Ликвидность портфеля ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Многолетняя статистическая база по каждому из интересующих эмитентов и широкая выборка объектов инвестирования, отвечающих типовым требованиям, два необходимых условия для создания классического портфеля. Период цивилизованного функционирования российского фондового рынка и количество действительно ликвидных корпоративных ценных бумаг пока не позволяет моделировать принципиально различающиеся варианты портфеля.

Тем не менее портфельный подход к управлению инвестициями уже сегодня целесообразен. Существуют различные теории портфельного инвестирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ……………………………………...…………………... 5
1.Инвестиции в рыночные ценные бумаги.…....…………………..
5
2.Модели портфельного инвестирования…………………………
6
3.Типы портфелей ценных бумаг………………………….………
8
ГЛАВА 2. ЛИКВИДНОСТЬ ЦЕННЫХ БУМАГ.....……………………. 16
2.1. Классификация ценных бумаг по степени их ликвидности……. 16
2.2. Показатели для измерения ликвидности ценных бумаг..…….. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..….…. 29
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая инвестиции.docx

— 69.53 Кб (Скачать)

     Данный  тип портфеля является наиболее распространенной моделью портфеля и пользуется большой  популярностью у инвесторов, не склонных к высокому риску.

     Портфель  дохода. Данный тип портфеля ориентирован на получение высокого текущего дохода - процентных и дивидендных выплат. Портфель дохода составляется в основном из акций дохода, характеризующихся умеренным ростом курсовой стоимости и высокими дивидендами, облигаций и других ценных бумаг, инвестиционным свойством которых являются высокие текущие выплаты.

     Особенностью  этого типа портфеля является то, что  цель его создания - получение соответствующего уровня дохода, величина которого соответствовала бы минимальной степени риска, приемлемого для консервативного инвестора. Поэтому объектами портфельного инвестирования являются высоконадёжные инструменты фондового рынка с высоким соотношением стабильно выплачиваемого процента и курсовой стоимости.

     Портфель  регулярного дохода формируется из высоконадёжных ценных бумаг и приносит средний доход при минимальном уровне риска.

     Портфель  доходных бумаг состоит из высокодоходных облигаций корпораций, ценных бумаг, приносящих высокий доход при среднем уровне риска.

     Портфель  роста и дохода. Формирование данного типа портфеля осуществляется во избежание возможных потерь на фондовом рынке как от падения курсовой стоимости, так и от низких дивидендных или процентных выплат.

     Одна  часть финансовых активов, входящих в состав данного портфеля, приносит владельцу рост капитальной стоимости, а другая доход. Потеря одной части  может компенсироваться возрастанием другой.

     Охарактеризуем  виды данного портфеля.

     Портфель  двойного назначения. В состав данного портфеля включаются бумаги, приносящие его владельцу высокий доход при росте вложенного капитала. В данном случае речь идёт о ценных бумагах инвестиционных фондов двойного назначения.

       Они выпускают собственные акции  двух типов, первые приносят  высокий доход, вторые  - прирост капитала. Инвестиционные характеристики портфеля определяются значительным содержанием данных бумаг в портфеле.

     Сбалансированный  портфель предполагает сбалансировать не только доходов, но и риска, который сопровождает операции с ценными бумагами, и поэтому в определённой пропорции состоит из ценных бумаг с быстрорастущей курсовой стоимостью и из высокодоходных ценных бумаг.

     В состав портфеля могут включаться и  высокорискованные ценные бумаги. Как правило, в состав данного портфеля включаются обыкновенные и привилегированные акции, а также облигации. В зависимости от конъюнктуры рынка в те или иные фондовые инструменты, включённые в данный портфель, вкладывается большая часть средств.

     Если  рассматривать типы портфелей в  зависимости от степени риска, который  приемлет инвестор, то необходимо вспомнить  их классификацию, согласно которой  они делились на консервативные, умеренно-консервативные, агрессивные и нерациональные. Ясно, что каждому типу инвестора будет соответствовать и свой тип портфеля ценных бумаг: высоконадёжный, но низкодоходный; диверсифицированный; рискованный, но высокодоходный, бессистемный (см. табл. 1) 
 

     табл.1

Тип инвестора Цель инвестирования Степень риска   Тип ценной бумаги Тип портфеля
Консервативный Защита от инфляции Низкая      Государственные ценные бумаги, акции и облигации  крупных стабильных эмитентов Высоконадёжный, но Низкодоходный
Умеренно-агрессив-ный Длитель-ное вложение капитала и его рост Средняя      Малая доля государственных ценных бумаг, большая доля ценных бумаг крупных  и средних, но надёжных эмитентов  с длительной рыночной историей Диверсифицированный
Агрессив-ный Спекулятивная игра, возмож-ность быстрого роста вложенных средств Высокая      Высокая доля высокодоходных ценных бумаг небольших эмитентов, венчурных компаний и т.д. Рискованный, но высокодоходный
Нераци-ональный Нет чётких целей Низкая      Произвольно подобранные ценные бумаги Бессистемный
 

     При дальнейшей классификации портфеля структурообразующими признаками могут  выступать те инвестиционные качества, которые приобретают совокупность ценных бумаг, помещённая в данный портфель. При всём их многообразии из них  можно выделить некоторые основные: ликвидность или освобождение от налогов, отраслевая региональная принадлежность.

     Такое инвестиционное качество портфеля, как  ликвидность, как известно, означает возможность быстрого превращения  портфеля в денежную наличность без  потери его стоимости. Лучше всего  данную задачу позволяют решить портфели денежного рынка.

     Портфели  денежного рынка. Эта разновидность портфелей ставит своей целью полное сохранение капитала. В состав такого портфеля включается преимущественно денежная наличность или быстро реализуемые активы.

     Следует отметить, что одно из “золотых”  правил работы с ценными бумагами гласит: Нельзя вкладывать все средства в ценные бумаги – необходимо иметь резерв свободной денежной наличности для решения инвестиционных задач, возникающих неожиданно [4, c. 243].

     Данные  экономического анализа подтверждают, что при определённых допущениях желаемый размер денежных средств, предназначенный  на непредвиденные цели, так же, как  и желаемый размер денежных средств  на трансакционные нужды зависят от процентной ставки. Поэтому инвестор, вкладывая часть средств в денежную форму, обеспечивает требуемую устойчивость портфеля.

       Денежная наличность может быть  конвертируема в иностранную  валюту, если курс национальной  валюты ниже, чем иностранной.  Таким образом, помимо сохранения  средств достигается увеличение  вложенного капитала за счёт  курсовой разницы.

     Высокой ликвидностью обладают и портфели краткосрочных фондов. Они формируются из краткосрочных ценных бумаг, т.е. инструментов, обращающихся на денежном рынке.

     Портфель  ценных бумаг, освобождённых от налога, содержит, в основном, государственные долговые обязательства и предполагает сохранение капитала при высокой степени ликвидности. Портфель государственных ценных бумаг - наиболее распространённая разновидность портфеля.

     Портфель, состоящий из ценных бумаг государственных  структур. Эта разновидность портфеля формируется из государственных и муниципальных ценных бумаг и обязательств. Вложения в данные рыночные инструменты обеспечивают держателю портфеля доход, получаемый от разницы в цене приобретения с дисконтом и выкупной ценой и по ставкам выплаты процентов. Немаловажное значение имеет и то, что и центральные, и местные органы власти предоставляют налоговые льготы.

     Инвестиционная  направленность вложений в региональном разрезе приводит к созданию портфелей, сформированных из ценных бумаг различных  сторон; ценных бумаг эмитентов, находящихся  в одном регионе; различных иностранных  ценных бумаг.

     Портфель, состоящий из корпоративных ценных бумаг. Портфель данной разновидности формируется на базе ценных бумаг, выпущенных предприятиями различных отраслей промышленности.

     Типу  портфеля соответствует и тип  избранной инвестиционной стратегии: агрессивной, направленной на максимальное использование возможностей рынка  или пассивной.

     Примером  пассивной стратегии может служить  равномерное распределение инвестиций между выпусками разной срочности (метод “лестницы”). Используя метод  “лестницы” портфельный менеджер покупает ценные бумаги различной срочности  с распределением по срокам до окончания  периода существования портфеля. Следует учитывать, что портфель ценных бумаг  - это продукт, который продаётся и покупается на фондовом рынке, а следовательно, весьма важным представляется вопрос об издержках на его формирование и управление. Поэтому особую важность приобретает вопрос о количественном составе портфеля.

     Вопрос  о количественном составе портфеля можно решать как с позиции  теории инвестиционного анализа, так  и с точки зрения современной  практики. Согласно теории инвестиционного  анализа простая диверсификация, т.е. распределение средств портфеля по принципу - “не клади все яйца в одну корзину” - ничуть не хуже, чем диверсификация по отраслям, предприятиям и т.д. Кроме того, увеличение различных активов, т.е. видов ценных бумаг, находящихся в портфеле, до восьми и более не даёт значительного уменьшения портфельного риска. Максимальное сокращение риска достижимо, если в портфеле отобрано от 10 до 15 различных ценных бумаг. Дальнейшее увеличение состава портфеля нецелесообразно, т.е. возникает эффект излишней диверсификации, чего следует избегать. Излишняя диверсификация может привести к таким отрицательным результатам, как:

  • невозможность качественного портфельного управления;
  • покупка недостаточно надёжных, доходных, ликвидных ценных бумаг;
  • рост издержек, связанных с поиском ценных бумаг (расходы на предварительный анализ и т.д.);
  • высокие издержки по покупке небольших мелких партий ценных бумаг и т.д.

     Издержки  по управлению излишне диверсифицированным  портфелем не дадут желаемого  результата, так как доходность портфеля вряд ли будет возрастать более высокими темпами, чем издержки в связи  с излишней диверсификацией.

     Под управлением портфелем ценных бумаг  понимается применение совокупности различных  методов и технологических возможностей, которые позволяют:

  1. сохранить первоначальные инвестированные средства;
  2. достигнуть максимального уровня дохода;
  3. обеспечить инвестиционную направленность портфеля.

     Иначе говоря, процесс управления нацелен  на сохранение основного инвестиционного  качества портфеля и тех свойств, которые бы соответствовали интересам  его держателя.

     Поэтому необходима текущая корректировка  структуры портфеля на основе мониторинга  факторов, которые могут вызвать  изменение в составных частях портфеля.

     Совокупность  применяемых к портфелю методов  и технических возможностей представляет способ управления, который может  быть охарактеризован как “активный” и “пассивный”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОСНОВНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ      
     2.1. Классификация ценных  бумаг по степени  их ликвидности 

      Фондовая  биржа это место где организуется торговля ценными бумагами, ведется  учет сделок с ними и контролируется выполнение своих обязательств продавцом и покупателем. Наиболее крупными фондовыми биржами являются Московская межбанковская валютная биржа, Московская фондовая биржа, Санкт-Петербургская фондовая биржа, Санкт-Петербургская валютная биржа, Екатеринбургская фондовая биржа.

      К условно ликвидным ценным бумагам  относятся ценные бумаги, обращающиеся на так называемом внебиржевом рынке, то есть те ценные бумаги, которые не включены в котировальные листы  бирж и торговых систем по тем или  иным причинам (как правило, они не соответствуют требованиям, предъявляемым  биржами к финансовому состоянию эмитента и параметрам ценной бумаги), но, тем не менее, представляющие определенный интерес для профессиональных участников фондового рынка.

      Механизм  заключения сделок на внебиржевом рынке  выглядит примерно следующим образом.

      Участник  торгов выставляет в информационной системе заявку о том, что он хочет  купить или продать те или иные ценные бумаги в определенном количестве и по определенной цене, другие участники  видят эту заявку и, если у них  есть заинтересованность в заключение сделки, связываются с ним и  договариваются об условиях заключения сделки.

      В качестве информационных систем используются различные информационные агентства, такие как АКМ и Росбизнесконсалтинг, которые собирают заявки и распространяют их в своих информационных бюллетенях через Интернет или в печатном виде.

      Основным  отличием внебиржевого рынка от бирж и торговых систем, является то, что  на нем полностью отсутствует  централизованный контроль за выполнением обязательств и стандартизация заключения сделок.

      Ценные  бумаги, заявки на которые выставляются в информационных системах, относятся  к категории условно ликвидных  потому, что по данным этих систем можно  лишь приблизительно судить о наличии  реального спроса на них, так как  информационные системы не дают информации о количестве реально заключенных  сделок на внебиржевом рынке и  реальных ценах этих сделок.

      На  внебиржевом рынке обращается значительно  больше разновидностей ценных бумаг, чем  на биржевом. При этом все они обладают различной ликвидностью, то есть на них существует разный спрос. На некоторые виды ценных бумаг, такие как векселя Сбербанка или Газпрома, спрос существует практически всегда и их реальная ликвидность ничуть не ниже, а иногда даже выше, чем у бумаг, обращающихся на биржевом рынке.

      Помимо  подобных бумаг существуют еще и  бумаги, которые находят своего покупателя, хотя для этого надо приложить  некоторые усилия к данному виду бумаг, в основном к ним относятся акции средних российских предприятий, некоторые векселя и муниципальные облигации.

      Понятие неликвидных ценных бумаг весьма условно. Когда говорят о неликвидных  ценных бумагах, имеется ввиду то, что на них отсутствуют заявки в информационных системах. Как правило, это означает, что они не могут заинтересовать достаточно широкий круг покупателей либо из-за того, что недостаточно обеспечены реальными активами, либо из-за того, что недостаточно известны широкому кругу покупателей.

      Найти покупателя на небольшое количество акций подобного типа (в процентах  от уставного капитала) крайне сложно, так как они не могут применяться  для спекуляций на рынке, не обеспечивают получение солидных дивидендов, не дают возможности реально влиять на работу того предприятия, которое  их выпустило.

      Как правило, если на них находится покупатель, то он является крупным акционером этого предприятия и докупает акции в целях усиления контроля над ним.

      В случае если продается пакет акций, который дает реальный контроль над  предприятием (от 25 % уставного капитала), найти покупателя несколько легче, как правило, им становится либо руководство  предприятия, либо его смежник или  конкурент.

      Отдельно  следует сказать об акциях закрытых акционерных обществ.

      В соответствии с Законом «Об акционерных  обществах» и Гражданским кодексом РФ, акционеры закрытых акционерных  обществ имеют преимущественное право покупки акций, то есть, прежде чем предложить их кому-либо, необходимо предложить приобрести эти акции  другим акционерам этого предприятия, и только в том случае, если они  откажутся приобрести данные бумаги, а затем и само предприятие  откажется от их приобретения, можно  начать их реализацию на рынке. При этом возникнут те же трудности, как и в случае с акциями, о которых говорилось выше. Что касается привилегированных акций закрытых акционерных обществ, то в большинстве случаев вероятность их продажи практически равна нулю.

      Помимо  акций, к неликвидным ценным бумагам  можно отнести и облигации  ряда субъектов Российской Федерации, которые отказались от их погашения  или выплаты купонного дохода по ним. К неликвидным ценным бумагам  относится также огромная масса  разнообразных векселей, выпущенных неизвестными юридическими лицами или  попавшими в черный список, вследствие отказа выпустившей их организации  оплатить их. 

      2.2. Показатели для  измерения ликвидности  ценных бумаг 

      Ликвидность является необходимым условием для  нормального

      функционирования  рынков, а также справедливого  рыночного ценообразования финансовых активов. Однако данное понятие остается одним из наименее изученных в теории финансов. На основе различных трактовок ликвидности и подходов к её формализации выделены 4 основные проекции ликвидности: время, объем, транзакционные издержки и цена. Определены основные показатели, характеризующие

      каждую  из данных проекций. Исследование поведения  показателей в нормальных и шоковых условиях показало, что все из них (за исключением коэффициента неликвидности) достаточно устойчивы и соответствуют теоретическим конструкциям и поэтому могут быть использованы для измерения уровня ликвидности.

      Фернандез поэтически называет ликвидность «кровеносной системой» финансовых рынков [1, с. 1]. Поражение какого-нибудь одного участка даже на локальном уровне или на уровне отдельных финансовых инструментов может привести к необратимым последствиям в рамках всей системы. Последствия кризиса на рынке

      американских  ипотечных бумаг в немалой  степени спровоцированные резким сокращением ликвидности в ряде сегментов этого рынка, а для некоторых наиболее рискованных инструментов и вовсе ее полным исчезновением, уже несколько лет оказывают разрушающее воздействие на подавляющее большинство стран мира, тесно интегрированных в мировую экономику. Отсутствие ликвидности во многих «проблемных активах» затрудняет их нормальное рыночное ценообразование, а порой приводит и вообще к полному обесцениванию.

      Оперативное выявление «пораженных» сегментов  рынка необходимо как для своевременного принятия превентивных мер контролирующими органами, так и для переоценки рисков участниками рынка. Однако, несмотря на всю обозначенную важность, ликвидность до сих пор остается одним из наименее изученных и формализованных понятий в современных финансах, вызывая многочисленные споры в отношении своей трактовки, способов измерения, влияния на другие характеристики финансового рынка. Так как данный термин широко используется в различных областях финансов, его содержание значительно варьируется в зависимости от описываемого объекта и области применения. В данной статье мы рассматриваем ликвидность облигаций, соответственно в дальнейшем под данным понятием будем понимать ликвидность активов или ценных бумаг (в литературе также встречаются названия рыночная ликвидность или ликвидность рынка).

      Следует отметить, что общепринятого определения  ликвидности активов не существует. Кейнс одним из первых дал трактовку данному термину и рассматривал ликвидность как сочетание времени необходимого для совершения сделки и возникающих в связи с этим затрат [2, с. 67]. Несколько перефразированное в дальнейшем другими авторами, его определение ликвидности является сейчас, пожалуй, наиболее распространенным и звучит как: возможность для инвестора быстро и без существенных финансовых потерь продать свои активы [3, с. 426]. Также многие авторы указывают, что объем сделки должен быть крупным и сама сделка не должна оказывать сильного влияния на цену актива. [4, с. 1].

      Несмотря  на общую расплывчатость формулировок, большинство определений ликвидности рассматривают ее в таких проекциях как: время (быстрое заключение сделки), транзакционные издержки (без существенных финансовых потерь), объем (крупный размер сделки) и цена (отсутствие сильного влияния на цену). Выделение данных проекций позволяет перейти от абстрактного или качественного характера ликвидности к более понятной ее форме, позволяющей проводить количественную оценку.

      Альтернативный  вариант выделения различных  сторон ликвидности для дальнейшего ее измерения широко распространен в работах по теории рыночной микроструктуры, в которых к основным характеристикам ликвидного рынка относят:

      глубину, плотность и упругость [5, с. 1316], а  также немедленность или скорость [6, с.3]. Глубина (depth) показывает возможный объем сделки без значительного влияния на цену; плотность (tightness) связана с издержками по исполнению сделки и показывает удаленность цен сделок от среднерыночной цены; упругость (resilience) отражает скорость с которой цены достигают нового уровня равновесия после сильных флуктуаций, вызванных совершением крупных сделок; немедленность (immediacy) характеризует время необходимое для совершения сделки. Одной из основных сложностей использования данного подхода для оценки уровня ликвидности является необходимость использования внутридневных данных по сделкам и состоянию «стакана» (книги заявок), которые зачастую отсутствуют вовсе, либо публично не раскрываются и, как правило, покрывают лишь небольшие промежутки времени.

      Несложно  заметить, что проекции ликвидности, выделенные выше на основе различных определений данного термина (время, транзакционные издержки, объем и цена) тесно переплетаются с характеристикам ликвидности, упоминаемыми в теории рыночной микроструктуры. Поэтому очень часто многие теоретики перемешивают их, акцентируют внимание на отдельных характеристиках, добавляют новые (например, торговая активность, ширина, волатильность, рыночное влияние), что в конечном счете еще больше запутывает формулировку понятия и затрудняет его измерение.

      Анализ  литературы, посвященной выделению  различных проекций ликвидности, показывает, что как по своему содержанию, так и применяемым показателям для измерения можно выделить следующие основные пары характеристик ликвидности, схожих между собой: время и немедленность, объем и глубина, транзакционные издержки и плотность, цена и упругость [7, с. 1].

      Остальные же характеристики (торговая активность, ширина, рыночное влияние и пр.) большей частью отражают уже названные либо еще теоретически слабо определены и трактуются разными исследователями по-разному.

      Далее мы остановимся на четырех основных, на наш взгляд, сторонах ликвидности: время, объем, транзакционные издержки и цена, и представим показатели, которые позволяют их измерить.

      Наличие различных трактовок ликвидности, выделение большого числа разнообразных сторон ликвидности приводят к не менее разнообразному набору показателей ликвидности (так, Аиткен и Комертон-Форде выделяют 68 показателей [8,с. 46] и это далеко не исчерпывающий список).

      Безусловно, использование всех известных индикаторов  ликвидности не является обязательным по ряду причин: многие показатели сильно коррелируют друг с другом, другие не прошли еще достаточную апробацию и верификацию или довольно часто просто нет необходимых данных для расчета.

      Поэтому при отборе показателей мы руководствовались  следующими требованиями:

      1. Представительность.

      2. Информационная доступность.

      3. Апробация и верификация.

      В соответствии с требованием представительности показатели должны описывать все основные стороны ликвидности. Из-за высокой взаимозависимости характеристики ликвидности показатели могут описывать сразу несколько различных проекций. Тем не менее, какого-то одного общепризнанного показателя, позволяющего отразить все проекции ликвидности пока не существует.

      В соответствии с требованием информационной доступности данные, по которым рассчитываются показатели, должны быть в открытом доступе. По этой причине, в частности, не представляется возможным рассчитывать показатели, основанные на внутридневных данных по сделкам и состоянию «стакана», информация которая совсем не доступна общественности, а при наличии используется лишь крайне ограниченным кругом пользователей. Поэтому в качестве информационной базы для расчета показателей ликвидности российских корпоративных облигаций использовались дневные данные по торгам на ММВБ, которые доступны как на сайте самой биржи, так и других информационных сайтах (cbonds, rusbonds).

      В соответствии с требованием апробации  и верификации показатели ликвидности должны широко применяться как в теории, так и на практике, а также должны быть подтверждены эмпирическими исследованиями.

      Выбранные показатели представлены в таблице  в соответствии с проекциями, которые они описывают в большей степени (как упоминалось ранее некоторые индикаторы могут относиться к нескольким проекциям):

      1. Время. Число сделок показывает сколько сделок было совершено за определенный период времени, отражая торговую активность по бумаге [9, с. 11]. Также данный показатель связывают с объемом торгов, так в еженедельном мониторинге ММВБ указывается на почти единичную корреляцию числа сделок с торговым оборотом на рынке государственных облигаций [10, с. 4].

      Частота торгов число торговых дней по бумаге к общему числу дней в обращении. Также как и число сделок демонстрирует торговую активность бумаги и связана с временным аспектом ликвидности. В литературе также используют близкие по содержанию показатели: пропущенные цены («price runs» или «missing prices») [11,с. 370 ] и дни с нулевой доходностью (zeros) [12, с. 7].

      Т.к. одинаковое число торговых дней у разных выпусков не всегда означает, что они имеют одинаковую торговую активность (например, одна из бумаг обращается на рынке дольше другой), более корректно стандартизировать данный показатель с учетом числа дней в обращении бумаги [13, с. 7].

      2. Цена. Коэффициент неликвидности был предложен Амихудом [14, с. 34] и нашел широкое применение в теории и на практике. Смысл коэффициента в том, что ликвидные бумаги имеют достаточной глубокий рынок и поэтому большие торговые обороты не должны оказывать существенного влияния на цены. Как видно из определения данный показатель отражает еще такую проекцию ликвидности как объем. Высокие значения коэффициента свидетельствуют о низкой ликвидности и наоборот.

      Волатильность цен оценивает степень неопределенности участников рынка относительно уровня цен или доходностей бумаг [14, с. 35]. В соответствии с «инвентарными парадигмой» высокая волатильность увеличивает затраты дилеров по управлению запасами ценных бумаг, что находит свое отражение в более широких бид-аск спрэдах и меньшей ликвидности. Также высокая волатильность цен может свидетельствовать о низкой торговой активности бумаг.

      3. Объем. Торговый оборот (объем торгов) является одним из наиболее часто применяемых показателей для оценки ликвидности. Определяется общим объемом всех сделок по конкретному выпуску облигаций за какой-то период времени. Выпуски с большими оборотами традиционно считаются наиболее ликвидными.

      Коэффициент оборота (оборачиваемости) представляет собой стандартизацию показателя торговый оборот с учетом объема выпуска в обращении, т.е. объемы торгов между выпусками разного размера приводятся к сопоставимым величинам, что позволяет более корректно сравнивать облигации. [15, с.11]

      Средний размер сделки является результатом переговоров между покупателями и продавцами относительно объема сделки. Если после совершения крупной сделки бид-аск спрэд сильно расширяется это означает маленькую глубину торгуемой бумаги и ее низкую ликвидность. Большие объемы сделок свидетельствуют о хорошей торговой активности и высокой ликвидности [7, с. 14].

      4. Транзакционные издержки. Бид-аск спрэд является одним из самых распространенных показателей для измерения ликвидности ценных бумаг [9, с.9]. Отражает издержки инвестора при осуществлении одновременно купли-продажи. Чем меньше спрэд, тем ближе цена к среднерыночной и соответственно меньше издержки по операциям с бумагой. Большой спрэд может привести к значительным затратам времени на ожидание благоприятной для сделки цены и возможным финансовым потерям в случае неблагоприятного движения цен.

        Безусловно представленные показатели не лишены недостатков и в некоторых случаях могут демонстрировать совершенно противоречивую картину в отношении уровня ликвидности. Однако, использование их в совокупности должно свести к минимуму возможные несоответствия и достаточно объективно отражать состояние ликвидности бумаг. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В работе были рассмотрены основные принципы формирования портфеля ценных бумаг  и показаны наиболее эффективные, с  нашей точки зрения, методы технического анализа при управлении портфелем  ценных бумаг.

      Под управлением портфелем ценных бумаг  понимается применение совокупности различных  методов и технологических возможностей, которые позволяют:

  1. сохранить первоначальные инвестированные средства;
  2. достигнуть максимального уровня дохода;
  3. обеспечить инвестиционную направленность портфеля.

      Для эффективного управления портфелем  ценных бумаг необходимым условием является формирование портфеля из ликвидных  ценных бумаг, что позволяет без  существенных потерь перевести их в  денежные средства.

      К ликвидным российским ценным бумагам  на сегодня относятся бумаги, торгуемые в Российской Торговой Системе (РТС).

      Для эффективного управления портфелем  ценных бумаг необходимо постоянно  анализировать рынок. Часто решающую роль в принятии окончательного решения  играет какой-то второстепенный, незначительный признак, не замеченный другими участниками  рынка. Следует всегда помнить об одном: чем больше факторов рассматривается  при принятии решения, тем больше шансов, что удастся принять правильное решение.

      При принятии решения о покупке-продаже  ценных бумаг, на наш взгляд, необходимо учитывать следующие показатели:

  • Каково направление соответствующего данному рынку группового индекса.
  • Какую картину показывают недельные и месячные графики долгосрочного развития.
  • Каково направление основной, промежуточной и малой тенденций: восходящее, нисходящее, горизонтальное.
  • На каком уровне находятся основные области поддержки и сопротивления.
  • Где проходят важнейшие линии тренда и ценовые каналы.
  • Подтверждается ли движение цен показателями объёма и открытого интереса.
  • Видны ли на графиках основные модели перелома тенденции.
  • Видны ли на графиках модели продолжения тенденции.
  • В каком направлении двигаются средние скользящие.
  • Находятся ли осцилляторы в области перекупленности или перепроданности.

      Исходя  из вышеизложенного необходимо отметить, что для эффективного управления портфелем ценных бумаг методом технического анализа необходимо иметь возможность получения наиболее полной информации о результатах торговых сессий, получения статистических данных по каждой ценной бумаге, без которых невозможно построение графиков и, соответственно, принятие правильного решения.

      Технический анализ рынка всегда представляет собой  комбинацию многих различных подходов. Необходимо отметить, что технические  методы имеют столетнюю историю  в США и трёхсотлетнюю в  Японии. В настоящее время, с появлением и развитием компьютерной техники, технический анализ популярен как  никогда.

      В заключение необходимо отметить наиболее важные правила при управлении портфелем  ценных бумаг:

  1. Заключать сделку в направлении промежуточной тенденции.
  2. Диверсифицировать портфель, но не забывать о “золотой середине”.
  3. Анализируя ситуацию идти от долгосрочного графика к краткосрочному.
  4. Не поддаваться эмоциям.
 
 
 
 

      СПИСОК  ИСОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

      
  1. Кузнецов  М., Нифатов П., Овчинников А. “Японские подсвечники”,  Рынок ценных бумаг № 19, 1997 г.
  2. Кузнецов М.В., Овчинников А.С. “Технический анализ рынка ценных бумаг”, М., Инфра-М, 1996 г.
  3. Мэрфи Джон Дж. “Технический анализ фьючерсных рынков: теория и практика”, М., Сокол, 1996 г.
  4. Семенкова Е.В. “Операции с ценными бумагами”, М., Перспектива, Инфра-М, 1997 г.
  5. Соболев Д. “Технический анализ рынка ценных бумаг. Возможность применения методов технического анализа к российскому фондовому рынку”, Монография, 1997 г.
  6. Стеценко А., Гулый А. “Как применить технический анализ на российском рынке акций”, Рынок ценных бумаг № 10, 1996 г.
  7. Фадеев А. “Формирование портфеля ценных бумаг. Специфика российского варианта”, Рынок ценных бумаг № 18, 1995 г.
  8. Эрлих Анна “Технический анализ товарных и финансовых рынков”, М., Инфра-М, 1996 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ПРИЛОЖЕНИЯ 

      Приложение 1. Рейтинг ликвидности российских акций. 

Место Объем сделок, $ млн. Тип акции Наименование
1 155 471 030.00 АОИ ОАО "ЛУКОЙЛ"
2 80 824 013.30 АОИ ОАО РАО "ЕЭС  России"
3 37 884 774.00 АОИ ОАО "ГМК "Норильский никель"
4 32 131 205.00 АОИ ОАО "Сургутнефтегаз"
5 14 827 532.21 АОИ ОАО "Ростелеком"
6 13 591 704.50 АПИ ОАО "АК "Транснефть"
7 12 776 431.00 АОИ Сбербанк  России ОАО
8 8 820 060.00 АОИ ОАО "Сибнефть"
9 6 654 370.50 АОИ ОАО "Северсталь"
10 6 536 319.00 АОИ ОАО "НОВАТЭК"
11 5 640 864.58 АОИ ОАО "Татнефть"
12 5 267 846.99 АОИ ОАО "Уралсвязьинформ"
13 4 421 825.00 АПИ ОАО "Сургутнефтегаз"
14 4 057 384.00 АОИ ОАО "РИТЭК"
15 3 160 638.20 АОИ ОАО "Лебедянский"
16 3 069 262.50 АОИ ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА"
17 2 531 650.84 АОИ ОАО "ВолгаТелеком"
18 2 043 242.80 АОИ ОАО "НЛМК"
19 2 038 472.00 АОИ ОАО "Мосэнерго"
20 1 627 200.20 АПИ ОАО "Татнефть"
21 1 595 615.60 АОИ ОАО "НК "ЮКОС"
22 1 508 912.53 АОИ ОАО "НТМК"
23 1 424 432.16 АОИ ОАО "РБК  Информационные Системы"
24 1 153 450.00 АПИ Сбербанк  России ОАО
25 1 043 335.64 АОИ ОАО "Сибирьтелеком"
26 986 592.58 АОИ ОАО "Уфанефтехим"
27 969 458.00 АПИ ОАО "Оренбургнефть"
28 804 380.00 АПИ ОАО "Ростелеком"
29 783 043.93 АПИ ОАО "Уфанефтехим"
30 686 095.00 АОИ ОАО "ДВМП"
31 682 498.53 АОИ ОАО "УОС"
32 649 876.69 АОИ ОАО "Дагэнерго"
33 603 911.92 АОИ ОАО "Казаньоргсинтез"
34 589 077.12 АОИ ОАО "КГРЭС"
35 579 471.64 АПИ ОАО "Уралсвязьинформ"
36 529 403.00 АОИ ОАО "Седьмой  Континент"
37 513 978.50 АОИ ОАО "Северо-Западный Телеком"
38 476 200.00 АПИ ОАО РАО "ЕЭС  России"
39 472 920.00 АОИ ОАО "Открытые инвестиции"
40 455 073.88 АОИ ОАО "Корпорация "ИРКУТ"
41 437 644.35 АОИ ОАО ПМП
42 426 160.00 АОИ ОАО "Нижнекамскшина"
43 404 352.02 АОИ ОАО "ЦентрТелеком"
44 394 400.75 АОИ ОАО "Оренбургнефть"
45 349 350.00 АПИ ОАО "НК "Роснефть"-Пурнефтегаз"
46 322 250.00 АОИ ОАО "НК "Роснефть"-Пурнефтегаз"
47 307 975.00 АОИ ОАО "Иркутскэнерго"
48 285 300.00 АОИ ОАО "Самараэнерго"
49 270 550.00 АОИ ОАО "УМПО"
50 265 879.80 АОИ ОАО "ЧТПЗ"
51 265 413.69 АОИ ОАО "АНК "Башнефть"
52 264 450.00 АОИ ОАО "Красный  Октябрь"
53 261 406.25 АОИ ОАО "Нижнекамскнефтехим" ("НКНХ")
54 255 240.00 АПИ ОАО "АНК "Башнефть"
55 237 260.00 АОИ ОАО "Северсталь-авто"
56 228 100.00 АОИ ОАО "Ставропольская ГРЭС"
57 218 225.00 АОИ ОАО "АПК "Хлеб Алтая"
58 216 875.54 АПИ ОАО "Северо-Западный Телеком"
59 216 175.00 АОИ ОАО "Пивоваренная компания "Балтика"
60 214 820.00 АОИ ОАО "Дальсвязь"
61 213 955.70 АПИ ОАО "Колэнерго"
62 212 168.20 АОИ ОАО "Кировский  завод"
63 202 915.00 АОИ ОАО Концерн "Калина"
64 199 237.78 АПИ ОАО "ВолгаТелеком"
65 196 650.60 АОИ ОАО "Печорская  ГРЭС"
66 184 844.70 АОИ ОАО "Аэрофлот"
67 183 376.00 АОИ ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз"
68 181 230.00 АОИ ОАО "ЮТК"
69 180 750.00 АОИ ОАО "Аптечная сеть 36,6"
70 172 900.00 АПИ ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз"
71 172 600.00 АПИ ОАО "УОС"
72 168 337.50 АПИ ОАО "МГТС"
73 158 200.00 АОИ ОАО ОМЗ
74 149 421.60 АОИ ОАО "Уралтрубосталь"
75 148 272.00 АОИ ОАО "СинТЗ"
76 133 525.00 АОИ ОАО "ВБД  ПП"
77 128 110.00 АОИ ОАО "Уралкалий"
78 113 000.00 АПИ ОАО "Волжская ГЭС"
79 110 415.00 АОИ ОАО "ВНГ"
80 98 172.16 АПИ ОАО "Читаэнерго"
81 97 000.00 АОИ ОАО "КАМАЗ"
82 94 600.00 АОИ ОАО "Мечел"
83 92 970.50 АОИ ОАО "Кузбассэнерго"
84 88 700.00 АОИ ОАО "МГТС"
85 87 047.87 АПИ ОАО "ЦентрТелеком"
86 79 421.12 АПИ ОАО "ЮТК"
87 70 500.00 АОИ ОАО "ЧМК"
88 70 000.00 АОИ ОАО "ВымпелКом"
89 69 200.00 АПИ ОАО "Удмуртнефть"
90 69 071.91 АПИ ОАО "Магаданэнерго"
91 67 970.00 АОИ ОАО "Силовые  машины"
92 65 000.00 АОИ ОАО "Ярэнерго"
93 63 750.00 АПИ ОАО "Самараэнерго"
94 59 478.79 АОИ ОАО "Башкирэнерго"
95 56 148.00 АОИ ОАО "Читаэнерго"
96 51 054.63 АОИ ОАО "АЭК "Комиэнерго"
97 49 937.50 АОИ ОАО "ГАЗ"
98 39 000.00 АОИ ОАО "Башинформсвязь"
99 36 750.00 АПИ ОАО "Сибирьтелеком"
100 30 000.00 АОИ ОАО "Черепетская ГРЭС"
101 26 500.00 АОИ ОАО "Новгородэнерго"
102 25 500.00 АОИ ОАО "Зейская ГЭС"
103 24 900.00 АОИ ОАО "АВТОВАЗ"
104 19 888.45 АПИ ОАО "Башинформсвязь"
105 19 600.00 АОИ ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр"
106 19 500.00 АОИ ОАО "Сильвинит"
107 18 501.67 АПИ ОАО "Амурэнерго"
108 18 000.00 АОИ ОАО "Центральный  Телеграф"
109 17 468.00 АОИ ОАО "ТАГМЕТ"
110 15 832.76 АОИ ОАО "Рязаньэнерго"
111 15 500.00 АОИ ОАО "Амурэнерго"
112 14 750.00 АОИ ОАО "Хабаровскэнерго"
113 14 000.00 АПИ ОАО "Новгородэнерго"
114 13 800.00 АОИ ОАО "ВГОК"
115 13 000.00 АОИ ОАО "Волжская ГЭС"
116 10 000.00 АОИ ОАО "ЛОМО"
117 8 850.00 АОИ ОАО "Казанская  ГТС"
118 8 750.00 АОИ ОАО "ЖиГЭС"
119 8 650.00 АОИ ОАО "НОК"
120 8 575.00 АОИ ОАО "Камчатскэнерго"
121 8 308.20 АОИ ОАО "Колэнерго"
122 7 500.00 АОИ ОАО "УралСиб"
123 7 420.00 АПИ ОАО "НК "Роснефть"-Сахалинморнефтегаз"
124 7 222.50 АПИ ОАО "Ижсталь"
125 6 900.00 АОИ ОАО "ТД ГУМ"
126 6 000.00 АПИ ОАО "Центральный  Телеграф"
127 4 612.50 АОИ ОАО АК "Якутскэнерго"
128 4 320.00 АОИ ОАО "Удмуртнефть"
129 3 500.00 АПИ ОАО "Хабаровскэнерго"
130 49.00 АОИ ОАО "СЗП"
 
 
     

Информация о работе Ликвидность портфеля ценных бумаг