Место и роль инвестиций в экономике судоходных компаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 23:12, реферат

Описание работы

Старение и сокращение численности украинского флота являются объективными причинами необходимости привлечения инвестиций в морской бизнес, так как именно инвестирование представляет собой один из наиболее важных аспектов деятельности любой динамично развивающейся коммерческой организации. Роль инвестиций в технологическом обновлении торгового флота на данном этапе развития украинских судоходных компаний трудно переоценить, поскольку старение и сокращение численности флота не позволяет компаниям развиваться и получать прибыль в таком количестве, чтобы наращивать свои фонды. Кроме того, между развитием торговли и развитием флота существует определенный временной лаг: суда заказываются и строятся на основании роста спроса на перевозки, при этом пополнение флота происходит по инерции, так как заказанные суда продолжают вступать в строй, в то время как пик спроса уже пройден и новостройки лишь усугубляют проблему с излишним тоннажем на рынке и недостатком средств в судоходной компании.

Содержание

Введение
Место инвестиций в экономике судоходных компаний.
Роль инвестиций в экономике судоходных компаний.
Эффективность инвестиций в судоходные копании.
Подходы к разработке инвестиционных стратегий судоходных компаний.
Вывод
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Место и роль инвестиций в экономике судоходных компаний.docx

— 37.47 Кб (Скачать)

В условиях постоянных колебаний фрахтовых ставок судоходным компаниям приходится действовать в условиях постоянной экономии средств и минимизации себестоимости перевозок. В силу трансформации структуры расходов судоходных компаний в сторону преобладания топливных расходов, динамика данных расходов в рамках флота или отдельно взятых судов по типам может считаться ключевым фактором формирования инвестиционной политики. Поскольку доходные поступления в судоходном бизнесе едва ли поддаются среднесрочному и долгосрочному прогнозированию, инвестору при выборе потенциального объекта вложения необходимо больше внимания уделять структуре расходов. Так как при нерациональной расстановке флота и неэффективном подборе рейсовых чартеров топливные расходы при существующих темпах роста цен на судовое топливо будут стремиться к максимуму, тем самым поглощая полученный фрахтовый доход.

Из факторов, влияющих на эффективность  инвестиций в судоходные компании, можно выделить общие и специфические:

1. Общие: величина денежного потока, размер ставки дисконтирования, прозрачность деятельности компании и её финансовых операций.

2. Специфические:

1. Уровень доходности судна (флота).

2. Показатели использования бюджета времени судна и флота.

3. Пробег судна и тоннажа.

4. Объем транспортной работы.

5. Состав флота.

6. Техническое состояние судов.

7. Полнота страхового покрытия рисков судоходной компании.

8. Типовые условия договора тайм-чартера (если такой существует в компании).

9. Политика обновления флота.

10. Эффективность топливоиспользования.

11. Коэффициент выбытия или приема судов.

12. Конкуренция и потенциал рынка, на котором компания осуществляет свою деятельность.

13. Возможность судовладельца менять расстановку флота в зависимости от изменений фрахтового рынка.

14. Внедрение на предприятии  системы менеджмента качества.

  1. Эффективность инвестиций в судоходные копании.

 

Эффективность инвестиций напрямую зависит  от эффективности использования денежных средств внутри компании, от механизма управления издержками, так как издержки предприятия — это выражение использования производственных факторов для выпуска и реализации продукции, оказания услуг. При расчете издержек предприятия морского транспорта в поле исследования в первую очередь попадают издержки по эксплуатации флота, которые представляют собой серьёзный объект для расчетов и планирования деятельности судоходных компаний. По каждому судну ежегодно производится расчет плановых показателей себестоимости содержания судна в сутки эксплуатации на ходу и на стоянке.

Таким образом, чем выше расходы  компании, тем ниже её денежные потоки к концу каждого временного периода, тем ниже чистая текущая стоимость проекта.

Если постоянные расходы остаются практически неизменными в краткосрочном и среднесрочном периодах, то величина переменных расходов увеличивается или уменьшается за счет:

• изменения цены на топливо;

• изменения средней скорости переходов  судна и т.д.

При оценке эффективности инвестиций в судоходные компании в настоящее время объектом исследования становится соотношение суммарной бункерной наценки, полученной за перевезенный груз, и топливных расходов за рейс, поскольку в условиях растущих цен на судовое топливо данное соотношение может характеризовать, насколько прибыльным является рейс или их последовательность, а значит и деятельность компании. Таким образом, при оценке эффективности инвестиций в судоходные компании необходимо детально рассматривать издержки эксплуатации судна.

Разработка методических рекомендаций стратегическому инвестору при выборе объекта вложения - судоходной компании - осуществляется по следующим направлениям: исследование и учет условий внешней инвестиционной среды и конъюнктуры инвестиционного рынка, анализ результатов инвестирования в предыдущем периоде, поиск и выбор объектов инвестирования (компании) с учетом их эффективности.

Украинским судоходным компаниям выгодно получить вложения от стратегического инвестора по следующим причинам: отечественное пароходство сможет получить новую технологию или оборудование, новые знания о рынке и отрасли, новые технологии менеджмента, доступ к каналам сбыта услуг на зарубежных рынках, а также улучшить своюрепутацию за счет инвестора, достигнуть эффекта синергизма, т.е. производственного взаимного дополнения - увеличить объем грузоперевозок и достичь потенциальной экономии издержек.

Поскольку затраты на топливо в  судоходной компании - это примерно 30-40 % всех расходов по судну, значит эффективность  перевозки напрямую зависит не только от количества перевезенного груза, но и от эффективности топливоиспользования.

Следовательно, в рамках оценки эффективности инвестиций необходимо также учитывать показатель эффективности топливоиспользования как по флоту компании в целом, так и по некоторым судам в отдельности, так как темпы роста расходов на топливо в структуре затрат судоходной компании превышают темпы роста расходов на ремонт и техническое обслуживание, а расходы на содержание экипажей (в частности, заработная плата) в настоящее время увеличиваются по каждому конкретно взятому члену экипажа, но сокращаются в совокупности, поскольку новые суда предполагают более автоматизированное управление как на мостике, так и в машинном отделении, не говоря уже о процессах загрузки и разгрузки судна.

 

 

  1. Подходы к разработке инвестиционных стратегий судоходных компаний.

 

Управление инвестициями в развитие флота должно осуществляться на основании системы принципов, которые вместе с методами подготовки, оценки и реализации наиболее эффективных  инвестиционных проектов, обеспечивают реализацию целенаправленных действий по достижению инвестиционных целей  судоходной компании.

1. Принцип релевантности инвестиций (соответствия целям стратегического развития компании). В условиях жесткой конкуренции на мировом фрахтовом рынке, инвестиции в развитие флота без обоснованной целевой направленности обречены на неудачу. В управлении инвестициями конкретной судоходной компании принцип целевой направленности должен выражаться в инвестировании в наиболее приоритетные сферы ее эксплуатационной деятельности, предусмотренные в стратегии развития компании.

2. Принцип высокой пертинентности  инвестиций (высокий уровень соответствия  получаемых результатов инвестиционной  деятельности ожидаемым результатам). В инвестиционной деятельности  судоходных компаний принцип  пертинентности может быть реализован путем выбора максимально доходных объектов инвестирования с учетом направлений эксплуатации флота, характера транспортных операций, уровня специализации тоннажа, возможности получения эффекта масштаба, связанного с размером судов и т.д. Необходимо учитывать величину временного лага между заказом и поставкой судов, возможность изменения конъюнктуры фрахтового рынка на протяжении этого периода.

3. Принцип обеспечения  приемлемого уровня рисков. Уровень  риска инвестиций в развитие  флота, обусловленный, прежде  всего, высокой степенью изменчивости  конъюнктуры фрахтового рынка,  существенным образом зависит от выбора времени инвестирования в зависимости от фазы цикла конъюнктуры фрахтового рынка.

4. Принцип системности  управления инвестициями. Инвестиционный  процесс представляет собой систему,  которая включает: субъекты и объекты инвестиций, связь между ними (инвестирование с целью получения инвестиционного дохода) и инвестиционную среду, в которой они существуют. На уровне судоходной компании системность управления инвестициями заключается в своевременном установлении наиболее перспективных направлений инвестирования, которые в наибольшей степени влияют на эффективность ее деятельности, с учетом экономических интересов субъектов инвестиционного процесса и состояния инвестиционной среды.

Инвестиционную стратегию  можно представить как программу, план инвестиционной деятельности организации, следование которому, в долгосрочной перспективе должно привести к достижению инвестиционных целей и получению  ожидаемого инвестиционного эффекта. Инвестиционная стратегия определяет приоритеты направлений и форм инвестиционной деятельности организации, характер формирования инвестиционных ресурсов и последовательность этапов реализаций долгосрочных инвестиционных целей.

Разработке инвестиционной стратегии должен предшествовать анализ вариантов принятия стратегических решений. Принципиальные подходы к разработке вариантов инвестиционных решений судоходных компаний предусматривают возможность выбора специализации и размера тоннажа в зависимости от сегмента / сегментов фрахтового рынка, где планируется эксплуатация флота, типа воспроизводства основных фондов, способа обновления флота, метода финансирования инвестиций, временного горизонта владения активами, времени инвестирования с учетом фазы цикла конъюнктуры фрахтового рынка.

На данном этапе следует  определить сегменты фрахтового рынка, в которых планируется эксплуатация приобретаемого флота определенной специализации и размера.

Необходимо выбрать способ обновления флота, соразмерный с  финансовыми возможностями компании. Возможно пополнение флота новыми или  бывшими в эксплуатации судами (обычно возрастом 5―8 лет). Рыночная стоимость  новых судов выше, но эксплуатационные расходы ниже, чем у судов, бывших в эксплуатации. Формально первый путь обновления флота короче, но дороже, а второй путь длиннее, но дешевле.

Строительство новых судов  не всегда обеспечивает лучшее сочетание  доходности и риска инвестиций, чем  приобретение судов «second-hand». Капитальные расходы на строительство судов обычно настолько значительны, что вероятность превышения уровня доходности инвестиций в новые суда над доходностью инвестиций в суда «second-hand», невелика. Новые суда дольше окупаются, и с учетом фактора времени экономический эффект инвестиций может быть незначительным. Экономия, связанная с более низкими эксплуатационными расходами новых судов, обычно не достаточна для того, чтобы компенсировать более высокие капитальные расходы, связанные с их приобретением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

К сожалению, в Украине ни государство, ни банки, ни фондовый рынок пока не способны предоставить необходимые  средства для финансирования инвестиционных проектов на приемлемых условиях. Выход  для судоходных компаний следует  искать в самостоятельном выходе на международные рынки капитала.

Серьезным препятствием для кредитования иностранными, в частности, европейскими банками является непрозрачность большинства украинских судовладельцев. Но существенных препятствий для развития сотрудничества между украинскими и международными банками в области финансирования судоходных компаний нет, и если украинского судовладельца будут обслуживать в сотрудничестве одновременно отечественный и международный банк, то вместе они смогут покрыть большинство рисков. Такое сотрудничество станет возможным, если украинские банки будут предоставлять краткосрочные кредиты для строительства судов по международным стандартам, а иностранные банки - долгосрочные кредиты.

Украине следует учитывать опыт стран Европейского Союза в области  финансирования строительства флота  с использованием мер государственного протекционизма. Распространенной схемой привлечения средств под строительство  судов является KG-финансирование. Данная схема на протяжении последних лет  широко применялась в Германии для  аккумулирования средств на строительство  танкеров, судов-контейнеровозов и балкеров. Суть схемы заключается в привлечении через специализированные эмиссионные дома денег физических лиц, которые через специальных финансовых посредников и так называемые KG-компании вкладывают средства в приобретение флота. Интерес частных инвесторов заключался в том, что предназначенные для уплаты налогов деньги начинали работать и приносить их хозяевам дополнительную прибыль.

Схема KS-финансирования распространена в Норвегии и других скандинавских  странах, она отличается от KG отсутствием налоговых льгот . KS-компании за счет привлеченных средств приобретают по всему миру флот, а затем передают его в бербоут-чартер судоходным компаниям. По своей сути схема KS-финансирования очень близка к лизингу, получившему широкое распространение на автомобильном и авиационном транспорте.

К реальным механизмам финансирования пополнения отечественного тоннажа  помимо коммерческого кредитования и лизинга, относятся создание промышленно-финансовых групп и акционирование. Выход из кризиса видится в консолидации усилий всех сторон, заинтересованных в возрождении украинского флота. К ним относятся судоремонтные и судостроительные заводы, порты, морские учебные заведения, научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты, власти и население портовых городов, морские профсоюзные организации, крюинговые компании, агентские, экспедиторские, сюрвейерские и снабженческие фирмы, коммерческие структуры и отдельные физические лица, стремящиеся к долгосрочному вложению капитала.

Информация о работе Место и роль инвестиций в экономике судоходных компаний