Инвестиция и ее экономическая сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Инвестиции – относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось только одно понятие “капитальные вложения”, под которым понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.

Содержание

Глава 1. ИНВЕСТИЦИИ, ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ,
КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА ...…........................... 2
1.1. Инвестиции как экономическая категория и их роль в развитии макро и микроэкономики .....................……………........…..................... 2
1.2. Классификация инвестиций и их структура .................................... 10

Глава 2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РК.........................17
2. 1. Инвестиционная деятельность в РК ................................................ 17
2. 2. Иностранные инвестиции в РК......................................................... 19
2. 3. Инвестиционная политика предприятия в РК, ее сущность и роль………………………………………………………………………...22
2. 4. Принципы стратегии экономического роста РК до 2030 года ...... 24

Глава 3. КОММЕНТАРИЙ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ И БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ К КРАТКОСРОЧНОМУ ПРОГНОЗУ ВАЖНЕЙШИХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ…………………………………………………………27
3. 1. Важнейшие макроэкономические показатели социально-экономического развития Республики Казахстан………………………………………………………30
4. Инвестиции- условие развития региона……………………….32

Список использованной литературы ..................................................…..38

Работа содержит 1 файл

Курсовая бекира - Инвестиции.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

 

Целью инвестиционной политики является реализация стратегического  плана экономического и социального развития РК, направленная на оживление инвестиционной деятельности, а также на подъем отечественной экономики и эффективности общественного производства.

Кроме  общей государственной  инвестиционной политики различают  отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является общая государственная инвестиционная политика.

 

 

 

Структура инвестиционной политики

 

 

Государственная экономическая и социальная политика

 

Государственная инвестиционная политика



 

 

 

 

Региональная инвестиционная политика

 

Отраслевая инвестиционная политика

 

 

Инвестиционная политика отдельных субъектов хозяйствования




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инвестиционная политика на предприятии должна вытекать из стратегических целей его бизнес – плана. И если этого плана нет, то ни о какой инвестиционной деятельности не может быть и речи. Кроме этого необходимо придерживаться и определенных принципов, учет которых позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке инвестиционной политики на предприятии.

Наиболее важными принципами инвестиционной политики на предприятии  являются:

  • нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов предприятия и его финансовую устойчивость;
  • учет инфляции и фактора риска;
  • экономическое обоснование инвестиций (бизнес - план);
  • ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности реализации, исходя из имеющихся ресурсов;
  • выборы надежных и более дешевых источников и методов финансирования инвестиций и другое.

 

2. 4. Принципы  стратегии экономического роста. 

 

 

Мировая общественность в последнее время относится  к Казахстану с большим доверием. Это основано на социальной и политической стабильности, на созданной законодательной базе, - и это позволяет надеяться на большой приток инвестиций в приоритетные отрасли экономики и повышение ее экономического потенциала.

30 июня 1998 года Указом  Президента РК образован СОВЕТ  ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ – консультативно – совещательный орган при Президенте РК.  Он призван разрабатывать рекомендации по улучшению инвестиционного климата, стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику РК. При этом большую роль в осуществлении отбора инвестиционных проектов и включения их в Программу государственных инвестиций играют Министерство финансов, Министерство экономики, Агентство по стратегическому планированию РК.

В Указе Президента РК от 28 января 1998 года № 3834 “О мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года”, принятым в г. Астане определены кроме общих вопросов развития экономики РК, еще и  принципы стратегии экономического роста:

  1. Ограниченное прямое вмешательство государства в экономику. Возложить на Агентство по стратегическому планированию и реформам РК  координацию деятельности государственных органов по выполнению стратегических планов развития республики и контроль за их реализацией.
  2. Макроэкономическая стабильность. Ее целью является  снизить уровень среднегодовой инфляции, сохранить управляемый бюджетный дефицит и устойчивый курс тенге.

      Приоритетным  является:

    • Ужесточение денежно-кредитной политики;
    • Развитие финансовых институтов и углубление финансовых рынков;
    • Повышение эффективности налоговой и бюджетной политики и не инфляционное финансирование бюджетного дефицита;
    • Координация денежно-кредитной политики с налоговой и бюджетной политикой и пенсионной реформой;
    • Укрепление платежного баланса.
  1. Либерализация цен.
  1. Открытая экономика и свободная торговля. Целью ее является – завершить в основном структурные реформы в экономике. Приоритетным является:
    • ускоренное развитие экспортной транспортной инфраструктуры и коммуникаций;
    • рост внешней торговли с улучшением структуры и географии экспорта и импорта;
    • усиление государственного контроля на отдельных рынках при ограничении государственного регулирования на других рынках.
  2. Укрепление институтов частной собственности. Оздоровление и укрепление отечественной банковской системы и стимулирование кредитования частного сектора. Развитие фондового рынка Казахстана. Совершенствование форм и методов финансирования частного сектора.
  3. Приватизация.
  4. Обеспечение эффективной защиты иностранных инвестиций. Жесткое пресечение финансовых махинаций со средствами индивидуальных инвесторов, формирование благоприятных условий для прекращения оттока и начала репатриации капитала. Развитие международной компании “Инвестирование в Казахстан”.
  5. Разработка энергетических и других природных ресурсов. Целью является формирование экспортоориентированного, технологически связанного топливно-энергетического комплекса. Создание эффективных энерготехнологий с использованием разнообразных энергоресурсов. Создание евразийской сети экспортных нефтепроводов и газопроводов. Рост объемов добычи нефти и газа, повышение конкурентоспособности и внедрение передовых технологий и др.
  6. Формирование индустриальной технологической стратегии.
  7. Диверсификация производства. Целью этого является Формирование экспортоориентированного промышленного комплекса страны, базирующейся на производстве продукции преимущественно из отечественных минерально-сырьевых ресурсов и продукции производственно-технического назначения. Развитие машиностроительных производств, ориентированных на нужды отечественных производителей. Подготовка и расширение рынков сбыта казахстанской продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[28.02.2003]

Комментарий Министерства экономики  и бюджетного планирования к краткосрочному прогнозу важнейших макроэкономических показателей

По  уточненной оценке республиканского Агентства  по статистике, темп роста валового внутреннего продукта за 2002 год составил 9,5 процента против прогнозной оценки 7 процентов. Высокие темпы экономического роста обеспечены в основном за счет опережающего роста объемов товаров и услуг в реальном секторе экономики: производство товаров увеличились на 13, услуг — на 9,3 процента.

Рост объема промышленной продукции в 2002 году составил 9,8 процента к аналогичному периоду  прошлого года. Ранее он планировался в 7 процентов. Причиной повышения является увеличение темпов роста на 14,7 процента в горнодобывающей промышленности, а в обрабатывающей — на 7,7 процента. Индекс потребительских цен в среднем за год вырос на 5,9 процента, что на 0,7 процента ниже показателя прошлого года.

Поступления в  государственный бюджет 2002 года составили 821,2 миллиарда тенге и исполнены на 106,1 процента к годовому плану. В том числе доходы — 807,8 миллиарда тенге, из них налоговые поступления — 750,8 миллиарда тенге, неналоговые — 47,6 миллиарда тенге, доходы от операций с капиталом — 9,5 миллиарда тенге, возврат кредитов — 13,3 миллиарда тенге.

Расходы государственного бюджета за 2002 год с учетом ожидаемых  в счетный период составят 830,8 млрд. тенге и будут исполнены на 94,1 % к годовому плану, в том числе  затраты — 797,1 миллиарда тенге, кредиты  — 33,7 миллиарда тенге. Превышение суммы расходов над общей суммой поступлений за отчетный период ожидается в размере 9,6 миллиарда тенге.

В 2003 году поступления  ожидаются в объеме 914 миллиардов тенге, в том числе налоговые  поступления — 841,9 миллиарда тенге, неналоговые поступления — 53,1 миллиарда тенге, доходы от операций с капиталом — 9,4 миллиарда тенге. По оценке, в нынешнем году рост поступлений доходов в государственный бюджет против их запланированного объема составит 3,8 процента.

В первом квартале 2003 года ожидается сохранение тенденций устойчивого развития экономики. Ситуация на мировых товарных рынках сырья будет благоприятной. Из-за возрастающего спроса продолжится повышение цен на черные и цветные металлы.

Предполагается  увеличение внутреннего спроса в результате роста реальных доходов населения на 8,5—9,4 процента, сокращение уровня общей безработицы до 10,3 процента. Рост реальных доходов населения приведет к расширению внутреннего спроса и сбережений. Рост сбережений в свою очередь будет способствовать увеличению кредитного портфеля банков второго уровня, что явится дополнительным трансфертом для расширения инвестиционного спроса. Намерения иностранных инвесторов в первом квартале текущего года останутся на прежнем уровне, основная часть средств будет направлена на развитие добычи и транспортировки нефти и газа, производство черных и цветных металлов. Рост инвестиций будет достигнут в основном за счет собственных средств предприятий и организаций и рационального использования инвестиционных ресурсов накопительных пенсионных фондов. В первом квартале произойдет увеличение инвестиций в основной капитал, по оценке, на 9—11 процентов. Это позволит обновлять основные производственные фонды ускоренными темпами, одновременно решая задачу повышения их качества и модернизации.

Ожидается рост положительного сальдо торгового баланса (ФОБ) в результате дальнейшей политики импортозамещения, обеспечения эффективного обменного курса валюты, роста  экспорта нефти в связи с возрастающим спросом мирового рынка на эту  продукцию.

По оценке, инфляция в первом квартале не превысит 6 процентов  к соответствующему кварталу минувшего  года.

Ставка рефинансирования сохранится на уровне четвертого квартала 2002 года (7,5 процента), условия для  кредитования экономики останутся  благоприятными.

Численность занятого населения несколько увеличится.

Проведение  всех вышеперечисленных мероприятий, позволяющих увеличить производство и потребление на внутреннем рынке, обеспечит, по оценке, прирост валового внутреннего продукта в первом квартале 2003 года на 9,2 процента по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Как показывает анализ факторов роста экономики  в первом квартале 2003 года, проведенный  на основе использования совокупного  спроса в приросте валового внутреннего  продукта (9,5 процента), на частное потребление приходится 6,2 процента, расходы государственного потребления — 0,7 процента, инвестиции в основной капитал — 2 процента, чистый экспорт товаров и услуг — 0,3 процента, прочее — 0,3 процента.

Рост объема промышленного производства ожидается на 7—8 процентов, в том числе в горнодобывающей промышленности — на 9—10 процентов, обрабатывающей — на 8—10 процентов. Горнодобывающая промышленность в первом квартале 2003 года получит развитие в основном за счет роста добычи нефти и природного газа на 12 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Приоритетным  направлением в нефтеперерабатывающей  промышленности станет глубокая и комплексная  переработка нефти по современным  технологиям. Объем переработки  нефти в первом квартале 2003 года составил 1,8 миллиона тонн, или 104,6 процента к уровню первого квартала года минувшего.

Объем переработки  сельскохозяйственных продуктов увеличится на 14,5 процента. В сельском хозяйстве  в первом квартале ожидается увеличение объема валовой продукции против прошлогоднего уровня (103—104,9 процента), что объясняется ростом поголовья скота и птицы и увеличением их продуктивности.

ВВП на душу населения  в первом квартале 2003 года может  составить 383 доллара.

В целом в 2003 году прогнозируется увеличение валового внутреннего продукта на 6—7 процентов, промышленного производства — на 7—8 процентов, инвестиций — на 13—15 процентов, грузооборота — на 3—5 процентов. Объем валовой продукции сельского хозяйства может сократиться и составит 96,6 процента от уровня 2002 года.

Важнейшие макроэкономические показатели социально-экономического развития Республики Казахстан 

Показатели

отчет 2002 г.

прогноз I квартал 2003 г.

прогноз II квартал 2003 г.

2003 г.

Валовой внутренний продукт, в % к соответствующему периоду предыдущего года с начала года с нарастающим итогом

109,5 
109,5

109,1 
109,1

108,3 
108,9

106,5—107,0 
106,5—107,0

Индекс потребительских  цен, в % в среднем за период к декабрю  предыдущего года

105,9 
106,6

105,6 
102,4

105,1 
101,4

105,9—106,4 
105,3

Индекс цен производителей промышленной продукции на конец  периода, в %

111,9

101,5

101,0

108,6

Мировая цена на нефть (смесь  Брент), долларов США за баррель

25,1

29,0

23,0

21,2

Курс тенге к доллару  США на конец периода

153,5

153,7

155,1

158,0

Объем промышленной продукции, в % к соответствующему периоду предыдущего  года

109,8

111,2

109,4

107,1

Производство важнейших  видов промышленной продукции в  натуральном выражении: 
 
нефть сырая, тыс. тонн к соответствующему периоду прошлого года, %

42 037,0 
117,9

11 000,0 
112,8

11 500,0 
114,9

48 700,0 
109,5

электроэнергия, млн. кВт-ч

58 475,0

16 500,0

14 000,0

61 500,0

Объем валовой продукции  сельского хозяйства, в % к соответствующему периоду предыдущего года

102,7

104,9

103,5

96,6

Грузооборот, в % к соответствующему периоду предыдущего года в том числе железнодорожный транспорт

97,9 
97,8

111,0 
111,4

108,7 
109,9

105,7 
106,4

Объем услуг связи, в % к соответствующему периоду предыдущего  года

118,0

117,5

117,5

118,4

Инвестиции в основной капитал, в % к соответствующему периоду предыдущего года

119,0

110,6

110,2

120,0

Поступления в госбюджет, млрд. тенге 
Доходы, млрд. тенге 
Налоговые поступления, млрд. тенге 
Неналоговые поступления, млрд. тенге 
Доходы от операций с капиталом, млрд. тенге

821,2 
807,8 
750,8 
47,6 
9,5

255 
254,5 
236,9 
16,7 
0,9

426,6 
424,4 
402,0 
20 
2,1

914 
904,4 
841,9 
53,1 
9,4

Расходы и кредитование госбюджета млрд. тенге

830,8

-

-

996,8

Дефицит (профицит) госбюджета, млрд. тенге

9,6

-

-

82,8

Экспорт*, млн. долларов США

3 087**

2 580,0

2 389,0

10 333,0

Импорт*, млн. долларов США

2 035**

1 753,0

2 013,0

8 111,0

Сальдо текущего счета  платежного баланса, млн. долларов США

205**

211,0

-363,0

-603,0

Среднемесячный размер заработной платы, тенге

20 360,0

21 600,0

23 500,0

23 800,0

Среднемесячный размер пенсий, тенге

5 842,0

6 271,0

6 483,0

6 429,0

Реальное изменение  заработной платы, %

111,1

106,9

108,8

106,5

Информация о работе Инвестиция и ее экономическая сущность