СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие
международной инвестиционной деятельности
и ее значение для мирового хозяйства
………………………………………….. |
3 |
2. Внешнеинвестиционная
политика: понятие, предпосылки ее
формирования ………………………………………………………………... |
17 |
3. Список
использованных источников ………………………………... |
25 |
1.
Понятие международной
инвестиционной деятельности
и ее значение для мирового
хозяйства.
Движение
международных инвестиций осуществляется
благодаря активной деятельности экономических
субъектов за пределами национальных
границ государств.
Международная
инвестиционная деятельность
– вид внешнеэкономической деятельности
экономических субъектов по вложению
капитала на международном рынке в объекты
инвестирования для получения прибыли
(дохода) и (или) достижения социального
эффекта.
Международная
инвестиционная деятельность рационализирует
распределение материальных, финансовых,
трудовых и интеллектуальных ресурсов
с целью обновления технологической структуры
производства. Ее основной целью как в
предпринимательской (прямые или портфельные
инвестиции), так и в ссудной (инвестиционные
займы и кредиты, безвозмездная помощь)
формах деятельности является решение
проблем различного уровня:
- глобальных
(экология, помощь развивающимся странам
и др.);
- региональных
(реализация крупных промышленных проектов,
совместная разработка природных ресурсов,
развитие инфраструктуры и др.);
- национальных
(модернизация экономики, развитие рыночной
инфраструктуры, реализация социальных
программ и др.);
- микроэкономических
(укрепление конкурентоспособности компании
и др.).
Международная
инвестиционная деятельность осуществляется
в виде прямых иностранных инвестиций,
международных портфельных и международных кредитных
инвестиций.
Прямые
иностранные инвестиции (ПИИ)
— основная форма экспорта частного предпринимательского
капитала, которая позволяет установить
эффективный контроль и дает право непосредственного
управления объектом инвестирования.
По определению Международного валютного
фонда, иностранные инвестиции являются
прямыми в том случае, если доля иностранного
собственника составляет не менее 10 % акционерного
или уставного капитала.
Процесс
создания предприятия прямого иностранного
инвестирования может принимать
различные формы. Среди них такие,
как основание нового предприятия в
другой стране в виде подразделения или
филиала, расширение уже существующего
подразделения или филиала, покупка зарубежного
предприятия или его активов.
Прямые
иностранные инвестиции предпочтительны
для стран-импортеров иностранного
капитала. Но, осуществляя их, инвесторы
подвергаются большему риску, чем при
кредитных и портфельных инвестициях.
Это объясняется тем, что инвесторы, как
правило, лишены возможности быстрого
ухода из страны-импортера по причине
низкой ликвидности вложенного капитала.
Кроме того, прямые иностранные инвестиции
предполагают более высокий срок освоения
капиталовложений.
Портфельные
иностранные инвестиции
— капитальные вложения инвесторов, которые
осуществляются через инструменты международного
и национальных фондовых рынков и не обеспечивают
инвестору контроля над компаниями, ограничивая
его полномочия получением доли прибыли
(дивидендов).
Кредитные
иностранные инвестиции
— кредиты иностранных банков, международных
корпораций, правительств отдельных государств,
международных финансовых организаций,
а также частных лиц и компаний для финансирования
инвестиционных проектов в стране-реципиенте.
Особенностями такого вида международного
кредитования являются долгосрочность
кредита и направление его в реальные
активы.
В
зависимости от сроков
вложения международные инвестиции
могут быть краткосрочными
(до года), среднесрочными
(от года до трех-пяти лет), долгосрочными
(более пяти лет) и бессрочными.
По
степени риска
международные инвестиции подразделяют
на инвестиции с меньшей
степенью риска
(например, государственные облигации)
и инвестиции с высокой
степенью риска
(например, спекулятивные).
Приоритетное
значение среди рассмотренных форм
иностранных инвестиций имеют прямые
инвестиции, поскольку они оказывают существенное
воздействие на национальные экономики
и международный бизнес в целом.
Позитивное
влияние ПИИ на экономику принимающей
страны выражается в следующем:
- создание
дочерних компаний и филиалов ТНК содействует
расширению капиталовложений в экономику,
росту производительности труда и занятости;
- наблюдается
передача технологий, управленческих
и маркетинговых навыков (но это наблюдается
не всегда);
- расширяется
доступ национальных фирм на международные
рынки сбыта, т. е. налаженные связи ТНК
нередко используются для экспорта товаров;
- ТНК покрывают
риски, с которыми могут столкнуться их
филиалы в принимающих странах. Если филиал
нерентабелен, полученные доходы репатриируются,
т. е. капиталовложения окупаются за счет
прибыли;
- ПИИ обеспечивают
дополнительные ресурсы и возможности,
а именно: капитал, технологическое и управленческое
искусство, культуру труда;
- происходит
вливание в экономику нового предпринимательства
и дополнительной конкуренции;
- путем более
эффективного управления размещением
ресурсов, конкурентными стимулами и эффектами
перепроизводства или отношениями поставщиков
к потребителям можно поднять внутренние
ресурсы и возможности, а также производительность
местных фирм. В результате создаются
новые рабочие места;
- рост экономики,
стимулируемый иностранными инвестициями,
приводят к росту суммы налоговых поступлений
в казну;
- улучшается
торговый баланс страны за счет замещения
импорта внутренним производством. Улучшение
платежного баланса. И как результат –
стабильность валютного курса;
- включение
страны в мировой рынок и в международное
разделение труда;
- социальная
интеграция с другими странами через обмен
взглядами на отношение к работе, повседневным
национальным обычаям и поведенческим
нормам.
Однако
ПИИ могут приводить и к негативным
последствиям, в числе которых:
- принимающая
страна теряет контроль над национальным
производством и выбором стратегии развития.
Фактически ПИИ означают передачу контроля
над отдельными отраслями иностранным
фирмам, определяющим стратегию развития;
- ПИИ могут
вытеснять менее конкурентоспособные
по сравнению с зарубежными национальные
компании;
- ПИИ негативно
влияют на платежный баланс принимающей
страны, если филиалам требуется увеличение
импорта (негативный эффект сильнее при
импортозамещающем характере производства);
- в долгосрочной
перспективе ПИИ ведут к росту издержек,
т. к. чем длительнее срок вложений, тем
выше репатриированные доходы и роялти.
Происходит так называемое старение инвестиций,
и возможно, что объем вывезенного капитала
в форме полученных доходов превысит объем
вложенных ПИИ;
- стили предпринимательского
управления, культура труда могут быть
нежелательными для местных фирм или рабочей
силы;
- неправильный
способ конкуренции может привести к монополии;
- могут ограничить
подъем местных ресурсов и возможностей
посредством ограничения привлекательности
организации производства местной продукции
через низкие цены на товары;
- в результате
может быть снижена экономическая активность,
которая приведет к снижению налоговых
поступлений;
- возможно
ухудшение платежного баланса страны
через ограничения экспорта и продвижение
импорта или посредством вытеснения местных
фирм, которые экспортируют больше, а импортируют
меньше;
- возможно
вмешательство в политический процесс
в стране, принимающей инвестиции.
Если
же в целом говорить о значении
иностранных инвестиций, то для страны-реципиента
иностранные инвестиции имеют ряд
существенных преимуществ по сравнению
с другими формами международного экономического
партнерства, а именно:
- во-первых,
это дополнительный источник накопления,
существенно увеличивающий ресурсы для
обновления и расширения основного капитала,
реализации инвестиционных проектов и
программ, обеспечивающих оживление и
подъем экономики, насыщение внутреннего
рынка конкурентоспособными товарами
и услугами, дополнительными источниками
(через налоги) пополнения государственного
бюджета;
- во-вторых,
прямым иностранным инвестициям обычно
сопутствует приток, как было отмечено,
прогрессивных технологий, обеспечивающих
выпуск конкурентоспособной продукции
по двум основным параметрам: по уровню
новизны и качества производимых товаров
и услуг и по издержкам их производства.
Вкладывая свой капитал в тот или иной
проект, иностранный инвестор прямо заинтересован
в том, чтобы производимая продукция пользовалась
спросом. Причем ее конкурентоспособность
должна быть гарантирована на период,
по крайней мере, соответствующий возврату
вложенного капитала;
- в-третьих,
иностранные инвестиции способствуют
преодолению профессиональной некомпетентности
непосредственных участников инвестиционного
процесса: отдельных руководителей различных
уровней, менеджеров, конструкторов, инженеров
и рабочих. Иностранные инвестиции в конкретные
объекты обычно сопровождаются обучением
персонала – переподготовкой его на месте,
зарубежными стажировками. Это помогает
эффективно использовать новые технологии,
рыночные механизмы и развивать международные
контакты;
- в-четвертых,
иностранные инвестиции побуждают к освоению
и закреплению международного опыта функционирования
рыночной экономики, адаптации к новым
«правилам игры». Сближение экономических
условий функционирования капитала с
общепринятыми в мировой практике, гарантии
его защиты способствуют притоку иностранного
капитала, порождает уверенность инвестора
в возврате вложенных средств. Одновременно
ускоряется процесс формирования в стране
инвестиционного климата, благоприятного
как для зарубежных, так и для отечественных
инвесторов. Привлечение иностранных
инвесторов ускоряет процесс разгосударствления,
демонополизации экономики и формирования
многообразных форм собственности и т.
п.;
- в-пятых, поток
иностранных инвестиций ускоряет процесс
включения экономики страны в мировое
хозяйство. Развитие эффективных интеграционных
процессов благоприятствует использованию
преимуществ международного разделения
и кооперации труда, проведению эффективного
маркетинга, поиску своего места на мировом
рынке товаров и капитала;
- в-шестых,
приток иностранных инвестиций способствует
укреплению социально-политической стабильности
внутри страны и в международных отношениях,
что немаловажно для обеспечения национальной
безопасности. Инвесторы заинтересованы
в улучшении инвестиционного климата,
а следовательно, и в снижении социально-политического
риска при осуществлении инвестиционной
деятельности.
Необходимо
отметить также и причины вывоза
капитала. К основным можно отнести:
- относительный
избыток капитала в стране-доноре, что
позволяет размещать капитал за границей
в поисках сравнительно большей прибыльности;
- стремление
к максимизации прибыли за счет более
дешевого за рубежом сырья, земли, рабочей
силы, более низких налогов и требований
к охране природной среды, льготных кредитов;
- завоевание
рынка другой страны, который защищен
таможенными барьерами (такое поведение
характерно для политики японских фирм
в США). В этих случаях чаще возникают совместные
с местными фирмами предприятия, и именно
они становятся наиболее характерной
формой зарубежного предпринимательства;
- в отдельных
случаях вывоз товаров из стран – получателей
иностранного капитала позволяет окольным
путем проникать на рынки третьих государств,
установивших эмбарго на продукцию стран
пребывания родительской корпорации.
Например, Израиль и Южная Корея ввели
запрет на ввоз автомобилей из Японии.
Но такой запрет не распространяется на
импорт автомобилей, производимых в филиалах
японских фирм, расположенных в США;
- внедрение
результатов собственных научно-технических
исследований и разработок, в том числе
запрещенных у себя в стране.
Могут
существовать и политические причины
экспорта капитала, особенно государственного.
Ведущие страны мира напрямую заинтересованы
в определенной эволюции новых государств,
поэтому они используют экспорт капитала
как политическое средство давления на
них, а уж затем как экономическую помощь.
Цель такого экспорта капитала – не получение
прибыли, а выполнение определенных политических
и идеологических интересов.
Субъектами
международной инвестиционной деятельности
являются: государства в лице правительств;
предприятия, в том числе финансовые посредники;
частные лица как на национальном, так
и на межгосударственном уровнях. Причем
каждый из названных субъектов может выступать:
- со стороны
спроса на иностранные инвестиционные
ресурсы (государства-реципиенты, частные
заемщики, финансовые посредники). В этом
случае говорят о привлечении иностранных
инвестиций;
- со стороны
предложения инвестиционных ресурсов
для вложений на зарубежных рынках (государства-доноры,
частные инвесторы, финансовые посредники).
В таком случае речь идет о зарубежных
инвестициях,
которые осуществляются инвесторами.