Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:40, контрольная работа
С точки зрения охвата, МИС могут быть двусторонними (заключаемые между правительствами двух стран), региональными (заключаемые между правительствами территориально близких стран), межрегиональными (в которых основными взаимодействующими сторонами являются региональные группировки стран), групповыми (заключаемые между правительствами стран, имеющих иные, кроме территориальных, объединяющие признаки) и многосторонними (которые открыты для любой заинтересованной страны и претендуют на глобальный охват по составу участников).
Введение……………………………………………………………….....……….…3
Понятия и виды инвестиций………………...…………………………...5
Государственное регулирование иностранных инвестиций……………8
Международное регулирование иностранных инвестиций……………13
Двусторонние инвестиционные соглашения………………………..13
Региональный уровень………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………...….…….18
Список использованной литературы………………………………………………21
Все
это создало необходимость
Существует точка зрения, что иностранные инвестиции должны регулироваться общими законами, отечественные и иностранные инвесторы должны конкурировать между собой на равных. Однако иностранные предприниматели должны знать, на каких конкретно условиях могут вкладывать свой капитал.
Именно этой цели и подчинен новый Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», вступивший в силу 14 июля 1999 года. Это закон о гарантиях прав иностранных инвесторов, и прежде всего тех, которые осуществляют прямые инвестиции в реальный сектор экономики. Одновременно концепция этого Закона базируется на стремлении государства привлечь дополнительные источники финансирования за рубежом.
В пункте 1 статьи 3 Закона указано, что правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется данным Федеральным законом, другими федеральными законами, подзаконными актами и международными договорами Российской федерации.
В отношении «других федеральных законов» следует упомянуть Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». В статье 5 Закона указывается, что им регулируются и отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории Российской Федерации. В основных понятиях, приведенных в статье 1, под «капитальными вложениями» понимается конкретный вид инвестиций — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона 1999 года «Об иностранных инвестициях» говорится о праве субъектов Российской Федерации принимать законы и иные нормативные акты, регулирующие иностранные инвестиции. Законодатель исходил из того, что, с одной стороны, предпринимательская деятельность регулируется прежде всего гражданским законодательством, а согласно пункту «о» статьи 71 Конституции гражданское законодательство относится к исключительному ведению Российской Федерации. Но регулирование правовых отношений в связи с иностранными инвестициями не ограничивается гражданским законодательством, оно является комплексным регулированием разных отраслей права (административным, финансовым, таможенным и т.д.).
Изъятия
ограничивающего характера
В первом перечне запретов включено все, что связано с ядерным оружием, урановым сырьем, вооружением и военной техникой, шифровальными средствами, генной инженерией, возбудителями инфекционных заболеваний, наркотиками и психотропной продукцией, территорией военных объектов.
Второй перечень ограничений включает все, что ограничивается для участия иностранных инвесторов в определенных отраслях и видах деятельности, и на сегодня в нем предлагается более сорока таких ограничений.
Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов устанавливаются законодательством Российской Федерации. В первую очередь - это налоговые и таможенные тарифные льготы.
В
Законе 1991 года об иностранных инвестициях
было предусмотрено право
При осуществлении прямых иностранных инвестиций и реинвестировании иностранные инвесторы и коммерческие организации с иностранными инвестициями пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, предусмотренными данным Законом.
В
связи с принятием Конституции Российской
Федерации и Гражданского кодекса возникла
определенная правовая коллизия по вопросу
компенсации: статьи 242 и 306 ГК РФ говорят
о том, что принудительное изъятие имущества
сопровождается компенсацией, а статья
35 Конституции указывает на то, что:
1). принудительное изъятие может быть
осуществлено с предварительной, а не
последующей компенсацией; 2). только по
решению суда, а не какого-либо органа
другой ветви власти, законодательной
или исполнительной. Очевидно, следует
исходить из того, что Конституция Российской
Федерации является правовым актом прямого
действия и с наивысшей юридической силой.
II. МЕЖДУНАРОДНОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Наибольшее практическое значение в регулировании международных потоков прямых иностранных инвестиций (ПИИ) имеют двусторонние инвестиционные соглашения (ДИС). Отличительной чертой ДИС является то, что это специализированные соглашения, заключаемые между правительствами стран, взаимно заинтересованных в расширении двустороннего инвестиционного сотрудничества. Заключение первых ДИС относится еще к 50-ым годам. За прошедшие без малого полвека формат таких заключений практически не претерпел каких-либо существенных изменений, и они по-прежнему трактуют наиболее важные для инвесторов вопросы регулирования их деятельности.
Типичное ДИС начинается с декларации сторон об обоюдном осознании важности ПИИ и их позитивного влияния на экономическое развитие, затем формулируется определение ПИИ (как правило, достаточно широкое), указываются возможные формы и этапы их осуществления. Нередко в ДИС включаются и вопросы, относящиеся к портфельным инвестициям. Основное внимание в ДИС отводится конкретным механизмам защиты инвестиций, включая условия перевода средств, гарантий экспроприации или национализации, а также порядок разрешения возможных разногласий как между сторонами соглашения, так и между инвесторами и властями принимающей страны.
Статистика показывает, что в 90-е годы процесс заключения ДИС резко интенсифицировался. Так, в конце 60-х годов в мире насчитывалось 75 ДИС, к концу 70-х годов этот показатель возрос до 167, а к концу 80-х годов - до 386 . За прошедшее десятилетие общее число действующих в мире ДИС выросло на порядок и составило на конец 2000 г. - 1941 (по сравнению с 1556 на конец 1997 г. и 1726 на конец 1998 г.). Иначе говоря, на долю ДИС, подписанных в 90-е годы приходится около 2/3 их общего числа Более того, из формулировок большинства ДИС следует, что их положения, обеспечивающие юридическую защиту и гарантии ПИИ, распространяются только на те инвестиции, которые были осуществлены в соответствии с национальным законодательством и/или были одобрены компетентным органом власти принимающей страны. Исключение из этого общего правила составляют ДИС, в которых одной из сторон выступают США. В них в отношении условий доступа ПИИ и создания компаний с иностранным участием оговаривается применение РНБ.
В формировании сети ДИС наибольшую роль играли промышленно развитые страны (ПРС), выступающие одновременно и в роли крупнейших экспортеров капитала, и главным местом приложения ПИИ. Соответственно, наибольшее число ДИС относилось к инвестиционным связям внутри этой группы государств. В 60-е годы их доля в общемировом показателе составляла 96%, в 70-е - 91, в 80-е - 83%. Однако в последнее время новых соглашений становится все меньше, поскольку внутри этой группы стран формирование сети двусторонних инвестиционных соглашений практически завершено.
Вместе с тем наблюдается тенденция к активизации участия в системе ДИС стран, относимых к Третьему миру. Причем важно, что речь здесь идет не столько о соглашениях между развивающимися странами и остальным миром, сколько о создании договорно-правовой основы для инвестиционного сотрудничества между самими развивающимися странами. Это новое явление, которое, по-видимому, и будет в немалой мере определять в дальнейшем развитие событий в рассматриваемой области.
В 1998 и 1999 гг. на ДИС с участием стран ЦВЕ пришлось, соответственно, 23 и 20% общего количества новых ДИС. Правда, подобная ситуация в основном отражает тот факт, что страны этого региона активно заключали ДИС в конце 80-х - начале 90-х годов.
Можно утверждать, что вплоть до настоящего времени ДИС представляют наиболее активно применяемый многими странами международно-правовой инструмент привлечения ПИИ в свою экономику. Главный смысл ДИС - продемонстрировать готовность принимающей страны обеспечить иностранным инвесторам принятые в мировой практике государственно-правовые гарантии. Причем в условиях, когда заключение двусторонних инвестиционных договоров приобрело повсеместный характер, они в значительной мере стали унифицированными.
Одновременно
с ДИС продолжает увеличиваться
количество двусторонних соглашений об
избежании двойного налогообложения (ДСИДН),
которые также входят в число основных
международно-правовых инструментов регулирования
ПИИ. Если в конце 1997 г. в мире насчитывалось
1792 ДСИДН, то уже на конец 1998 г. соответствующая
цифра возросла до 1873. За один только 1998
г. было подписано 79 новых соглашений,
в которых участвовало 71 государство (из
которых более половины - 39 - относилось
к группе развивающихся стран). В 1999 г.
число подписанных ДСИДН выросло еще на
109 и достигло 1982; в них участвовало 88 стран.
2. Региональный уровень.
Региональные
экономические организации
Так, в 1998 г. страны, члены блока АСЕАН, подписали рамочное соглашение об Инвестиционной зоне АСЕАН. Планируется значительно интенсифицировать как инвестиционное сотрудничество между самими странами региона, так и приток капиталов извне.
Следует отметить, что соглашение относится только к прямым инвестициям, не затрагивая портфельные. Оно предусматривает достижение следующих целей:
- разработку общей скоординированной программы инвестиционного сотрудничества стран-участниц, которая должна обеспечить расширение притока ПИИ;
- предоставление к 2010 г. национального режима регулирования всем инвесторам из стран АСЕАН, а к 2020 г. - любым инвесторам независимо от их национальной принадлежности (правда, за некоторыми специально оговоренными исключениями);
- открытие
всех отраслей национальной
- повышение масштабов и роли сотрудничества на уровне деловых кругов применительно к вопросам регулирования инвестиционных потоков;
- обеспечение большей свободы для движения капиталов, технологий, квалифицированной рабочей силы и специалистов внутри региона АСЕАН.
С 1998 г. по инициативе США ведутся переговоры о создании Всеамериканской зоны свободной торговли (ЗСТ).
Конкретные сроки создания Всеамериканской ЗСТ пока остаются неопределенными, но за последние годы в регионе подписана целая серия менее масштабных межгосударственных соглашений по либерализации, защите и содействию ПИИ. Так, в 1998 г. уже существующее соглашение о свободной торговле между Мексикой и Чили было дополнено согласованными правилами инвестирования. Аналогичным образом. Соглашение о создании Карибского сообщества (известного также как КАРИКОМ) было не так давно дополнено двумя специализированными протоколами: о создании фирм, услугах и капитале (1997 г.) и о промышленной политике (1998 г.).
Новым явлением последнего времени стала тактика заключения торгово-инвестиционных соглашений между крупными странами, с одной стороны, и объединениями более мелких государств региона, с другой. Такие соглашения можно рассматривать как промежуточный этап в создании более масштабных межгосударственных объединений.
В
Европе наиболее крупным событием в
сфере многостороннего
Информация о работе Этапы регулирования иностранных инвестиций