Молодежная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 11:15, реферат

Описание работы

На сегодняшний день в Республике существует большое количество
министерств и ведомств, которые в той или иной степени принимают решения о
судьбе молодого поколения. Однако, не все они осуществляют свою
деятельность в соответствии с единой стратегией. Отсутствие общей
координации и единого центра позволяет нам рассмотреть реализацию
молодежной политики в республике через анализ деятельности всех
государственных органов, которые, так или иначе, участвуют в судьбе
молодого поколения.

Работа содержит 1 файл

oformlenie.docx

— 27.46 Кб (Скачать)

                                                      ВВЕДЕНИЕ.

 

      Современная  ситуация   в Республике Беларусь, характеризующаяся

экономическим кризисом, снижением  уровня жизни, растущей бедностью

населения требует тщательного  анализа всех сторон жизни людей, в том числе

молодежи. Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только

при активном участии молодежи. Это требует новых подходов к  разработке и

осуществлению молодежной политики. В связи с этим возникает необходимость

периодического исследования молодежи, сбора достоверной информации об ее

жизни, потребностях и интересах. Только  на основе объективных  данных   о

положение молодежи может  быть осуществлена молодежная политика.

      И именно  молодежь в сложившийся социально-экономической обстановке

является наиболее незащищенной и подверженной радикальным различным  и

экстримистким идеям. Поэтому есть смысл говорить о необходимости

воздействия на молодое поколение  с целью формирования физически  и морально

развитого индивида.

      На  сегодняшний   день  в  Республике  существует  большое   количество

министерств и ведомств, которые  в той или иной степени принимают  решения  о

судьбе  молодого  поколения.  Однако,   не   все   они   осуществляют   свою

деятельность  в  соответствии  с   единой   стратегией.   Отсутствие   общей

координации  и  единого  центра   позволяет   нам   рассмотреть   реализацию

молодежной   политики  в  республике   через    анализ   деятельности   всех

государственных  органов,  которые,  так  или  иначе,  участвуют  в   судьбе

молодого поколения.

 

 

 

      1. МОЛОДЕЖНАЯ  ПОЛИТИКА. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ

      НАПРАВЛЕНИЯ.

 

      Молодежь- это один из скрытых ресурсов общества и от мобилизации

которых зависит его жизнеспособность.

      Общества  делятся на  статичные и динамические.  Статичные общества,

которые развиваются постепенно  при медленном типе  изменений,  опираются

главным образом на опыт старших  поколений.  Они  сопротивляются  реализации

скрытых возможностей молодежи. Образование в таких  обществах  сосредоточено

на передаче традиций. Такое  общество  сознательно  пренебрегает  жизненными

духовными резервами молодежи, поскольку не  намерено  нарушать  существующие

традиции.

        В   противоположность   им   динамические,   стремящиеся   к   новым

возможностям,  независимо   от   господствующей   в   них   социальной   или

политической  философии,  опираются  главным  образом  на  сотрудничество  с

молодежью.  Особая функция  молодежи состоит в  том,  что  она  -  оживляющий

посредник, своего рода резерв, выступающий на  передний  план,  когда  такое

оживление становится необходимым  для приспособления к быстро меняющимся  или

качественно новым обстоятельствам.

Рассматривая  значение  молодежи  для  общества,  нужно  выяснить   характер

потенциала,  который  представляет  эта  молодежь,   и   формы   интеграции,

необходимые для преобразования этого потенциала в  функцию.  Или же  просто

ответить на вопрос: что  мы имеем в виду, когда говорим,  что  молодежь-  это

оживляющий посредник.

      Ошибочно  утверждать, что молодежь прогрессивна  по своей природе.  Ведь

консервативные и реакционные  движения могут также увлечь молодежь.  Молодежь

ни прогрессивна, ни консервативна  по своей природе - она  потенция,  готовая

к любому начинанию. Быть молодым  означает стоять на краю общества,  быть  во

многих  отношениях аутсайдером. И можно утверждать, что  подросток-  эта та

общественная сила, которая  может  осуществить  различные  начинания,  потому

что  он  не  воспринимает  установленный  порядок  как  нечто   само   собой

разумеющееся   и   не   обладает   закрепленными   законом   интересами   ни

экономического,  ни  духовного  характера.  Данная  характеристика  молодежи

подразумевает необходимость  политической социализации молодежи.

        Задача  молодежи внутри страны может  заключаться в том, что она

должна положить конец  духовному кризису.  В настоящее  время молодежь не

может обойтись без воплощения своих стремлений в жизнь. И помочь ей в этом

может только государство.

      Исходя из  выше сказанного,  можно сказать,  что главная задача

молодежной политики - создание социально-экономических условий  для

реализации молодежью  своих функций в динамическом обществе .

      Теперь мы  можем определить значение термина  “молодежная политика”.

           Для начала обозначим что входит в понятие молодежная  политика.

Во-первых,  это  очень  широкая  многофункциональная  политика,   включающая

большой перечень  мер,  которые  затрагивают  молодое  поколение  с  момента

рождения  и  до  25  лет  (детские  сады,  поддержка   семьи,   образование,

социальное  обеспечение,  занятость,  жилье).  Во  вторых,  под  “молодежной

политикой”  подразумевается  деятельность   специализированных   центральных

правительственных учреждений, комитетов,  комиссий  по  делам  молодежи.  В-

третьих, термин “молодежная  политика” охватывает  только  политику  в  сфере

свободного времени и  образования молодежи.

Цель молодежной политики заключается в создании благоприятных  экономических

и политических  условий,  правовых  гарантий,  способных  улучшить  качество

жизни молодежной популяции (не в  ущерб  жизнедеятельности  других  групп  и

слоев общества).

      Цель определяет  две  взаимосвязанные  задачи:  создание  объективных

условий   для   цивилизованного   социального   становления    и    развития

подрастающего  поколения  (как  объекта   молодежной   политики);   создание

благоприятных  условий  для  инновационной,   самостоятельной   деятельности

молодежи  в  различных  сферах  общества  и  в  интересах  самого  общества;

практической    отработки    новых    общественных    отношений    и    форм

жизнедеятельности молодежи (как субъектов политики).

      Говоря о  государственных  мероприятиях,  призванных  решать  проблемы

молодежи,  следует  подчеркнуть,  что   молодежная   политика   нередко   не

представляет собой какой-то законченной системы,  детально  регламентирующей

взаимоотношения  молодого  поколения  во   всем   сложившемся   многообразии

современной жизни.

      Можно утверждать,  что  государственная  молодежная  политика  -  это

интегрирование отдельных  программ и проектов, касающихся молодежи, в  единое

целое при усилении регулирующей роли современного государства.

 

 

 

      2. ЗАРУБЕЖНЫЙ  ОПЫТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ.

 

     В настоящее  время  большое  внимание  уделяется  изучению  опыта   ряда

западных стран, которые  в этом вопросе достигли поставленных целей.  Поэтому

анализ молодежной политики в  западных  странах  играет  также  немаловажное

значение для определения  курса нашей  Республиканской  молодежной  политики,

не  отрицая  при  этом  особенностей,  сложившихся  в   нашей   культуре   и

менталитете.  То  есть,  необходим какой-то  синтез  западных   течений   и

отечественных направлений  по формированию  целенаправленной  государственной

молодежной политики.

  Анализ зарубежного  опыта позволяет сделать следующие  выводы:

Молодежная   политика   в   развитых   странах   превратилась   сегодня    в

самостоятельное направление  деятельности государства.

 Государство проводит  молодежную политику через систему   органов  управления

и координации, причем, вмешательство  государства  тем  сильнее,  чем  слабее

активность региональных “свободных носителей” молодежных услуг.

   Эффективность   реализации   программ   зависит   от   учета   интересов,

потребностей,  желаний  молодежи,  ее  постоянно  меняющихся  требований   к

качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг.

    Происходит   переход   от   всеобъемлющих,   единых,   централизованных

общегосударственных (национальных) программ для всей молодежи  к  локальным,

целевым,  гибким  проектам.  При  реализации,  которых  акцент  делается  на

усилиях  местных  (районных)  органов  власти  как  более   приближенных   к

конкретным   потребителям   и   учитывающих   демографические,   социальные,

экономические  и  политические  особенности  и  конкретной  территории,  где

формируется и реализуется  молодежная политика.

 

3.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ  МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В БЕЛАРУСИ  И ИХ РОЛЬ В

ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

      Белорусское  общество, находящееся на пути  трансформации,  ведет  поиск

идей,  институтов,   социальных   организаций,   которые   обеспечивали   бы

формирование   целостности   и    стабильности    общественных    отношений.

Если в  начале  пути  основной  груз  проблем  как  в  разработке  стратегии

формирования  в  Беларуси  гражданского  общества,   так   и   практического

реформирования в  сферах  экономики,  политики  и  культуры  брали  на  себя

представители старшего и  среднего поколений, то в XXI  веке  он  ложится на

плечи молодой когорты. Именно  тем,  кому  сегодня  16-25,  придется  решать

самые                            трудные                             задачи.

                                                     В    условиях,    когда

основные  потребности  человека  не  могут  быть   удовлетворены,   практика

общественных  отношений  вырабатывает  различные  пути  преодоления  данного

противоречия.  Одним  из  таких  способов  является  деятельность  партий  и

движений, в том числе  и  молодежных.  Их  возникновение  и  распространение

выражает  неудовлетворенность  значительной  части  населения   —   особенно

молодежи  —  условиями  своего   материального   и   социально-политического

жизнеустройства.                        Молодежь  является  и  субъектом,  и

объектом общественных трансформаций: во-первых, сами молодые  люди  с  целью

повышения   эффективности   их   влияния   на   жизнь   общества   стремятся

объединяться, организоваться в общественные структуры,  и,  во-вторых,  само

общество проводит  молодежную  политику.  Одним  из  действенных  механизмов

осуществления этих  преобразований  является  молодежное  движение,  которое

можно сравнить со своеобразной  политической  системой  такой  специфической

категории общества, как молодежь. Оно, как и политическая  система  общества

в целом, как минимум включает в себя следующие три подсистемы:

--институциональную      или      организационно-институциональную      (это

государственные  и   общественные   структуры,   которые   решают   проблемы

молодежной                                                        политики);

                                                    --регулятивную       или

нормативную  (это  законодательство   в   части   молодежного   движения   и

программные     и      уставные      документы      самих      организаций);

 

                             --коммуникативную   или   информационную   (это

молодежные  средства  массовой  информации,  молодежные  издания  и   т.д.).

                                           Центром     социологических     и

политических исследований  Белгосуниверситета  было  проведено исследование

"Специфика  становления   и   развития   молодежных   движений   в   условиях

переходного периода в  Республике Беларусь".  Объектом  данного  исследования

является молодежь (население  в возрасте от 16 до 29лет) Республики  Беларусь

и  сами  молодежные  организации  и  движения,  а  предметом  —  особенности

становления и развития молодежных движений, механизмы и  способы  социально-

политической   институциализации   молодежи    в    современных    условиях.

 

Всего  в  Беларуси  ныне  существует  около  160  молодежных  организаций  и

объединений, работающих по различным направлениям.  Следует  учитывать,  что

количество  организаций  постоянно  меняется:  образуются  новые,  некоторые

прекращают свою деятельность,  происходит  разделение  или  объединение  уже

существующих.                                     В  последнее  время  очень

активно идет рост  региональных  структур  молодежных  объединений.  И  если

республиканские  организации  имеют  больше  возможностей  заявить  о  своей

деятельности в СМИ, например, то в  регионах  молодые  люди  порой  даже  не

догадываются, что рядом  с ними в их провинциальном городе  успешно  работает

несколько        молодежных         организаций         и         инициатив.

                 У молодежного движения Беларуси  сегодня есть  два  варианта

дальнейшего развития - элитарный и массовый. При элитарном варианте  проекты

молодежных  организаций  будут  доступны  исключительно  для  узкого   круга

молодых людей преимущественно  в Минске и областных центрах.  Но  возможен  и

Информация о работе Молодежная политика