Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 10:51, курсовая работа
Инвестиционный климат - важнейшая характеристика общественного развития, благополучия населения, процветания предпринимательства, общего доверия их к государству как гаранту надежности социальных и экономических институтов. Основными показателями инвестиционного климата являются экономические и политико-правовые параметры. Они отражают отношения доверия, уверенности в будущем, уровень благополучия - это важнейшие социальные характеристики национального здоровья и общественного развития. Сегодняшнее формирование благоприятного инвестиционного климата в государстве скажется на его будущем.
Существует также 3 подхода к оценке инвестиционного климата:
Первый подход – «суженный» (рис. 1.2) – базируется на оценке:
Рис.1.2. Суженный подход к оценке инвестиционного климата [5]
Сторонники этого подхода [3, 10, 12] в качестве основного показателя инвестиционной привлекательности принимают уровень прибыльности используемых активов, рассчитываемый по двум вариантам:
Этот
подход прост и универсален. Он учитывает
главную цель предпринимательской
деятельности – получение прибыли
и возврат вложенных средств.
Его можно использовать для исследования
инвестиционного климата в
Второй подход – «расширенный многофакторный». Его сторонники [2, 16, 18] основываются на оценке факторов, влияющих на инвестиционный климат. Среди них выделяются несколько групп факторов, характеризующих экономический потенциал, общие условия хозяйствования, рыночную среду в регионе, политические, социальные, социокультурные, организационно – правовые и финансовые факторы.
Отличительными особенностями многофакторного подхода являются:
- взаимосвязь
категорий инвестиционного
- связь
инвестиционного климата с
- упор
на объективный характер
- многоуровневый характер подхода.
Сводным
показателем многофакторной оценки
инвестиционного климата
- использование статистических данных, инвелирующих субъективизм оценок;
- дифференцированный подход к различным уровням экономики;
- стремление
обеспечить максимально
Третий подход – «рисковый». Его сторонники [2, 32, 39] в качестве составляющих инвестиционного климата рассматривают два основных понятия: инвестиционный потенциал и инвестиционные риски, или инвестиционные риски и социально – экономический потенциал.
Инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов (каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей). (рис 1.3).
Рис.1.3. Виды инвестиционного потенциала
Рейтинг
каждого региона оценивается
на основе всей группы показателей. Он
включает итоги оценки по каждому
блоку инвестиционного
Таким
образом, мы выявили, что существует
множество методов оценки инвестиционного
климата и каждый из них зависит
от цели исследования, от количества анализируемых
показателей и их качественных характеристик,
а также т выбора самих показателей.
Теперь попытаемся выяснить какую роль
играют региональные структуры в формировании
инвестиционного климата.
С.В Зенченко[10] в своей работе « Инвестиционный климат региона и методы его оценки» отмечает, что на региональном уровне инвестиционный климат проявляет себя через многосторонние отношения предпринимательских структур, банков, профсоюзов и других субъектов хозяйства и региональных органов власти. На этом уровне происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов как иностранных, так и отечественных инвесторов с региональной средой.
Инвестиционный климат
Т.А. Слепнева[26] одним из направлений инвестиционной политики считает создание имиджа региона (территории). В последнее время имиджу региона отводят все большую роль, и поэтому важным направлением деятельности региональных властей, особенно при формировании благоприятного инвестиционного климата, является презентация региона. Эта деятельность предполагает:
– разработку и издание различных материалов о регионе (рекламные проспекты на русском и иностранных языках; информационные брошюры о предприятиях, организациях и институтах рыночной инфраструктуры; специальные издания, содержащие информацию о крупных проектах, требующих инвестиций, и т. п.);
– проведение различных мероприятий, способствующих повышению имиджа региона (ярмарки, фестивали, выставки, конференции и т. д.);
– формирование банка данных производственных мощностей, предлагаемых для включения в инвестиционный процесс, имущества, предназначенного для передачи в лизинг;
– создание видеофильма, подчеркивающего наиболее выгодные черты региона;
– создание бизнес-карты, включающей информацию о деловом потенциале региона и т.п.
Для формирования имиджа региона важно, с одной стороны, определить преимущества, отличающие его от других регионов, и подчеркнуть их, а, с другой стороны – выявить нереализованные преимущества и приложить усилия к их развитию. Важным преимуществом при создании имиджа может стать безопасность для ведения бизнеса и всесторонняя поддержка малого предпринимательства (проектное финансирование на конкурсной или долевой основе, создание бизнес-инкубаторов, лизинг, информационная поддержка).
Ф.С. Тумусов[29] предлагает нам другое направление инвестиционной политики при создании благоприятного инвестиционного климата – это организация правовой среды, что подразумевает создание и совершенствование законодательной и нормативной базы инвестиционной деятельности, развитие налогового, валютного, тарифного регулирования в сторону его более эффективного влияния на инвестиционную активность.
Большинство авторов [1, 9, 13. 16] сходятся во мнении, что особую роль в создании и поддержании благоприятного инвестиционного климата региона играет механизм взаимодействия органов власти с инвесторами и негосударственными предприятиями. Общество получает огромную выгоду от деятельности компаний. Тем не менее, их интересы не во всем совпадают с интересами общества, и этот конфликт наиболее ярко проявляется в сфере налогообложения и государственного регулирования.
С.В. Зенченко[10] выделил несколько противоречий:
Создание
здорового инвестиционного
Имеющиеся у компаний возможности и стимулы к осуществлению продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест и расширению производства определяются затратами, рисками и препятствиями на пути развития конкуренции, связанными с имеющимися инвестиционными возможностями. Влияние органов государственного управления на эти факторы обеспечивается сочетанием официальной политики в определенных областях: обеспечение стабильности и безопасности, нормативно-правовое регулирование и налогообложение, финансы и инфраструктура, а также рабочая сила и т.д. К числу последних относятся пресечение попыток рентоориентированного поведения, укрепление доверия к власти, создание атмосферы общественного доверия и законности, а также выбор политики, соответствующей местным институциональным условиям.
По мнению Ф.С. Тумусова[29], одной из приоритетных задач, стоящих перед правительствами, должно стать расширение возможностей и стимулирование компаний всех типов к осуществлению продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест и расширению бизнеса. Речь идет не только об увеличении объемов инвестиций, но и о повышении производительности, что представляет собой основное условие обеспечения устойчивого экономического роста. Цель состоит в улучшении инвестиционного климата в интересах всех слоев общества. Благоприятный инвестиционный климат выгоден обществу в целом, а не только компаниям, и распространяется на все компании, а не только на крупные или располагающие серьезными политическими связями.
Подводя
итоги по главе, хочется сделать
вывод, что ключевую роль в формировании
инвестиционного климата играют политика
и действия органов государственного
управления, хотя ряд факторов (например,
географические, климатические и т.д) едва
ли подвластны правительству, но они
оказывают большое влияние на формирование
инвестиционного климата. От правительства
во многом зависят гарантии прав собственности,
подходы к государственному регулированию
и налогообложению, создание инфраструктуры,
функционирование финансовых рынков и
рынков труда, которые способствуют улучшению
инвестиционного климата, а также факторы
более общего плана, определяющие качество
государственного управления.
2. Анализ факторов, определяющих инвестиционный климат Вологодской области
2.1. Анализ экономического потенциала региона
Экономический потенциал региона складывается из множества факторов, таких как, обеспеченность природными и трудовыми ресурсами, научно – технический и промышленный потенциал, климатические условия, развитость инфраструктуры и т.д. Рассмотрим их более подробно на примере Вологодской области.
Обеспеченность природными ресурсами играет большую роль в притоке инвестиций в регион. Вологодская область не располагает запасами таких высоколиквидных полезных ископаемых, как нефть и газ, но в регионе есть богатейшие ресурсы леса, которые занимают значительную часть территории области – 11,6 млн. га. Земельный фонд области составляет 14,5 млн. га. Минерально-сырьевой потенциал извлекаемых запасов полезных ископаемых составляет 266,5 млрд. рублей. По разведанным запасам песчано-гравийных материалов Вологодчина – лидер на северо-западе [28].