Принципы, последовательность изучения и прогнозирования инвестиционного рынка. Статистический метод измерения инвестиционных рисков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

Инвестиционная деятельность неразрывно связана с функционированием инвестиционного рынка, его развитием и состоянием его конъюнктуры. Инвестиционный рынок охватывает систему экономических отношений, свободной конкуренции и партнёрства между всеми субъектами инвестиционной деятельности.

Содержание

1. Принципы, последовательность изучения и прогнозирования инвестиционного рынка.
2. Статистический метод измерения инвестиционных рисков.
3. Задача 1.4
4. Задача 2.4

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 46.59 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Принципы, последовательность изучения и прогнозирования инвестиционного рынка.
  2. Статистический метод измерения инвестиционных рисков.
  3. Задача 1.4
  4. Задача 2.4
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Принципы, последовательность изучения и прогнозирования  инвестиционного рынка.
 

     Инвестиционная  деятельность неразрывно связана с  функционированием инвестиционного  рынка, его развитием и состоянием его конъюнктуры. Инвестиционный рынок  охватывает систему экономических  отношений, свободной конкуренции  и партнёрства между всеми  субъектами инвестиционной деятельности.

     В зарубежной практике инвестиционный рынок  отождествляется, как правило, с  рынком ценных бумаг (фондовым рынком), которые выступают основным инструментом инвестиционного вложения капитала как индивидуальными, так и институциональными инвесторами. В нашей стране преимущественным направлением инвестиционной деятельности предприятия является реальное инвестирование в форме капитальных вложений; соответственно инвестиционный рынок  в отечественной практике рассматривается  обычно как рынок инвестиционных (капитальных) товаров. Оба этих подхода  к понятию инвестиционного рынка  являются чрезмерно узкими, так как  не охватывают всего многообразия объектов инвестирования. Поэтому инвестиционный рынок представляет собой рынок, на котором объектами купли-продажи выступают разнообразные инвестиционные товары и инструменты, а также инвестиционные услуги, обеспечивающие процесс инвестирования.

     Инвестиционный  рынок является чрезвычайно сложной  системой, в которой обращаются разнообразные  товары и инструменты, обеспечивающие инвестиционный спрос всех видов  инвесторов. Данный рынок обслуживается  специальными инвестиционными институтами  и располагает довольно разветвлённой  и разнообразной инвестиционной инфраструктурой.

     Соотношение объёма спроса и предложения, а также  уровня цен на инвестиционные товары, инструменты и услуги постоянно  меняется на инвестиционном рынке в  целом, отдельных его видах и  сегментах. Это общее состояние динамики отдельных элементов инвестиционного рынка представляет собой  чрезвычайно сложное экономическое явление, поскольку оно формируется под влиянием множества разнородных и разнонаправленных внутрирыночных и макроэкономических факторов.

     В то же время каждому участнику  инвестиционного рынка, выступающему на нём в роли как покупателя, так и продавца отдельных инвестиционных инструментов, важно знать, на какую степень активности рынка в целом, отдельных его видов и сегментов ему следует ориентироваться при разработке инвестиционной стратегии и политики, выборе источников привлечения инвестиционных ресурсов, формирования инвестиционной программы и т.п. Если предстоящий характер инвестиционного рынка в рамках тех его сегментов, в которых предприятие намечает осуществлять свою инвестиционную деятельность, определён неправильно, то неизбежны просчёты в выборе направлений и форм инвестирования, в отборе конкретных инвестиционных проектов и инструментов, и соответственно снижение эффективности инвестиционной деятельности, а в отдельных случаях – ощутимая потеря капитала, приводящая к банкротству.

     Степень активности инвестиционного рынка  в разрезе отдельных его видов  и сегментов (т.е. соотношение отдельных  его элементов) определяется путём  изучения его конъюнктуры. Конъюнктура инвестиционного рынка представляет собой форму проявления системы факторов (условий), характеризующих состояние спроса, предложения, цен и уровня конкуренции на рынке в целом, отдельных его видах и сегментах.

     В связи с циклическим развитием  и постоянной изменчивостью инвестиционного  рынка в разрезе отдельных  его видов и сегментов необходимо систематическое изучение состояния  его конъюнктуры для формирования эффективной инвестиционной стратегии, корректировки инвестиционной политики по отдельным аспектам, принятия экономически обоснованных текущих инвестиционных решений. Такое исследование охватывает следующие три этапа:

     1. Текущее наблюдение за состоянием инвестиционного рынка (в первую очередь в тех его сегментах, в которых предприятие осуществляет свою инвестиционную деятельность). Такое наблюдение требует формирования целенаправленной системы показателей, характеризующих отдельные его элементы (спрос, предложение, цены, конкуренцию), а также организация постоянного их мониторинга. Результаты текущего наблюдения за конъюнктурой инвестиционного рынка фиксируются в табличной или графической формах.

     2. Анализ текущей конъюнктуры инвестиционного рынка и выявление современных тенденций её развития. Задачей такого анализа состоит в выявлении особенностей конкретных сегментов инвестиционного рынка и тех изменений, которые происходят на рынке в момент наблюдения по сравнению с предшествующим периодом. Анализ конъюнктуры инвестиционного рынка проводится, в свою очередь, в два этапа. На первом этапе анализа проводится расчёт системы аналитических показателей, характеризующих текущую конъюнктуру инвестиционного рынка (на основе информативных показателей текущего наблюдения). На втором этапе выявляются предпосылки к изменению текущей стадии конъюнктуры инвестиционного рынка.

     3. Прогнозирование конъюнктуры инвестиционного рынка для выбора основных направлений стратегии инвестиционной деятельности и формирования инвестиционной программы (инвестиционного портфеля). Основная задача данного этапа – разработка прогноза, т.е. определение тенденций изменения факторов, формирующих инвестиционный климат и воздействующих на состояние инвестиционного рынка в перспективе. Процесс прогнозирования конъюнктуры инвестиционного рынка подразделяется, в свою очередь, на четыре этапа:

     а) выбор периода прогнозирования. Различают следующие виды прогнозов конъюнктуры инвестиционного рынка в зависимости от продолжительности периода прогнозирования:

  • краткосрочный прогноз (до одного месяца) служит для выработки текущих инвестиционных решений в области формирования инвестиционных ресурсов, программы текущей реновации активной части основных средств, портфеля краткосрочных финансовых вложений и т.п.; он разрабатывается с учётом влияния краткосрочных факторов, выявленных в процессе анализа краткосрочных колебаний конъюнктуры на отдельных сегментах инвестиционного рынка;
  • среднесрочный прогноз (на несколько предстоящих месяцев) служит для корректировки инвестиционной политики по отдельным аспектам инвестиционной деятельности, формирования портфеля долгосрочных финансовых вложений и некапиталоёмких объектов реального инвестирования;
  • долгосрочный прогноз (до двух лет) связан прежде всего с выработкой инвестиционной стратегии и формирования инвестиционных решений о реализации крупных (капиталоёмких) реальных инвестиционных проектов;

     б) определение глубины прогнозных расчётов, которая зависит от целей инвестиционной деятельности и связана с соответствующей углубленной сегментацией инвестиционного рынка (рынка объектов реального инвестирования, рынка ценных бумаг и т.д.);

     в) выбор методов прогнозирования и осуществления прогнозных расчётов. Прогнозирование конъюнктуры инвестиционного рынка в современных условиях осуществляется двумя основными группами методов – «техническим» (как его аналог используются термины «прикладной» или «трендовый») и «фундаментальным» (как его аналог используется термин «факторный»):

  • методы технического анализа основаны на распространении выявленной в процессе предшествующего исследования конъюнктурной тенденции изменения уровня цен на предстоящий период (с учётом предстоящего изменения стадии конъюнктуры инвестиционного рынка); эти методы  являются  недостаточно точными и могут быть использованы лишь для краткосрочного и среднесрочного прогнозирования;
  • методы фундаментального анализа основаны на изучении отдельных факторов, влияющих на спрос, предложение и уровень цен на инвестиционном рынке, а также на определении возможного изменениях этих факторов в предстоящем периоде.

     Обе группы методов могут быть дополнены  при прогнозировании конъюнктуры  инвестиционного рынка методом экспертных оценок.

     В процессе прогнозирования конъюнктуры  инвестиционного рынка на основе фундаментального анализа используются следующие основные методы:

      1. Метод прогнозирования «сверху вниз» предусматривает осуществление прогнозных  расчётов в направлении от общего к частному: вначале оценивается возможное изменение параметров общеэкономического развития страны; затем прогнозируются основные параметры предстоящего развития отдельных элементов инвестиционного рынка в целом; после этого прогнозируется конъюнктура отдельных видов инвестиционных рынков; затем осуществляется прогноз конъюнктуры отдельных сегментов инвестиционного рынка. Интересующих его участника; на завершающей стадии прогнозных расчётов определяются вероятные параметры обращения на рынке конкретных видов инвестиционных товаров и инструментов. Базой каждого последующего этапа прогнозирования (при его следовании «вниз») являются результаты прогнозных расчётов, осуществлённых на предшествующей стадии. При наличии соответствующей информационной базы такой подход к прогнозированию конъюнктуры инвестиционного рынка на всех его уровнях является наиболее фундаментальным и одновременно наиболее трудоёмким.
      2. Метод прогнозирования «снизу вверх» предусматривает осуществление прогнозных расчётов в обратной последовательности. Примером осуществления таких расчётов вначале является оценка предстоящей деятельности конкретного предприятия-эмитента ценных бумаг; затем осуществляется прогнозная оценка инвестиционной привлекательности отрасли, к которой принадлежит эмитент; после этого прогнозируются показатели конъюнктуры сначала определённого сегмента, а затем и вида инвестиционного рынка, на котором эти ценные бумаги будут обращаться. При этом число уровней прогнозирования определяет сам аналитик исходя из стоящих перед ним задач. Основным недостатком данного метода является возможная некорректность прогнозных показателей более высоких уровней, если расчёты осуществляются без достаточного учёта взаимосвязей отдельных уровней (в этот случае разные инвестиционные аналитики одного и того же предприятия могут прийти к совершенно различных результатам). Поэтому на практике этот метод прогнозирования используется в сочетании с системой «сверху вниз».
      3. Вероятностный метод прогнозирования осуществляется в условиях недостатка исходной информации, особенно характеризующей предстоящую динамику макроэкономических факторов. В этом случае прогнозирование отдельных показателей конъюнктуры инвестиционного рынка на всех его уровнях носит многовариантный характер в диапазоне от оптимистической до пессимистической оценки возможного развития отдельных факторных показателей. Такой метод прогнозирования конъюнктуры инвестиционного рынка, используемый в фундаментальном анализе, даёт возможность определить диапазон колебаний отдельных её показателей и в рамках этого диапазона избрать наиболее вероятный вариант его развития. Диапазон колебаний отдельный значений прогнозируемой конъюнктуры инвестиционного рынка или динамики цен отдельный инвестиционных товаров и цен отдельных инвестиционных инструментов создаёт достаточно надёжную информационную базу для оценки возможных инвестиционных рисков – как систематического, так и несистематического.
      4. Метод эконометрического моделирования прогнозируемых показателей конъюнктуры инвестиционного рынка или отдельных инвестиционных товаров и инструментов основан на построении индивидуальных эконометрических (экономико-математических) моделей, причём, как правило, многофакторных. В этих целях на первом этапе исследуется влияние отдельных факторов на развитие изучаемого показателя (на основе методов парной корреляции); затем ранжируются и отбираются для построения модели наиболее значимые факторы, по которым строится многофакторная модель (модель множественной регрессии); после этого устанавливается плановое значение отдельных факторов, которые подставляются в модель для получения искомых прогнозных результатов. Современная практика использует большое многообразие эконометрических моделей прогнозирования, применяемых в фундаментальном анализе для различных его целей и показателей.
      5. Метод моделирования инвестиционных и финансовых коэффициентов используется в основном для прогнозирования показателей развития отдельных участников инвестиционного рынка. Система таких коэффициентов позволяет оценить рентабельность, финансовую устойчивость, платёжеспособность и другие стороны предстоящей инвестиционной деятельности конкретного предприятия. В этих случаях для расчёта отдельных коэффициентов используется разработанная на предприятии система текущих инвестиционных планов. Кроме того, метод моделирования отдельных коэффициентов применяется в фундаментальном анализе и при прогнозировании показателей, характеризующих обращение конкретных реальных объектов и инструментов инвестирования на рынке (коэффициенты их рыночной стоимости, доходности, ликвидности и т.п.).
      6. Метод объектно-ориентированного моделирования (или метод построения электронных таблиц) основан на разложении отдельных прогнозируемых интегральных показателей на ряд частных их значений при использовании компьютерных электронных таблиц. Построив в форме электронной таблицы соответствующую модель формирования интегрального показателя, можно затем, подставляя в неё соответствующие исходные плановые данные, получать искомые результаты прогноза. Метод объектно-ориентированного моделирования, используемый в фундаментальном анализе, даёт возможность осуществления многовариантных прогнозных расчётов.

Использование в сочетании методического аппарата фундаментального и технического анализа  создаёт необходимые предпосылки  для разработки надёжных прогнозов  конъюнктуры инвестиционного рынка  на различных его уровнях. 
 
 
 
 
 

  1. Статистический  метод измерения  инвестиционных рисков.
 
 

     Методы, измеряющие риск, можно классифицировать на общие и специальные; количественные и качественные.

     Общие методы измерения риска применяются  вне зависимости от сферы деятельности предпринимателей. К ним относятся:

  • статистический метод;
  • метод анализа целесообразности затрат;
  • аналитический метод;
  • метод экспертных оценок;
  • метод аналогов.

     Специальные методы измеряют риск конкретной ее деятельности производителей.

     Качественные  методы - это методы измерения помощью  экспертного анализа. Количественные методы характеризуются получен количественной оценки, которая является удобной для интерпретации экономистами.

     Статистический  метод по определению риска некоторого проекта заключается в том, что  для расчета вероятностей возникновения  потерь анализируются все статистические данные, касающиеся результативности осуществления фирмой аналоги операций.

     Данный  метод позволяет получить оценку риска торой операции графическим  и расчетным способами.

     Графический способ основан на том, что ЛПР  определяет частоту возникновения  потерь для каждой рисковой области  и строит линию Лоренца. Частота  возникновения потерь определяется по формуле.

 

     где n’ – число случаев наступления определенного уровня потерь;

     nобщ – число случаев наблюдения (как потерь, так и успеха).

     Для построения кривой риска и определения  уровня потерь необходимо выделение  областей риска.

     Предлагается  использовать 5 областей риска:

  • безрисковая область - характеризуется отсутствием потерь (0%);
  • область минимального риска - характеризуется уровнем потерь, не превышающим размеры чистой прибыли (25%);
  • область повышенного риска - потери не превышают размеры расчетной прибыли (25-50%);
  • область критического риска - потери превышают размеры расчетной прибыли, но не превышают размеров валовой прибыли (50-75%)';
  • область недопустимого риска - потери, близкие к размеру собственных средств (75 -100%).

Информация о работе Принципы, последовательность изучения и прогнозирования инвестиционного рынка. Статистический метод измерения инвестиционных рисков