Макроэкономические предпосылки инвестиций в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционные процессы относятся к числу наименее изученных вопросов развития экономики России, в первую очередь, вследствие достаточно короткого периода времени, прошедшего с момента восстановления инвестиционной активности (с 1999 г.). Вместе с тем инвестиции по своей природе являются такой макроэкономической переменной, краткосрочная динамика которых подвержена сильным сезонным и календарным колебаниям и отражает движение лишь части инвестиций, связанных с приспособлением капитала фирм к колебаниям спроса. В то же время процессы изменения масштаба производства и достижения оптимального (с точки зрения фирм) объема основного капитала могут быть прослежены только на длинных временных интервалах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Инвестиции и их роль в экономике. ………………………………………. 4
Понятие инвестиционного процесса, его элементы и участники.…………......4

ГЛАВА 2. Макроэкономические предпосылки инвестиционного

процесса в России ….........................................................................................................6

2.1. Проблемы реструктуризации инвестиционного процесса……………………..6

2.2. Приоритетные направления инвестирования…………………………………...9

2.3. Условия создания благоприятного инвестиционного климата в РФ…..……..14

ГЛАВА 3. Инвестиционный процесс на современном этапе.……………………....20

3.1. Макроэкономические и институциональные предпосылки успешного развития финансового сектора………………………..…………………..20

3.2. Прогнозы экспертов, анализ сложившейся ситуации на 2010 год.…………...25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………....32

Список используемой литературы…………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

курсовая - макроэкономические предпосылки инвестиций России.docx

— 290.03 Кб (Скачать)

В малом бизнесе инвестиционный процесс затруднен доступом к  внешним источникам финансирования. Важнейшими факторами инвестиционного  процесса в малом бизнесе в  РФ являются:

  • административные барьеры;
  • отсутствие доступа к пригодным для размещения площадям;
  • ограниченность платежеспособного спроса;
  • коррупция.

В 2007 г., по сравнению с 1997 г., число малых предприятий составило 891 тыс., или увеличилось на 48 тыс. Рост составил 5,7%. В РФ малые предприятия функционируют не более четырех лет с численностью 7–8 человек и, как правило, это в сфере торговли и общественном питании, а доля малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, в РФ составляет всего 4%.

Малые предприятия, как правило, привлекают инвестиции теневого характера  или «серого» кредита, а также  денежные средства родных и близких, т. е. частный капитал.

Помещение инвестиций в малые  предприятия более выгодно, так  как стоимость рабочего места  в 6–50 раз ниже, чем на крупных  предприятиях, где стоимость одного рабочего места колеблется до 3 млн. руб. Одновременно следует отметить высокую степень оборачиваемости  капитала на малых предприятиях за счет его мобильности, маневренности  и высокой предприимчивости собственников  малого бизнеса.

Прогнозируя прирост продукции  в РФ до 10% в год, требуется привлечение  дополнительных инвестиций на создание 2 млн. рабочих мест дополнительно  с инвестициями в $200 млрд. Это нереальная задача — ни, по сути, ни по содержанию, если делать ставку на крупные предприятия. В этой связи упор должен быть на создании малых предприятий, которые  создают дешевые рабочие места, требуя гораздо меньших размеров инвестиций за счет:

  • самоорганизации предприятий;
  • создания кредитных союзов и кооперативов;
  • создания ремесленных сел, выпускающих продукцию, привлекательную для туризма;
  • целенаправленной политики государства по решению ряда вопросов в области предоставления дополнительных помещений, зданий с необходимыми коммуникациями;
  • выявления государством регионов, имеющих потребность в создании малых предприятий, и оказания им финансовой и организационной поддержки.

Следующим направлением инвестиционного  процесса в РФ является более активная приватизация государственных монополий, а именно:

  • автомобильных дорог;
  • железных дорог;
  • трубопроводного транспорта;
  • морских и речных портов;
  • аэропортов;
  • жилищно-коммунального хозяйства.

Данный комплекс хозяйства  занимает 25–30 % в ВВП.

Приватизация предполагает наличие всех прав частного сектора  на собственность; противоречие государственного собственника и частного сектора  заключается в том, что государство  является собственником, но не является собственником инвестиционных ресурсов, а собственник инвестиций не является собственником инфраструктурных монополий.

Данные противоречия легко  устранить, используя мировой опыт институализации партнерства и  частного сектора (ПЧГС).

Опыт такого партнерства  имеется в Великобритании, где  в 1992 г. создана программа «Private Finance Initiative» (PFI), в рамках которой за 1992–2001 гг. осуществлено более 400 проектов и  вовлечено в государственный  сектор инвестиций на сумму более 19 млрд. фунтов стерлингов. На основе полученного  опыта Великобританией разработана  дополнительная программа на 2000–2003 гг. с привлечением 20 млрд. фунтов стерлингов частных инвестиций в государственный  сектор, что в 3 раза превышает реализацию программы PFI за предыдущие 10 лет.

Соответствующий опыт хорошо прослеживается в межгосударственных долгосрочных программах. Например, в  Европе создана программа создания долгосрочных сетей транспорта, телекоммуникаций и энергетических инфраструктур. Данная программа рассчитана до 2020 г. с общим  объемом финансирования в 400 млрд. евро с участием ПЧГС. В программе принимает  участие и Россия в транспортной и энергетической инфраструктуре. Подобный подход инвестирования наблюдается  и в развивающихся странах, а  в целом более чем в 100 странах  мира.

 

По данным ЮНКТАД, доля прямых иностранных инвестиций в формирование основного капитала достигла в Бразилии 28,4%, в Китае — 10,5%, в странах  Центральной и Восточной Европы — 18,2%. В России этот показатель составляет 6,7%. Неудовлетворительной остается и  структура иностранных инвестиций. В 2003 г. на долю прямых иностранных инвестиций приходилось всего 22,8% их общих поступлений.

Вместе с тем следует  обратить внимание на форму привлечения  иностранных инвестиций, в основном кредиты, на долю которых приходится более 80%. При этом низка доля вложений в акции и паи — 1,2%, несущественна  доля реинвестиций — 5–7%. Привлечение  иностранных инвестиций в форме  кредита вместо прямых обусловлено  нежеланием отечественных заемщиков  участвовать в управлении предприятием, инвестируемым объектом и контролировать финансовые потоки. Российские властные структуры зачастую предлагают иностранным  инвесторам вкладывать средства в новое  строительство, что является типичным для развивающихся стран.

Одновременно прослеживается репатриация капитала, ранее вывезенного  из России. Так, до 25–30% инвестиций поступает  из Кипра и Виргинских островов.

Преимущественно иностранные  инвестиции вкладываются в торгово-финансовый сектор (торговлю, общественное питание, топливную, нефтедобывающую промышленность, финансовые и коммерческие услуги, а также пищевую промышленность).

Кроме того, иностранные  средства вкладываются в сырьевые отрасли  и производство промежуточных продуктов. Самые крупные проекты с участием иностранных инвесторов реализуются  в Тюмени, Архангельской области, а также в приграничных зонах  — Калининградской, Ленинградской  и Сахалинской областях.

Ведущими инвесторами  иностранных инвестиций являются 100 крупнейших ТНК. К таким компаниям относятся: Exxon Mobile, Royal Dutch Shell, British Petroleum, Total, Ford Motor, Conaco, Philip Morris и др.

Для данных компаний не страшны  существенные страховые риски России. Они могут финансировать крупнейшие проекты.

Для привлечения иностранного капитала в Россию очень важно  использовать новые методы и приемы. С этой целью должны активнее привлекаться иностранные крупные общественные инвестиционные компании и консалтинговые агентства для выявления рейтинга инвесторов и заемщика. Основной целью  данных методов является выход России на фондовые биржи мира (Нью-Йорк, Лондон, Франкфурт).

2.3. Условия создания благоприятного инвестиционного климата в РФ.

Так же важным моментом является создание благоприятного инвестиционного климата, как в регионах, так и в общегосударственном масштабе и детального изучения зарубежного опыта по всем формам привлечения их в других государствах.

В инвестиционной деятельности РФ важная роль принадлежит секторам экономики внедрения инвестиций. В последнее время наблюдается  тенденция перелива капитала в сферу  услуг более быстрыми темпами, чем  в производственную сферу. Это обусловлено  тем, что в РФ происходили структурные  преобразования в экономике, развивался сектор торговли, общественного питания, частный бизнес, происходил процесс  самоорганизации, появился класс эффективных  собственников, строящих бизнес на эффективной  основе, заимствовав зарубежный опыт управления капиталом. Система эффективного управления собственностью базируется на:

  • современных стандартах корпоративного управления;
  • финансовом менеджменте;
  • отражении в учете прозрачности показателей деятельности;
  • разработке стратегии развития;
  • разработке стратегии инвестиционной политики;
  • разработке налоговой политики;
  • наличии маркетинговой службы;
  • разработке научно-технической политики;
  • выработке концепции конкурентоспособности.

Крупные зарубежные финансовые вложения в сферу услуг обусловлены  высокой прибыльностью привлекаемого  капитала, благоприятными перспективами  рыночной экспансии. В результате этого  иностранные инвестиции в торговле в 2002 г. составили около 44,5%, а в  целом в сфере услуг они  составили примерно 53%. Начиная с 2003–2005 гг. наблюдается тенденция  к снижению.

Следует отметить, что при  существенном подъеме инвестиционной деятельности (процесса) в частном  секторе услуг бюджетное финансирование данного сегмента рынка незначительно. Инвестиции в бюджетную сферу  услуг составляют всего 1% в федеральном  бюджете. Такое положение сказывается  на качестве предоставляемых услуг  и ведет к их сокращению. Рекомендуется  разработать национальную программу  по увеличению инвестиций из бюджета  в систему здравоохранения, образования  и др., так как эти направления  являются национально стратегическими, обеспечивающими безопасность страны. Одновременно желательно привлекать инвестиции в данную сферу из внебюджетных фондов. На сегодняшний день разработаны  и делается попытка реализовать 4 национальные программы в РФ, финансируемые  из бюджета, а именно: образование, здравоохранение, ЖКХ, АПК. При этом не уделяется достаточного внимания природным ресурсам.

Инвестиции в лесопромышленный комплекс также недостаточны, хотя экономический потенциал в стратегическом значении очень велик. На недостаточное  привлечение инвестиционного капитала в лесопромышленный комплекс оказывает  ряд факторов, а именно:

  • неразвитость транспортной инфраструктуры;
  • недостаточность энергетических ресурсов;
  • отсутствие квалифицированных менеджеров;
  • труднодоступность мест заготовки и переработки;
  • отсутствие четкой государственной политики в области лесного хозяйства;
  • отсутствие нового строительства лесопромышленных комплексов;
  • неразвитость отечественного машиностроения для лесной промышленности;
  • зависимость лесопромышленных комплексов от импортного оборудования и техники;
  • отсутствие заделов по НИОКР лесопромышленного комплекса;
  • недостаточное привлечение иностранного капитала в деревообрабатывающую отрасль;
  • запоздалое укрупнение в форме вертикально-интегрированных холдингов, таких как Братскокомплексхолдинг, Соликамский ЦБК, Котласский ЦБК и др.;
  • недостаточность диверсифицированных структур и капитала, т.е. управляющих компаний, таких как «Илим палп энтерпрайз», «Гигант» и «Континвентальинвест», которые надстраиваются над крупными холдингами, разрабатывают и реализуют инвестиционную политику. Одновременно они включают в себя и банки, последние способствуют проработке инвестиционных проектов, координируют взаиморасчеты.

Положительным моментом является повышенный интерес российских финансово-промышленных групп, таких как «Альфа-групп», «Базовый элемент», «Северсталь» и др.

К недостатку развития ЛПК (лесопромышленного  комплекса) следует отнести желание  решить все проблемы с помощью  собственных средств (прибыли и  амортизации) при недостаточной  поддержке финансированием из бюджета. С другой стороны, недостаточность  капитала не позволяет поглощать  другие хозяйства, идти на укрупнение с целью внедрения современных  технологий.

В зарубежных странах, напротив, заемный и привлеченный капитал  вовлекается в исследуемую отрасль, в развитие сбытовой и производственной инфраструктуры, завоевание зарубежных рынков, строительство новых предприятий  и поглощение других компаний. Заемный  капитал привлекают через кредиты, привлеченный капитал — через выпуск акций, облигаций и других ценных бумаг. Таким образом, западные инвесторы вкладывают средства в лесопромышленный комплекс только в крупномасштабные проекты, а в России типичны мелкие (маломасштабные) проекты, не решающие проблемы ее развития. Иностранные инвестиции в ЛПК в 2003 г. составили всего 2% от общих иностранных инвестиций.

Далее рассмотрим инвестиционный процесс в химическую промышленность, в которой также недостаточно прослеживается государственная поддержка.

Отрасль перспективная и  развивающаяся. В ней задействовано 8% внеоборотных активов, 9% обеспечивает промышленное производство, 7% налоговых  сборов в бюджет и 6% общероссийского  объема валовой выручки. В то же время  отрасль испытывает большие затруднения  с инвестициями. При потребности  в $4 млрд. в год в 2003 г. капитальные  вложения составили более $1 млрд., а  бюджетное финансирование составляет менее 0,1% от общей суммы вложений. Таким образом, химическая отрасль  лишена государственной поддержки. Стратегические инвесторы не вкладывают денежные средства или свой капитал  в данную отрасль из-за систематического снижения внутреннего рынка, низкой конкурентоспособности, высокого роста  цен на ресурсы, несбалансированности рынков сбыта с источниками сырья  и материалов, а также высокого износа оборудования до 65% и низкой ликвидностью акций. Низкая ликвидность  акций не дает возможность привлечь капитал путем продажи акций  на фондовом рынке.

Следует отметить низкий уровень  рентабельности активов в данной отрасли. Так, уровень рентабельности в 2003 г. по сравнению с 1995 г. сократился на 11% и соответственно составляет 9%. Западные банки не выдают кредитов из-за низкой ликвидности акций предприятий  отрасли и неразвитости рынка  акций химической промышленности на фондовом рынке. Низкий процент заемного капитала в отрасли, до 20%, не позволяет  решить стратегические цели, так как  в основном решаются только первоочередные задачи производственного характера.

Информация о работе Макроэкономические предпосылки инвестиций в России