Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 11:15, реферат
На сегодняшний день в Республике существует большое количество
министерств и ведомств, которые в той или иной степени принимают решения о
судьбе молодого поколения. Однако, не все они осуществляют свою
деятельность в соответствии с единой стратегией. Отсутствие общей
координации и единого центра позволяет нам рассмотреть реализацию
молодежной политики в республике через анализ деятельности всех
государственных органов, которые, так или иначе, участвуют в судьбе
молодого поколения.
ВВЕДЕНИЕ.
Современная ситуация в Республике Беларусь, характеризующаяся
экономическим кризисом, снижением уровня жизни, растущей бедностью
населения требует тщательного анализа всех сторон жизни людей, в том числе
молодежи. Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только
при активном участии молодежи. Это требует новых подходов к разработке и
осуществлению молодежной политики. В связи с этим возникает необходимость
периодического исследования молодежи, сбора достоверной информации об ее
жизни, потребностях и интересах. Только на основе объективных данных о
положение молодежи может быть осуществлена молодежная политика.
И именно молодежь в сложившийся социально-экономической обстановке
является наиболее незащищенной и подверженной радикальным различным и
экстримистким идеям. Поэтому есть смысл говорить о необходимости
воздействия на молодое поколение с целью формирования физически и морально
развитого индивида.
На сегодняшний день в Республике существует большое количество
министерств и ведомств, которые в той или иной степени принимают решения о
судьбе молодого поколения. Однако, не все они осуществляют свою
деятельность в соответствии с единой стратегией. Отсутствие общей
координации и единого центра позволяет нам рассмотреть реализацию
молодежной политики в республике через анализ деятельности всех
государственных органов, которые, так или иначе, участвуют в судьбе
молодого поколения.
1. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ.
Молодежь- это один из скрытых ресурсов общества и от мобилизации
которых зависит его жизнеспособность.
Общества делятся на статичные и динамические. Статичные общества,
которые развиваются постепенно при медленном типе изменений, опираются
главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации
скрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено
на передаче традиций. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными
духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие
традиции.
В противоположность им динамические, стремящиеся к новым
возможностям, независимо от господствующей в них социальной или
политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с
молодежью. Особая функция молодежи состоит в том, что она - оживляющий
посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое
оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или
качественно новым обстоятельствам.
Рассматривая значение молодежи для общества, нужно выяснить характер
потенциала, который представляет эта молодежь, и формы интеграции,
необходимые для преобразования этого потенциала в функцию. Или же просто
ответить на вопрос: что мы имеем в виду, когда говорим, что молодежь- это
оживляющий посредник.
Ошибочно утверждать, что молодежь прогрессивна по своей природе. Ведь
консервативные и реакционные движения могут также увлечь молодежь. Молодежь
ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе - она потенция, готовая
к любому начинанию. Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во
многих отношениях аутсайдером. И можно утверждать, что подросток- эта та
общественная сила, которая может осуществить различные начинания, потому
что он не воспринимает установленный порядок как нечто само собой
разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни
экономического, ни духовного характера. Данная характеристика молодежи
подразумевает необходимость политической социализации молодежи.
Задача молодежи внутри страны может заключаться в том, что она
должна положить конец духовному кризису. В настоящее время молодежь не
может обойтись без воплощения своих стремлений в жизнь. И помочь ей в этом
может только государство.
Исходя из выше сказанного, можно сказать, что главная задача
молодежной политики - создание
социально-экономических
реализации молодежью своих функций в динамическом обществе .
Теперь мы
можем определить значение
Для начала обозначим что входит в понятие молодежная политика.
Во-первых, это очень широкая многофункциональная политика, включающая
большой перечень мер, которые затрагивают молодое поколение с момента
рождения и до 25 лет (детские сады, поддержка семьи, образование,
социальное обеспечение, занятость, жилье). Во вторых, под “молодежной
политикой” подразумевается деятельность специализированных центральных
правительственных учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи. В-
третьих, термин “молодежная политика” охватывает только политику в сфере
свободного времени и образования молодежи.
Цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических
и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество
жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и
слоев общества).
Цель определяет две взаимосвязанные задачи: создание объективных
условий для цивилизованного социального становления и развития
подрастающего поколения (как объекта молодежной политики); создание
благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности
молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества;
практической отработки новых общественных отношений и форм
жизнедеятельности молодежи (как субъектов политики).
Говоря о
государственных мероприятиях,
молодежи, следует подчеркнуть, что молодежная политика нередко не
представляет собой какой-то законченной системы, детально регламентирующей
взаимоотношения молодого поколения во всем сложившемся многообразии
современной жизни.
Можно утверждать,
что государственная
интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое
целое при усилении регулирующей роли современного государства.
2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ.
В настоящее время большое внимание уделяется изучению опыта ряда
западных стран, которые в этом вопросе достигли поставленных целей. Поэтому
анализ молодежной политики в западных странах играет также немаловажное
значение для определения курса нашей Республиканской молодежной политики,
не отрицая при этом особенностей, сложившихся в нашей культуре и
менталитете. То есть, необходим какой-то синтез западных течений и
отечественных направлений по формированию целенаправленной государственной
молодежной политики.
Анализ зарубежного
опыта позволяет сделать
Молодежная политика в развитых странах превратилась сегодня в
самостоятельное направление деятельности государства.
Государство проводит
молодежную политику через
и координации, причем, вмешательство государства тем сильнее, чем слабее
активность региональных “свободных носителей” молодежных услуг.
Эффективность реализации программ зависит от учета интересов,
потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к
качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг.
Происходит переход от всеобъемлющих, единых, централизованных
общегосударственных (национальных) программ для всей молодежи к локальным,
целевым, гибким проектам. При реализации, которых акцент делается на
усилиях местных (районных) органов власти как более приближенных к
конкретным потребителям и учитывающих демографические, социальные,
экономические и политические особенности и конкретной территории, где
формируется и реализуется молодежная политика.
3.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В
ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.
Белорусское общество, находящееся на пути трансформации, ведет поиск
идей, институтов, социальных организаций, которые обеспечивали бы
формирование целостности и стабильности общественных отношений.
Если в начале пути основной груз проблем как в разработке стратегии
формирования в Беларуси гражданского общества, так и практического
реформирования в сферах экономики, политики и культуры брали на себя
представители старшего и среднего поколений, то в XXI веке он ложится на
плечи молодой когорты. Именно тем, кому сегодня 16-25, придется решать
самые
основные потребности человека не могут быть удовлетворены, практика
общественных отношений вырабатывает различные пути преодоления данного
противоречия. Одним из таких способов является деятельность партий и
движений, в том числе и молодежных. Их возникновение и распространение
выражает неудовлетворенность значительной части населения — особенно
молодежи — условиями своего материального и социально-политического
жизнеустройства.
объектом общественных трансформаций: во-первых, сами молодые люди с целью
повышения эффективности их влияния на жизнь общества стремятся
объединяться, организоваться в общественные структуры, и, во-вторых, само
общество проводит молодежную политику. Одним из действенных механизмов
осуществления этих преобразований является молодежное движение, которое
можно сравнить со своеобразной политической системой такой специфической
категории общества, как молодежь. Оно, как и политическая система общества
в целом, как минимум включает в себя следующие три подсистемы:
--институциональную
или организационно-
государственные и общественные структуры, которые решают проблемы
молодежной
нормативную (это законодательство в части молодежного движения и
программные и уставные документы самих организаций);
--коммуникативную или информационную (это
молодежные средства массовой информации, молодежные издания и т.д.).
политических исследований Белгосуниверситета было проведено исследование
"Специфика становления и развития молодежных движений в условиях
переходного периода в Республике Беларусь". Объектом данного исследования
является молодежь (население в возрасте от 16 до 29лет) Республики Беларусь
и сами молодежные организации и движения, а предметом — особенности
становления и развития молодежных движений, механизмы и способы социально-
политической институциализации молодежи в современных условиях.
Всего в Беларуси ныне существует около 160 молодежных организаций и
объединений, работающих по различным направлениям. Следует учитывать, что
количество организаций постоянно меняется: образуются новые, некоторые
прекращают свою деятельность, происходит разделение или объединение уже
существующих.
активно идет рост региональных структур молодежных объединений. И если
республиканские организации имеют больше возможностей заявить о своей
деятельности в СМИ, например, то в регионах молодые люди порой даже не
догадываются, что рядом с ними в их провинциальном городе успешно работает
несколько молодежных организаций и инициатив.
У молодежного движения
дальнейшего развития - элитарный и массовый. При элитарном варианте проекты
молодежных организаций будут доступны исключительно для узкого круга
молодых людей преимущественно в Минске и областных центрах. Но возможен и