Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:47, доклад
Международная организация по стандартизации .(ИСО) функционирует с 1947 г. Сфера деятельности ИСО охватывает стандартизацию во всех областях, за исключением электроники и электротехники, которые относятся к компетенции МЭК. В работе ИСО участвует более 120 стран. СССР был одним из основателей организации. Денежные фонды ИСО составляются из взносов стран-членов, от продажи стандартов и других изданий, пожертвований.
В мире действует семь региональных организаций по стандартизации, подобных рассмотренной в разд. 4 — в Скандинавии, Латинской Америке, Арабском регионе, в Африке, в Европейском Союзе (ЕС). Наиболее интересен опыт стандартизации в ЕС.
5.3 Организация работ по
В настоящее время наблюдается тенденция к интеграции экономики, созданию объединенных региональных рынков. Наибольшее развитие интеграция получила в рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое сформировало единый внутренний рынок к 1 января 1993 г. Такой рынок обслуживает в общей сложности 320 млн. жителей 12 стран — членов ЕЭС (Англии, Бельгии, Германии, Греции, Дании, Италии, Испании, Ирландии; Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Франции), При этом первоочередное значение в устранении национальных барьеров придается развитию европейской стандартизации.
Еще в 1957 г. руководители организаций по стандартизации стран — членов ЕЭС и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) обсуждали возможность совместных действий по согласованию национальных стандартов в условиях экономической интеграции этих стран. В 1961 г. был учрежден Европейский комитет по стандартизации (СЕН), в 1972 г. был создан Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК). В рамках СЕН и СЕНЭЛЕК действует 239 ТК.
В 1972 г. Советом ЕС была принята
Генеральная Е программа
Еще в 1985 г. Комиссия ЕС признавала, что результаты многолетнего поиска единых стандартов оказались незначительными, а работы по созданию единых стандартов продвигались “черепашьими темпами”.
Существенный разрыв между тем, что было, и Тем, что необходимо для функционирования единого рынка, подтолкнул Комиссию ЕС к разработке программы “Зеленая книга Европы” (Развитие европейской стандартизации для ускорения технической интеграции в Европе), где был изложен план перестройки и развития стандартизации на континенте. Основное в “Зеленой книге” — евростандарты должны отражать новейшие достижения техники и технологии, а директивы — содержать эффективные меры против проникновения в Сообщество продукции, небезопасной или вредной для населения и окружающей среды.
Прорыв в работах по стандартизации в ЕС произошел в начале 90-х гг. Если в 1991 г. в ЕС действовало 200 директив и 1200 евростандартов, то уже к 1993 г. была поставлена задача — удвоить число директив, а .фонд евростандартов довести до нескольких тысяч.
Итак, нормативную базу стандартизации ЕС составляет хорошо развитое техническое законодательство [35]
Рассмотрим его подробнее, так
как стоит задача создать в
•России систему
Техническое законодательство ЕС представлено постановлениями Совета, директивами Совета, гармонизированными европейскими стандартами.
Постановления Совета имеют прямое действие для стран — членов ЕС (без переоформления через национальное законодательство).
Директива Совета вводится через законодательные акты государств—членов ЕС, причем устанавливаются сроки ввода: начало действия и конечный срок ее введения в национальных рамках.
В применении постановлений и директив Совета (обычно используют одно понятие — директива) существуют старый и новый подходы.
В старых директивах, которые действуют .и в настоящее время, например, на продукты питания, автомобильную технику, фармацевтику, косметику, устанавливаются конкретные требования к продукции. Например, в директиве № 76/768, принятой по косметике в 1976 г., содержится 15 статей и 8 приложений. В статьях даны классификация косметических изделий, требования к качеству, правила маркировки. В приложениях даются: список веществ, которые не должны входить в состав косметических продуктов (приложение 2), перечни красящих веществ, разрешенных и неразрешенных к применению (приложения 4 и 5) и т.д. К директиве (по состоянию на 1996 г.) имеются 23 поправки (последняя внесена в 1993 г.).
Новый подход (или концепция) введен в 1985 г. В новых директивах требования формулируются в общей форме. Это обеспечивает длительность действия без изменения, тогда как старые директивы сопровождаются большим числом дополнений и массой поправок (до 100). В отличие от старых новые имеют унифицированную структуру — две части, одна из которых правовая, другая — техническая в виде 4—6 приложений. Принципиальное отличие новой директивы в том, что в ней делается запись о том, каким европейским стандартам должна соответствовать продукция. В этом случае к термину “европейский стандарт” добавляется определение “гармонизированный”.
Таким образом, гармонизированный
европейский стандарт — это стандарт,
обеспечивающий реализацию соответствующей
директивы, и в этом случае он обязателен
для применения в странах ЕС. Перечни
таких гармонизированных
В случае отсутствия европейских стандартов, необходимых для обеспечения директивы, комиссия ЕС дает мандат европейским организациям по стандартизации (СЕН, СЕНЭЛЕК) на разработку необходимых стандартов и финансирует эти работы.
Стандарт считается
Следует иметь в виду, что один и тот же европейский стандарт может быть обязательным, когда он направлен на обеспечение конкретной директивы, и необязательным, когда он применяется в других случаях.
Продукция, отвечающая требованиям директивы, маркируется знаком С€.
Необходимо отметить, что на один вид продукции может : распространяться несколько директив. Тогда знак С€ проставляется только при соблюдении требований всех этих директив. Знак С€ — не для потребителя, а для контролирующих и таможенных органов стран. Продукция, маркированная знаком С€, имеет право свободного перемещения внутри объединенного рынка.
Поскольку во всех странах мира, в том числе в странах—членах Сообщества, наиболее остро стоит вопрос безопасности продуктов питания, то кратко рассмотрим “пищевые” директивы.
Законодательство ЕС охватывает не все пищевые товары, в нем имеются так называемые зеленые зоны, т. е. отдается предпочтение национальным законам. В рамках ЕС действует более 100 директив по пищевым продуктам. Они носят либо вертикальный, либо горизонтальный характер. Например, горизонтальные директивы (допустим, по этикетированию) распространяются на все продукты питания, а вертикальные — на конкретные виды (сосиски, суфле, соки, джемы). Перспективу имеют горизонтальные директивы.
Существуют рамочные директивы, которые, как и горизонтальные, распространяются на группы пищевых продуктов, но содержат требования к содержанию вспомогательных веществ (пищевых добавок, подсластителей и пр.) или вредных веществ (пестицидов).
Особенность и “сила” большинства евростандартов заключаются в том, что в их основу закладывают, как правило, лучшие стандарты отдельных европейских стран. Например, широко известные своим высоким техническим уровнем стандарты Швеции по электромагнитной безопасности персональных компьютеров положены в основу единого, стандарта ЕС.
Политика комитетов СЕН и СЕНЭЛЕК на современном этапе заключается в том, чтобы как можно чаще использовать МС ИСО и МЭК в качестве региональных. В итоге около 45% НД в рамках ЕС представляют международные стандарты, разработанные ИСО/МЭК.
Информация о работе Международные организации по стандартизации