Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 01:46, реферат
Анализ Свободных Экономических Зон
Введение…………………………………………………………………….………..3
Анализ Свободных Экономических Зон…………………………………5
История создания СЭЗ……………………………………………………5
Определение свободной экономической зоны ………….……………10
Цели создания СЭЗ………………………………………………………15
Классификация свободных экономических зон……………………...18
Свободные экономические зоны в мировой практике……………….22
Заключение……………………………………………………………...…………..28
Список используемой литературы………………………….………………….30
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
«МУРМАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра
ФБУ и УЭС
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Иностранные инвестиции»
на тему:
«Основные типы свободных
экономических зон в
мировой
практике: исторический
аспект и современные
тенденции.
№27
Выполнил:
Проверила:
2012
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………….………………….
Развитие
процессов интернационализации
экономической жизни, в ряде случаев
приобретающее формы
Используемые
в этих целях свободные (или специальные)
экономические зоны (СЭЗ) в последние
десятилетия получили широкое распространение
в развитых и развивающихся странах
с рыночной экономикой и в странах
с переходной экономикой. Первые зоны
стали появляться в конце 60-х - начале
70-х годов в развивающихся
В целях ослабления жесткого таможенного режима, упрощения таможенных процедур и снижения высоких пошлин, которых придерживалось большинство европейских государств, в средние века в портовых городах возникли первые районы "порто-франко": Генуе, Венеции, Марселе. Их территория отделялась от остальной территории специальной таможенной границей для беспошлинного ввоза и вывоза товаров. При перемещении товаров на территорию своей страны применялся обычный таможенный режим. Первый из известных в истории "порто-франко" существовал в римскую эпоху на острове Делос в 166 г. до н.э. Здесь приезжие купцы освобождались от налогов, пошлин и выполнения некоторых административных формальностей. Таким образом "порто-франко" как организационно-экономическая форма характеризуется:
1. обособленностью его территории от остальной территории страны;
2. режим
"порто-франко" вводился уже
не только для развития
В таких
районах интенсивнее
На смену "порто-франко" пришли "свободные гавани" или "свободные порты". В отличие от своих предшественников на территории "свободного порта" не разрешалось проживание лиц, не имевших отношение к эксплуатации и охране товаров, потреблению ими товаров, не оплаченных пошлиной. При вывозе товаров из свободных портов в страну таможенные пошлины взимались в обычном порядке. Статус свободных портов получили Гамбург, Ганзейские города – Любек и Данциг, такие порты как Генуя и Марсель, а также Одесса, Владивосток, Батуми (см. рис.1.1. приложения).
Первой свободной экономической зоной в мире считается город Ливорно, который в 1547 году был объявлен городом свободной торговли.
Нетрудно
заметить, что для образования
свободных портов именно в данный
период были характерны определенные
предпосылки или условия их формирования
– развитие товарно-денежных отношений,
становление системы
Итак, первый этап в развитии СЭЗ характеризовался тем, что они представляли собой торгово-складские и транзитные зоны. Это самый древний тип СЭЗ, дающий возможность предприятиям складировать, упаковывать, маркировать, частично перерабатывать и перегружать товары в условиях освобождения от таможенных пошлин, других сборов и административных барьеров. В настоящее время в мире действуют более 200 небольших свободных портов для транзита, складирования товаров и торговли.
К сожалению, до нас не дошли материалы того времени относительно системы управления подобными СЭЗ, так как, вероятно, тогда вообще не существовало теоретических разработок в области управления. Но можно предположить, что уже на начальных этапах своего развития механизм управления СЭЗ содержал элементы планирования, организации, стимулирования. Последние же получили наибольшее развитие и представляли собой несистематизированный набор мер государственного регулирования в основном в части таможенных пошлин. По мере монополизации рынка и усиления протекционистской политики государств "свободные порты" стали упраздняться, а на их территориях и в других торговых центрах начали создаваться специальные экономические зоны, где все большее значение приобретала переработка товаров.
Это не могло не повлиять на черты СЭЗ. Теоретически обосновали формирование нового типа СЭЗ англичане П. Халл, С. Хоув и американец С. Бутлер, предложившие концепцию выхода из кризиса и развития районов, находящихся в тяжелом экономическом положении. Суть ее состояла в том, что в таких районах предпринимателям, изъявившим желание заняться здесь бизнесом, предоставлялся ряд льгот: менее жестко регламентировалась их деятельность, допускался ряд банковских и страховых операций, которые обычно запрещались действующим законодательством (в частности, возможность оперировать любой валютой; иметь отношения с контрагентами, находящимися вне зоны и др.). Эти меры способствовали активизации производственной, торговой, сервисной деятельности. В отличие от своих предшественников СЭЗ из собирающих пунктов и центров распределения товаров превратилась в места их промышленной обработки и трансформации с правом последующей реализации – экспорта. В результате чего образуются так называемые экспортно-производственные зоны (ЭПЗ), ознаменовавшие собой период научно-технического и технологического прогресса, интеграции ряда государств в систему мирохозяйственных связей, активизации инвестиционной деятельности.
Расширение
хозяйственных функций СЭЗ
Первой СЭЗ промышленно-экспортной направленности, успех которой подтолкнул к созданию подобных зон в других странах, явилась созданная в Ирландии 1959 году зона вблизи международного аэропорта Шеннон. Главной целью этой зоны поначалу было сохранение рабочих мест ввиду потери аэропортом своей ниши в трансатлантических перевозках.
Позднее, налоговые и таможенные льготы позволили привлечь в зону ряд предприятий экспортной направленности, повысить технологический уровень этих производств с помощью созданного здесь на базе местного университета технологического парка, что, в свою очередь, способствовало экономическому подъему всей страны и, прежде всего, ее наиболее отсталой, западной части.
С тех
пор ЭПЗ добились крупного успеха,
распространившись
Таким образом, второй этап в развитии СЭЗ характеризовался появлением новых организационных их форм, отличающихся от своих предшественников более сложным механизмом управления, расширением масштабов производственной деятельности и углублением международного сотрудничества.
Следующий этап развития СЭЗ начался в 80-е гг. в связи с принятием ряда мер, направленных на преодоление застоя в отдельных отраслях промышленности, банковского и страхового дела. Усиление экономического развития таких районов достигалось созданием так называемых зон развития (предпринимательские зоны), в задачи которых входило не стимулирование экспорта, а сохранение существующих и создание новых рабочих мест в районах экономического упадка за счет льгот для предпринимательской деятельности, причем не иностранного, а национального частного капитала. Такие зоны получили широкое распространение в Великобритании, Италии, США, Франции. Их создание базируется на специально разработанных программах развития территории. Особенностью государственной политики создания таких СЭЗ является ориентация не на привлечение иностранного капитала, а на предоставление преференциальных прав данным регионам на период от 10 до 20 лет. Эти зоны в противоположность анклавным зонам в развивающихся странах стали важными центрами регионального развития, основанного на трех "д": дерегламентации, дефискализации, дебюрократизации.
Всего
свыше 1400 предпринимательских зон
всех уровней (федерального, штатного,
местного) действуют в городах
и пригородных районах США. Быстрое
их распространение объясняется
экономическими и другими льготами,
предоставляемыми американским компаниям,
действующим на их территории. Так
как развитие предпринимательства
и сокращение безработицы – две
основных цели государственных программ
предпринимательских зон всех уровней,
то власти оказывают всяческое содействие
этим зонам в достижении поставленных
целей. Одна из причин политики по созданию
предпринимательских зон и
И, наконец, в начале 1990-х гг. в период, когда крупное производство стало перерастать географические границы национальных рынков, начали появляться трансграничные зоны роста, а также узкоспециализированные зоны.