Инвестиционный потенциал

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:33, контрольная работа

Описание работы

Инвестиционный потенциал представляет собой качественную характеристику, учитывающую основные макроэкономические характеристики в виде суммы объективных предпосылок для инвестиций и зависящую как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от экономического развития региона.
Исследования показывают, что наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала вносят факторы, накопленные в процессе длительной хозяйственной деятельности, такие, как инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Инвестиционный потенциал экономических систем……………………4

Калининградская область как регион с «пониженным потенциалом и высоким инвестиционным риском»…………………………………….12

Инвестиционный потенциал Калининградской области заинтересовал крупнейший банк Китая…………………………………………………13

Заключение………………………………………………………………14

Список литературы………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

Инвестиционный потенциал экономических систем3.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

      По данным журнала «Эксперт» по состоянию на 1998 г. На территории РФ сформировались две зоны с наиболее благоприятными условиями инвестирования. Первая из них представляет собой полосу из 10 регионов северо-запада и центральной части России, ограниченную мегаполисами Москвы и Санкт - Петербурга и ориентированную на страны ЕС. Вторую зону составляют регионы Сибири и Дальнего Востока (Приморский край, Амурская область, Иркутская область и др.), ориентированные на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

     При всей известности и распространенности применения указанной методике оценки рейтинга инвестиционной привлекательности регионов, нельзя не отметить её некоторый схематизм и формальный характер. Составляющие инвестиционного потенциала региона, как и , собственно , его интегральный показатель, определяются обезличенной точечной числовой оценкой, отражающей место данного региона в ряду двух субъектов РФ, что не даёт достаточных оснований для конструктивных выводов и предложений по совершенствованию инвестиционного климата региона. В целом методика определения региональных рейтингов  в своей основе очевидно нацелена на использование полученных результатов портфельными инвесторами для игры на фондовом рынке и в меньшей степени может быть использована для оценки эффективности направления инвестиций в реальный сектор экономике, где требуются углублённый анализ показателей на микроуровне. Конечно же, данная методика носит узкоцелевой характер и может служить только предварительным ориентиром для выбора приложения капитала.

      Международный опыт свидетельствует: чем более экономически развита страна, тем выше доля бюджетных фондов региона в общем объёме ресурсов государства. Так, в Португалии она составляет 3% ВВР, тогда как в Норвегии -15, а в Швеции и Дании – свыше 30%.

      В рамках современны социально ориентированных моделей рыночной экономике возникает тенденция к переходу экономических регионов к общественно-экономическому плановому самоуправлению. Основой такого социально-ориентированного развитие является региональное финансовое планирование, осуществляемого на основе  индикативных подходов и составление балансовых моделей. В зависимости от сложившихся и перспективных экономических задач экономические органы определяют общий баланс денежных расходов и доходов региона с разбивкой по годам. Значительная часть затрат регионального бюджета носит инвестиционный характер, в частности, к ним относятся строительство объектов социальной инфраструктуры и приобретения для неё оборудования.

Такие инвестиции обеспечивает расширенное производство социально-демографической основой промышленного развития. Многие объекты производственной инфраструктуры, включая строительство дорого, хранилищ ит.д., также финансируются, как было отмечено выше, за счёт целевых фондов и специальных отчислений предприятий, размещённых в данном регионе. Формирование этих фондов осуществляется, прежде всего, в рамках регионального бюджета. К ним относятся все инвестиционные фонды, а также кредиты, субсидии из регионального бюджета. Хотя в целом доля таких фондов не  велика, но в большинстве стран она растёт . Так, региональные инвестиционные программы АО Франции составляли в 1970г. 10,5% ВВП, а в 1988 г. – 11,2%. Прямая и косвенная помощь из бюджета региона на стимулирование хозяйственной деятельности предприятий увеличилась за этот же период вдвое: с 4,4 до 8,8 млрд. франков. Такие льготы являются существенным рычагом регулирования местными властями развития регионального производства.

     Все регионы России крайне заинтересованы в привлечении на свою территорию прямых инвестиций и предпринимают для этого значительные усилия. Заинтересованность региональных властей в привлечении прямых инвестиций носит прагматичную природу: обеспечение занятости и роста благосостояния населения, развитие экономической инфраструктуры, увеличение бюджетных доходов, насыщение местного потребительского рынка и пр.

      В экономической теории прямые инвестиции представляют собой обретение длительного интереса резидента одной страны (прямого инвестора) в предприятиях-резидентах другой страны. При этом движущем мотивом инвестора является стремление разместить  капитал в той стране и в той отрасли, где они будут приносить максимальную прибыль и диверсифицировать риск. Ввиду огромных различий в экономическом, сырьевом и производственном потенциале регионов России задачи оптимального размещения капитала усложняются. В этой связи региональные власти должны разработать и осуществить на практике комплексные мероприятия, которые непосредственно обеспечат приток прямых инвестиций на их территорию.

      Региональные власти могут использовать различные механизмы прямых инвестиций. Условно их можно разделить на следующие группы:

  • Государственная поддержка прямых инвестиций на региональном уровне;
  • Создание особых (специальных) экономического и технического развития;
  • Финансовая поддержка и содействие инвестиционной деятельности;
  • Создание регионального агентства по инвестиционной политике;
  • Создание дополнительных побудительных механизмов для потенциальных инвесторов, конкурентных по отношению к другим регионам;
  • Создание эффективной информационной системы для инвесторов;
  • Мероприятия по созданию благоприятного имиджа региона в глазах потенциальных инвесторов.

Государственная поддержка  прямых инвестиций может осуществляться региональными властями на основе следующих  механизмов:

  • Предоставление бюджетных гарантий.
  • Страхование зарубежных инвестиций.
  • Урегулирование инвестиционных споров
  • Административная и конструктивная поддержка.

    Создание специальных  экономических зон экономического  и технологического развития  является в соответствии с  мировой практикой одним из  наиболее привлекательных механизмов  привлечения прямых инвестиций. Как правило, в особых экономических зонах инвесторам предлагается удобная и практичная экономическая производственная инфраструктура для развития любых или определённых видов предпринимательской деятельности, а именно:

          - квалифицированная рабочая сила, включая инженерно-технический, исследовательский и научный персонал;

- подготовленный офисный  персонал;

-наличие развитых  транспортных коммуникаций и  современных средств и сетей связи;

          - финансовые учреждения (банки, страховые  компании и т.д.);

         - облегчённый режим регистрации предприятий;

          - благоприятная долевая атмосфера,  нацеленная на поддержку предпринимательства;

          - привилегированный режим для  дополнительной мотивации инвесторов (налоговые льготы, гарантии, прямая  финансовая поддержка и т.д.).

      Спектр возможных вариантов особых экономических зон применительно к условиям России может быть весьма обширен: от экспортоориентированных зон до технополисов и парков высоких технологий. На протяжении девяностых годов в России уже создан ряд экономических зон, характеризуемых различными вариантами режимов свободной таможенной зон и ориентацией на экспорт или импортозамещение. В наибольшей степени известностью пользуются Особая экономическая зона в Калининградской области, свободная экономическая зона в г.Находка, комплекс локальных экономических зон в Санкт - Петербурге. В 1999 г. Федеральным законом учреждена Особая экономическая зона в Магаданской области.

      В целом, следует отметить, что, не смотря на усилия Правительства РФ, направленные на стимулирование развития особых экономических зон на территории России, до сих пор не выработана единая комплексная концептуальная основа  их формирования.

      Финансовая поддержка и содействие со стороны региональных властей инвесторам, осуществляющим прямые инвестиции, могут в значительной степени усилить конкурентоспособность территории в борьбе за привлечение инвестиций. Инструментарий финансовой поддержки и содействия на региональном уровне, как правило включает в себя:

     - участие  в финансировании проектов и обеспечение финансовых гарантий за счёт регионального бюджета развития;

     - содействие  организации консорциумов для  финансирования крупных инвестиционных  проектов;

     - содействие  созданию региональных финансово-промышленных  групп;

     - внешние займы ( в случае государственных проектов);

     - поддержка  малого и среднего бизнеса  в рамках принятых региональных  программ.

       Региональный бюджет развития может стать важным механизмом для стимулирования инвестиционной деятельности на территории региона. Особенности его формирования и действия изложены ниже .

      Создание специальных побудительных механизмов для потенциальных интересов имеет целью повышения конкурентоспособности территории по отношению к другим регионам России в части привлечения прямых инвестиций.

      Чёткая структуризация побудительных мотивов  и доведение их до сведения потенциальных прямых инвесторов в ходе активных PR-компаний по продвижению имиджа региона значительно облегчает привлечение финансовых средств. В то же время, соревнуясь за привлечение прямых инвестиций , регионы идут на множество уступок  финансового и нефинансового характера. Эта не вполне добросовестная и несистемная конкуренция носит непродуктивный характер, непосредственно отражается на состоянии доходной части регионального бюджета и ведёт к искажению рыночного пространства страны и массовому уклонению хозяйствующих субъектов от налогов.

      Наибольший эффект для привлечения в регион прямых инвестиций может принести «интегрированный пакет» побудительных механизмов, сопровождаемый определенными ограничениями ( например:  минимальный уровень занятости, установленный уровень экспорта, участие в обучении персонала, установленный процентный минимум использования  местных компонентов и пр.). В состав «интегрированного пакета» следует включить:

     - ступенчатое построение налоговых льгот, ослабляющее их по мере окупаемости проекта;

     - быстрое  уменьшение стоимости активов  (ускоренная амортизация) в соответствии  с международными стандартами;

     - особый таможенный режим для импорта оборудования и запасных частей, необходимых для функционирования  инвестиционного проекта;

     - помощь  со стороны региональных властей  в выборе удобных мест для  осуществления инвестиционных проектов (инженерные сети, транспортные коммуникации)

     - создание  регионального агенства развития, курирующего инвестиционные проекты  со стоимостью, превышающей определённую  сумму (например: 10 млн.долл. США)

     - поощрение  иностранных компаний, ведущих за  собой новых инвесторов;

     - особые  условия для прямых инвестиций в депрессивные районы (города) региона.

      Интегрированный пакет побудительных механизмов и ограничений должен быть понятен, стабилен и максимально доведён до сведения потенциальных инвесторов.

      Создание эффективной информационной системы для привлечения потенциальных инвесторов является одной из важных задач, обеспечивающих получение требуемого для территорий результата. Недостаточно создать выгодные условия для привлечения прямых инвестиций, необходимо чтобы информация достигла потенциальных инвесторов и вызвала у них интерес.

      Информационная система для привлечения потенциальных инвесторов должна удовлетворять следующим основным требованиям:

  • Адресность;
  • Полнота и актуальность;
  • Привлекательность.

Мероприятия по созданию благоприятного имиджа региона в глазах потенциальных инвесторов должны включать в сея комплекс практических действий по распространению коммерчески важных сведений о регионе, его рекламе и необходимому уровню консультирования на основе:

Сфокусированного подхода;

Жёсткого контроля за расходами;

Разумного делегирования  полномочий.

      Субъекты федерации могут задействовать в этих целях смежные направления региональной политики для повышения имиджа региона, например, культуру, историю, туризм.

      К числу основных предприятий по созданию благоприятного имиджа региона в глазах потенциальных инвесторов следует отнести:

     - тематические  семинары (выездные и региональные) по привлечению инвестиций в  экономику региона;

     - научно-практические конференции по определению перспективных способов привлечения инвестиций в регион;

     - целевые рекламные компании в СМИ (с стране и за рубежом);

    - непосредственные  контакты с главным редактором агенств новостей и телеканалов (в стране и за рубежом);

     - проведение  «инвестиционных» туров по территории  региона для групп потенциальных  инвесторов;

     - создание  представительств региональной  исполнительной власти в ключевых  регионах и странах – источниках  потенциальных инвестиций;

     - участие в международных выставках и ярмарках торговых;

    - «раскручивание»  положительного образа Регионального  агенства развития (торговая марка,  корпоративная культура, нацеленность  на конкретного инвестора и  т.д.).

     Для финансирования крупных инвестиционных объектов, особенно в сфере экономической инфраструктуры, региональным властям следует инициировать формирование региональных, национальных  и международных консорциумов, что позволяет диверсифицировать риски и привлечь для финансирования проекта крупные ресурсы. В некоторых регионах России наблюдается процесс формирование региональных ФПГ. В ряде случаев этот процесс инициируется и поддерживается региональными властями. Объединение в ФПГ части региональных предприятий помогает сосредоточить управление диверсифицированным производством, улучшить инвестиционные потоки, сосредоточить финансовые операции в центральной компании, проводя согласованную коммерческую деятельность. В результате появляется возможность производства конкурентоспособной продукции на мировом уровне за счет модернизации и совершенствования производственных мощностей.

Информация о работе Инвестиционный потенциал