Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 00:51, контрольная работа
Движение международных инвестиций осуществляется благодаря активной деятельности экономических субъектов за пределами национальных границ государств.
Международная инвестиционная деятельность – вид внешнеэкономической деятельности экономических субъектов по вложению капитала на международном рынке в объекты инвестирования для получения прибыли (дохода) и (или) достижения социального эффекта.
. Понятие международной инвестиционной деятельности и ее значение для мирового хозяйства …………………………………………..
3
2. Внешнеинвестиционная политика: понятие, предпосылки ее формирования ………………………………………………………………...
17
3. Список использованных источников ………………………………...
Любое государство как институт власти выполняет активную роль в разработке и реализации политики привлечения иностранных инвестиций для содействия экономическому росту страны и укрепления ее конкурентоспособности, получения максимально возможных экономических преимуществ.
Инвестиционная
политика является важным рычагом воздействия
на предпринимательскую
Инвестиционная политика – главная функция государства по мобилизации инвестиционных средств на организацию воспроизводства материальных и духовных благ, а также создание условий для активизации инвестиционного процесса. От инвестиций и инвестиционной политики зависит рост производственного потенциала страны, темпы ее экономического роста в целом. Современная инвестиционная политика – основной рычаг осуществления структурных изменений в экономике, проведения в жизнь модернизации промышленности, сельского хозяйства, освоения природных ресурсов, устранения диспропорций в развитии регионов, обеспечения занятости населения, его благосостояния, развития науки и техники.
Таким образом, под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.
Государственная инвестиционная политика проявляется через взаимодействие бюджетной, фискальной, денежно-кредитной, ценовой, социальной, институциональной, инновационной и промышленно-структурной политик.
При формировании политики привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику принимаются во внимание следующие свойства иностранных инвестиций:
Следует отметить, что в экономической литературе предлагаются различные классификации инвестиционной политики, учитывающие ее различные характерные черты.
Так, по наличию и характеру правовой базы выделяется формализованная и неформализованная государственная инвестиционная политика. Формализованная инвестиционная политика означает наличие целостной правовой базы, регулирующей основные параметры инвестиционного процесса, такие, как: налоги, цены, доходы, тарифная система, сроки амортизации оборудования и методы учета основных фондов. Как правило, ей присуща высокая степень государственного участия в экономике. Неформализованная инвестиционная политика характеризуется сравнительно низкой долей государственных капиталовложений (до 30 %), большим объемом частного капитала (до 80 % от всех хозяйствующих субъектов и объемов промышленного производства), свободным перемещением капитала за рубеж и из-за рубежа и несистематизированной правовой базой.
По форме управления инвестиционная политика подразделяется на либеральную и централизованную. Либеральному типу инвестиционной политики присущи преимущественно методы государственного регулирования инвестиционными процессами, развитая вертикальная система инвесторов (государство – финансовые институты – бизнесмены – мелкие инвесторы), а также разнообразные источники инвестиций (частные, государственные, привлеченные и т.д.), развитая финансовая инфраструктура. При этом роль государства состоит лишь в установлении «правил игры» во взаимоотношениях «инвестор-государство», что позволяет экономической системе саморегулироваться и развиваться относительно свободно. Этому типу инвестиционной политики противопоставляется централизованная инвестиционная политика, основной чертой которой является использование преимущественно жестких административных методов управления. Источники инвестиций в этом случае формируются посредством аккумулирования ресурсов различными государственными структурами, централизованно осуществляется долгосрочное прогнозирование, а общее правовое поле жестко регламентирует развитие инвестиционного процесса. Участие фондового рынка в инвестиционном процессе в данном случае чисто номинальное.
Особенности проведения инвестиционной политики в различных странах позволяют выявить ряд основополагающих принципов ее формирования:
Государственная политика принимающей страны в отношении иностранного капитала включает:
Структура внешнеинвестиционной политики государства охватывает два уровня регулирования: национальный и интернациональный (рис. 1).
На национальном уровне формируется два типа политики: политика привлечения иностранных инвестиций и политика содействия зарубежным инвестициям (или политика стимулирования экспорта инвестиций).
На
интернациональном
уровне регулирование международной
инвестиционной деятельности осуществляется
на основе выполнения странами обязательств
членства в международных экономических
организациях, а также по подписанным
региональным и двусторонним соглашениям.
Рис. 1. Структура
внешнеинвестиционной политики государства
Международные экономические организации, такие как Всемирный банк, Всемирная торговая организация, Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) стали основными субъектами глобального регулирования международной инвестиционной деятельности, способствуя ее либерализации.
Региональные и многосторонние соглашения, предусматривающие взаимные уступки государств в сфере перемещения инвестиций, стали неотъемлемой частью интеграционных процессов в современной мировой экономике. Огромное значение придается практике заключения двусторонних договоров о защите и взаимном поощрении инвестиций в регулировании отношений международного инвестирования между странами с различным уровнем социально-экономического развития, втягивая тем самым все большее количество развивающихся стран в процесс глобализации мировой экономики.
Таким
образом, внешнеинвестиционная политика
государства в мировой практике сформировалась
как целостный механизм, управляемый субъектами
национального и международного регулирования
в лице правительств государств, руководящих
структур интеграционных группировок
и международных организаций.
Список
использованных источников
1. Евтеева, М.С. Международные двусторонние инвестиционные соглашения / М.С. Евтеева. – М.: Междунар. отношения, 2002. – 280 с.
2. Зубченко, Л.А. Иностранные инвестиции: учеб. пособие для студентов / Л.А. Зубченко. – М.: Зеркало, 2004. – 144 с.
3. Инвестиции: учеб. / С.В. Валдайцев, П.П. Воробьев и др.; под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 440 с.
4. Кадочников, С.М. Прямые зарубежные инвестиции: микроэкономический анализ эффектов благосостояния / С.М. Кадочников. – СПб.: Экономическая школа, 2002. – 267 с.
5. Катибникова, С. И. Инвестиционная политика Республики Беларусь в переходной экономике / С.И. Катибникова. – Мн.: Право и экономика, 2005. – 224 с.
6. Лисица, В.Н. Международные инвестиционные соглашения / В.Н. Лисица. – Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2004.
7. Марголин, А.М. Инвестиции: учеб. / А.М. Марголин. – М.: Издательство РАГС, 2006. – 464 с.
8. Международное движение капитала (Инвестиционная политика зарубежных стран): учеб. / Н.Н. Ливенцев, Г.М. Костюнина. – М.: Экономистъ, 2004. – 368 с.
9. Международные экономические отношения: учеб. для вузов / В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др.; под ред. В.Е. Рыбалкина. – 5-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 605 с.
10. Петрушкевич, Е.Н. Международная инвестиционная деятельность: курс лекций / Е.Н. Петрушкевич. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 186 с.
11. Раковец, А.А. Финансово-правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Республике Беларусь / А.А. Раковец, Т.К. Савчук. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2005. – 247 с.
12. Ульянова, Н.В. Прямые иностранные инвестиции в экономике Республики Беларусь / Н.В. Ульянова; под науч. ред. А.Е. Дайнеко. – Мн.: Право и экономика, 2006. – 168 с.
13.
Экономико-инвестиционный обзор. Республика
Беларусь, 2006. – Мн., 2006. – 32 с.