Контрольная работа по "Иностранным инвестициям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 16:33, контрольная работа

Описание работы

Международное движение капитала — это помещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с целью его самовозрастания. Вкладывая капитал за рубежом, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции (инвестиции за рубежом).

Содержание

1. Участие России в международном движении ссудного капитала 3
1.1. Сущность и формы движения капитала 3
1.2. Вывоз капитала из России 3
1.3. Участие Россия в международном движении капитала 8
1.4. Россия в современных условиях 11

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

     2)  занижение  экспортных  и  завышение  импортных  цен,  особенно  активно используемых в бартерных сделках;

     3)  осуществление  авансовых  платежей  под  импортные  контракты  без последующей  поставки  товара  и  зачисления  валюты  на  зарубежные  счета российских  резидентов.  Утечку  валюты  на  импортных  операциях  эксперты оценивают в 3—4 млрд. долл. в год;

     4) недобросовестные бартерные операции,  в результате  которых из России ежегодно  «утекает»  около  1  млрд.  долл. Объем  бартерных  операций  в  экспорте России сократился с 28% в 1992 г. до 8% в 1995 г. Однако злоупотреблений при совершенствовании такого рода сделок не стало меньше — деньги перечисляются, а товары сознательно не отгружаются;

     5)  оказание  фиктивных  услуг  и  другие  ухищрения.  Широкая  трактовка бегства  капитала  включает  упущенную  выгоду  для  российской  экономики  во внешнеторговых  операциях,  бегство  от  национальной  валюты,  когда  валютные средства  не  пересекают  национальную  границу,  а  используются  как  средство накопления, платежа. Бегство капитала учитывается в платежном балансе страны по статье «Ошибки и пропуски».

     Бегство  капитала  характерно  для  стран  с  галопирующей  инфляцией, высокими  налогами  и  политической  нестабильностью. 

     Чаще всего «убежавший» капитал получают банки Германии, Австрии, Великобритании и США.

      По данным Генеральной прокуратуры РФ, российские предприниматели создали за рубежом до 60 тыс. оффшорных компаний, на счета которых зачисляется нелегально вывезенный из России капитал (Финансовые известия. 1998. 5 марта). России.  К  этим  причинам  можно  добавить  факторы  недоверия  государству, отсутствие  льгот  и  стимулов  для  хранения  и  инвестирования  капитала  внутри страны.

     Убегая  из  России,  частный  капитал  вывозится  за  рубеж  не  столько  по классическим причинам, сколько из-за стремления его владельцев поместить его в более стабильную экономику, без опасности быть экспроприированным. Памятуя о  значительной  степени  криминализации  нашего  общества  в  90-е  гг.,  следует отметить,  что  немалую  часть  «убежавших»  капиталов  составляют  средства, захваченные незаконным, грабительским путем; вывоз за рубеж является одним из способов  их  «отмывания». Этот  процесс  характерен  не  только  для  России,  но  и для других стран, где имеются значительные криминальные группировки.

     По  мнению  некоторых  экономистов,  часть  «убежавшего»  капитала возвращается  в  Россию  через  покупку  российских  ценных  бумаг,  вложения  в уставные  фонды  совместных  предприятий  и  др.  Первый  вице-президент Европейского  банка  реконструкции  и  развития Р.  Фримен  считает,  что  многие российские  бизнесмены  свою  наличность  из  иностранных  банков  переводят обратно в Россию в «виде банковских займов, чтобы избежать налогов». [1,107]

     Правительство  России  пытается  ограничить,  взять  под  контроль  процесс утечки  капитала  за  рубеж,  превратить  его  в  канализируемый,  контролируемый вывоз капитала.

     Контроль  за  движением  валютных  средств  —  это,  в  первую  очередь, контроль  над  банковскими  учреждениями,  осуществляющими  операции  по  их переводу.  Такое  движение  за  пределы  России  может  осуществляться  в  двух формах: наличной и безналичной. Первая форма — это компетенция таможенных органов,  вторая —  преимущественно Центробанка  России.  Важно  также,  чтобы средства  российских  предприятий  и  организаций  находились  на  счетах  именно российских  банков.  Если  они  уйдут  на  счета  зарубежных  банков  (а  именно  это сейчас и происходит), то окажутся вне досягаемости российских контролирующих органов.

     Следует иметь в виду, что любая система контроля и регулирования должна быть  комплексной и  внедряться целиком, чтобы не образовать новых «дыр» для утечки капитала.

     В  рамках  создания  комплексной  системы  по  предотвращению  или значительному  сокращению  бегства  капитала  предлагаются  следующие  меры.

     Прежде всего, усиление государственного регулирования российских зарубежных инвестиций,  направление  их  в  наиболее  прибыльные,  благоприятные  в инвестиционном  отношении  страны,  зоны,  регионы.  Например,  в  страны  СНГ, свободные  экономические  зоны.

       По  некоторым  данным,  в  мире  существует  более  миллиона  компаний  типа  «почтовый  ящик» (официально зарегистрированная фирма, не имеющая активов и не ведущая операций). Их цель — отмывание денег и проведение других незаконных коммерческих сделок. Подобные компании работают в 124 странах.

      Финансовые известия. 1996. 17 апр. «нарождающиеся рынки» с высоким международным финансово-инвестиционным рейтингом.  Целесообразность  инвестиций  российских  фирм  за  рубежом  должна определяться  общегосударственными  интересами. Приоритет  должен  отдаваться развитию внутреннего российского производства.

     Ограничение  процесса  бегства  капитала  может  осуществляться  путем следующих конкретных мер: [1,107]

     1)  единого  таможенно-валютного  контроля  за  репатриацией  выручки  от экспорта и импорта товаров и услуг; особого контроля за бартерными операциями;

     2)  инвентаризации  российских  инвестиций  за  рубежом,  выяснения действительного числа предприятий и объемов капиталовложений;

     3) амнистии капитала, ранее нелегально вывезенного за границу.

     Значение административных мер  нельзя  преувеличивать,  так  как  побудительным мотивом деятельности предприятий за рубежом является экономический интерес, а именно он определяет направление и характер движения капитала. Стратегической мерой по  сокращению  бегства  капитала  за  рубеж  должно  стать  создание  такого инвестиционного  климата  в  России,  который  стал  бы  привлекательным  как  для внутренних  российских  капиталов,  так  и  для  зарубежных  инвестиций,  ищущих прибыльного применения.

       Россия  начала  привлекать  иностранные  инвестиции  сравнительно недавно –  с 1987  году. В  настоящее  время  происходит  снижение  доли прямых  иностранных  инвестиций  в  экономику  России  при  росте портфельных инвестиций и кредитов. Это означает рост внешнего долга страны. [6,84]

     Россия, как и другие страны с переходной экономикой, выступает в основном  в  качестве  импортера  прямых  иностранных  инвестиций,  так как они необходимы для структурной перестройки экономики.

     Традиционно  к  факторам,  привлекательным  для  иностранных инвестиций  в  России,  относят  большую  емкость  рынка,  богатые природные  ресурсы,  дешевую  и  квалифицированную  рабочую  силу. Однако  в  современных  условиях  дается  неоднозначная  оценка  этих факторов. [6,85]

     Емкость внутреннего рынка в России носит скорее потенциальный характер,  так покупательная  способность  основной  массы  населения низкая.

     Добыча  и  переработка  полезных  ископаемых  являются привлекательными  для  иностранных  инвесторов.  Что  же  касается качества  рабочей  силы,  то  швейцарский  институт  Бери  исследовав конкурентное  преимущество   различных  стран  исходя  из  анализа трудового  законодательства,  тарифных  соглашений,  соотношений между  уровнями  заработной  платы  и  производительностью  труда, трудовой дисциплины и отношения к  труда поместил Россию в  группу стран,  где  размещение  капитала  возможно,  но  условия  для  этого недостаточно благоприятны. [6,85]

     Нестабильная  политическая  ситуация,  неясные,  часто меняющиеся законодательные  положения  формируют  неблагоприятные  условия  для иностранных инвестиций.

     В  настоящее  время  в  мировом  хозяйстве  усиливается  внимание  к возможностям  регулирования  прямых  иностранных  инвестиций  на многостороннем  уровне.  Россия  практически  не  принимает  участия  в формировании  таких  правил.  Она  пока  не  член  ВТО,  а  именно  эта организация  является  одним  из  центров  разработки  правил  поведения инвесторов и ТНК в области зарубежных инвестиций. [6,85]

1.3. Участие Россия в международном движении капитала

     Особенности ввоза капитала в  Россию

     Участие России в международном движении капитала заметно, однако весьма специфично. [5,300]

     Как страна — импортер капитала Россия является заметным объектом приложения ссудного капитала, преимущественно государственного и международных организаций. В 90-х гг. в Россию было привлечено кредитов на сумму несколько десятков миллиардов долларов. Однако большой ежегодный приток ссудного капитала увеличивает задолженность России перед мировым сообществом со всеми вытекающими отсюда последствиями: растущие ежегодные платежи в счет долга, «связанность» многих кредитов с закупками товаров в странах-кредиторах и т.д. К началу 1999 г. внешняя задолженность России составила 141,5 млрд долл., а ежегодные платежи по ней начали составлять уже двузначную цифру.

     Что же касается предпринимательского капитала, то, несмотря на все усилия (или, скорее, призывы) государственных органов, его присутствие в России невелико: за 90-е гг. в стране было вложено около 10 млрд долл. иностранных предпринимательских инвестиций, преимущественно прямых. [5,300]

     Россия  особенно заинтересована в притоке  прямых инвестиций, так как они  не увеличивают внешний долг (а  напротив, способствуют получению средств  для его погашения); обеспечивают эффективную интеграцию национальной экономики в мировую благодаря производственной и научно-технической кооперации; служат источником капиталовложений, причем в форме современных средств производства; приобщают отечественных предпринимателей к передовому хозяйственному опыту.

     Потенциально  Россия может быть одной из ведущих  стран с переходной экономикой по объему приложения прямых инвестиций. Этому способствует ее большой внутренний рынок, сравнительно квалифицированная  и одновременно дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал, огромные природные ресурсы и наличие инфраструктуры, хотя и не слишком развитой. Однако социально-политическая ситуация в стране нестабильна. Хозяйственные законы противоречивы, часто подвергаются изменениям. Высока криминализация и бюрократизация экономики. Нет ясности с правами собственности (на приватизированные объекты, землю), высока вероятность сильных изменений в экономической политике в целом. Экономика страны находится в состоянии длительного кризиса, сохраняется высокая инфляция, уровень налогов и инвестиционных льгот явно не способствует предпринимательской деятельности. [5,300]

     Все эти причины воздействуют на инвестиционный климат в нашей стране, который  оценивается как не очень благоприятный.

     Объем накопленных иностранных прямых инвестиций оценивался на начало 1998 г. в Китае (не считая Гонконга) в 217 млрд долл., в Венгрии и Польше —по 16, а в России — примерно в 10 млрд долл. [5,300]

     Особенности вывоза капитала из России

     Россия  не только ввозит, но и вывозит капитал, в основном в рамках его бегства. Легальное бегство капитала происходит преимущественно в виде роста зарубежных активов российских коммерческих банков, покупки иностранных ценных бумаг и притока иностранной наличной валюты в Россию для ее продажи желающим. Нелегальное бегство капитала складывается из непереведенной из-за рубежа экспортной выручки и предоплаты непоступившего импорта, контрабандного экспорта, а также из формально упущенной выгоды по бартерным операциям. Ежегодный вывоз капитала из России составляет несколько десятков миллиардов долларов, значительно превосходя ввоз капитала в страну. [5,301]

     Ведущей формой вывоза капитала из России в  период 1991— 1993 гг. являлся экспорт ссудного капитала в бывшие советские республики. Россия субсидировала их на сумму, составившую около 8% российского ВВП, предоставляя им так называемые технические кредиты для покупки российских товаров и занижая цены на них по сравнению с мировыми. Однако в последние годы государственные кредиты невелики, их роль на себя взяли экспортные кредиты предприятий, а также те поставки товаров в страны — члены СНГ, которые часто не полностью оплачиваются и превращаются в задолженность этих стран России. [5,301]

     Вывоз предпринимательского капитала из России относительно невелик. Эти инвестиции преимущественно размещены в Западной Европе в целях создания товаре- и услугопроводящей сети и часто имеют форму оффшорных компаний.

     Представляется, что в будущем важнейшим регионом размещения российского капитала могут стать бывшие советские республики, что связано с их особой ролью во внешнеэкономических связях страны. Этому может способствовать и капитализация долга бывших советских республик России, т.е. обмен их долговых обязательств на их собственность. Однако в настоящее время другие страны СНГ не являются таким объектом приложения российского капитала, как оффшорные центры мира, где размещено, по оценке, несколько десятков миллиардов долларов российских инвестиций. Все российские инвестиции за рубежом оцениваются в 200—300 млрд. долл. [5,301] 

Информация о работе Контрольная работа по "Иностранным инвестициям"