Коллективные инвестиции
Развитие промышленности и сельского
хозяйства России напрямую зависит от
способности привлечь финансовые ресурсы
на эти цели.5 Неэффективность государственного
бюджетного финансирования экономики
красноречиво доказана опытом предшествующих
лет: деньги идут не туда, где они дают
наибольший эффект, а туда, где сильнее
лоббисты и податливее чиновники министерств.
Следовательно,
возрождение отечественной экономики
во многом зависит от способности
создать условия, когда миллиарды
рублей, принадлежащие гражданам, будут
легко переходить с помощью финансовых
посредников из разряда сбережений в разряд
долгосрочных инвестиций и туда, где будут
давать наибольшую прибыль.
В мире известны три
типа финансовых посредников:6
депозитный
— коммерческие банки, сберегательно
- кредитные ассоциации, взаимные сберегательные
банки, кредитные потребительские кооперативы
(кредитные союзы):
контрактно-сберегательный
— компании по страхованию жизни и имущества,
пенсионные фонды;
инвестиционный
— взаимные фонды, паевые инвестиционные
фонды, траст фонды, инвестиционные компании
закрытого типа.
Чем коллективное инвестирование
отличается, скажем, от вклада в
банк, который тоже объединяет
деньги вкладчиков и может
приобретать ценные бумаги? Отличие
заключается в том, что владелец
банковского вклада вправе требовать
его обратно с процентами независимо от
того, насколько успешно банк инвестировал
деньги вкладчиков (если, конечно, банк
не разорится). Именно банк берет на себя
риск того, что его инвестиции могут не
принести необходимого для выплаты процентов
дохода. А при коллективном инвестировании
этот риск ложится на самих инвесторов.
Но и прибыль при благоприятном развитии
событий получат они, им не надо делиться
ею с акционерами банка.
Потребность в коллективном инвестировании
возникает потому, что традиционные финансовые
инструменты оказываются недоступны мелким
инвесторам из-за высокой цены, сложностей
работы с ними или нежелания эмитентов
и посредников возиться с небольшими сделками.
Инфраструктура рынка многих долговых
обязательств государства устроена так,
что участникам этого рынка неудобно работать
со средствами мелких инвесторов, а часть
государственных ценных бумаг просто
не предназначена для инвестирования
со стороны населения.
Что касается рынка корпоративных
ценных бумаг, то здесь активность индивидуальных
частных инвесторов и того ниже. Но интерес
населения к корпоративным ценным бумагам
возрастет по мере создания соответствующих
условий — в частности, улучшения финансовых
показателей предприятий и инфраструктуры
рынка, расширения возможностей граждан
приобретать "качественные" и стабильно
растущие акции. Успехи самих коллективных
инвесторов в консолидации средств мелких
собственников, профессиональном управления
активами и диверсификации риска существенно
зависят от зрелости финансового рынка,
развитости его инфраструктуры.
Особенно актуальным считается
развитие коллективных инвесторов
как финансовых посредников между
населением и предприятиями, способных
не только привлечь инвестиции
в частный сектор, прежде всего в
приватизированные предприятия, передать
их "эффективным собственникам",
но и создать надежные финансовые инструменты
инвестирования средств населения, предотвратить
социальные взрывы и конфликты, связанные
с операциями на рынке ценных бумаг.
За год после принятия "Комплексной
программы" произошли существенные
сдвиги в законодательном обеспечении,
особенно паевых инвестиционных фондов,
подготовлены законопроекты об инвестиционных
фондах, о негосударственном пенсионном
обеспечении, о негосударственных пенсионных
фондах, о кредитных потребительских кооперативах,
которые предстоит принять.
Кроме того, чрезвычайно важно
в деятельности всех форм коллективного
инвестирования реализовать унифицированные
принципы, сформулированные в "Комплексной
программе". Речь идет об усилении государственного
контроля за их деятельностью, отделении
управления активами от их хранения, многостороннем
перекрестном контроле, повышении требований
к открытости информации, совершенствовании
системы отчетности.
Акционерные инвестиционные
фонды
Как действует акционерный инвестиционный
фонд?7 Создается акционерное общество
открытого типа, которое выпускает в продажу
свои акции, а привлеченные деньги вкладывает
в ценные бумаги других эмитентов. Источником
доходов акционеров такого фонда является
его инвестиционная деятельность (в "просто"
акционерном обществе доход приносит
и производственная, и торговая деятельность).
Паевые инвестиционные
фонды
В паевом инвестиционном фонде,
в отличие от акционерного
инвестиционного, инвесторы не
являются акционерами (со всеми
их обязанностями и правами,
в том числе на получение
прибыли в форме дивиденда). Они
передают свои деньги в доверительное
управление и, оставаясь их собственниками,
получают право участвовать в прибылях.
Поскольку заключается
контракт между управляющей компанией
и инвестором, такие фонды называются
контрактными. Во Франции их именуют
взаимными инвестиционными фондами, в
Германии — договорными инвестиционными
фондами, в Италии — взаимными фондами,
в Швейцарии общими фондами размещения,
в России — паевыми инвестиционными фондами.
Негосударственные
пенсионные фонды
В развитых странах негосударственные
пенсионные фонды являются активными
участниками финансового рынка. Они, как
и другие коллективные инвесторы, аккумулируют
средства индивидуальных вкладчиков для
последующих портфельных инвестиций.
Но их место и роль на рынке ценных бумаг
отличаются от роли и места, скажем, инвестиционных
фондов тем, что первые осуществляют более
консервативные инвестиции, поскольку
их основная задача — сохранение и увеличение
пенсионных сбережений населения, и, следовательно,
минимизация риска для вкладчиков и участников
НПФ.
Как коллективные инвесторы НПФ
влияют на развитие вторичного
рынка ценных бумаг. К примеру,
в США средства НПФ инвестированы
в основном в ценные бумаги,
в России ситуация аналогичная.
По своей сути НПФ на финансовом
рынке имеют дело с "длинными деньгами".
В развитых странах их инвестиционный
горизонт составляет несколько десятков
лет. Других подобных инвесторов нет. Банки
и финансовые корпорации планируют долгосрочные
инвестиции на существенно более короткие
сроки. Работа с "длинными деньгами"
предполагает долгосрочный период накопления
средств, консервативную политику инвестирования
активов, необходимость защиты прав и
интересов участников фонда (будущих пенсионеров)
и обеспечения надежности вложений в НПФ.
Без этого дискредитируется сама идея
негосударственного пенсионного обеспечения.
Регулирование
иностранных инвестиции
Еще один путь активизации
инвестиционной деятельности привлечение
иностранного капитала, который
пока не превратился в фактор
макроэкономического значения.8
Так, удельный вес иностранных инвестиций
в общем объеме долгосрочных капиталовложений
остается незначительным (по разным оценкам,
от 5 до 10%). Доля продукции, выпускаемой
на предприятиях с участием иностранного
капитала, в общем объеме промышленного
производства и того меньше около 5%. На
иностранные предприятия и предприятия
смешанной собственности с участием российского
и иностранного капитала вообще приходится
порядка 1 % основного капитала. Однако
важны не только масштабы, но и эффективность
использования иностранных инвестиций,
их влияние на перспективы развития российской
экономики.
Государственное регулирование
иностранных инвестиций в России
является противоречивым и малоэффективным,
в первую очередь из-за отсутствия
концепции национальных интересов, без
которой невозможно создать комплексную
законодательную базу такого регулирования,
обеспеченную соответствующими исполнительными
структурами и жесткими механизмами контроля.
Между интересами экспортеров
и импортеров капитала существуют
объективные противоречия, которые в условиях
экономического неравенства партнеров
ставят более сильную сторону (как правило,
экспортера капитала) в предпочтительное
положение при выборе условий инвестирования.
Применительно к России это привело к
тому, что импортируемый иностранный капитал
слабо «работает» на социально-экономическую
стабилизацию в стране.
Между тем мировой опыт доказывает,
что позитивное воздействие импорта
капитала на экономику принимающей
страны достигается лишь в
том случае, когда государство импортер
проводит активную политику, в частности,
соизмеряет потенциальную выгоду для
решения национальных хозяйственных и
политических задач с возможной угрозой
суверенитету и независимости в случае
бесконтрольного допуска иностранных
инвесторов. В результате
иностранные инвестиций допускаются в
те отрасли и в том количестве, которые
отвечают долговременным интересам страны.
К сожалению, при разработке государственных
мер по привлечению иностранных инвестиций
в экономику России преобладает односторонний
подход, исходящий из предположения об
исключительно позитивном воздействии
иностранного капитала.
Иностранные
фирмы инвесторы заинтересованы,
например, в получении из России
продукции экологически «грязных»
производств. Вкладывая средства в
российскую экономику, они навязывают
такие схемы финансирования инвестиционных
проектов, которые стимулируют их собственных
товаропроизводителей. В результате большая
часть иностранного капитала привлекается
в Россию в самых невыгодных формах, например,
в виде связанных кредитов.
Получили распространение кредитно-бартерные
сделки, в соответствии с условиями
которых оборудование, необходимое
для реализации проекта, закупается
за счет кредита в стране, предоставляющей
этот кредит, а 70-80% конкурентоспособной
продукции, которая будет произведена
на этом оборудовании, продается в качестве
уплаты по кредиту.
На протяжении многих десятилетий
в США действует отлаженная
система государственного регулирования
в сфере прямых иностранных инвестиций
на двух уровнях: федеральном и местном.
Наиболее важным направлением федерального
регулирования является защита интересов
национальной безопасности. При этом с
конца 80х годов здесь безопасность страны
все в большей степени связывается не
с военным фактором, а состоянием национальной
экономики, с поддержанием и усилением
конкурентоспособности США в мире. Организационной
структурой, обеспечивающей контроль
за инвестиционными потоками, является
Комитет по иностранным инвестициям. В
законодательство США была введена поправка,
в соответствии с которой президент США
наделяется полномочиями блокировать
или приостанавливать процессы слияния
или приобретения американских фирм, связанные
с установлением контроля иностранной
стороны.
Важным направлением федерального
регулирования иностранного инвестирования
является и защита технологической базы
США. Она осуществляется через механизм
выдачи лицензий на передачу технической
информации иностранной стороне. Лицензии
могут быть аннулированы исходя из внешнеполитических
соображений или в целях защиты интересов
национальной безопасности.
Таким образом, даже в стране,
располагающей самым мощным экономическим
потенциалом, существует развитая
и весьма жесткая система контроля
за инвестиционными потоками с целью
предотвратить потерю контроля над экономикой,
а следовательно, и угрозу национальной
безопасности.
Внутренние
источники инвестиций
Традиционно в России финансирование
капитальных вложений осуществлялось
в основном за счет внутренних источников.9
Можно предположить, что и в дальнейшем
они будут играть решающую роль, несмотря
на активизацию привлечения иностранного
капитала.
Каждой семье
приходится постоянно решать житейскую
проблему: какую часть своего бюджета
направить на текущее потребление, а какую
отложить на будущее. Предположим, что
члены семьи зарабатывают 100 тыс. руб. в
месяц. Часть этих денег можно израсходовать
на покупку продуктов питания и одежду
и на оплату жилья и коммунальных услуг,
а часть можно отложить.
Допустим, что семья тратит 80 тыс.
руб. в течение месяца, а оставшиеся
20 тыс. помещает в банк или
меняет на американские доллары
для инвестирования будущих расходов.
В этом случае говорят, что
уровень сбережений семьи составляет
20%.
В масштабе страны общий уровень сбережений
зависит от уровня сбережений населения,
организаций и правительства. Средства
отдельных граждан не единственный источник
сбережений на будущее. Предположим, что
некая компания получила прибыль в размере
1 млн. руб. Эта прибыль может быть выплачена
владельцам, реинвестирована (компания
может приобрести на эти средства новое
оборудование или производственные площади)
или же положена на банковский счет. В
любом случае компания сберегает часть
своей прибыли, точно так же как семья
сберегает часть своего заработка. Правительство
тоже может делать сбережения в тех случаях,
когда налоговые поступления в бюджет
превышают правительственное потребление
(куда входит зарплата государственных
служащих, расходы на оборону, выплаты
пенсионерам и т.п.). При таком положении
дел у правительства остаются средства,
которые могут быть использованы под инвестиции,
скажем, в строительство новых дорог или
развитие телефонной связи.