Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:11, курсовая работа
Цель проекта: обоснование места и роли международного инвестирования в мировой экономике, выявить проблемы, недостатки инвестирования, рассматривая различные этапы его развития, найти решения проблем
Задачи проекта:
Изучить исторические аспекты появления и развития международного инвестирования;
Найти и изучить соответствующие нормативно-правовые акты, теоретические материалы, связанные регулированием международного инвестирования;
Узнать с какими проблемами сталкиваются страны при осуществлении инвестирования;
Для примера рассмотрим торговые договора США с другими странами (с Ираном от 15 августа 1955 г., с Никарагуа от 21 января 1956 г., с Пакистаном от 12 декабря 1959 г., с Эфиопией от 7 сентября 1951 г.).
Данные договоры подчеркивают стремление договаривающихся сторон развивать и укреплять отношения между США и развивающимися странами, также желание способствовать взаимовыгодной торговле и инвестированию, устанавливают общий правовой режим, предоставляемый сторонами друг другу при инвестировании, допуск иностранных физических и юридических лиц в страну, взаимное признание иностранных юридических лиц, права иностранных физических и юридических лиц, обращение в суд за защитой, режим и гарантии иностранной частной собственности на территории договаривающихся государств, вопросы налогообложения и перевода капиталов и прибылей и т.д.
Только в 60-х годах 20 века стали вестись переговоры о двухсторонних договорах, которые были посвящены исключительно иностранным инвестициям, так начал зарождаться современный двусторонний инвестиционный договор. Есть вопрос, почему они стали развиваться лишь в начале 60-х годов, ответом будет то, что до этого момента экспорт и импорт капитала регулировались в одностороннем порядке, т. е. исключительно в интересах западных стран, заключивших между собой договоры и соглашения о разделе сфер влияния - сфер приложения капитала. После завоевания развивающимися странами политической независимости ситуация в корне изменилась и возникла потребность в правовом регулировании экспорта и импорта капитала.
Инициатор разработки двусторонних инвестиционных договоров - Германия, потерявшая все свои иностранные капиталы в результате поражения во Второй мировой войне. Начиная с первого такого соглашения с Пакистаном, заключенного в 1959 г., Германия перешла к проведению переговоров по аналогичным договорам об инвестициях со всеми развивающимися странами.
В договорах Германии с развивающимися
государствами определены цели сотрудничества:
развитие экономического сотрудничества
между договаривающимися
В 1981 году опираясь на опыт европейских стран, США начали проводить программы заключения двусторонних инвестиционных соглашений.
В конце 80-х годов начался новый этап в истории распространения двусторонних инвестиционных договоров, что было связано с распадом так называемого социалистического лагеря. Государства Восточной Европы, а также ряд стран Азии, ставшие на путь рыночной экономики, которые ранее враждебно относились к иностранному капиталу, начали заключать такие договора с экономически развитыми странами в надежде получить капитал и передовые технологии.
Например, СССР в 1989 - 1990 гг. подписал двусторонние инвестиционные договоры с Великобританией, Италией, Францией, Германией и др. Польша подписала договоры о защите инвестиций с Германием и США, а Вьетнам заключил аналогичный договор с Австралией.
К 1995 г. сложилась разветвленная, охватившая значительную часть земного шара, структура, включающая около 700 ДИД, связавших 140 стран мира.
Важным фактором, обусловившим этот процесс, было стремление физических и юридических лиц привлечь как можно больше промышленно развитых государств к осуществлению прямых инвестиций в другие страны и возникшая в связи с этим потребность в надежной международно-правовой защите. Иностранные инвесторы при всем желании не могли полагаться только на законы государства - импортера капитала, поскольку в таком случае увеличивался бы инвестиционный риск. Как показал исторический опыт, развивающиеся страны могут изменить закон после того, как уже осуществлены инвестиции. В 60 - 70-х годах ХХ в. было немало случаев, когда правительства принимающих стран чинили препятствия инвестиционным проектам или даже подвергали зарубежные капиталы принудительному изъятию.
Проблемой в защите и поощрении инвестиций является международное двойное налогообложение, т.е. одновременное обложение в двух и более странах одного налогоплательщика в отношении одного и того же объекта одним и тем же аналогичным налогом. Эта проблема существует из-за коллизии с принципом суверенитета государства, по которому государство обладает исключительным правом использовать свою юрисдикцию как угодно на своей территории.
Двойное налогообложение, нарушая принцип недискриминации в международном праве, препятствует надлежащему осуществлению инвестиционной деятельности. В общем виде понятие двойного налогообложения можно выразить следующим образом: это ситуация, когда один и тот же субъект облагается сопоставимыми налогами в отношении одного и того же объекта налогообложения в двух государствах и более за один и тот же период.
Разработка проблем
Экономический и Социальный Совет ООН в Резолюции 486 от 9 июля 1953 г. Констатировал: налоговые льготы для частных инвесторов, предоставляемые как высокоразвитыми, так и слабо развивающимися государствами, имеют большое практическое значение. В этой Резолюции развитым странам было рекомендовано в одностороннем порядке или при заключении налоговых соглашений применение специальных положений, при которых доход от иностранных инвестиций облагался бы только первоначально в той стране, где он был получен.
Первоначально международные договоры об устранении двойного налогообложения заключались, как правило, между западными странами на основе модельных конвенций, разработанных под эгидой ОЭСР в 1963 и 1977 гг. Положения этих многосторонних договоров носят юридически необязательный, т.е. рекомендательный, характер. Но многие страны вводят в заключаемые между собой соглашения ряд положений этих договоров почти дословно. Такая практика способствует международной унификации применения и толкования их положений и правил.
Вышеназванные типовые конвенции ОЭСР разработаны самими экономически развитыми странами, т. е. экспортерами капиталов. Поэтому понятно, чьи интересы прежде всего они учитывают. А основными реципиентами иностранных инвестиций сегодня выступают развивающиеся государства и страны с переходной экономикой. В связи с этим в 1979 г. в рамках ООН была разработана Типовая конвенция для использования при заключении соглашений об избежании двойного налогообложения между развитыми и развивающимися государствами, а также стран с переходной экономикой.
На современном этапе необходимо максимально расширить сеть международных соглашений по налогообложению, охватив ими как можно большее количество государств. Решению проблемы способствовало бы и создание развитых информационных систем между налоговыми органами разных государств, что позволило бы устранить двойное налогообложение, возникающее из-за того, что лица получают доход из источника в одной стране, а декларацию о доходах подают в другой. Кроме того, необходимо также сбалансировать теоретический и практический подходы к методике устранения двойного налогообложения. Например, метод устранения двойного налогообложения доходов от распределенной части прибыли теоретически разработан, но его практическое осуществление приводит к снижению мобильности инвестиций. Требуются дальнейшие научные разработки в данной сфере как на международном, так и на национальном уровне.
Таким образом, международное двустороннее сотрудничество в сфере обеспечения правовых гарантий иностранных инвестиций имеет свою достаточно продолжительную историю. В течение почти всего ХХ в. государства на двусторонней основе шаг за шагом приближались к наиболее оптимальным формам и методам поощрения и защиты зарубежных капиталовложений на собственной территории. Начав с торговых договоров о дружбе и взаимопомощи, страны впоследствии стали широко использовать двусторонние специальные договоры, направленные на обеспечение свободного движения товаров и капиталов. Конечно же, речь идет о двусторонних международных соглашениях, о поощрении и взаимной защите капиталовложений и соглашениях об устранении двойного налогообложения.
Двусторонние соглашения между государствами – это наиболее удобная и эффективная форма обеспечения правовых гарантий иностранных инвестиций, так как дает возможность детальной регламентации механизма реализации общих целей и задач между договаривающимися сторонами.
2.2 Многостороннее регулирование иностранных инвестиций
В данном параграфе мы рассмотрим региональные отношения по поводу инвестиций, и многосторонние, т.е. такие которые происходят между государствами разных регионов мира.
Лидером в развитии интеграционных процессов в мире является Европейский союз. Еще в 1957 году в Римском договоре о создании Европейского экономического сообщества, говорилось, что одной из целей создания этого сообщества было достижение свободы передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. А уже статья из Маастрихтского договора о ЕС, устанавливала, что в Рамках ЕС все ограничения на движение капитала между государствами-участниками, также между государствами-участниками и 3-ми странами, должны быть запрещены. Некоторые положения, которые облегчили передвижение иностранных инвестиций, были включены в конвенцию о создании Европейской ассоциации свободной торговли (ЕЛСТ). Там были положения о праве учреждения компаний одних стран на территории других стран партнеров при условии, что значительная часть производства будет осуществляться на рынках стран-членов ЕЛСТ, также предусматривалось предоставление национального режима иностранным инвесторам.
В 1992 году такие страны: США, Канада, Мексика заключили соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). Главная его цель: устранение барьеров во взаимной торговле и создание зоны свободной торговли.
В рамках МЕРКОСУР (Южного общего рынка) – интеграционного сообщества 4 латиноамериканских стран: Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай – в 1994 году введены в действие 2 соглашения: Протокол о взаимном поощрении и защите инвестиций в МЕРКОСУР и Протокол о поощрении и защите инвестиций из 3-их стран.
В отличие от рассмотренных выше региональных соглашений, которые охватывают лишь часть стран, многосторонние соглашения – это такие соглашения, в которых участвуют большое количество стран и зразных регионов. В последнее время работа над многосторонними инвестиционными соглашениями развивалась в большей части в рамках ООН, Всемирного Банка, ВТО.
Общий признак многосторонних документов
в отношении международных
В рамках ООН эта работа активно
проводилась в 60-80е годы, где отражалось
стремление многих развивающихся стран
к обретению экономической
В 1975 году была одобрена «Хартия экономических прав и обязанностей государств» Генеральной Ассамблеей ООН, в ней указывается:
-право всех стран свободно
осуществлять полный и
-каждое государство имеет
-ни одна сторона не может
быть принуждена к
-право принимающих государств осуществлять контроль за деятельностью ТНК и принятия мер к тому, чтобы эта деятельность соответствовала правилам, законам принимающих стран;
-необходимость разрешения
В 80-е годы был принят «Свод многосторонних согласованных равноправных принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой», где содержались положения укрепляющие развивающихся стран в отношении с иностранными ТНК. Также были приняты и другие документы, направленные на расширение притока иностранных капиталов в развивающиеся страны с учетом их интересов.
Но все документы ООН по этим вопросам имеют рекомендательный характер, и поэтому развитые страны такие соглашения почти игнорировали или противодействовали им.
Хотя бы даже обсуждение этих вопросов способствовало осмыслению и пониманию проблем, связанных с иностранными инвестициями в современных условиях. Инвестиционные отношения должны базироваться на условиях взаимовыгоды, с учетом интересов инвесторов и интересов принимающих стран.
Работа ООН по иностранным инвестициям имеет важное значение, так как содействовала формированию мирового общественного мнения по вопросам прямых иностранных инвестиций и выработки нового подхода к оценке их роли.