Новые методы расчета эффективности инвестиций в угольной промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:07, реферат

Описание работы

В результате проведенных исследований указанных выше и многих других авторов указанная проблема была рассмотрена со многих сторон и на их основе было разработано и выпущено большое количество рекомендаций, методик, указаний, инструкций по определению экономической эффективности капитальных вложений на строительство новых и реконструкцию (техническое перевооружение) действующих предприятий в соответствующих отраслях промышленности и по народному хозяйству страны в целом.

Работа содержит 1 файл

Новые методы расчета эффективности инвестиций в угольной промышленности.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

не имеется.

Поэтому, отдавая  должное внимание прежним и к настоящему времени уже достаточно устаревшим представлениям о природе экономической эффективности капитальных вложений в период беспредельного господства директивно-плановой системы хозяйствования, по нашему мнению, не следует послушно следовать и дальше директивным указаниям прошлых лет о границах научного мышления и устоявшимся взглядам на природу важнейших экономических категорий и способы их выражения при анализе хозяйственной деятельности предприятий и отраслей или при оценке экономической эффективности проектной и предпроектной документации на строительство новых или реконструкцию действующих предприятий.

Оценка экономической  эффективности не должна ограничиваться оценкой эффективности отдельного проекта, предприятия или отрасли в целом. Это более общий показатель, который должен отражать результаты хозяйственной деятельности как отдельных предприятий, так и угольных компаний, отраслей и экономики страны в целом. Поэтому этот показатель должен быть увязан с главной целью функционирования и развития общества.

Главной целью  развития нашей страны, на наш взгляд, является обеспечение благосостояния, здоровья и безопасности нации в  гармоничном сочетании с уровнем  развития ее интеллекта (прежде всего  профессиональной подготовки) и духовности. А поскольку благосостояние и здоровье нации, а также уровень ее интеллекта и нравственности непосредственно зависят от вновь создаваемой или добавленной стоимости, то отношение этой добавленной стоимости к общему объему реализации продукции и есть тот самый критерий оценки эффективности хозяйственной деятельности страны в целом, отрасли, компании, предприятия или отдельного инвестиционного проекта за прошедший или прогнозируемый период (месяц, квартал, год или более длительный период). Учитывая изложенное, в качестве критериев оценки экономической эффективности как инвестиций, вкладываемых в строительство новых предприятий, а также в реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, модернизацию действующих основных производственных фондов, так и для оценки экономической эффективности текущей эксплуатационной деятельности предприятий угольной отрасли рекомендуется принять следующие показатели, как для расчетов, так и для понимания их экономического смысла и обоснованности вложения инвестиций в намечаемое техническое мероприятие:

Определение и  оценку экономической эффективности  текущих эксплуатационных затрат и  инвестиций на строительство новых  или реконструкцию (техническое  перевооружение) действующих предприятий  угольной отрасли (шахт и разрезов), а также угольных компаний, ОАО, ЗАО, рекомендуется осуществлять следующими методами.

А) Отношением чистой прибыли предприятий и амортизационных  отчислений (инвестиционной составляющей) к выручке от реализации продукции:

Эп = (П – Н + А) : В ( 1 ); Энх = (П + А) : В ( 2 ) где:

 Эп - экономическая  эффективность капитальных и  текущих эксплуатационных затрат  данного предприятия (или проекта), акционерного общества, угольной  компании или отрасли в целом., руб/руб; Энх - экономическая эффективность  функционирования национального хозяйства в целом;

П – общая  балансовая прибыль предприятия, руб;

Н – общая  сумма налогов, вычитаемых из выручки  предприятия, в том числе: из добавленной  стоимости (НДС в размере 18%), из ФОТ (фонда оплаты труда, 37%), непосредственно  из заработной платы трудящихся (13% в виде подоходного налога), из прибыли (20%), налог с оборота (5% от выручки) и другие, в том числе с имущества предприятия, на содержание автодорог, милиции и т. д., руб;

А – амортизационные  отчисления, руб;

В – общая  сумма выручки от реализации товарной продукции, руб.

Данные по приведенным  выше показателям могут быть либо в целом по предприятию, угольной компании, акционерному обществу, отрасли, экономике страны в целом, либо в  расчете на единицу продукции.

Данными показателями можно пользоваться для оценки экономической эффективности капитальных затрат как отдельного проекта, так и группы предприятий (ОАО, ЗАО, угольные компании и т. д.), отрасли, региона или национального хозяйства страны в целом (в последнем случае налоги не следует исключать из данного выражения, поскольку они являются составной частью государственного бюджета и национального дохода страны).

Эффективность экономики страны в целом следует  определять следующим способом:

Б) Отношением всей массы вновь созданной (добавленной) стоимости к общему объему реализуемой продукции в стоимостном выражении:

 Э = (А + ЗП + П + Н) : Р ( 3), где: 

ЗП - заработная плата трудящихся, очищенная от налогов  при условии, если налоги на нее включены в показатель общей суммы налогов, изымаемых из выручки предприятия, или когда в качестве налогооблагаемой базы будет принят единый показатель - выручка предприятия (что более предпочтительно) или вновь созданная стоимость.

В случае, если отсутствует  возможность выделения заработной платы из общей величины фонда оплаты труда, тогда следует принять в качестве вновь созданной стоимости для воспроизводства трудовых ресурсов общую величину ФОТ (фонда оплаты труда) без корректировки общей суммы налогов на эту величину.

Полезный опыт прошлых лет настойчиво и убедительно говорит о том, что чем проще математические соотношения, отражающие те или иные экономические взаимосвязи, тем надежнее и правильнее они отражают реальные процессы в производственно-хозяйственной деятельности отраслей и предприятий.

Именно еще  и по этой причине отношение вновь  созданной стоимости к выручке  является по меньшей мере на порядок  предпочтительнее действующих методов  оценки экономической эффективности.

При расчете  бюджетной эффективности (Энх) следует  включить в числитель в качестве чистого результата производственно-хозяйственной деятельности на национальном уровне всю массу налогов, изымаемых в федеральный и региональные бюджеты. Тогда оценка экономической эффективности государственной деятельности примет следующий вид:

Эи = Н : В ( 4 ), где:

Эи - экономическая  эффективность государственной  деятельности;

Н - общая сумма  налогов, руб;

В – выручка  от реализации продукции, руб.

 На региональном  уровне экономическая эффективность  может быть определена аналогичным  образом. Только вместо общей суммы налогов следует учесть только сумму налогов, поступающую в соответствующий региональный бюджет (республиканский, областной, краевой, городской или районный).

 Но при  этом следует иметь в виду  следующее соображение. Далеко не всегда высокий уровень экономической (а тем более бюджетной или региональной) эффективности имеет положительное или тем более прогрессивное значение. В частности, прогрессивная роль государства или отдельного региона заключается не в увеличении объемов собираемых с населения, организаций и предприятий налогов, а, напротив, за счет умелого и грамотного управления национальным хозяйством с предельно малой численностью государственного аппарата и минимальными затратами. Именно такой способ хозяйственного управления экономикой страны и позволит обеспечить высокий технический и технологический уровень производственной и непроизводственной сфер деятельности при одновременном сохранении и развитии природной среды и на этой основе создать необходимые условия для повышения благосостояния, укрепления здоровья нации, повышения уровня ее интеллекта и нравственности.

Наиболее высокий (в сугубо профессиональном аспекте) уровень управления хозяйственной  деятельностью заключается не в  систематических и коренных реформах, потрясающих всю национальную экономику снизу до верху, а в предельно тонком и умелом регулировании производственных и экономических отношений в обществе. Обеспечение условий и достижение высоких результатов в деле сохранения и развития здоровья и благосостояния населения страны, в первую очередь тружеников, создающих национальное богатство, неуклонного повышения их профессионального уровня, культуры и других нравственных ценностей является главной, неотложной и важнейшей государственной задачей общества, властей всех уровней и главы государства. Воспитание и управление всей структурой и объемом потребностей трудящихся, пенсионеров, молодежи и всего населения каждого региона и общества в целом в гармоничном сочетании между собой и с интересами страны является наиглавнейшей экономической задачей, стоящей перед всей системой государственной власти в стране.

Важнейшим показателем  экономической эффективности функционирования и развития национальной экономики  и важнейших ее базовых отраслей является не фискальное взимание возможно больших финансовых средств от предприятий, организаций и населения страны в виде налогов, а всемерное обеспечение необходимого и достаточного уровня благосостояния нации, в первую очередь тружеников и пенсионеров, которые являются фундаментом нации в любой стране мира.

Из этого положения  естественно вытекает экономическая  целесообразность и настоятельная  необходимость вместо всей массы  налогов установить единый государственный  налог на выручку от реализации продукции  и услуг в объемах, обеспечивающих функционирование общественной надстройки.

Бюджетная эффективность  может быть рассчитана как по национальному  хозяйству в целом, так и по регионам и по отраслям национального  хозяйства, в том числе по отраслям промышленности как наиболее сложной и объемной отрасли национального хозяйства, а также и по отдельным предприятиям. Наибольший интерес представляет расчет размеров бюджетной эффективности по регионам страны и по национальному хозяйству страны в целом, поскольку наглядно показывает соотношение расходов на содержание всей массы надстроечных структур и производственной сферы.

С экономической  точки зрения следует отметить, что  чем меньше величина бюджетной эффективности  и объем взимаемых налогов, тем  выше профессиональный уровень управления экономикой страны, более высокие темпы роста важнейших экономических показателей, в том числе важнейший ее показатель – уровень благосостояния населения страны и отдельных ее регионов. А чем выше благосостояние широких народных масс (исключая элитный слой с доходами, превышающими более чем на несколько порядков средний уровень доходов в стране), тем выше и уровень руководства национальной экономикой, тем стабильнее и надежнее экономическое положение страны, ее безопасность и стратегическое положение в мировой хозяйственно-политической системе.

журнал "УГОЛЬ" 2-2007, с. 37-39 ©

Информация о работе Новые методы расчета эффективности инвестиций в угольной промышленности