Международные организации по стандартизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:47, доклад

Описание работы

Международная организация по стандартизации .(ИСО) функционирует с 1947 г. Сфера деятельности ИСО охватывает стандартизацию во всех областях, за исключением электроники и электротехники, которые относятся к компетенции МЭК. В работе ИСО участвует более 120 стран. СССР был одним из основателей организации. Денежные фонды ИСО составляются из взносов стран-членов, от продажи стандартов и других изданий, пожертвований.

Работа содержит 1 файл

Международные организации по стандартизации.docx

— 29.94 Кб (Скачать)

 

В мире действует семь региональных организаций по стандартизации, подобных рассмотренной в разд. 4 — в  Скандинавии, Латинской Америке, Арабском регионе, в Африке, в Европейском  Союзе (ЕС). Наиболее интересен опыт стандартизации в ЕС.

5.3 Организация работ по стандартизации  в рамках европейского союза  (ЕС)

 

В настоящее время наблюдается  тенденция к интеграции экономики, созданию объединенных региональных рынков. Наибольшее развитие интеграция получила в рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое сформировало единый внутренний рынок к 1 января 1993 г. Такой рынок обслуживает в общей сложности 320 млн. жителей 12 стран — членов ЕЭС (Англии, Бельгии, Германии, Греции, Дании, Италии, Испании, Ирландии; Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Франции), При этом первоочередное значение в устранении национальных барьеров придается развитию европейской стандартизации.

 

Еще в 1957 г. руководители организаций по стандартизации стран — членов ЕЭС и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) обсуждали возможность совместных действий по согласованию национальных стандартов в условиях экономической интеграции этих стран. В 1961 г. был учрежден Европейский комитет по стандартизации (СЕН), в 1972 г. был создан Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК). В рамках СЕН и СЕНЭЛЕК действует 239 ТК.

 

В 1972 г. Советом ЕС была принята  Генеральная Е программа устранения технических барьеров в торговле в пределах Сообщества. В рамках этой программы ставилась задача создания системы обязательных для  ЕС единых стандартов — “из сотен  национальных стандартов в каждой европейской  стране сделать несколько тысяч  единых стандартов”. Единые стандарты  должны были лишить страны-члены ЕС возможности отказа от иностранных  продуктов из государств Сообщества. Огромное внимание предполагалось уделить  нормам по показателям качества продукции, устанавливаемых едиными стандартами. В этой части предполагалось брать за образец стандарты ФРГ — ДИНы, дающие гарантию высокого технического уровня стандартизируемой продукции.

 

Еще в 1985 г. Комиссия ЕС признавала, что результаты многолетнего поиска единых стандартов оказались незначительными, а работы по созданию единых стандартов продвигались “черепашьими темпами”.

 

Существенный разрыв между тем, что было, и Тем, что необходимо для функционирования единого рынка, подтолкнул Комиссию ЕС к разработке программы “Зеленая книга Европы” (Развитие европейской стандартизации для ускорения технической интеграции в Европе), где был изложен план перестройки и развития стандартизации на континенте. Основное в “Зеленой книге” — евростандарты должны отражать новейшие достижения техники и технологии, а директивы — содержать эффективные меры против проникновения в Сообщество продукции, небезопасной или вредной для населения и окружающей среды.

 

Прорыв в работах по стандартизации в ЕС произошел в начале 90-х гг. Если в 1991 г. в ЕС действовало 200 директив и 1200 евростандартов, то уже к 1993 г. была поставлена задача — удвоить число директив, а .фонд евростандартов довести до нескольких тысяч.

 

Итак, нормативную базу стандартизации ЕС составляет хорошо развитое техническое  законодательство [35]

 

Рассмотрим его подробнее, так  как стоит задача создать в  •России систему стандартизации, эквивалентную ЕС.

 

Техническое законодательство ЕС представлено постановлениями Совета, директивами  Совета, гармонизированными европейскими стандартами.

 

Постановления Совета имеют прямое действие для стран — членов ЕС (без переоформления через национальное законодательство).

 

Директива Совета вводится через законодательные  акты государств—членов ЕС, причем устанавливаются сроки ввода: начало действия и конечный срок ее введения в национальных рамках.

 

В применении постановлений и директив Совета (обычно используют одно понятие  — директива) существуют старый и  новый подходы.

 

В старых директивах, которые действуют .и в настоящее время, например, на продукты питания, автомобильную технику, фармацевтику, косметику, устанавливаются конкретные требования к продукции. Например, в директиве № 76/768, принятой по косметике в 1976 г., содержится 15 статей и 8 приложений. В статьях даны классификация косметических изделий, требования к качеству, правила маркировки. В приложениях даются: список веществ, которые не должны входить в состав косметических продуктов (приложение 2), перечни красящих веществ, разрешенных и неразрешенных к применению (приложения 4 и 5) и т.д. К директиве (по состоянию на 1996 г.) имеются 23 поправки (последняя внесена в 1993 г.).

 

Новый подход (или концепция) введен в 1985 г. В новых директивах требования формулируются в общей форме. Это обеспечивает длительность действия без изменения, тогда как старые директивы сопровождаются большим числом дополнений и массой поправок (до 100). В отличие от старых новые имеют унифицированную структуру — две части, одна из которых правовая, другая — техническая в виде 4—6 приложений. Принципиальное отличие новой директивы в том, что в ней делается запись о том, каким европейским стандартам должна соответствовать продукция. В этом случае к термину “европейский стандарт” добавляется определение “гармонизированный”.

 

Таким образом, гармонизированный  европейский стандарт — это стандарт, обеспечивающий реализацию соответствующей  директивы, и в этом случае он обязателен для применения в странах ЕС. Перечни  таких гармонизированных стандартов публикуются в официальном бюллетене  ЕС.

 

В случае отсутствия европейских стандартов, необходимых для обеспечения  директивы, комиссия ЕС дает мандат европейским организациям по стандартизации (СЕН, СЕНЭЛЕК) на разработку необходимых стандартов и финансирует эти работы.

 

Стандарт считается гармонизированным  после его опубликования в  бюллетене ЕС с указанием номера соответствующей директивы.

 

Следует иметь в виду, что один и тот же европейский стандарт может быть обязательным, когда он направлен на обеспечение конкретной директивы, и необязательным, когда  он применяется в других случаях.

 

Продукция, отвечающая требованиям  директивы, маркируется знаком С€.

 

Необходимо отметить, что на один вид продукции может : распространяться несколько директив. Тогда знак С€ проставляется только при соблюдении требований всех этих директив. Знак С€ — не для потребителя, а для контролирующих и таможенных органов стран. Продукция, маркированная знаком С€, имеет право свободного перемещения внутри объединенного рынка.

 

Поскольку во всех странах мира, в  том числе в странах—членах Сообщества, наиболее остро стоит вопрос безопасности продуктов питания, то кратко рассмотрим “пищевые” директивы.

 

Законодательство ЕС охватывает не все пищевые товары, в нем имеются  так называемые зеленые зоны, т. е. отдается предпочтение национальным законам. В рамках ЕС действует более 100 директив по пищевым продуктам. Они носят либо вертикальный, либо горизонтальный характер. Например, горизонтальные директивы (допустим, по этикетированию) распространяются на все продукты питания, а вертикальные — на конкретные виды (сосиски, суфле, соки, джемы). Перспективу имеют горизонтальные директивы.

 

Существуют рамочные директивы, которые, как и горизонтальные, распространяются на группы пищевых продуктов, но содержат требования к содержанию вспомогательных  веществ (пищевых добавок, подсластителей и пр.) или вредных веществ (пестицидов).

 

Особенность и “сила” большинства  евростандартов заключаются в том, что в их основу закладывают, как правило, лучшие стандарты отдельных европейских стран. Например, широко известные своим высоким техническим уровнем стандарты Швеции по электромагнитной безопасности персональных компьютеров положены в основу единого, стандарта ЕС.

 

Политика комитетов СЕН и  СЕНЭЛЕК на современном этапе  заключается в том, чтобы как  можно чаще использовать МС ИСО и  МЭК в качестве региональных. В  итоге около 45% НД в рамках ЕС представляют международные стандарты, разработанные  ИСО/МЭК.


Информация о работе Международные организации по стандартизации