Оценка инвестиционной привлекательности ОАО" Лукойл" за 2009-2011 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ инвестиционной привлекательности конкретного предприятия на основе определенных показателей.
Цель исследования позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
раскрыть понятие инвестиционной привлекательности;
определить факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность;
привести алгоритм осуществления мониторинга инвестиционной привлекательности предприятия;
проанализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»;
провести анализ инвестиционной привлекательности предприятия на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»;
разработать пути повышения инвестиционной привлекательности на предприятии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа инвестицион-ной привлекательности предприятия 5
1.1 Понятие инвестиционной привлекательности и фак-торы, ее определяющие 5
1.2 Методические подходы к анализу инвестиционной привлекательности предприятия 10
1.3 Алгоритм осуществления мониторинга инвестицион-ной привлекательности предприятия 16
Глава 2. Организационно-экономическая характерис-тика предприятия (на примере ОАО «ЛУКОЙЛ») 19
2.1 Общая характеристика предприятия 19
2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности 23
2.3 Анализ финансовой устойчивости 27
2.4 Анализ деловой активности 29
Глава 3. Анализ инвестиционной привлекательности предприятия (на примере ОАО «ЛУКОЙЛ») 33
3.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на примере ОАО «Лукойл») 33
3.2 Пути повышения инвестиционной привлекатель-ности предприятия 36
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Приложения 45

Работа содержит 1 файл

Тит Лист плн.docx

— 104.35 Кб (Скачать)

- положительное  отклонение;

- отрицательное  «допустимое» отклонение;

- отрицательное  «недопустимое» отклонение.

6. Выявление  основных причин отклонений фактических  результатов контролируемых показателей  от установленных стандартов  проводится по предприятию в  целом и по отдельным «центрам  ответственности».

Внедрение на предприятии системы мониторинга  позволяет существенно повысить эффективность всего процесса управления инвестиционными процессами, а не только в части формирования инвестиционной привлекательности.

Основой формирования системы мониторинга  является разработка системы индикативных показателей, позволяющих выявить  появление и сложность проблемы. В содержательном плане система  показателей ориентирована на изучение признаков, характеризующих зависимость  управления инвестиционной привлекательностью предприятия от внешней и внутренней среды, оценку их качества и прогнозирование.

Всю систему  показателей мониторинга инвестиционной привлекательности целесообразно  разбить на следующие группы [8, с. 214]:

  1. Показатели внешней среды. Для внешней среды предприятий, функционирующих в условиях рынка характерен ряд отличительных признаков: во-первых, все факторы учитываются одновременно; во-вторых, предприятия должны принимать во внимание многоаспектный характер управления; в-третьих, агрессивная политика цен; в-четвертых, динамизм развития рынка, когда позиции конкурентов и расстановка сил изменяются с нарастающей скоростью.
  2. Показатели, характеризующие проявление социальной эффективности предприятия на общественном уровне. Социальная эффективность выделяется из всей группы социально-экономических показателей как та ее сторона, которая отражает воздействие мер экономического характера на наиболее полное удовлетворение потребностей общества.
  3. Показатели, характеризующие уровень профессиональной подготовки персонала; показатели, характеризующие уровень организации труда; социально-психологические характеристики.
  4. Показатели, характеризующие эффективность развития инвестиционных процессов на предприятии. В рамках оценки инвестиционной привлекательности предприятий наибольший интерес представляет группа показателей, непосредственно отражающих эффективность управления инвестиционными процессами.

Учитывая  вышеизложенное, при формировании системы  мониторинга инвестиционной привлекательности  следует, во-первых, учитывать факторы  формирования инвестиционной стоимости, во-вторых, потенциальные возможности  предприятия в формировании его  инвестиционных ресурсов, кадровый, производственный, технический потенциал предприятия, возможности привлечения внешних  ресурсов, в-третьих, эффективность  развития инвестиционных процессов, определяющая экономический рост предприятия.

Предлагаемый  алгоритм построен на отслеживании изменений  рыночной стоимости. В условиях информатизации и автоматизации процессов функционирования предприятия реализация данного  алгоритма не требует организационно-экономических  преобразований на предприятии.

Осуществляемый  таким образом мониторинг инвестиционной привлекательности позволит не только определить проблемные участки в  формировании условий активизации  инвестиционных процессов на предприятии, но и выявить вероятные изменения  в экономическом потенциале предприятия  и минимизировать вероятность разрушения стоимости компании.

 

 

Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия (на примере ОАО «ЛУКОЙЛ»)

2.1 Общая характеристика предприятия

 

ОАО «ЛУКОЙЛ» - это одна из крупнейших международных  вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, созданная в 1991 году. Основными  видами деятельности Компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической  продукции, а также сбыт произведенной  продукции. Основная часть деятельности Компании в секторе разведки и  добычи осуществляется на территории Российской Федерации, основной ресурсной  базой является Западная Сибирь. ЛУКОЙЛ владеет современными нефтеперерабатывающими, газоперерабатывающими и нефтехимическими заводами, расположенными в России, Восточной и Западной Европе, а  также странах ближнего зарубежья. Основная часть продукции Компании реализуется на международном рынке. ЛУКОЙЛ занимается сбытом нефтепродуктов в России, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья  и США.

ЛУКОЙЛ  является второй крупнейшей частной  нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля Компании в общемировых запасах  нефти составляет около 1,1%, в общемировой  добыче нефти – около 2,3%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18% общероссийской добычи и 19% общероссийской переработке нефти.

Основные  показатели деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ» за последние 3 года приведены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 - Основные показатели деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ»

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Абсолютное отклонение

2011 г. по сравнению с 2010 г.

2011 г. по сравнению с 2009 г.

1

2

3

4

5

6

1) Объем продукции, работ, услуг  (выручка), млн. долл.

536 708 067

35 041 423

35 106 995

+25 789

+39 571

2) Себестоимость продукции, работ,  услуг, млн. долл.

429 194 256

13 582 622

13 750 501

+25 151

+36 339

3) Средняя годовая стоимость основных  средств, млн. долл.

3 239 256

2 984 076

6 845 845

+9 386

+15 682

4) Средняя годовая стоимость оборотных  средств, млн. долл.

156 555 502

203 924 324

700 944 785

+30,5

+3 666,5

5) Валовая прибыль, млн. долл.

107 513 811

21 458 801

21 356 494

+638

+3 657

6) Балансовая прибыль, млн. долл.

315 531 872

318 151 634

606 555 016

-652

+2 109

7) Чистая прибыль, млн. долл.

45 147 922

140 037 510

242 637 070

-367

+1 660

8) Базовая прибыль на одну акцию,  долл.

53,08

164,64

285,27

-0,6

+1,82

9) Фондоотдача

2,39

2,36

2,44

+0,08

+0,05

10) Фондоемкость

0,42

0,42

0,41

-0,01

-0,01

11) Коэффициент оборачиваемости оборотных  средств

5,22

4,91

6,45

+4,54

+1,23

12) Рентабельность продукции, %

17,44

19,00

14,59

-4,41

-2,85

13) Рентабельность продаж, %

15,06

15,90

11,48

-4,42

-3,58


 

Как видно  из таблицы, в основном все показатели имели тенденцию роста за последние  годы. Выручка увеличилась на 58,1% и составила в 2011 г. 107680 млн. долл. США, валовая прибыль возросла на 3 657 млн. долл. (на 36,4%) по сравнению с 2009 г. Чистая прибыль увеличилась в 2011 г. по сравнению с 2009 г. на 22,2% и составила 9 144 млн. долл. Базовая прибыль на одну акцию незначительно снизилась по сравнению с 2010 г., но по сравнению с 2009 г. возросла на 1,82 долл. и составила 10,88 долл. Показатель фондоотдачи незначительно увеличился за данный период времени, следовательно, можно говорить об увеличении эффективности использования основных средств на предприятии. Коэффициент оборачиваемости растет с каждым годом, хотя и неравномерно. Показатели рентабельность продукции и продаж в 2011 г. снизились в среднем на 3% на фоне снижения рейтингов Греции и ряда крупных банков Испании.

Структура затрат ОАО «ЛУКОЙЛ» на 2011 г. представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1. Структура затрат ОАО «ЛУКОЙЛ» на 2011 г. (млн. долл. США)

 

Из данной диаграммы видно, что большая  доля затрат приходится на стоимость  приобретенных нефти, газа и продуктов  их переработки (40,3%), а также акцизы и транспортные пошлины (22,7%).

Далее рассмотрим структуру активов предприятия (приложение 1).

Данные  таблицы позволяют сделать вывод, что общая величина активов за рассматриваемый период увеличилась  на 48,1 % (по сравнению с 2009 г.). Увеличилась доля внеоборотного капитала на 6,2% и в 2011 г. составила 78,1% от общей величины активов, а доля оборотного соответственно снизилась.

Во внеоборотных активах значительная доля принадлежит  основным средствам (70,1 %). В оборотных  активах преимущественную долю занимают дебиторская задолженность и  векселя к получению (7,1%), а также  запасы (5,2%).

Далее проанализируем структуру пассивов предприятия (приложение 2).

Поскольку величина пассивов равна величине активов, то следует отметить, что общий  объем пассивов за 2009-2011 гг. также возрос на 23 224 млн. долл. США (48,1%). В структуре пассивов большую долю занимают капитал и резервы. За данный период времени можно проследить тенденцию незначительного увеличения размера капитала и резервов (на 1,3% по сравнению с 2009 г.), которые в 2011 г. составляют 70,1% от общей величины пассивов. Величина долгосрочных и краткосрочных обязательств находится примерно на одном уровне, и в 2011 г. занимают 14,8% соответственно. За период с 2010-2011 гг. краткосрочные обязательства снизились на 1,5%, а долгосрочные лишь на 0,2%. В общем можно говорить о тенденции постепенного уменьшения величины заемного капитала и увеличения величины собственного.

В структуре  капитала и резервов большая доля принадлежит нераспределенной прибыли (64,3% от общей величины пассивов). В  структуре долгосрочной задолженности  наибольший удельных вес приходится на долгосрочную задолженность по кредитам и займам (9,2% в 208 г. или 6 577 млн. долл.). Большую долю в краткосрочных обязательствах занимает кредиторская задолженность (в 2011 г. ее размер составил 5 029 млн. долл.).

Чтобы более  наглядно можно было проследить динамику изменения величины валюты баланса, построим следующую диаграмму (см. рис. 2.2.).

Из данной диаграммы видно, что величина активов  и пассивов в 2011 г. возросла на 48,1% по сравнению с 2009 г. и на 19,8% по сравнению с 2010 г. Наблюдается равномерное увеличение валюты баланса с каждым годом.


Рисунок 2.2. Динамика изменения величины валюты баланса за 2009-2011 гг.

 

2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности

 

Ликвидность организации – это ее способность  превратить свои активы в денежные средства для покрытия всех необходимых  платежей по мере наступления их срока.

Ликвидность баланса – это степень покрытия обязательств активами, срок превращения  которых в денежную форму соответствует  сроку погашения обязательств.

Существует  несколько способов анализа ликвидности  баланса.

  1. Построение уплотненного (агрегированного) баланса.

Для этого  все активы группируются по степени  их ликвидности (таблица 2.2).

Большую долю в структуре активов занимают труднореализуемые активы (93,1%), и  их величина увеличилась в 2011 г. по сравнению с 2009 г. на 55%. Величина наиболее ликвидных активов возросла примерно в 3,5 раза.

Таблица 2.2. - Группировка активов по степени ликвидности

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

млн. долл. США

%

млн. долл. США

%

млн. долл. США

%

1

2

3

4

5

6

7

А1 – наиболее ликвидные активы

796

1,7

889

1,5

2 744

3,8

А2 – быстрореализуемые активы

5 233

10,8

7 537

12,6

5 069

7,1

А3 – медленно реализуемые активы

3 850

8,0

5 234

8,8

4 254

6,0

А4 – трудно реализуемые активы

38 358

79,5

45 972

77,1

59 394

83,1

Итого:

48 237

100,0

59 632

100,0

71 461

100,0


 

Показатель  наиболее реализуемых активов незначительно  сократился, а величина медленно реализуемых  активов изменяется неравномерно, и  их доля в общем объеме активов  наименьшая (5% за 2011 г.).

Пассивы баланса группируются по степени  срочности их оплаты (таблица 2.3.).

 

Таблица 2.3. - Группировка пассивов по степени срочности их оплаты

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

млн. долл. США

%

млн. долл. США

%

млн. долл. США

%

1

2

3

4

5

6

7

П1 – наиболее срочные обязательства

2 759

5,8

4 554

7,6

5 029

7,0

П2 – краткосрочные обязательства

4 172

8,6

5 174

8,7

5 546

7,8

П3 – долгосрочные обязательства

8 406

17,4

8 691

14,6

10 546

14,8

П4 – постоянные (устойчивые) пассивы

32 900

68,2

41 213

69,1

50 340

70,4

Итого:

48 237

100,0

59 632

100,0

71 461

100,0


 

В структуре  пассивов значительный удельный вес  приходится на постоянные пассивы (70,4%), величина которых за данный период времени увеличивается. Равномерно увеличиваются и все остальные  группы пассивов.

Далее необходимо провести соотношение между активами и пассивами баланса предприятия. Баланс является абсолютно ликвидным, если выполняется следующее условие: А1>П1, A2>П2, A3>П3, A4<П4. Рассмотрим данное соотношение применимо к нашему предприятию (таблица 2.4).

 

Таблица 2.4 - Соотношение между активами и пассивами баланса

2009 г.

2010 г.

2011 г.

1

2

3

А1 < П1

А1 < П1

А1 < П1

А2 > П2

А2 > П2

А2 > П2

A3< П3

A3< П3

A3 < П3

А4 > П4

А4 > П4

А4 > П4

Информация о работе Оценка инвестиционной привлекательности ОАО" Лукойл" за 2009-2011 гг