий уровень его образования. Часть населения не имеет постоянной работы и стабильного дохода. Низкий уровень заработной платы может иметь и отрицательное значение, так как способствует заинтересованности в получении взяток при проведении экономических мероприятий.

Квалифицированная рабочая сила, социально незащищенная, не востребованная государством, используется зарубежными предпринимателями, так  как нуждается в работе. Оплата труда значительно ниже, чем в  других экономически стабильных странах.

Неразвитая инфраструктура как производственная, так и социальная с одной стороны является препятствием для западных бизнесменов, с другой стороны - это хороший объект вложения капитала.

Среди причин, определенных аналитическим методом, препятствующих иностранным инвестициям в других странах СНГ характерны нестабильность и неопределенность в законодательстве, особенно непредсказуемые изменения в налогообложении.

Для привлечения  зарубежных инвесторов в каждой стране обязательными являются следующие  меры:

  • ряд налоговых льгот на прибыль; освобождение от налогов и пошлин материалов, комплектующих изделий, оборудования, ввозимых для развития производства; учет при налогообложении курсовых изменений;
  • введение пятилетней отсрочки для применения положений новых российских законов, ухудшающих условия деятельности иностранных инвесторов;
  • освобождение от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость при ввозе товаров, которые являются вкладом иностранного инвестора в уставный капитал в течение срока его формирования, освобождение от вывозной таможенной пошлины товаров собственного производства;
  • замена налогов, сборов и обязательных платежей распределением производственной продукции между инвестором и субъектами;
  • определение основ хозяйственной деятельности свободных экономических зон и предоставление льгот в зонах экспортного производства.

Важным условием привлечения иностранных инвесторов является решение вопроса о собственности  на землю.

В Украине иностранные  инвесторы руководствуются в  своей деятельности более чем 70 нормативными актами разного уровня. Изменения и дополнения, вносимые в действующее законодательство, не улучшают условия инвестиционной деятельности.

Исследование  условий привлечения иностранных  инвестиций в Украину показало, что  иностранным инвесторам очень важно, чтобы в стране-реципиенте были созданы определенные условия для их деятельности. На основе данных проведенного исследования условий поступления иностранных инвестиций нами разработана классификация способов устранения препятствий прямым иностранным инвестициям, объединённых в четыре группы препятствий ПИИ и предлагаются меры их устранения.

Среди мер общего характера к первоочередным относятся:

  • стабильность политической обстановки и доверие правительству;
  • надежность информационного обеспечения;
  • простор действий для частного предпринимательства;
  • адекватное и прогнозируемое налогообложение;
  • правовые гарантии и гарантии выполнения договоров;
  • сокращение роли бюрократического аппарата управления, упрощение процедуры выдачи разрешений;
  • либеральный внешнеторговый режим;
  • возможность пользоваться недорогими услугами инфраструктуры, такими как электроэнергия, вода, телекоммуникации, транспортные дороги, услуги и т.д.;
  • отсутствие контактов с криминальными структурами.

Для устранения препятствий поступлению зарубежных инвестиций правительство пытается улучшить условия для инвесторов. С этой целью принимаются законы, вносятся изменения и дополнения к действующим. Предполагается, что иностранцы будут иметь возможность приобретения права собственности на землю. Также создано Агентство содействия иностранным инвестициям, но без определенных полномочий.

Требуется политика содействия иностранным инвестициям, обязательная для всех государственных  учреждений, которая будет способствовать росту доверия инвесторам и улучшению условий для процесса инвестирования.

В сфере содействия поступлению иностранных инвестиций в Украину приоритетными на данном экономическом этапе развития являются следующие вопросы:

  • право собственности на землю;
  • организация работы Агентства содействия иностранным инвестициям, определение его функций;
  • правовое обеспечение;
  • налоговая система снижения сборов.

Как показывает опыт западных стран, поступления иностранных  инвестиций должны способствовать развитию экономики страны, оздоровлению платежного баланса за счет текущих операций, технологическому оздоровлению экономики и росту достижений научно-технического прогресса.

    Вывод:  Для создания благоприятного  инвестиционного климата, его  стабилизации необходим длительный  период времени, что будет способствовать развитию международного инвестиционного сотрудничества, увеличению притока инвестиций из-за границы и их эффективному использованию.

3.3 Зарубежный опыт по привлечению иностранных инвестиций

Современный зарубежный опыт показывает, что в любом достаточно развитом государстве существует строгая система защиты своих национальных рынков от чрезмерного проникновения зарубежного капитала, привлечение иностранных инвестиций основывается на тщательно разработанной государственной концепции привлечения иностранных инвестиций. 
 
Для разработки региональной политики привлечения иностранных инвестиций необходимо структурировать отрасли экономики региона с позиции целесообразности использования в них внешнего капитала. 
 
При этом выделить по крайней мере три блока отраслей, в которых:

  • запрещен доступ иностранного капитала;
  • доступ иностранного капитала ограничивается и возможен только после получения лицензии;
  • предприятия с иностранными инвестициями создаются на тех же условиях, что и отечественные.

Отбор должен быть произведен исходя из первоочередных государственных интересов, предусматривающих решение следующих задач:

  1. ограничение доступа иностранного капитала в отрасли, имеющие стратегическое значение (добыча алмазов, электроэнергетика), а также в области, где необходимо проведение протекционистских мер с целью поддержания и развития собственных производителей;
  2. развитие отсталых регионов и территорий (сельское хозяйство, традиционные промыслы, арктическая зона);
  3. реализация крупных инвестиционных проектов, где без помощи иностранных инвесторов с их технологиями, деловым администрированием и финансовыми ресурсами сейчас не обойтись;
  4. внедрение новых высокотехнологичных, экологически чистых производств, которые могли бы качественно поднять уровень эффективности производства и реструктурировать промышленность региона в целом.

При этом ограничение  притока иностранных инвестиций в стратегически важные отрасли  или предприятия, являющиеся естественными монополиями, необходимо для сохранения экономической безопасности страны и региона. 
 
Следующий этап разработки региональной политики в сфере привлечения иностранных инвестиций — определение предельной доли иностранных капитальных вложений в экономику региона в течение конкретного периода времени. Можно определить и зафиксировать конкретный предельный объем иностранных инвестиций в экономику региона в зависимости от размера внутреннего регионального продукта или объема валовых инвестиций. 
 
Приоритетными направлениями привлечения иностранных инвестиций в экономику большинства регионов являются:

  • реализация крупных инвестиционных проектов;
  • развитие и модернизация традиционной промышленной базы;
  • организация новых производств, которые основываются на нетрадиционных для региона технологиях, способствуют разрешению структурных проблем экономики (развитие отсталых в экономическом или социальном плане территорий, занятость, экология и т.д.) либо насыщают рынок качественно новыми товарами или услугами.

Реализация  каждого из намеченного выше направлений использования иностранных инвестиций в регионе нуждается в четком разграничении степени государственного вмешательства. Осуществление крупных инвестиционных проектов требует как усилий со стороны региональных органов власти, так и жесткого государственного контроля. При этом контроль со стороны правительства должен быть опосредован финансовыми интересами государства. Наоборот, третье направление нуждается лишь в выработке четких правил игры, возможно, более лояльных по отношению к иностранным инвесторам, чем общероссийские нормы. Помимо этого будет необходимо применение дифференцированных подходов, т.е. оригинальных, адекватных им способов реализации или их комбинации в зависимости от текущей ситуации, определяющей условия реализации того или иного проекта. 
 
К позитивным последствиям иностранных инвестиций можно отнести приток достижений мирового НТП в российскую экономику. Вместе с тем имеются и негативные последствия. К ним относятся, например, увеличение структурной безработицы, усугубление диспропорции в развитии добывающего и производящего секторов экономики, ухудшение экологической обстановки, рост социального неравенства и т.д.

Информация о работе Регулирование иностранными инвестициями на Украине