Инвестиция и ее экономическая сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Инвестиции – относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось только одно понятие “капитальные вложения”, под которым понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.

Содержание

Глава 1. ИНВЕСТИЦИИ, ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ,
КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА ...…........................... 2
1.1. Инвестиции как экономическая категория и их роль в развитии макро и микроэкономики .....................……………........…..................... 2
1.2. Классификация инвестиций и их структура .................................... 10

Глава 2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РК.........................17
2. 1. Инвестиционная деятельность в РК ................................................ 17
2. 2. Иностранные инвестиции в РК......................................................... 19
2. 3. Инвестиционная политика предприятия в РК, ее сущность и роль………………………………………………………………………...22
2. 4. Принципы стратегии экономического роста РК до 2030 года ...... 24

Глава 3. КОММЕНТАРИЙ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ И БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ К КРАТКОСРОЧНОМУ ПРОГНОЗУ ВАЖНЕЙШИХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ…………………………………………………………27
3. 1. Важнейшие макроэкономические показатели социально-экономического развития Республики Казахстан………………………………………………………30
4. Инвестиции- условие развития региона……………………….32

Список использованной литературы ..................................................…..38

Работа содержит 1 файл

Курсовая бекира - Инвестиции.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

Под структурой инвестиций по источникам финансирования соответственно понимаются их распределение и соотношение в разрезе источников финансирования. Совершенствование этой структуры инвестиций заключается в повышении доли внебюджетных средств до оптимального уровня. На основе динамики изменений по годам можно представить и проанализировать те изменения, которые произошли под влиянием  таких факторов, как в негативных так и в позитивных отношениях. (Например, все большую роль, как источник финансирования стали играть амортизационные отчисления).

Эффективность использования инвестиций на предприятии, его финансовое положение также  в значительной  мере зависят  от их структуры на предприятии. Под  общей структурой инвестиций на предприятии  понимается соотношение между реальными  и портфельными инвестициями в их общей сумме. Ее  совершенствование заключается в том, чтобы получить максимум отдачи как от портфельных, так и реальных инвестиций. Это означает, что доля инвестиций в наиболее эффективные проекты должна стремиться к максимуму. В современных условиях важное значение для предприятий имеет как структура реальных, так и структура портфельных инвестиций. Под структурой портфельных инвестиций понимаются их распределение и соотношение по видам ценных бумаг, приобретаемых предприятием, а также по вложениям в активы других предприятий.

В данный момент, когда  доля государственных инвестиций резко  снижается, а доля инвестиций предприятий  в общей их величине увеличивается, общая эффективность инвестиций все в большей мере зависит  от эффективности их использования непосредственно на предприятии, а, по сути, от общей структуры инвестиций на предприятии.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод – анализ структуры инвестиций по различным  направлениям имеет научное и  практическое значение. Практическая значимость данного анализа заключается в том, что он позволяет определить тенденцию изменения структуры инвестиций и на этой основе разработать более действенную и эффективную инвестиционную политику. Теоретическая значимость анализа структуры инвестиций заключается в том, что на основе этого анализа выявляются новые факторы, ранее не известные, влияющие на инвестиционную деятельность и эффективность использования инв

естиций, что также  очень важно для разработки инвестиционной политики.

 

 

Глава 2
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РК

 

 

2. 1. Инвестиционная  деятельность в РК.

 

 

В процессе перехода  Республики Казахстан на рыночные отношения  параллельно создавалась и нормативно – законодательная база в области  инвестиций.

28 февраля 1997 года №75- 1  ЗРК вышел Закон “О государственной поддержке прямых инвестиций”, в котором регулировались отношения, возникающие в процессе поддержке прямых инвестиций в РК, и в котором определялся единственный государственный орган, уполномоченный осуществлять государственную поддержку и представлять РК – “Агентство РК по инвестициям”, председатель которого назначается и освобождается от должности только Правительством РК.

Кроме того 5 апреля 1997 года  №3444 Указом Президента  “Об утверждении  перечня приоритетных секторов экономики для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций “, был определен список наиболее приоритетных и важных производств для привлечения инвестиций до 2000 года . В частности, такие отрасли как:

1. Производственная инфраструктура.

2. Обрабатывающая промышленность.

3. Объекты г. Акмолы.

4. Жилье, объекты социальной  сферы и туризма.

5. Сельское хозяйство.

Указом Президента РК от 6 марта 2000 года №349 были утверждены правила предоставления льгот и  преференций при осуществлении  инвестиционной деятельности.

Но иностранных предпринимателей не устраивала неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы хозяйственной  деятельности, действовавшая система  бухгалтерского учета и отчетности, высокий уровень налогообложения ( несовершенство налоговой системы в РК) и ее изменчивость, дороговизна кредита, коррупция чиновников и самоуправство местных властей, криминал в экономике, отсутствие гарантий безопасности и несоответствие бухгалтерского учета международным стандартам. Все это сыграло и большую положительную роль.

Так как бухгалтерский  учет – это международный учет бизнеса, то его надо было в первую очередь усовершенствовать и  привести к международному образцу, так как действующий  до 1996 года в РК не соответствовал этому.

Первым и важным этапом реформирования системы бухгалтерского учета было отменено старое положение и Указом Президента имеющим силу Закона, 26 декабря 1995 года №2732 было введено новое Положение  о бухучете и отчетности с 1 января 1996 года, которое регулировало систему бухгалтерского учета и финансовую отчетность. Кроме того Национальная комиссия по бухучету была преобразована в Департамент бухгалтерского учета и аудита при Министерстве финансов  Республики Казахстан. Был принят и введен с 1 января 1997 года новый Генеральный план счетов хозяйственно-финансовой деятельности, на основе разработанных к нему Стандартов и Методических указаний к ним – все это позволило приблизить систему бухгалтерского учета к международному уровню.

Следующим этапом было совершенствование  налоговой системы, так как все налоги в конечном итоге отражаются на финансовом результате – чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и которая является одним из источников для осуществления инвестиций.

В РК был принят новый  налоговый кодекс, который разработан в области налогообложения с учетом лучших наработок в этой области как в нашей республике так и за рубежом, что несомненно улучшило правовую базу налогообложения.

Закон РК “О налогах и  других обязательных платежах в бюджет”  № 2235 от 24 апреля 1995 года, предусмотрел в основном одинаковые ставки налогов как для резидентов так и для нерезидентов и других инвесторов.

На улучшение инвестиционной деятельности влияет также и уровень  развития малого и среднего бизнеса  в республике., так как экономика  любого государства не может нормально функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса, причем малый бизнес играет все возрастающую роль в экономике республики. Поэтому было принято ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение и защиту среднего и малого бизнеса ( на поддержку малого предпринимательства).

Но эффективное использование  инвестиционных ресурсов не мыслимо  без Рынка ценных бумаг и в  частности – Фондового Рынка, который в Казахстане по сути отсутствует, а значит, это является еще одной проблемой которую необходимо решить.

И вот, в целях реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ Президента РК, в котором была принята программа действий и  в том числе в области инвестиционной политики, определены цели и приоритеты. В Указе рассмотрены вопросы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике в условиях рыночной экономики, (наряду с экономическими и соц.вопросами), а также освещены вопросы, связанные с обеспечением эффективной защиты иностранных инвестиций. В разделе “Благоприятный инвестиционный климат” принято решение о ускоренном развитии Фондового Рынка, защите и поддержке малого бизнеса, и др.

Таким образом, в политическом и правовом плане в Республике Казахстан создан весьма благоприятный инвестиционный климат.

 

2.2. Иностранные  инвестиции в РК.

 

 

Иностранные инвестиции играют очень важную роль в экономике  любого государства или отдельной  республики. Уже не первое десятилетие  прямые иностранные инвестиции растут быстрее, чем международная торговля. Основными инвесторами, вложившими в экономику Республики Казахстан свои капиталы являются такие крупные страны как США, Германия, Великобритания, Япония, Южная Корея, Франция и др. Эти страны не только оживляют инвестиционный климат в РК, но и  помогают развитию отечественной экономики.

Иностранные инвестиции разделяют на государственные и  частные.

Под государственными инвестициями понимаются главным образом займы, кредиты, которые одно государство или группа государств предоставляют другому государству и которые регулируются международными соглашениями, к которым применяются нормы международного права.

Под частными инвестициями понимают инвестиции, осуществляемые частными предприятиями, гражданами одной страны в предметы инвестиций, расположенные на территории другой страны.

Иностранные инвесторы  имеют право на осуществление  инвестиций в РК в следующих формах:

  1. Долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с казахскими юридическими лицами и гражданами РК.
  2. Учреждение предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам.
  3. Приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, государственными предприятиями.
  4. Приобретение иных имущественных прав и другое.

Основной формой является долевое участие в создании совместных и зарубежных предприятий.

В соответствии с действующим  законодательством РК иностранные  инвесторы на территории РК  обеспечиваются полной и безусловной правовой защитой.

Так, принятый 27 декабря 1994 года № 266 – XIII “Закон об иностранных инвестициях” определяет правовые и экономические основы привлечения иностранных инвестиций в экономику РК, закрепляет государственные гарантии и защиту иностранных инвестиций. Предприятия с иностранным участием могут создаваться в форме хозяйственного товарищества, акционерного общества, а также иных формах (кооперативы), не противоречащих законодательству РК. Предприятия с иностранным участием учреждаются в таком же порядке,  в каком учреждаются юридические лица.

Иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты и виды деятельности, не запрещенные для таких инвестиций законодательством РК.

В соответствии с Законом  “Об индивидуальном предпринимательстве”, принятым 19 июня 1997 года иностранные  организации могут быть субъектами малого предпринимательства,

т. е. Численность работающих в этих фирмах не более 50 человек  и стоимость активов за год  не более 60 тысяч месячных расчетных  показателей.

Принятие Закона об инвестициях  способствовало привлечению иностранных  инвестиций в экономику РК, что оказало влияние на повышение производительного потенциала и послужило важным инструментом в передаче технических и управленческих навыков из – за границы.

Взносы в уставный капитал иностранными инвесторами  могут вноситься в установленном законодательством РК порядке в виде зданий, сооружений, оборудования и других материальных ценностей, право пользования землей, водой и другими природными ресурсами, а также иными имущественными правами, включая право на интеллектуальную собственность.

В целях упорядочения заключения контрактов с иностранными инвесторами установлены единые правила, понятия и процедура оформления контрактов, что нашло отражение в Постановлении № 1 – 206 от 21 марта 1997 года “Об утверждении Рамочного контракта о государственной поддержке и предоставления мер стимулирования инвестору осуществляющему инвестиционную деятельность в приоритетные сектора экономики РК”.

Согласно данным Нацстатагенства  в 1998 году в РК действовало 1475 предприятий  с иностранным участием из которых почти 60 % в форме совместных предприятий.

В привлечении прямых иностранных инвестиций в 1998 году лидировала нефтегазовая отрасль (64, 9 % ), вторым идет энергетический комплекс (8, 7 %).

Среди стран – доноров  в период с 1995 – 1997 года лидировали Великобритания, Южная Корея, Япония, США. А уже в первой половине 1998 года стали преобладать инвестиции США (19, 5 %), а Южнокорейские корпорации стали наоборот сокращать сферы своей деятельности.

 Доля иностранных  инвестиций в основной капитал  РК возросла с 1% в 1994 году до 20 % в 1997 году.

Между тем потребность  РК в притоке иностранных инвестиций очень велика. Только в ключевые отрасли промышленности требуется  десятки миллиардов долларов (обрабатывающая, топливная, металлургическая).

Большой круг инвестиционных проблем в легкой и пищевой промышленностях, а также в сельском хозяйстве.

Предполагается, что в 2001 году РК получит прямых инвестиций на общую сумму  около 2, 5 миллиарда  долларов. А объем иностранных  инвестиции к 2001 году составит не меньше, чем 1, 5 – 2 миллиарда долларов.

Иностранные инвестиции не могут быть национализированы, экспроприированы или подвергнуты иным мерам, имеющим  такие же последствия, как национализация или экспроприация, за исключением  случаев, когда такая экспроприация  осуществляется в общественных интересах, с соблюдением надлежащего законного порядка и производится без дискриминации с выплатой немедленной адекватной и эффективной компенсации.

 

 

 

 

 

 

2. 3. Инвестиционная  политика предприятия в РК, ее  сущность и роль.

 

 

Инвестиционная деятельность предприятия находится в прямой зависимости от экономической, в том числе и инвестиционной политики. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решения многих социальных проблем.

Инвестиционная политика – это комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий  для всех объектов хозяйствования с  целью оживления инвестиционной деятельности.

В общем плане государство  может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов:

  • кредитно – финансовой и налоговой политики;
  • предоставления самых различных налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на развитие производства и техническое перевооружение;
  • амортизационной политики;
  • путем создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций;
  • научно – технической политики и другое.

Информация о работе Инвестиция и ее экономическая сущность