Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:33, контрольная работа
Инвестиционный потенциал представляет собой качественную характеристику, учитывающую основные макроэкономические характеристики в виде суммы объективных предпосылок для инвестиций и зависящую как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от экономического развития региона.
Исследования показывают, что наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала вносят факторы, накопленные в процессе длительной хозяйственной деятельности, такие, как инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения.
Введение……………………………………………………………………3
Инвестиционный потенциал экономических систем……………………4
Калининградская область как регион с «пониженным потенциалом и высоким инвестиционным риском»…………………………………….12
Инвестиционный потенциал Калининградской области заинтересовал крупнейший банк Китая…………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………14
Список литературы………………………………………………………16
Содержание
Введение
Инвестиционный потенциал представляет собой качественную характеристику, учитывающую основные макроэкономические характеристики в виде суммы объективных предпосылок для инвестиций и зависящую как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от экономического развития региона.
Исследования показывают, что наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала вносят факторы, накопленные в процессе длительной хозяйственной деятельности, такие, как инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения.
Инвестиционный потенциал региона складывается из следующих основных частных потенциалов (каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей):
- ресурсно-сырьевого
(средневзвешенная
- трудового (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);
- производственного (совокупный
результат хозяйственной
- инновационного (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе);
- институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
- инфраструктурного (экономико-
- финансового (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона);
- потребительского (совокупная
покупательная способность
Инвестиционный
потенциал экономических
В экономике общественное разделение труда является общим условием и формой проявления развития производительных сил.
Наиболее общими формами разделения труда являются:
а) отраслевое
или частное, связанное с
б) территориальное разделение труда, обусловленное особенностями условий производства, связанными со спецификой той или иной территории.
Территориальное разделение труда основывается на разделении синтетического процесса труда на конкретные виды и подвиды и на их закреплении за отдельными предприятиями. В соответствии с рыночными механизмами развитие конкретных производств происходит в определённых географических районах мира или отдельных стран, обладающих необходимыми , достаточными и наиболее благоприятными именно для данного направления производства условиями, в результате закрепляются за тем или иным регионом. На первом этапе естественной и объективной базой такого закрепления является сложный взаимоувязанный комплекс территориальных природных , географических и социально-экономических условий, к которым в первую очередь стоит отнести :
- ресурсно-сырьевое
обеспечение производственных
- производственные
мощности, включая технологии и
наличие квалифицированной
- инфраструктурное развитие территорий в части отраслей энергетики, транспорта и связи;
- потребительский спрос, финансовые ресурсы и пр.
Такого рода внешние по отношению к самому феномену производственного процесса экономические факторы имеют ту же основу, что и закрепление отдельных видов конкретного труда за отдельными производствами. Для того, чтобы территориальное разделение труда получило внутренние импульсы, самодостаточные мотивы развития, необходимо обретение им собственного, отличного от отраслевого разделения труда содержания. Именно эти , непроизводственные экономические факторы во многом устанавливаются институциональной и экономической деятельностью государств или их отдельных регионов, на основе постановки ими проблем территориального планирования и правления экономическим развитием исходя из внутренних целей и движущих факторов данной территориальной ячейки. В этих рамках отраслевое и территориальное разделение труда обусловливают и взаимодополняют друг друга. Взаимообусловленное движение этих двух наиболее общих форм разделения труда является постоянной основой развития производственных сил как в мировом, так и государственном масштабах.
Уже начиная
с 70-х годов в развитии
Обособляющиеся в процессе территориального разделения труда элементы национальных или мировой экономических систем представляют собой объективно формирующиеся регионы, система которых задает территориальную или региональную структуру экономики в отличие от отраслевой (технологической) классификации.
Под термином «регион» в современной экономической науке понимается достаточно широкий экономических объектов от международных систем (пример: страны Азиатско-Тихоокеанского региона, регион Балтийского моря) до территориальных образований отдельных государств (пример: Дальневосточный регион, Северо-Кавказский регион и т.д.). Применительно к данному исследованию в качестве базового примем следующее определение. (Н.В. Федоров, Л.П. Кураков. Прогнозирование социально-экономического развития регионов РФ. - М.: Пресс-сервис, 1998): « под регионом РФ понимается часть её территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально- культурных и иных условий. Регион не обязательно должен совпадать с границей субъекта Федерации – в ряде случаев он может объединять территории нескольких смежных субъектов».
В то же время региональная экономика как новое направление в современной науке в своей основе ориентируется на выделение региональных экономических систем, образующих материальную основу территориального разделения труда, на следующем этапе саморазвития регионов как частей мирового и народнохозяйственного комплекса во всех их внутренних и внешних взаимосвязях в соответствии с целями и задачами общественного развития экономики в мировом и страновом масштабах.
Целями и задачами региональной политики, ее формы и методы в различных государствах, а тем более в межстрановых объединениях могут значительно различаться и варьировать в значительных пределах.
Наряду с макроэкономическим регулированием инвестиционной деятельности на уровне государства и микроэкономическим характером принятия инвестиционных решений на уровне домохозяйств и предприятий 9фирм) очевидно, существует особый круг инвестиционных проблем мезоуровня, относящейся к компетенции территория (регионов). Очевидно, что возможно выделение в региональной инвестиционной политике общих черт, к числу которых следует отнести:
Выравнивание социально-
Максимальное использование и развитие имеющегося производственного, природно-ресурсного потенциала и культурно-демографических особенностей.
Создание оптимально
законодательного режима с учетом требования
экономического развития, экономического
баланса и обеспечения государс
Приоритетное развитие объектов и направления деятельности, имеющих особо важное значение для данного региона.
В соответствии с установленными региональными целями и задачами создаются соответствующие экономические механизмы, от эффективности которых в значительной степени зависит достижение поставленных целей в организации инвестиционных процессов.
Согласно распорядительной в последние годы и практически широко используемой в России методике определения рейтинга инвестиционной привлекательности регионов (журнал «Эксперт», консалинговое агенство «Эксперт география» ), среди главных составляющих инвестиционного климата выделяют:
1) инвестиционный
потенциал как сумму
2) инвестиционный
риск как вероятность потери
инвестиций или получения
3) инвестиционное законодательство, как основополагающую правовую базу ведения инвестиционной деятельности на федеральном и региональном уровнях.
При этом под инвестиционным потенциалом региона понимают объективные возможности данного региона, учитывающих основных макроэкономические параметры, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, производственной, экономической и социальной инфраструктурой и т.д.), потребительский спрос населения и др. В соответствии с методикой интегральный инвестиционный потенциал региона формируется, по крайней мере, из десяти частных потенциалов:
1) производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности предпринимательских структур и населения региона);
2) кадрового (наличие профессионального обученной рабочей силы и квалифицированного инженерно-технического персонала)
3) ресурсно-сырьевого (обеспеченность экономической деятельности в регионе балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
4) потребительского (совокупная покупательная способность населения)
5) инфраструктурного (уровень развития в регионе производственной, экономической и социальной инфраструктур);
6) институционального (обеспеченность развития региона необходимыми институтами рыночной экономике);
7) интеллектуального (образовательный уровень населения, масштабы введения в регионе НИОКР и др.);
8) Инновационного (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса и степень модернизации производства в регионе)
9) финансового (размеры налоговой базы, прибыльность предприятий, уровень доходов домохозяйств региона и т.д.);
10) локационного (экономико-географического положения региона относительно Москвы и Петербурга, главных транспортных коммуникаций, стран «нового» и «старого» зарубежья и т.д.).
Оценка
инвестиционного риска для
Наконец, инвестиционное законодательство региона как потенциал тесно увязано с принятыми и действующими специальными нормативными актами как федерального, так и субъектного уровня, регулирующими инвестиционную деятельность. В развитии принятых федеральными органами законов власти отдельных субъектов Федерации самостоятельно определяют возможность инвестирования в своих регионах или пользуются отдельными территориально ориентированными законодательными актами РФ.