Международные организации по стандартизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:47, доклад

Описание работы

Международная организация по стандартизации .(ИСО) функционирует с 1947 г. Сфера деятельности ИСО охватывает стандартизацию во всех областях, за исключением электроники и электротехники, которые относятся к компетенции МЭК. В работе ИСО участвует более 120 стран. СССР был одним из основателей организации. Денежные фонды ИСО составляются из взносов стран-членов, от продажи стандартов и других изданий, пожертвований.

Работа содержит 1 файл

Международные организации по стандартизации.docx

— 29.94 Кб (Скачать)

Международные организации  по стандартизации

 

В области международной стандартизации работают Международная организация  по стандартизации (ИСО), Международная  электротехническая комиссия (МЭК) и  Международный союз электросвязи (МСЭ).

 

Ниже рассматривается деятельность ИСО и МЭК ,;как наиболее крупных международных организаций до стандартизации.

 

Международная организация по стандартизации .(ИСО) функционирует с 1947 г. Сфера деятельности ИСО охватывает стандартизацию во всех областях, за исключением электроники и электротехники, которые относятся к компетенции МЭК. В работе ИСО участвует более 120 стран. СССР был одним из основателей организации. Денежные фонды ИСО составляются из взносов стран-членов, от продажи стандартов и других изданий, пожертвований. Органами ИСО являются Генеральная ассамблея, Совет ИСО, комитеты Совета, технические комитеты и Центральный секретариат; высший орган ИСО — Генеральная ассамблея (рис. 6).

 

В период между сессиями Генеральной  ассамблеи работой организации  руководит Совет, в который входят представители национальных организаций  по стандартизации. При Совете создано  дополнительное бюро, которое руководит  техническими комитетами ИСО.

 

Проекты международных стандартов разрабатываются непосредственно  рабочими группами, действующими в  рамках технических комитетов.

 

Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в конкретных областях техники. Общетехнические  ТК (в ИСО их насчитывается 26) решают общетехнические и межотраслевые  задачи. К ним, например, относятся  ТК 12 “Единицы измерений”, ТК 19 “Предпочтительные  числа”, ТК 37 “Терминология”. Остальные  ТК (числом около 140) действуют в конкретных областях техники (ТК 22 “Автомобили”, ТК 39 “Станки” и др.). ТК, деятельность которых охватывает целую отрасль (химия, авиационная и космическая техника и др.), организуют подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).

 

В зависимости от степени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого  ТК. Членство может быть активным и  в качестве наблюдателей. Проект международного стандарта (МС) считается принятым, если он одобрен большинством (75%) активных членов ТК.

 

К началу 1999 г. действовало примерно 11 тыс. МС ИСО. 75% МС ИСО — основополагающие стандарты, или стандарты на методы испытаний.

 

В практике международной стандартизации основной упор при разработке стандартов на продукцию делается на установление единых методов испытаний продукции, требований к маркировке, терминологии, т.е. на те аспекты, без которых невозможно взаимопонимание изготовителя и потребителя независимо от страны, где производится и используется продукция. В МС также устанавливаются требования к продукции в части безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей среды, взаимозаменяемости и технической совместимости. Что касается других требований к качеству конкретной продукции, то их нецелесообразно устанавливать в МС, — конкретные нормы качества на конкретную продукцию для разных категорий потребителей регулируют через цену непосредственно в контрактах.

 

Рассматривая результаты деятельности общетехнических и межотраслевых  ТК, следует отметить как значительные достижения ИСО разработку международной  системы единиц измерения, принятие метрической системы резьбы, системы  стандартных размеров и конструкции  контейнеров для перевозки грузов всеми видами транспорта. В настоящее  время особое внимание привлекает работа ТК 176 “Системы обеспечения качества”, созданного в 1979 г. В его задачу Доходят стандартизация и гармонизация основополагающих принципов создания систем обеспечения качества. В 1987 г. была опубликована первая версия четырех стандартов ИСО серии 9000, направленных на единообразный подход к решению вопросов качества продукции на предприятиях.

 

Другими органами Совета ИСО являются Техническое бюро и шесть комитетов. Кратко рассмотрим деятельность Комитета по оценке соответствия продукции стандартам (КА-„ СКО) и Комитета по вопросам потребления (КОПОЛКО).

 

КАСКО создан в начале 70-х гг. в связи с бурным развитием сертификации во всех странах мира. Этому органу поручена выработка международных рекомендаций для стран по всем аспектам сертификации (организация испытательных центров в странах, требования, предъявляемые к ним, маркировка сертифицируемой продукции, требования к органам, осуществляющим руководство системами сертификации, и др.).

 

В задачи КОПОЛКО входит:

 

изучение путей содействия потребителям в получении максимального эффекта  от стандартизации продукции, а также  установление мер, которые необходимо предпринять для более широкого участия потребителей в национальной и международной стандартизации;

 

выработка с позиции стандартизации рекомендаций, направленных на обеспечение  информацией потребителей, защиту их интересов, а также программ их обучения по вопросам стандартизации;

 

обобщение опыта участия потребителей в работах по стандартизации, применению стандартов на потребительские товары, по другим вопросам стандартизации, представляющим интерес для потребителей.

 

Результатом деятельности КОПОЛКО  является издание перечней национальных и международных стандартов, представляющих интерес для потребительских  организаций, а также подготовка руководств по оценке качества потребительских  товаров. Укажем на некоторые из них:

 

руководство 12 “Сравнительные испытания  потребительских товаров”;

 

руководство 14 “Информация о товарах  для потребителей”;

 

руководство 36 “Разработка стандартных  методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских  товаров”.

 

Актуальной задачей ИСО является совершенствование структуры фонда  стандартов. В начале 90-х гг. превалировали стандарты в области машиностроения (около 30%), химии (около 12,5%). На долю стандартов в области здравоохранения и медицины приходилось всего 3,5%, охраны окружающей среды — 3%., Относительно небольшую долю (около 10,5%) занимали стандарты в области информатики, электроники и информационного обеспечения. В перспективе социальные сферы (защита окружающей среды, здравоохранение), а также информационные технологии 'должны стать приоритетными в деятельности ИСО.

 

Острая конкуренция на мировом  рынке стран фирм, являющихся мировыми изготовителями конкретной продукции, начинается и проявляется на этапе  разработки МС. В региональных и  международных организациях по стандартизации идет постоянная борьба за лидерство, поскольку экономически развитые страны вполне справедливо видят в проекте конкретного МС соответствующий национальный стандарт и борются за отражение в этом проекте своих национальных интересов. Не случайно из общего количества МС ИСО, разработанных всеми ТК, более 70% соответствуют национальным или фирменным стандартам промышленно развитых стран мира. Для нашей страны таким примером являются стандарты ИСО, принятые в рамках ТК 55 “Пиломатериалы и пиловочные бревна”, где за основу МС при их разработке были взяты соответствующие российские стандарты [23].

 

Лидерство той или иной страны в  разработке МС в огромной мере определяется степенью участия ее специалистов в деятельности рабочих органов ИСО, МЭК, МСТ -ТК, ПК, РГ.

 

Работа ИСО в настоящее время  осуществляется в рамках 185 ТК, 636 ПК, 1975 РГ. На начало 1995 г. за Российской Федерацией было закреплено ведение секретариатов 10 ТК, 31 ПК и 10 РГ. В целом представительство  России в рабочих органах ИСО  значительно меньше Германии, Великобритании, США и Франции. Это обстоятельство не может не отражаться на лидерстве  страны в разработке МС. Отсюда вытекает актуальная задача Госстандарта и заинтересованных министерств (ведомств), участвующих  в работах по международной стандартизации — обеспечить широкое представительство  страны в междуна-1 родных организациях по стандартизации в целях занятия  передовых позиций в той или  иной сфере техники и экономики. К сожалению, в последние годы:

 

наблюдается резкое снижение роли России в деятельности ИСО и других международных  организациях по стандартизации из-за катастрофической нехватки валютных средств.

 

МС ИСО не являются обязательными, т.е. каждая страна вправе применять  их целиком, отдельными разделами или  вообще не применять. Однако в условиях острой конкуренции на мировом рынке  изготовители продукции, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность  своих изделий, вынуждены пользоваться международными стандартами. По оценке зарубежных специалистов, передовые  промышленно развитые страны мира применяют  до 80% всего фонда стандартов ИСО. Особенно широко используют стандарты  ИСО и других международных организаций  страны, экономика которых в большой  степени зависит от внешней торговли. Это Нидерланды, Швеция, Бельгия, Австрия, Дания, у которых доля внешней торговли по отношению к общему объему производства составляет 40—50%. Эти страны стремятся не создавать национальные стандарты в тех областях, в которых действуют соответствующие международные стандарты.

 

Международная электротехническая комиссия (МЭК) разрабатывает стандарты в  области электротехники, радиоэлектроники, связи. Она была создана в 1906 г., т.е. задолго до образования ИСО. Разновременность образования и разная направленность МЭК и ИСО определили факт параллельного  существования двух крупных международных  организаций. С учетом общности задач ИСО и МЭК, а также возможности дублирования деятельности отдельных технических органов между этими организациями заключено соглашение, которое направлено, с одной стороны, на разграничение сферы деятельности, а с другой — на координацию технической деятельности.

 

Число членов МЭК (около 60) меньше, чем  членов ИСО. Это обусловлено тем, что многие развивающиеся страны практически не имеют или имеют  слаборазвитую электротехнику, электронику  и связь. Наша страна является членов МЭК с 1922 г. Высший руководящий орган  МЭК — Совет, в котором представлены все национальные комитеты. Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран — членов этой организации и поступлений от продажи международных стандартов. Структура технических органов  МЭК такая же, как и ИСО: технические  комитеты, подкомитеты и рабочие  группы. В МЭК функционируют 80 ТК, часть которых (как и в ИСО) разрабатывает МС общетехнического и межотраслевого характера, а другая — МС на конкретные виды продукции (бытовая радиоэлектронная аппаратура, трансформаторы, изделия электронной  техники).

 

В настоящее время разработано  более 3 тыс. МС МЭК. Следует отметить важность проводимых в МЭК работ  по установлению требований безопасности для бытовых электроприборов  и машин. В связи с различным  подходом к обеспечению безопасности в разных странах ТК 61 “Безопасность  бытовых электроприборов” выпущено более 40 МС, устанавливающих требования практически ко всем электробытовым приборам и машинам. Разработка МС в  этой области имеет особо важное значение в связи с созданием в МЭК системы сертификации электробытовых h приборов и машин на соответствие их МС МЭК.

 

В перспективе, по прогнозу отдельных  специалистов, деятельность МЭК и  ИСО будет постепенно сближаться: на первом этапе — это разработка единых правил подготовки МС, создание совместных ТК (такой опыт имеется  по вопросам информационной технологии), а на втором этапе — возможное  слияние, тем более что большинство  стран представлено в ИСО и  МЭК одними и теми же органами —  национальными организациями по стандартизации.

 

Актуальной задачей является сокращение сроков подготовки МС ИСО и МЭК, так  как в настоящее время разработка их занимает в среднем 4—5 лет. Тенденция  к сокращению сроков морального старения продукции, необходимость оперативного реагирования на запросы международной  торговли в стандартах ставят задачу резкого сокращения сроков разработки МС. Все чаще начинает практиковаться процедура обсуждения проектов МС в  рамках телеконференций. В отличие  от традиционных заседаний рабочих  органов по стандартизации, на которые  командируются специалисты из разных стран, телеконференции могут проводиться  чаще, организованнее и оперативнее. По оценкам специалистов, проведение телеконференций экономит 80% средств и 60% времени, затрачиваемых на разработку МС в рамках традиционных процедур.

 

В .зарубежной практике процессы “электронизации процедур разработки стандартов” могут со временем привести к полному отказу от традиционных стадий разработки стандартов: вместо цепочки “проект—отзыв—учет отзыва” планируется работа в режиме реального многостороннего участия всех заинтересованных сторон непосредственно в отработке редакций стандартов.

 

Помимо ИСО, МЭК, МСТ (как организаций, специализирующихся на работах по стандартизации), в работах по международной стандартизации участвуют другие организации.

 

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЖ ООН) широко известна своей деятельностью  в области стандартизации требований безопасности механических транспортных средств. Правила ЕЭК ООН (их более  80) имеют статус международных стандартов и являются нормативной базой международной и отечественной систем обязательной сертификации автомобилей. ЕЭК ООН совместно с ИСО разработаны МС на универсальные правила по электронному обмену данными в управлении, торговле и на транспорте (см. о системе “ЭДИ-ФАКТ” с. 100).

 

Последней разработкой в области  товаров народного потребления  стали стандарты на мясо — говядину и свинину.

 

Международная торговая палата (МТИ) широко, известна работами по унификации торговой документации. “Настольной  книгой” специалистов внешней торговли являлся сборник “ИНКОТЕРМС”  — Международные правила толкования торговых терминов.

 

В рамках Объединенного комитета экспертов ФАО/ВОЗ действует Комиссия “Кодекс алиментариус”. Этой комиссией разработано свыше 300 МС на пищевые продукты и несколько десятков сводов гигиенических правил. Европейское отделение комиссии определяет возможность использования пищевых добавок в пищевых продуктах (российскому потребителю добавки знакомы по обозначениям на упаковке — Е 103, Е 210 и т.д., где буква Е происходит от усечения слова “Europe”).

 

В пределах своей компетенции в  работах по стандартизации участвуют  и другие международные организации  при ООН - ЮНЕСКО, МАГАТЭ и пр.

 

К международным стандартам можно  условно отнести стандарты международных  профессиональных объединений производителей отдельных видов продукции (их свыше 40), например шерсти, текстиля, мяса и пр. Например, известна (с 1937 г.) деятельность Международного секретариата шерсти на базе компании “Вулмарк”. Она выдает лицензии на применение знака “Вулмарк” тем изготовителям шерсти и изделий из нее, которые смогли подтвердить соответствие качества продукции нормативным требованиям Международного секретариата шерсти. При разработке национальных стандартов учитывают требования таких организаций, как Международная организация виноградарства и виноделия. Международная ассоциация производителей бутилированной воды и т. д.

Информация о работе Международные организации по стандартизации