Оценка бюджетной эффективности инвестиционных проектов на примере Белгородской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить понятие бюджетной эффективности инвестиционных проектов и рассмотреть её на примере проектов в Белгородской области.
В связи с данной целью были поставлены следующие задачи:
- изучить основные понятия и классификацию инвестиционных проектов
- рассмотреть понятия, виды и оценку эффективности инвестиционных проектов;
-определить эффективность инвестирования с учетом социальных результатов;
-представить положения и показатели эффективности инвестиционных проектов;
- выявить факторы риска эффективности инвестиционных проектов;
- проанализировать инвестиционную деятельность Белгородской области;
- сделать анализ методов оценки инвестиционных проектов Белгородской области;

Работа содержит 1 файл

курсовая текст - копияjjjjjjjjjjjjjjjj.docx

— 164.37 Кб (Скачать)

Инвестиционные проекты  в агропромышленном комплексе направлены на формирование эффективного сельскохозяйственного производства, выступающего конкурентоспособным участником внутрироссийского и мирового рынков и обеспечивающего потребности населения области и перерабатывающей промышленности в основных видах сельскохозяйственной продукции и сырья. В последние годы в Белгородской области реализуются такие инвестиционные проекты, как «Развитие свиноводства в Белгородской области на 2005-2010 годы», «Развитие

птицеводства в Белгородской области на период с 2005 по 2010 годы»  и «О мерах по увеличению молока в Белгородской области» [17]. В ходе реализации этих инвестиционных проектов в области планируется повысить производство мяса в 1,8 раза, а молока – в 2,2раза. В целом агропромышленный сектор Белгородской области должен обеспечить мясом и молоком как минимум 10% потребительского рынка России.

Малый бизнес в регионе  представляет собой эффективно развивающийся  сектор экономики. В последние годы в Белгородской области реализуется инвестиционный проект «Реализация иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства», направленный на создание условий для самореализации экономически активных слоев населения и развитие

конкурентоспособных малых  предприятий в производственной и инновационной сферах.

Оценивая значимость инвестиционных проектов в приоритетных сферах экономики, критериями отбора у властей Белгородской области стали результаты общественной, коммерческой и бюджетной эффективности. Так, критериями коммерческих результатов явились положительные значения показателей чистого дисконтированного дохода и рентабельности. Для инвестиционных проектов горно-металлургического сектора они составили, соответственно, около 2,8 млрд. рублей и 30%, для агропромышленного сектора – 4,6 млрд. рублей и 37% и для малого бизнеса – 1,02 млрд. рублей и 28% [14]. Бюджетная эффективность также показала положительное влияние реализации инвестиционных проектов в этих отраслях экономики на бюджет области. Критерием отбора этих инвестиционных проектов стало ежегодное пополнение доходов областного бюджета от их реализации:

- в горно-металлургической отрасли – на сумму свыше 600 млн. рублей;

- в агропромышленном секторе – на сумму около 800 млн. рублей;

-  в малом бизнесе – на сумму около 1,48 млрд. рублей.

При оценке общественной эффективности  этих инвестиционных проектов критериями отбора стали улучшение социальных аспектов, сравниваемых с достигнутым ранее уровнем по следующим   показателям:

- количество рабочих мест,

- изменение экологической ситуации,

- уровень безопасности и условия труда,

- жизненный уровень населения региона и др.

Государственная поддержка  инвестиционных проектов по этим направлениям включает использование следующих механизмов:

- заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между

правительством области  и инвестором, сопровождение реализации проектов; содействие в выделении земельных участков под промышленные площадки;

- предоставление гарантий Белгородской области и государственного имущества области для обеспечения привлекаемых инвестором кредитных ресурсов;

- участие средств областного бюджета в формировании уставных капиталов

создаваемых предприятий; субсидирование процентной ставки по привлекаемым банковским кредитам;

- обустройство строящихся и реконструируемых животноводческих комплексов инженерной инфраструктурой: подведение инженерных сетей за счет средств газо- и энергоснабжающих организаций, строительство подъездных дорог за счет средств областного бюджета.

 Однако, используемая методика оценки эффективности инвестиционных проектов не позволяет в полной мере властям Белгородской области сопоставить свои финансовые затраты и социальные результаты для населения и выявить наиболее значимые и приоритетные проекты, поэтому размер их государственной поддержки в Белгородской области одинаков. Данное обстоятельство является предпосылкой для определения результативности бюджетных вложений и социальных последствий при реализации инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации разработать другие, оптимальные критерии оценки общественной эффективности, которые позволят оценить социальный эффект в стоимостном выражении, как и экономическую эффективность. Определение реальности достижения именно таких результатов от реализации регионального инвестиционного проекта является ключевой задачей оценки их эффективности [6]. Для решения данной проблемы,  изучим методику,  предложенную  Е.Н. Парфеновой [14]. Автор для объективного анализа инвестиционных проектов субъекта Российской Федерации предлагает ввести шкалу критериев для системы показателей общественной эффективности, которая может изменяться в зависимости от особенностей конкретного региона и приоритетов его развития. Относительная значимость каждого показателя в сравнении с другими из системы показателей общественной эффективности может отражаться весовыми коэффициентами, учитывая развитие экономики и особенности каждого конкретного субъекта Российской Федерации. Вычисление этих весовых коэффициентов осуществляется экспертной комиссией, созданной властями региона с учетом целей, задач, ситуации и прочих внутренних и внешних факторов, формирующих приоритеты для области( табл. 3.2).

Таблица 3.2.

Шкала оценки показателей  общественной эффективности

№ п/п

Показатель

Критерий оценки показателя

Вес показателя

1

Качество  жизни населения региона

1-падение более чем  на 10%

10 – рост более чем  на 10 %

В зависимости от уровня и приоритета каждого региона

2

Оплата труда работников

1-падение более чем  на 10%

10 – рост более чем  на 10 %

 

3

Номинальные и реальные доходы население региона

1-падение более чем  на 10%

10 – рост более чем  на 10 %

 

4

Условия труда и техника  безопасности

1-падение более чем  на 10%

10 – рост более чем  на 10 %

 

5

Число рабочих мест,  занятость  населения

1-падение более чем  на 10%

10 – рост более чем  на 10 %

 

6

Безработица

1-рост более чем на 10%

10 – падение  более  чем на 10 %

 

7

Ситуация здоровья и демографии в регионе

1-падение более чем  на 10%

10 – рост более чем  на 10 %

 

8

Заболеваемость

1-рост  более чем на 10%

10 – падение  более  чем на 10 %

 

 

окончание табл.3.2.

9

Экологическая обстановка

1-падение более чем  на 10%

10 – рост более чем  на 10 %

 

10

Численность работников, которые  проходят переподготовку и получают новую 

1-падение более чем  на 10%

10 – рост более чем  на 10 %

 

11

Число рабочих мест с тыжелыми, вредными и опысными условиями труда

  1. рост более чем на 10%

10 – падение  более  чем на 10 %

 

12

Количество профессиональных заболеваний и производственного  травматизма

  1. рост более чем на 10%

10 –  падение более  чем на 10 %

 

Составлено по: [14]

Для того, чтобы сравнить показатели, характеризующие общественную значимость для региона, предлагается десятибалльная шкала измерения. Так, критерий оценки показателя, равный единице, будет характеризовать ухудшение достигнутого раннее уровня по этому показателю более чем на 10%, а критерий оценки показателя, равный десяти – рост уровня этого показателя более чем на 10%. Значения весовых коэффициентов также могут варьироваться в зависимости от уровня развития, приоритетов и особенностей каждого конкретного региона. Таким образом, данная система критериев адаптирована и максимально приближена к интересам каждого субъекта Российской Федерации. После определения критерия оценки каждого показателя определяется комплексное значение критерия оценки регионального инвестиционного проекта по  формуле:

 (10)

Кинтегр – интегральный критерий оценки системы показателей общественной эффективности;

n – число показателей;

кi – критерий оценки каждого показателя;

gi – вес каждого показателя.

В зависимости от полученного  значения критерия оценки системы показателей общественной эффективности будет выбираться наилучший вариант из альтернативы рассматриваемых инвестиционных региональных проектов.

Можно сделать вывод о том, что предложенная интегральная оценка общественной эффективности позволит более точно оценить приоритетные социальные аспекты и индивидуальные предпочтения каждого субъекта Российской Федерации, вычислить их в стоимостном выражении и рассмотреть совместно с количественными показателями коммерческой и бюджетной эффективности.

Итак, Белгородской  области удаётся сохранить сложившуюся тенденцию экономического роста. Увеличение производства товаров и услуг, реформирование агропромышленного комплекса, строительство жилья, меры по активизации инвестиционной деятельности являются важнейшими характеристиками социально-экономической ситуации. Повышение инвестиционной активности остаётся ключевым фактором для развития промышленности и экономики в целом. Предложенная интегральная оценка общественной эффективности позволит более точно оценить приоритетные социальные аспекты и индивидуальные предпочтения каждого субъекта Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

После  проведенного исследования сделаем выводы. Инвестиционный проект –это комплексный план мероприятий, включающий проектирование, строительство, приобретений технологий, направленных на создание нового или модернизацию действующего производства с целью получения прибыли. Инвестиционные проекты классифицируются по ряду признаков. Понятие эффективность инвестиционного проекта определяется как категория, которая  отражает соответствие проекта целям и интересам его участников.   Она представлена несколькими видами:  социально-экономическая,  коммерческая, бюджетная, и т.д. Бюджетная эффективность определяется как превышение доходов бюджета. Главный показатель бюджетной эффективности – чистый дисконтный доход бюджета.  Решение об эффективности проекта обосновывается в зависимости от целей, преследуемых разработчиками данного проекта. Полученные в результате расчетов показатели эффективности разделяются по значимости в конкретной ситуации.  Понятие социальной  рентабельности  наиболее применимо к для программ социально-экономического развития страны. Показателями оценки социальных результатов инвестиционных проектов  являются:  коэффициент внутренней нормы социальной доходности, коэффициент внутренней нормы общей доходности, индекс социальной доходности, показатель чистой приведенной социальной стоимости, коэффициент социальной рентабельности. Социальные результаты инвестиционных проектов могут быть  противоречивыми. Что не позволяет сделать однозначный выбор в пользу того или иного проекта.

Инвестиционные проекты  относятся к будущему периоду  времени, следовательно делать прогноз по эффективности проблематично. Риски в реализации инвестиционных проектов могут быть внешними и внутренними. Существует несколько методов по учету рисков. Своевременное их выявление и принятие мер по минимизации будут способствовать большей эффективности инвестиционных проектов. 

Белгородскую область  является инвестиционно привлекательным регионом с минимальными инвестиционными рисками.  На её территории реализуется   инвестиционные проекты, которые охватывают различные сектора экономики:  горнорудную промышленность, сельское хозяйство,  малое и среднее предпринимательство.   Инвестиционные проекты имеют высокую бюджетную эффективность и социальные результаты, так как способствуют занятости населения и повышают доходы, а следовательно уровень жизни в Белгородской области.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Анисимов С.М. Афанасьев М.П. Билых Р.А. Государственное регулирование инвестиций. - М.: Наука, 2000.

2)  Андреев С.Н. Роль маркетинга в повышении результативности деятельности некоммерческих субъектов// Маркетинг в России и за рубежом. — 2000. — № 2. c. 13.

  1. Бард B.C., Бузулуков С.Н., Дрогобыцкий И.Н., Щепетова С.Е. Инвестиционный потенциал Российской экономики М.: Экзамен, 2003. Березкин Ю.М. Проблемы и способы организации финансов. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001.
  2. Бочаров В.В. Инвестиции: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 384с.
  3. Виленский П. Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика: Учебно- практическое пособие.- М.: Дело,2001.- с. 377-379.
  4. Господарчук Г.Г. Развитие регионов на основе финансовой интеграции. М.: Финансы и статистика, 2006. с. 54
  5. Иванов В.А., Дыбов А.М., Экономика инвестиционных проектов: Учебное пособие. Ижевск: Институт экономики и управления УдГУ, 2000. 534 с
  6. Инвестиции: учебное пособие / Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова – М.: КНОРУС, 2007. – 200с
  7. Инвестиционные проекты. Ракитянский район Белгородской области //  сайт  органов местного самоуправления Ракитянского района Белгородской области URL: http:// http://www.rakitnoeadm.ru/node/242 (дата обращения 27 ноября 2011 г).
  8. Мелкумов Я.С. Организация и финансирование инвестиций. — М.: ИНФРА, 2000.
  9. «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г № 39 Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс»
  10. Прикладной бюджетный анализ: методика и подходы. / Под ред. В.А. Бескровной. СПб: Норма, 2002.
  11. Проблемы методики оценки региональных инвестиционных проектов Н. Порфенова// Научные ведомости Белгородского государственного унивесритета, 2009 № 12, стр. 22-27
  12. Строительство и инвестиции// территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области. URL: http://belg.gks.ru/digital/region5/default.aspx (дата обращения 28 ноября 2011 .)
  13. Финансовый менеджмент / Под ред. Шохина Е.И. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004.
  14. Экономика// сайт  «Белгородская область». URL: http://www.belregion.ru/region/economy (дата обращения 26 ноября 2011 г.)
  15. Новости// URL: http://nw.ria.ru/economy/20111024/82063232.html.
  16. «Порядок рассмотрения инвестиционных проектов» от 31 июля 2006 г. N 2206.

Информация о работе Оценка бюджетной эффективности инвестиционных проектов на примере Белгородской области