Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 13:07, реферат
Целью данной работы является рассмотрение сущности лизинга и выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования, а также описание разновидностей лизинговых операций. Очень важно при этом проследить историю возникновения лизинга, его становление и развитие в нашей стране, знать практику применения лизинговых операций в других странах. Также в данной курсовой работе предпринята попытка проанализировать российский опыт по привлечению инвестиций через лизинг, позитивные, негативные моменты и направления по улучшению формирующегося рынка лизинговых услуг.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
Сущность лизинга……………………………………………… ……………...5
История и причины развития лизинга……………………………………..5
Понятие и значение лизинга………………………………………………..8
Формы и виды лизинга…………………………………………………….11
Объекты и субъекты лизинга……………………………………………...14
Правовые нормы лизинговых отношений………………………………..18
Рынок лизинга в России……………………………………………………….25
Состояние и проблемы на современном этапе……………….……….….25
Меры государственной поддержки……………………………………….29
Перспективы развития……………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..39
Подменой
рассматриваемых понятий
При
аренде пользователь имеет отношения
только с собственником-арендодателем.
В лизинге пользователь связан с
собственником-
Наиболее яркое различие договоров аренды и лизинга проявляется в решении вопросов ответственности и перехода риска. В договоре аренды арендодатель несёт ответственность перед арендатором за несвоевременное предоставление имущества во владение арендатора, за обнаруженные дефекты и т.д.
В договоре же лизинга ответственность за нарушение условий, относящихся к предмету договора (качество, несоответствие целям пользователя), обычно несёт изготовитель оборудования. Перед пользователем отвечает не собственник оборудования, а изготовитель, который вообще не является стороной договора лизинга.
Всё сказанное свидетельствует о том, что содержание лизинга не тождественно содержанию аренды, оно значительно выходит за пределы обычной аренды.
Во-вторых, замена «лизинга» на «финансовую аренду (лизинг)» и сдача позиций в принципиальных положениях этого закона (в частности в вопросах норм амортизационных списаний, налогообложения, состава лизингового платежа и т.п.) приводит к выводу о том, что все усилия по изменению текста закона сводятся главным образом к формальному моменту без должного учёта содержательной и экономической стороны закона.
Что же касается судьбы налога на добавленную стоимость в лизинге (НДС-2), возможны два варианта:
Ясно, что это положение относится, прежде всего, к производственным предприятиям. Лизинговые компании к числу таковых не относятся. Это – посреднические организации, занимающиеся оказанием определённых услуг лизингополучателям.
Приходится ещё и ещё раз повторять, что стоимость самого оборудования, компенсируемая в лизинговых платежах амортизационными отчислениями, никакого отношению к добавленной стоимости не имеет и налогом на добавленную стоимость облагаться не должна. Не являются добавленной стоимостью и проценты за кредит и страховые взносы и тем более различные налоги (на имущество, на пользователей автомобильных дорог).
Следовательно,
если мы хотим действительно
Существуют и другие различия между Федеральным законом «О лизинге» и новым Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)», которые отражены в таблице 2.
Следовательно,
можно сделать вывод о том,
что интересы развития экономики страны,
преодоления инвестиционного кризиса
требуют основательного подхода к совершенствованию
нормативно-правовой и налоговой базы
лизинговых операций.
2. рынок лизинга в России
2.1.СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Сегодня лизинг во всём мире является мощнейшим инвестиционным инструментом, с помощью которого финансируется до 30-35% инвестиций в оборудование. Лизинг мог бы сыграть существенную роль в преодолении инвестиционного кризиса и обновлении производственной базы России, если бы государство в лице своих исполнительных и законодательных органов проводило чёткую, последовательную и заинтересованную политику развития лизинга. Однако этого пока не наблюдается. А проблема прорыва инвестиционного кризиса становится всё более острой. Сегодня производственные фонды страны изношены, по оценкам специалистов, уже на 60-70%, через три года ожидается их массовое выбытие на 25%, а к 2006г. – 50%. 6
Ещё хуже положение в
Сложная ситуация с обновлением парка машин наблюдается и в такой важной и высокотехнологичной отрасли хозяйства, как гражданская авиация и обеспечивающая её авиационная промышленность. Что мешает сейчас увеличению масштаба лизинговых операций с новой авиационной техникой? Первая и наиболее существенная помеха – это несовершенство действующей законодательной базы, а также отсутствие федеральных законов прямого действия в сфере авиационного лизинга и слабое финансирование лизинговой деятельности в стране. Правда, сделаны уже первые попытки, так Минфину России было поручено выделить Минимуществу за счёт средств федерального бюджета 2001 года, предусмотренных по разделу «Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика», на увеличение уставных капиталов ОАО «Ильюшин Финанс Ко» и ОАО «Финансовая лизинговая компания» 600 млн рублей и 400млн рублей соответственно. Эти компании стали победителями конкурса по отбору инвестиционных проектов лизинга российских воздушных судов Ту-204/214 и Ил-96. 7 А 16 апреля 2002 года на совещании председателя правительства Михаила Касьянова с заместителями была обсуждена ситуация с законопроектной деятельностью правительства. М.Касьянов высказался за ускорение запуска процедуры лизинга авиатехники. В настоящий момент уже определены марки самолётов, которые будут использоваться в схеме лизинга, однако непосредственная процедура лизинга пока не работает.8 Как уточнил заместитель главы Росавиакосмоса Станислав Рынкевич, на эту схему продажи отчественных пассажирских самолётов государством в 2002 году будет выделено ещё 3 млрд рублей. 9
Реализация же предложений ГосНИИ ГА по запуску механизма лизинга отечественных воздушных судов позволила бы обеспечить поставки российским авиакомпаниям новой авиатехники и в 2010г. на 95% обновить парк воздушных судов, создать реальные предпосылки для отечественной гражданской авиации в обеспечении ежегодного роста производства в смежных областях и занять одно из передовых мест в мировой авиатранспортной системе, обеспечив нашей стране роль мировой авиационной державы.
Основными препятствиями на пути развития лизинга в России, по мнению автора, являются:
Огромные надежды российские предприниматели возлагали на финансовую стабилизацию, снижение процентных ставок за кредит, принятие закона о лизинге.
К сожалению, эти надежды российских предпринимателей не оправдались. Более того, финансовый кризис августа 1998г. отбросил экономику страны на несколько лет назад, ещё более разорил основную массу населения и значительную часть предприятий, ухудшил инвестиционный климат и обострил противоречие между необходимостью преодоления инвестиционного кризиса и препятствиями на пути мобилизации инвестиционных ресурсов.
Дальнейшее продвижение страны к экономическому подъёму сдерживается прежде всего двумя основными факторами:
Может показаться странным, но негативное влияние на развитие лизинга в России оказывает чрезмерное расхваливание преимуществ лизинга по сравнению с другими инструментами мобилизации инвестиций, в частности, с долгосрочным кредитованием. Удивляет то, что большинство авторов книг и статей по лизингу приводят массу преимуществ, которые просто не существуют и существовать не могут. Остановимся только на некоторых из этих «преимуществ».
Например, вызывает замечание такое утверждение В.А. Горемыкина, что «преимущество – увеличение производственного потенциала. Факторы, обуславливающие преимущество, – одинаковый стартовый капитал позволяет при лизинге задействовать значительно больше производственных мощностей, чем при покупке в кредит с процентами».10
Но ведь лизинг – не волшебная палочка. Если машина стоит 5 млн руб., то на ссуду в 5 млн руб. можно купить только одну машину, независимо от того, идёт ли речь о просто кредите или о лизинге. Только в первом случае предприятие «прогоняет» взятые в ссуду у банка деньги через свой расчётный счёт и покупает эту машину в собственность, а во втором получает товарный кредит, подлежащий погашению частично или полностью в течение срока действия договора лизинга, по истечении которого в случае полной оплаты лизингополучатель может стать собственником этой машины.
Вряд
ли можно согласиться и ещё
с одним «преимуществом»
Большинство
авторов отмечают, что в России
лизинг для производителя выгоднее
обычного банковского кредитования. Чтобы
форсировать развитие лизинга (как одной
из важнейших составляющих инвестиционного
процесса), необходимо действительно сделать
его более выгодным по сравнению с другими
инструментами финансирования инвестиций.
Для этого надо прежде всего обеспечить
соответствующую систему налогообложения
лизинговых операций. А пока этого нет,
лизинг не может быть дешевле кредита,
так как он включает в себя дополнительные
выплаты, а также НДС-2, который во много
раз превышает так называемые льготы по
налогу на прибыль лизингополучателя,
образуемые за счёт включения лизинговых
платежей в себестоимость продукции. Также
для развития лизинга необходима поддержка
государства, которая пока находится на
низком уровне.
2.2.МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
В целях создания благоприятных условий для развития лизинга как эффективного механизма преодоления промышленного спада и активизации инвестиционного процесса в экономике, в целях поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, дальнейшего развития частного бизнеса, повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства, а также учитывая мировой опыт широкого использования лизинга, государство проводит политику, поддерживающую лизинговые отношения.
Все мероприятия и меры по государственной поддержке деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм), установленные законами РФ, Постановлениями Правительства РФ, а также решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, можно разделить на две группы: общие направления и специальные, т.е. в отдельных отраслях.