Лизинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 13:07, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности лизинга и выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования, а также описание разновидностей лизинговых операций. Очень важно при этом проследить историю возникновения лизинга, его становление и развитие в нашей стране, знать практику применения лизинговых операций в других странах. Также в данной курсовой работе предпринята попытка проанализировать российский опыт по привлечению инвестиций через лизинг, позитивные, негативные моменты и направления по улучшению формирующегося рынка лизинговых услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

Сущность лизинга……………………………………………… ……………...5
История и причины развития лизинга……………………………………..5
Понятие и значение лизинга………………………………………………..8
Формы и виды лизинга…………………………………………………….11
Объекты и субъекты лизинга……………………………………………...14
Правовые нормы лизинговых отношений………………………………..18
Рынок лизинга в России……………………………………………………….25
Состояние и проблемы на современном этапе……………….……….….25
Меры государственной поддержки……………………………………….29
Перспективы развития……………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..39

Работа содержит 1 файл

лизинг.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

   Для поддержки частного капитала  государство принимает долевое  участие в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах, а также выделяет предприятиям, осуществляющим лизинг, государственные заказы на поставки товаров для государственных нужд. Для реализации лизинговых проектов государство предоставляет инвестиционные кредиты. Предоставляет банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, освобождение от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга. В целях создания благоприятных экономических условий для деятельности лизинговых компаний им предоставляются в законодательном порядке налоговые и кредитные льготы. Подготавливаются решения о снижении ставок таможенных пошлин на ввозимые в РФ виды технологического оборудования, не имеющего отечественных аналогов.    

   Совершенствование, развитие, формирование  нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговых сделок, является одной из основных задач государства в сфере поддержки.    

   Государство проводит политику  поддержки лизинговой деятельности  не только в области экономики,  но и на образовательном уровне  по вопросу обучения основам  лизинговой деятельности: повышение  квалификации преподавателей, обучение  студентов, подготовка и переподготовка государственных служащих, занимающихся вопросами лизинга.    

   Государство содействует созданию  новых кампаний, специализирующихся  на лизинге: дорожно-строительного  и строительно-монтажного оборудования, оборудования для производства цемента, материалов и изделий на его основе, технических средств и оборудования для Федеральной дорожной службы России, морского, речного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, авиационной техники, племенного скота и многолетних насаждений, машин и оборудования для агропромышленного комплекса и других отраслей народного хозяйства.

 В качестве вывода можно сказать, что в Федеральном законе «О финансовой аренде (лизинге)» имеется целая глава «Государственная поддержка лизинговой деятельности». В ней насчитывается 12 мер государственной поддержки лизинговой деятельности. Однако большинство из них носят не обязательный, а рекомендательный характер. Кроме того, большинство этих мер носят формальный характер. Так, в качестве первой меры государственной поддержки лизинговых организаций названа «разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации или региона». Но в чём выражается эффективность этой поддержки? Проект федеральной программы развития лизинга был подготовлен семь лет назад. Три с половиной года назад был принят Федеральный закон «О лизинге». Однако федеральная программа развития лизинга так и осталась проектом. Также обстоит дело и с такими мерами государственной поддержки лизинга, как налоговые льготы банкам и лизингодателям. Примечательно и то, что почти все меры государственной поддержки лизинга обещаны посредникам – лизинговым компаниям и банкам, а не главному рабочему экономики – лизингополучателю. 

 2.3.ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ

 Одним из важнейших факторов, определяющих перспективы лизинга в России, является цена кредита. Потепление общего инвестиционного климата и снижение ставки рефинансирования Банка России, вероятно, является преобладающей тенденцией. Даже с учётом этого, видимо, есть основания для пересмотра порядка исчисления цены кредита в лизинговых операциях.

 Согласно  сегодняшним правилам, применяются  неизменные процентные ставки за кредит на весь срок действия лизингового договора. Но цена кредита не остаётся неизменной. Сохранение прежнего порядка установления платы за кредит может ущемлять интересы сторон лизинговой сделки (кредитора или лизингополучателя). Поэтому представляется целесообразным установить плавающие ставки по кредитам, предоставляемым на покупку лизингуемого оборудования, которые менялись бы пропорционально изменению ставки рефинансирования.

 Но  самое главное заключается в  том, чтобы осознать народно-хозяйственное значение лизинга как мощного инструмента мобилизации инвестиционных ресурсов и обновления технологической базы производства. Поэтому при разработке и утверждении «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года» необходимо существенно скорректировать курс экономической реформы, чётко разграничивать её цели со средствами достижения и помнить, что конечной целью является развитие экономики и улучшение жизни народа, а не либерализация любой ценой.

 Необходимо  многообещающие намерения подкрепить надёжными инструментами достижения намеченных целей и, прежде всего разработкой программы инвестиционного прорыва, которая предусматривала бы меры по реальному улучшению инвестиционного климата и кардинально повышала роль государства в формировании и использовании инвестиционного фонда страны. Эта программа, по представлениям автора, должна включать:

  • Полное восстановление инвестиционной функции амортизационных отчислений, строго целевое формирование и использование средств амортизационного фонда не только государственных, но и на всех без исключения предприятиях.
  • Освобождение от налогообложения прибыли, направленной на инвестиции в основной капитал, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и освоение новых технологий
  • Расширение государственного финансирования инвестиций в       НИОКР до уровня законодательно установленной нормы
  • Снижение процентных ставок за кредит и создание механизмов рефинансирования производственной деятельности, развитие новых для России направлений кредитования и в первую очередь ипотечного кредитования и лизинга
  • Создание институтов развития, включая Банк развития, способных мобилизовать инвестиционные ресурсы в развитие производственной сферы с помощью государственных гарантий, кредитных ресурсов государственных банков, формирования каналов рефинансирования производственных инвестиций с участием Центрального банка Российской Федерации
  • Развитие рынка корпоративных ценных бумаг с целью финансирования производственных инвестиций
  • Принятие эффективным мер по пресечению нелегального вывоза капитала за границу и трансформации сбережений населения в накопления, повысив роль Сберегательного банка в этом
  • Привлечение иностранного капитала для финансирования производственной сферы

 Реализация  этих мер потребует существенной корректировки денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики государства, их нацеленности, прежде всего на увеличение производительности и повышение эффективности инвестиционного процесса, и обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста. Достичь этого непросто, но это необходимо, пока ещё остаются шансы на возрождение России.

 Рынок лизинга начал восстанавливаться  после кризиса. Эффект "низкой базы" после значительного сокращения объема рынка лизинга в 2009 г., стабилизация в экономике и существенное снижение процентных ставок в нынешнем году позволили участникам лизингового рынка быстро нарастить масштабы сотрудничества. Позитивно повлиял на работу лизингодателей и ощутимый рост предложения заемных средств со стороны банков, которые в настоящее время активно ищут надежные объекты для размещения своих активов.

 Объем нового бизнеса по итогам 1 полугодия 2009 года составил 255,5 млрд. руб. (таблица 1), темпы прироста к аналогичному периоду прошлого года достигли 183,6%. Сумма стоимости всех предметов лизинга (без НДС) по вновь заключенным сделкам составила примерно 159 млрд руб. (в 3,2 раза больше чем за 1 п. 2009г.), а суммарный портфель лизинговых компаний – 1037 млрд. руб.

 "Основной  тенденцией в деятельности лизингодателей  в 1 пол. 2010г. стал переход от работы с просроченной задолженностью к наращиванию объемов нового бизнеса, - отмечает Андрей Коноплев, генеральный директор "ВТБ-Лизинг". - Деятельность ранее стабильных клиентов, просроченная задолженность у которых возникла в связи с кризисными явлениями в экономике, восстанавливается. В связи со стабилизацией экономики возросла потребность предприятий в обновлении и расширении основных фондов, и соответственно спрос на лизинговые услуги".

 По  мнению большинства лизингодателей, проблема просроченной задолженности потеряла прежнюю остроту. С клиентами, временно испытывающими трудности, еще в 2009 году были проведены реструктуризации графиков лизинговых платежей. У лизингополучателей, с которыми не удалось договориться, либо имеющих неудовлетворительное финансовое состояние, техника была изъята и, по оценкам лизингодателей, в большинстве своем продана на вторичном рынке. В среднем по рынку продажа изъятой техники на вторичном рынке составила примерно 90%, а передача ее новым лизингополучателям - около и 10%.

 "Несмотря  на предоставление выгодных условий  приобретения изъятого имущества  в лизинг, потенциальным лизингополучателям, как правило, более интересна  новая техника, не бывшая в  эксплуатации", - говорит Андрей  Голеницкий, заместитель начальника отдела реализации имущества ГК "Балтийский лизинг". Разовые сделки по передаче изъятого имущества новым клиентам имеют место, но это скорее исключение, чем правило, отмечают участники рынка.

 Доля  просроченной задолженности на 01.07.2010г., согласно данным, предоставленным 73 компаниями, составила 3,5% от суммы лизингового портфеля.

 Хотя  у отдельных лизингодателей еще  остаются трудности с урегулированием  просроченной задолженности, в целом  рынок находится на стадии роста.

 Тройку  лидеров рынка по объему новых сделок в 1 полугодии 2010 года сформировали дочерние компании крупнейших финансовых институтов страны – "ВТБ-Лизинг", "ВЭБ-Лизинг" и "Сбербанк Лизинг". Суммарно компании обеспечили 34,4% объема новых сделок. Наибольший объем контрактов (30,07 млрд. руб.) был заключен компанией "ВТБ-Лизинг" (см. приложение 1). Примечательна жесткая конкуренция между указанными компаниями – впервые за последние пять лет между достигнутыми результатами ведущих лизингодателей образовался такой минимальный разрыв.

 Концентрация  на лизинговом рынке в 1 пол. 2010г. незначительно  снизилась: если в первом полугодии 2009 года на крупнейшую компанию приходилось 12,7% объема новых сделок, то в нынешнем году – 11,8%. В 1 половине 2008 года доля новых  сделок крупнейшего лизингодателя на рынке составляла 7%. При этом концентрация бизнеса на 10 крупнейших компаний увеличилась – с 43,8% в 1 п. 2009 году до 56,8% в 1 п. 2010г. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Лизинг  в России - сравнительно новый вид  деятельности. Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей нашей стране необходимо развивать лизинговые отношения. Но для этого нужно создать соответствующие условия. Как показывает опыт других передовых стран мира, этому уделяют самое пристальное внимание: соответствующее законодательство, налоговые льготы и т.д.

 Из  первой главы можно сделать вывод, что лизинг – это приобретение оборудования с предоставлением  его в аренду организациям (лизингополучателю) в обмен на лизинговые платежи. Согласно Федеральному закону от 29 января 2002 года, лизинг — совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. В общем же смысле лизинг – это вид инвестиционной деятельности, это расширение не только функционирующего, но и авансированного капитала страны. Стоит также подчеркнуть, что лизинг не является дешевой заменой кредита. Существуют определенные преимущества финансирования оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых потоков оказывается настолько же критичными, как при необеспеченном кредите. Другими словами пропадает основной привлекательный момент для лизингополучателей, заключающийся в том чтобы начать дело без достаточных средств, но с высокоэффективным  проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления залога (объект лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не обладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка). Лизинг имеет множество видов, а согласно Федеральному закону «О финансовой аренде (лизинге)» основными формами лизинга являются внутренний лизинг и международный лизинг.

 Во  второй части данной работы рассмотрен российский рынок лизинга, его состояние  и проблемы на современном этапе и перспективы развития.

 На  взгляд автора, России не хватает комплексной  программы, в рамках которой были бы следующие элементы:

  • была бы продуманна и создана более развитая инфраструктура рынка лизинговых услуг, которая включала бы: подготовку квалифицированных кадров, информационное освещение предоставляемых услуг;
  • предоставление банкам более широкого спектра льгот при долгосрочном кредитовании лизинговых сделок (более 3-х лет);
  • наряду с уже принятыми мерами (отсутствие валютного контроля при контрактах международного лизинга), усилить комплекс мер по привлечению иностранных инвестиций в рамках лизинга.

 Быстрое и широкое распространение лизинга  в деловой практике обусловлено  с одной стороны выгодами и  преимуществами его применения участниками хозяйственного оборота, а с другой - поощрением его развития государством, рассматривающим лизинг как эффективное средство стимулирования научно-технического прогресса и развития национальной экономики.    

   Для финансовых и промышленных лизинговых фирм - это экономически выгодная форма сдачи машинно-технического оборудования внаем. Лизинг обеспечивает высокий уровень прибылей из-за высокой оплаты эксплуатации техники пользователем. Ввиду устанавливаемых расчетных повышенных норм амортизации объектов, сдаваемых внаем, вложенный лизинговыми фирмами капитал на их приобретение возвращается к инвестору в первые же годы действия договора. С другой стороны государством вводятся налоговые скидки на прибыль, получаемую лизинговыми фирмами: из налогообложения изымается часть, приходящаяся на амортизационные отчисления.    

   Для пользователей техники лизинг  является инструментом оперативной  замены производственных фондов ввиду приобретения для эксплуатации сложных и дорогих машин без крупных единовременных затрат. Особую значимость это имеет для мелких и средних фирм. Кроме того, с помощью лизинга предупреждается моральное устаревание эксплуатационной техники. Все это становится важным фактором успешной конкурентной деятельности фирм на рынке.    

   Для государства финансовое поощрение  лизинга служит средством стимулирования  продаж новой техники, побуждающим  лизинговые фирмы к увеличению  капиталовложений в эти операции, а фирму-пользователя - к постоянному обновлению производственных фондов. Все это делает лизинг инструментом интенсивного развития национальной экономики и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.    

Информация о работе Лизинг