Основные типы свободных экономических зон в мировой практике: исторический аспект и современные тенденции.

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 01:46, реферат

Описание работы

Анализ Свободных Экономических Зон

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………..3
Анализ Свободных Экономических Зон…………………………………5
История создания СЭЗ……………………………………………………5
Определение свободной экономической зоны ………….……………10
Цели создания СЭЗ………………………………………………………15
Классификация свободных экономических зон……………………...18
Свободные экономические зоны в мировой практике……………….22

Заключение……………………………………………………………...…………..28

Список используемой литературы………………………….………………….30

Работа содержит 1 файл

Основные типы свободных экономических зон в мировой практике.docx

— 54.65 Кб (Скачать)

Все эти  и другие цели организации СЭЗ  могут быть реализованы при целой  системе условий, создаваемых для  зарубежных инвесторов принимающей  страной. В этом плане назовем  наиболее важные условия для нормального  функционирования СЭЗ:

  • политическая стабильность в стране создает общий благоприятный инвестиционный климат. Она, как показала практика, бывает решающей в привлечении зарубежных инвестиций;
  • наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;
  • наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);
  • очень важным условием является природно-географическая среда;
  • благоприятная экономическая конъюнктура.

Важнейшим стимулятором для развития СЭЗ является и система льгот инвесторам. Каждая страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых  в СЭЗ, в достаточной степени  индивидуальна и связана с  реализуемыми на ее территории программами  и проектами. Однако в экономической  литературе называют четыре основные группы льгот :

1. Внешнеторговые  льготы предусматривают введение  особого таможенно-тарифного режима, льготного налогообложения внешнеторговых операций и упрощенного порядка их осуществления, а также создание особого валютного режима, в частности, – сведение до минимума валютного контроля, предоставление возможности свободной реализации прибыли.

2. Фискальные  меры содержат нормы, связанные  с налоговым стимулированием  конкретных видов деятельности  или поведения предпринимателей. Льготы могут касаться налоговых  баз различных налогов (прибыль  или доход, стоимость имущества,  др.), отдельных компонентов налоговых  баз разных видов налогов (амортизационные  отчисления, затраты на НИОКР,  на заработную плату и др.), уровня налоговых ставок, вопросов  постоянного или временного освобождения  от налогообложения. 

3. Финансовые  меры включают различные формы  субсидий, предоставляемых через  систему низких цен на коммунальные  услуги, через понижение арендной  платы за пользование земельными участками и производственными помещениями (включая возможность долгосрочной аренды и субаренды), а также льготные государственные кредиты.

4. Административные  меры предоставление инвесторам  права использования средств  инфраструктуры (включая объекты  коммунального пользования), упрощения  процедур регистрации предприятий  и режима въезда-выезда иностранных  граждан, а также оказание различных  содействующих бизнесу услуг,  таких как, например, предоставление  оперативной информации по конъюнктуре  рынка, подготовка бизнес-планов  и т.д. 

Все указанные  льготы, как показала мировая практика, могут применяться в самых  различных комбинациях, однако и  они не всегда являются решающим стимулом привлечения иностранного капитала.

      1.4. Классификация свободных  экономических зон.

 

Современные СЭЗ весьма разнообразны и неоднородны, что в значительной степени затрудняет их систематизацию и классификацию, для чего в экономической литературе используются различные подходы.

Одной из задач исследования при классификации  СЭЗ является выделение общих  черт СЭЗ, позволяющих обосновать подходы  и принципы системы управления и  выявить особенности управления для каждого типа СЭЗ.

СЭЗ могут  иметь самые разные организационные  формы и различное целевое  назначение. Среди них выделяются:

А) свободные  таможенные и беспошлинные зоны;

Б) транзитные зоны, расположенные на перекрестках транспортных путей;

В) зоны экспортного производства, ориентирующиеся, прежде всего, на внешние рынки, имеющие  наиболее важное значение среди всех видов СЭЗ.

Выделяются  также научно-технические и научно-внедренческие  зоны, создаваемые на базе технологических  парков, но также ориентированные  на внешние рынки, финансово-банковские центры, функционирование которых основано на привлечении на льготной основе иностранного капитала.

Существует  другая классификация:

1. свободные  торговые зоны, вольные порты,  беспошлинные склады и т.д. - базируются  на смягчении таможенных пошлин

2. экспортные  промышленные зоны - базируются на  применении льготного таможенного  и налогового режима, в том  числе и для иностранного капитала

3. банковские  и страховые зоны - основаны на  льготном режиме осуществления  этих операций

4. технологические  зоны (технополисы), обеспечивающие на основе применения льгот разработку и внедрение современной технологии;

5. комплексные  зоны (свободные города, особые зоны) ставящие перед собой широкие  задачи и использующие элементы  разных видов зон. Отличительной  особенностью С.э.з. может быть, например, изолированность от остальной территории страны (въезд через пропускные, а провоз товаров - через таможенные пункты).

В настоящее  время в экономической литературе имеет место четкая классификация  свободных экономических зон. Во-первых, это торгово-складские зоны, в  составе которые существует несколько  подвидов:

- зоны  внешней торговли,

- свободные  таможенные зоны,

- свободные  беспошлинные зоны,

- свободные  порты. 

Другая  крупная группа - это экспортно-производственные зоны, в составе которых можно  отдельно выделить:

- зоны  совместного предпринимательства,

- зоны  свободного предпринимательства,

- предпринимательские  зоны,

- специальные  экономические зоны.

Еще один существенный вид свободных экономических  зон - это научно-исследовательский  парк, внутри которого можно выделить:

-  инновационные  центры,

- исследовательский  парк и

- научный  парк.

Наконец, наиболее общая группа зон - это комплексные  или комбинированные свободные  экономические зоны.

Существует  и еще целый ряд признаков, по которым можно провести классификацию  свободных экономических зон. Например, можно различать их в зависимости  от размеров, в зависимости от участия  одной или нескольких стран. Различают  и так называемые международные  свободные экономические зоны - таможенные союзы, общие рынки, валютно-экономические  союзы. Особый вид свободных экономических  зон - оффшорные зоны.

Свободная экономическая зона (Free economic zone; Free economic area) - ограниченная территория с льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей. Свободная экономическая зона обладает особым юридическим статусом по отношению к остальной территории. Свободные экономические зоны создаются для решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. Различают:

- зоны  свободной торговли;

- зоны  совместного предпринимательства; 

- банковские  и страховые зоны с льготным  режимом осуществления этих операций;

- технологические  зоны;

- комплексные  зоны.

Зона  свободной торговли (Free trade zone) - обособленная часть территории страны, рассматриваемая как находящаяся вне ее таможенной территории, в пределах которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля промышленными товарами.

Зона  совместного предпринимательства(Зона свободного предпринимательства; Экспортная промышленная зона -Joint venture zone) - обособленная часть территории страны, рассматриваемая как находящаяся вне ее таможенной территории, на которой вводятся особые таможенный, арендный, налоговый, валютный, визовый, трудовой и другие режимы, создающие благоприятные условия для иностранных капиталовложений и осуществления совместного предпринимательства на льготной налоговой и таможенной основе.

Комплексная зона - "открытый" город или  особый район, ставящий перед собой  широкие задачи использующие элементы разных видов свободных экономических  зон.

Порто-франко (Free port; итал.Porto franco) - вольная гавань; порт на побережье или внутренний порт, который пользуется правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров.

Свободная таможенная зона(Свободный склад -Free custom zone stock) - в РФ - таможенный режим, при котором:

- иностранные  товары размещаются в соответствующих  территориальных границах без  взимания таможенных пошлин, налогов,  а также без применения к  ним мер экономической политики; а 

- российские  товары размещаются и используются  на условиях, применяемых к вывозу  в соответствии с таможенным  режимом экспорта в порядке,  определяемом Таможенным Кодексом  РФ.

Технополис(Технологический парк (Технопарк); Технологическая зона –Technopolis) - разновидность свободной экономической зоны на базе интеграции высокоразвитого производства, науки и образования. Технополисы пользуются разнообразными льготами и обеспечивают разработку и внедрение современной технологии с помощью национальных и иностранных предприятий и организаций.

Оффшорные зоны (Off shore centers, от англ.Off-shore - вне берега) - небольшие государства или территории, привлекающие иностранные капиталы посредством предоставления налоговых и других льгот при проведении финансово-кредитных операций в иностранной валюте с иностранными резидентами. 

              2. Свободные экономические зоны в мировой практике.  

 Сейчас  в мире функционирует до 2000 свободных экономических зон. В развивающихся странах наибольшее распространение получают экспортно-производственные зоны. Это обусловлено тем, что главными функциями, которые должны выполняться СЭЗ в этих странах, являются: обеспечение экономического роста страны, достижение новой более высокой степени индустриализации ее экономики; включение страны в МРТ, мировое хозяйство, международную торговлю или изменение ее места в них с учетом достигнутой трансформации в отдельных ее отраслях или в экономике в целом.

 В  отличие от ЭПЗ и развитых  странах, работающих преимущественно  на внутренний рынок, ЭПЗ в  развивающихся странах всегда  ориентированы на внешний рынок,  ибо только наращивая экспорт, они могут решить стоящие перед ними задачи, а также получить свободно-конвертируемую валюту, необходимую им для эффективного осуществления мирохозяйственных связей.

 СЭЗ  в развивающихся странах отличаются  и структурой источников привлекаемого  капитала. Если в странах с развитой рыночной экономикой - это преимущественно национальный частный капитал, то в развивающихся - это преимущественно иностранный частный капитал. Структура затрат в таких зонах в развивающихся странах складывается примерно следующим образом: прямые бюджетные вложения - 2-3%, прямое финансирование из местных бюджетов - 12-15%, льготный государственный кредит - 30-35%, финансирование за счет коммерческих структур и иностранных инвесторов 47-56%.

 Отсюда  вытекает и следующая особенность  СЭЗ в развивающихся странах  — более преференциальный инвестиционный  климат, устанавливаемый в них  государством, для иностранных инвесторов.

 Для  национальных частных инвесторов  развивающиеся страны устанавливают  в СЭЗ различные ограничения.  Во многих странах разрешается  вложить капитал только при  условии, что как минимум 90 % объема произведенной ими продукции  будет экспортироваться. Условия  и формы вложения капитала  для местных частных инвесторов  в СЭЗ могут изменяться в  зависимости от изменения уровня  ее развития, доли СЭЗ и т.п.  Например, в самом начале Южная  Корея не разрешала своим предпринимателям  вкладывать инвестиции в СЭЗ,  но со временем этот запрет  был снят и они получили такую возможность. Важное значение в решении этого вопроса придается экономической политике страны по отношению к той или иной отрасли, Обычно наиболее льготные условия инвестирования имеют отрасли материального производства по сравнению с отраслями услуг и др. Причем внутри отраслей материального производства тоже существует дифференциация условий инвестиций в зависимости от их приоритетности. Специалисты UNIDO в зависимости от условий инвестирования иностранного и частного капитала разделили все отрасли обрабатывающего производства в СЭЗ на 3 группы.

Информация о работе Основные типы свободных экономических зон в мировой практике: исторический аспект и современные тенденции.