Развитие международного инвестирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Цель проекта: обоснование места и роли международного инвестирования в мировой экономике, выявить проблемы, недостатки инвестирования, рассматривая различные этапы его развития, найти решения проблем
Задачи проекта:
Изучить исторические аспекты появления и развития международного инвестирования;
Найти и изучить соответствующие нормативно-правовые акты, теоретические материалы, связанные регулированием международного инвестирования;
Узнать с какими проблемами сталкиваются страны при осуществлении инвестирования;

Работа содержит 1 файл

ИНВЕСТ ПРОЕКТ окончательный вариант)).docx

— 61.14 Кб (Скачать)

Для примера рассмотрим торговые договора США с другими странами (с Ираном от 15 августа 1955 г., с Никарагуа от 21 января 1956 г., с Пакистаном от 12 декабря 1959 г., с Эфиопией от 7 сентября 1951 г.).

Данные договоры подчеркивают стремление договаривающихся сторон развивать и укреплять отношения между США и развивающимися странами, также желание способствовать взаимовыгодной торговле и инвестированию, устанавливают общий правовой режим, предоставляемый сторонами друг другу при инвестировании, допуск иностранных физических и юридических лиц в страну, взаимное признание иностранных юридических лиц, права иностранных физических и юридических лиц, обращение в суд за защитой, режим и гарантии иностранной частной собственности на территории договаривающихся государств, вопросы налогообложения и перевода капиталов и прибылей и т.д.

Только в 60-х годах 20 века стали вестись переговоры о двухсторонних договорах, которые были посвящены исключительно иностранным инвестициям, так начал зарождаться современный двусторонний инвестиционный договор. Есть вопрос, почему они стали развиваться лишь в начале 60-х годов, ответом будет то, что до этого момента экспорт и импорт капитала регулировались в одностороннем порядке, т. е. исключительно в интересах западных стран, заключивших между собой договоры и соглашения о разделе сфер влияния - сфер приложения капитала. После завоевания развивающимися странами политической независимости ситуация в корне изменилась и возникла потребность в правовом регулировании экспорта и импорта капитала.

Инициатор разработки двусторонних инвестиционных договоров - Германия, потерявшая все свои иностранные капиталы в результате поражения во Второй мировой войне. Начиная с первого такого соглашения с Пакистаном, заключенного в 1959 г., Германия перешла к проведению переговоров по аналогичным договорам об инвестициях со всеми развивающимися странами.

В договорах Германии с развивающимися государствами определены цели сотрудничества: развитие экономического сотрудничества между договаривающимися сторонами, которые обязались способствовать созданию благоприятных условий  для взаимных инвестиций граждан  и компаний договаривающихся государств, также указывался национальный режим  для иностранных инвестиций.

В 1981 году опираясь на опыт европейских  стран, США начали проводить программы  заключения двусторонних инвестиционных соглашений.

В конце 80-х годов начался новый  этап в истории распространения  двусторонних инвестиционных договоров, что было связано с распадом так называемого социалистического лагеря. Государства Восточной Европы, а также ряд стран Азии, ставшие на путь рыночной экономики, которые ранее враждебно относились к иностранному капиталу, начали заключать такие договора с экономически развитыми странами в надежде получить капитал и передовые технологии.

Например, СССР в 1989 - 1990 гг. подписал двусторонние инвестиционные договоры с Великобританией, Италией, Францией, Германией и др. Польша подписала договоры о защите инвестиций с Германием и США, а Вьетнам заключил аналогичный договор с Австралией.

К 1995 г. сложилась разветвленная, охватившая значительную часть земного шара, структура, включающая около 700 ДИД, связавших 140 стран мира.

Важным фактором, обусловившим этот процесс, было стремление физических и юридических лиц привлечь как можно больше промышленно развитых государств к осуществлению прямых инвестиций в другие страны и возникшая в связи с этим потребность в надежной международно-правовой защите. Иностранные инвесторы при всем желании не могли полагаться только на законы государства - импортера капитала, поскольку в таком случае увеличивался бы инвестиционный риск. Как показал исторический опыт, развивающиеся страны могут изменить закон после того, как уже осуществлены инвестиции. В 60 - 70-х годах ХХ в. было немало случаев, когда правительства принимающих стран чинили препятствия инвестиционным проектам или даже подвергали зарубежные капиталы принудительному изъятию.

Проблемой в защите и поощрении  инвестиций является международное  двойное налогообложение,  т.е. одновременное  обложение в двух и более странах  одного налогоплательщика в отношении  одного и того же объекта одним  и тем же аналогичным налогом. Эта проблема существует из-за коллизии с принципом суверенитета государства, по которому государство  обладает исключительным правом использовать свою юрисдикцию как угодно на своей территории.

Двойное налогообложение, нарушая  принцип недискриминации в международном праве, препятствует надлежащему осуществлению инвестиционной деятельности. В общем виде понятие двойного налогообложения можно выразить следующим образом: это ситуация, когда один и тот же субъект облагается сопоставимыми налогами в отношении одного и того же объекта налогообложения в двух государствах и более за один и тот же период.

Разработка проблем международного сотрудничества по отношению к налогообложению  имеет длительную историю. В ЛН с 1921 по 1945 годы эксперты работали над  этой проблемой, было рекомендовано  решать такие проблемы с помощью  заключения налоговых конвенций  на многосторонней основе, поэтому  ЛН разработала 2 примерных проекта  между заинтересованными странами. Впоследствии эту проблему дальше исследовал Финансовый комитет ООН, также этой проблемой начали заниматься МТП  и ОЭСР.

Экономический и Социальный Совет ООН в Резолюции 486 от 9 июля 1953 г. Констатировал: налоговые льготы для частных инвесторов, предоставляемые как высокоразвитыми, так и слабо развивающимися государствами, имеют большое практическое значение. В этой Резолюции развитым странам было рекомендовано в одностороннем порядке или при заключении налоговых соглашений применение специальных положений, при которых доход от иностранных инвестиций облагался бы только первоначально в той стране, где он был получен.

Первоначально международные договоры об устранении двойного налогообложения  заключались, как правило, между  западными странами на основе модельных  конвенций, разработанных под эгидой ОЭСР в 1963 и 1977 гг. Положения этих многосторонних договоров носят юридически необязательный, т.е. рекомендательный, характер. Но многие страны вводят в заключаемые между  собой соглашения ряд положений  этих договоров почти дословно. Такая практика способствует международной унификации применения и толкования их положений и правил.

Вышеназванные типовые конвенции  ОЭСР разработаны самими экономически развитыми странами, т. е. экспортерами капиталов. Поэтому понятно, чьи  интересы прежде всего они учитывают. А основными реципиентами иностранных инвестиций сегодня выступают развивающиеся государства и страны с переходной экономикой. В связи с этим в 1979 г. в рамках ООН была разработана Типовая конвенция для использования при заключении соглашений об избежании двойного налогообложения между развитыми и развивающимися государствами, а также стран с переходной экономикой.

На современном этапе необходимо максимально расширить сеть международных соглашений по налогообложению, охватив ими как можно большее количество государств. Решению проблемы способствовало бы и создание развитых информационных систем между налоговыми органами разных государств, что позволило бы устранить двойное налогообложение, возникающее из-за того, что лица получают доход из источника в одной стране, а декларацию о доходах подают в другой. Кроме того, необходимо также сбалансировать теоретический и практический подходы к методике устранения двойного налогообложения. Например, метод устранения двойного налогообложения доходов от распределенной части прибыли теоретически разработан, но его практическое осуществление приводит к снижению мобильности инвестиций. Требуются дальнейшие научные разработки в данной сфере как на международном, так и на национальном уровне.

Таким образом, международное двустороннее сотрудничество в сфере обеспечения  правовых гарантий иностранных инвестиций имеет свою достаточно продолжительную  историю. В течение почти всего  ХХ в. государства на двусторонней основе шаг за шагом приближались к наиболее оптимальным формам и методам  поощрения и защиты зарубежных капиталовложений на собственной территории. Начав с торговых договоров о дружбе и взаимопомощи, страны впоследствии стали широко использовать двусторонние специальные договоры, направленные на обеспечение свободного движения товаров и капиталов. Конечно же, речь идет о двусторонних международных соглашениях, о поощрении и взаимной защите капиталовложений и соглашениях об устранении двойного налогообложения.

Двусторонние соглашения между  государствами – это наиболее удобная и эффективная форма обеспечения правовых гарантий иностранных инвестиций, так как дает возможность детальной регламентации механизма реализации общих целей и задач между договаривающимися сторонами.

 

 2.2 Многостороннее регулирование иностранных инвестиций

В данном параграфе мы рассмотрим региональные отношения по поводу инвестиций, и многосторонние, т.е. такие которые  происходят между государствами  разных регионов мира.

Лидером в развитии интеграционных процессов в мире является Европейский  союз. Еще в 1957 году в Римском договоре о создании Европейского экономического сообщества, говорилось, что одной из целей создания этого сообщества было достижение свободы передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. А уже статья из Маастрихтского договора о ЕС, устанавливала, что в Рамках ЕС все ограничения на движение капитала между государствами-участниками, также между государствами-участниками и 3-ми странами, должны быть запрещены. Некоторые положения, которые облегчили передвижение иностранных инвестиций, были включены в конвенцию о создании Европейской ассоциации свободной торговли (ЕЛСТ). Там были положения о праве учреждения компаний одних стран на территории других стран партнеров при условии, что значительная часть производства будет осуществляться  на рынках стран-членов ЕЛСТ, также предусматривалось предоставление национального режима иностранным инвесторам.

В 1992 году такие страны: США, Канада, Мексика заключили соглашение о  создании Североамериканской зоны свободной  торговли (НАФТА). Главная его цель: устранение барьеров во взаимной торговле и создание зоны свободной торговли.

В рамках МЕРКОСУР (Южного общего рынка) – интеграционного сообщества 4 латиноамериканских стран: Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай – в 1994 году введены в действие  2 соглашения: Протокол о взаимном поощрении и  защите инвестиций в МЕРКОСУР и Протокол о поощрении и защите инвестиций из 3-их стран.

В отличие  от рассмотренных выше региональных соглашений, которые охватывают  лишь часть стран, многосторонние  соглашения – это такие соглашения, в которых участвуют большое  количество стран и зразных регионов.  В последнее время работа над многосторонними инвестиционными соглашениями развивалась в большей части в рамках ООН, Всемирного Банка, ВТО.

Общий признак  многосторонних документов в отношении международных инвестиций – это защита принципа установления для иностранных инвесторов «справедливого и недискриминационного режима».

В рамках ООН эта работа активно  проводилась в 60-80е годы, где отражалось стремление многих развивающихся стран  к обретению экономической независимости, к установлению суверенитета над  естественными ресурсами, привлечению  и использованию иностранного капитала в соответствии с национальными  интересами. В 1964 году была учреждена  Конференция ООН по торговле и  развитию (ЮНКТАД), которая занимается анализом вопросов, связанных с вопросами иностранных инвестиций в развивающихся государствах, готовит доклады о международных инвестициях и отслеживает политику стран по привлечению иностранных капиталов.

В 1975 году была одобрена «Хартия экономических  прав и обязанностей государств»  Генеральной Ассамблеей ООН, в ней  указывается:

-право всех стран свободно  осуществлять полный и постоянный  суверенитет над своим богатством  и над экономической деятельностью;

-каждое государство имеет право  регулировать иностранные инвестиции  в соответствии с национальными  законами, приоритетами, целями;

-ни одна сторона  не может  быть принуждена к предоставлению  преференциального режима для  иностранных инвесторов;

-право принимающих государств  осуществлять контроль за деятельностью ТНК и принятия мер к тому, чтобы эта деятельность соответствовала правилам, законам принимающих стран;

-необходимость разрешения спорных  вопросов, связанных с иностранными  инвестициями, мирным путем.

В 80-е годы был принят «Свод многосторонних согласованных равноправных принципов  и правил по контролю за ограничительной  деловой практикой», где содержались  положения укрепляющие развивающихся стран в отношении с иностранными ТНК. Также были приняты и другие  документы, направленные на расширение притока иностранных капиталов в развивающиеся страны с учетом их интересов.

Но все документы ООН по этим вопросам имеют рекомендательный характер, и поэтому развитые страны такие  соглашения почти игнорировали или  противодействовали им.

Хотя бы даже обсуждение этих вопросов способствовало осмыслению и пониманию  проблем, связанных с иностранными инвестициями в современных условиях. Инвестиционные отношения должны базироваться на условиях взаимовыгоды, с учетом интересов инвесторов и интересов  принимающих стран.

Работа ООН по иностранным инвестициям  имеет важное значение, так как содействовала формированию мирового общественного мнения по вопросам прямых иностранных инвестиций и выработки нового подхода к оценке их роли.

Информация о работе Развитие международного инвестирования