Инвестиционный климат

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 06:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и рассмотрение инвестиционного климата РФ, о проблемах в этой области и методах их решения, также будут рассмотрены иностранные инвестиции и пути их привлечения в экономику России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3

Теоретическая часть………………………………………………………….

1. Инвестиционный климат…………………………………………………..

1.1 Факторы, формирующие информационный климат в России………….

2.Улучшение инвестиционного климата на региональном уровне………

2.1. Лучшие практики создания инвестиционного климата в субъектах РФ.

2.2. Худшие практики создания инвестиционного климата в субъектах РФ.

2.3. Модельная программа улучшения инвестиционного климата в субъектах РФ……………………………………………………………………………

2.4. Участие федеральной власти в улучшении регионального инвестиционного климата………………………………………………………..

2.5. Улучшение инвестиционного климата: меры на федеральном уровне…

3. Современное состояние инвестиционного климата…………………….

Практическая часть…………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………….. 21

Список использованной литературы…………………………………………. 23

Работа содержит 1 файл

владик.docx

— 39.31 Кб (Скачать)

3. При формировании финансовых механизмов привлечения инвестиций региональная администрация должна отказаться от логики «бюджетных расходов» в пользу логики «бюджетные инвестиции в расширение налоговой базы региона». Она предполагает оценку бюджетной эффективности конкретного инвестиционного проекта и определение на этой основе экономически оправданного объёма и мер его возможной финансовой поддержки со стороны региона. Кроме того, в структуре региональной администрации надо сформировать компетентную команду финансистов, способных использовать возможности международных  и российских институтов развития, инвестиционных и банковских структур, наладить с ними регулярное взаимодействие, а также открыть в регионе филиалы и представительства инвестиционных и банковских структур, специализированных фондов.

4. Важно стимулировать  спрос на продукцию создаваемых  инвесторами производств. Основными мерами здесь могут быть: разработка долгосрочного плана госзакупок и закупок госкомпаний; подготовка регионального плана создания конкурентоспособных импортозамещающих производств; субсидирование затрат предприятий по продвижению своей продукции, в том числе на международную сертификацию и получение экспортных кредитов; формирование в регионах центров кластерного развития.

5. «Тонкой настройке»  налогового стимулирования инвестиций  может способствовать определение по каждому инвестиционному проекту интегрального эффекта предоставления налоговых льгот для экономики региона.

6. Для того чтобы сделать тарифные условия для инвестиций более привлекательными, необходимо повысить прозрачность и предсказуемость тарифов на услуги компаний – естественных монополий. Соответствующая информация должна быть доступна, в том числе путём размещения на интернет – портале об инвестиционной деятельности в субъекте РФ; в состав совета директоров региональных организаций естественных монополий надо включать представителей инвесторов и общественных объединений предпринимателей.

7. В целях подготовки кадров и поставщиков для создаваемых инвесторами производств нужно: создать в регионе центр формирования и развития технологических компетенций; обучить сотрудников региональной администрации основам инвестиционной деятельности, методам привлечения прямых инвестиций и работе с инвесторами, регулярно повышая их квалификацию в ведущих российских и зарубежных университетах и бизнес – школах; ориентировать образовательную систему региона на реальные нужды и потребности инвесторов; создать современные центры подготовки работников по востребованным инвесторами специальностям.

 

2.4. Участие федеральной  власти в улучшении регионального  инвестиционного климата.

Федеральные органы власти и администрации регионов естественно  заинтересованы в их развитии, что создаёт основу для регионально – федерального партнёрства. Такое партнёрство может иметь разные формы: разработка взаимно согласованных стратегий и программ развития; совместная финансовая поддержка инвестиционной деятельности; совместное финансирование развития инфраструктуры и иных мер по улучшению инвестиционного климата; согласованное налоговое стимулирование инвестиций; предоставление региональному бюджету части федеральных налогов, которые платят привлечённые регионом инвесторы в федеральный бюджет, и др. Суть партнёрства в следующем: любая принятая на региональном уровне мера по улучшению инвестиционного климата дополняется федеральной поддержкой.

Например, регион стимулирует инвестиции, предоставляя налоговые каникулы по налогу на имущество, а федеральный центр предоставляет сопоставимые по срокам каникулы по налогу на прибыль. На рубль, вложенный  регионом в создание инвестиционной инфраструктуры, выделяется рубль федеральных средств. Центр может софинансировать обучение сотрудников региональной администрации по вопросам улучшения инвестиционного климата в российских и зарубежных бизнес – школах.

Из-за высокой затратности модернизации и необходимости рационально распределять ограниченные инвестиционные ресурсы важно концентрировать бюджетные средства на направлениях и в регионах, способных обеспечить высокую экономическую, бюджетную и социальную эффективность выделяемых ресурсов. Назовём основные условия рационального использования федеральной поддержки инвестиционной активности в субъектах РФ: наличие в регионе реальной и детально разработанной стратегии развития и программы улучшения инвестиционного климата; эффективное использование органами исполнительной власти субъекта РФ возможностей федеральных, международных институтов развития, а также региональных и федеральных мер по повышению инвестиционной привлекательности региона.

Конкуренция регионов за привлечение  прямых инвестиций и соответственно федеральных мер поддержки должна стать главной движущей силой  улучшения инвестиционного климата в России. Это приведёт к быстрому распространению лучших практик, обеспечит повышение компетенций при развитии региональной экономики, поможет сконцентрировать ресурсы страны на наиболее эффективных направлениях. Ещё одним важным результатом конкуренции регионов станет быстрая институционализация их инвестиционных систем, что улучшит конкурентоспособность российских регионов на мировых рынках инвестиций.

 

 

2.5. Улучшение инвестиционного  климата: меры на федеральном уровне.

Вклад федерального центра в создание благоприятного инвестиционного  климата должен концентрироваться  на следующих направлениях: поддержка  макроэкономической стабильности; гарантирование прав собственности и соблюдения договорных обязательств; создание разумных правил осуществления предпринимательской деятельности; антимонопольное регулирование; поддержание сильной и независимой судебной системы; борьба с преступностью; создание благоприятного налогообложения; развитие Финансовой системы, инфраструктуры, рынка труда и рабочей силы.

 

 

3. Современное состояние  инвестиционного климата.

На конец прошлого года в экономике России накопленный  иностранный капитал составил 300,1 млрд долл., что на 11,9 % больше, чем годом раньше. При этом  в 2010-м в страну поступило 114,7 млрд долл., или на 40,1% больше. Правда, этот успех омрачён выбытием инокапитала в объёме 120,8 млрд долл., что больше на 57,6%, чем в 2009 г. Картину несколько поправили переоценка и прочие изменения активов и обязательств, составившие положительные 9,1 млрд долл.

Кстати, прошлогодний приток иностранных инвестиций уступил  максимальному докризисному их поступлению (в 2007г.) лишь 5,1% . Но дело, конечно, не только в объёмах инвестиций, но и в их качестве. «ЭЖ» не первый год отмечает, что с ним ситуация ухудшается. Так, за прошлый год доля прямых инвестиций сократилась с 40,7 до 38,7 %, портфельных – с 3,8 до 3%, а удельный вес прочих инвестиций (попросту – кредитов) увеличился с 55,5 до 58,3%.

Причём до кризиса ухудшение  структуры иностранных вложений было вызвано безудержным заимствованием за рубежом нашими банками и компаниями, по поводу чего было сломано много критических копий.

Но росли прямые вложения, только куда меланхоличнее. Даже в 2007г., когда прямые  инвестиции подскочили вдвое – до 27,8 млрд долл., - их доля сократилась с 24,8 млрд долл., до 23%.

Просто заимствования  увеличились ещё больше – с 38,2 млрд долл. До почти 89 млрд.

Этот инвестиционный дисбаланс  кризис усугубил ещё больше. В 2009 г. приток прямых инвестиций обвалился на 41,1% - до 15,9 млрд долл., в то время как по заёмным средствам он уменьшился на 13,5% - до 75,3 млрд долл. В результате доля первых сократилась с 26 до 19,4%, вторых- выросла с 72,6 до 79,5% .

Понятно, что кризис –  не время для прямого, иначе говоря долгосрочного, инвестирования. Аналогично иностранные вложения вели себя и в 1998 г.- в период дефолта. Тогда прямые инвестиции сократились на 37%, а займы даже выросли на 31%. Другое дело, что уже на следующий год положение изменилось кардинально- первые увеличились на 26,7%,а вторые упали на 35,9%.

Минувший год, хотя и считается  периодом посткризисного восстановления, похвастаться этим не может. Прямые иностранные вложения снова сократились на 13,2% - до 13,8 млрд долл. С долей 12,1% , а прочие подскочили на 53,3% - до 99,9млрд долл.с удельным весом 87%. Правда, можно припомнить, что после дефолта в 1999г . экономика начала быстро восстанавливаться, а нынче дела в ней идут в целом ни шатко ни валко. Многие специалисты признают этот кризис едва ли ни самым тяжёлым в истории, и не только для России.

Отметим одну особенность. Среди  всех прошлогодних иностранных инвестиций 69% - это прочие кредиты (79,1 млрд долл.), из них более половины (41,2 млрд долл.) были выданы на срок до 180 дней с ростом относительно 2009 г. В 6,2 раза. Наоборот, объём прочих кредитов, выданных на срок свыше полугода (37,9 млрд долл.), уменьшился на 14,3%, а их доля в общем притоке инвестиций сократилась с 53,9 до 33%. Возможно, этим объясняется, почему в 2010-м погашение инокапитала стало обгонять его приток: только взял кредит – уже отдавай.

Но это не объясняет, почему так резко выросла доля коротких кредитов – вроде как иностранцы стали бояться отпускать в Россию свои капиталы больше чем на полгода. А может быть, нашему бизнесу они на больший срок и не нужны – горизонт планирования сократился. Кстати, у нас ведь и с отечественными инвестициями дела не важные. При этом из России за границу в прошлом году инвестировано больше, чем там накоплено: 96,2 млрд долл. И 82 млрд соответственно. Причём 40,8 млрд долл. (около 42%) ушли в 2010-м в Швейцарию, а накоплено там российских инвестиций на конец года было всего 7,8 млрд долл. Вторая по размеру инвестиционная «посылка» досталась Австрии – 13,8 млрд долл., хотя сумма накоплений там составила 1,4 млрд. Прямо перевалочные базы….

Наряду с нелучшим инвест- климатом в стране  эксперты указывают и на предвыборный и выборный период, когда инвесторы предпочитают на время затаиться и дождаться перспектив. Но на 2007и 2008 гг. тоже выпала выборная компания, тем не менее в 2007-м прямые иноинвестиции как выше сказано, резко выросли, а в 2008-м, 4 квартал, которого уже был обьят кризисом, их приток почти сократился. Понятно – это докризисные времена,но были они таковыми и а 2006, и в 2005 гг., на уровне которых в прошлом году в Россию поступили прямые инвестиции.

Помнится, в прошлый выборный период большинство ведущих мировых автоконцернов соблазнились выгодными условиями со стороны России и кинулись строить в ней автозаводы – солидные прямые инвестиции. Теперь решено приватизировать кусочки крупнейших государственных банков и компаний. Говорят, что акции ВТБ  разошлись как горячие пирожки. Закончатся такие пирожки и что дальше? Курорты Северного Кавказа? Увидеть такого безумно храброго иностранного инвестора………..  

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

Совет директоров компании  КАРТЕР решил реализовать программу  расширения. Рассматривается инвестиционный проект, требующий первоначальных инвестиций в сумме 850 ден., ед. Величина планируемых поступлений от реализации проекта по годам (ден., ед.):

 При реализации проекта  операционные (текущие) расходы по  годам составляют: 150 ден., ед. В первый год реализации проекта с последующим ежегодным ростом их на 6 %. Норма дисконта, принятая для анализа в компании КАРТЕР составляет 25%.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Под инвестиционным климатом понимается среда, в которой протекают  инвестиционные процессы. Формируется инвестиционный климат под воздействием политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе и предопределяющих степень риска инвестиций.

 

Оценки инвестиционного  климата колеблются в широком  диапазоне от благоприятного до неблагоприятного. Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала. Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведет к утечке капитала и затуханию инвестиционной деятельности.

 

На региональном уровне инвестиционный климат проявляет себя через двухстороннее отношение предпринимательских структур, банков, профсоюзов и других субъектов хозяйственных отношений и региональных органов власти, На этом уровне как бы происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов как иностранных, так и отечественных инвесторов с региональной средой.

 

Решению одной из важнейших  проблем обеспечения экономического роста в регионе способствует поступательное повышение инвестиционной активности. Рост инвестиционной активности влияет на эффективность производства и предпринимательства, устранение дефицита инвестиционных ресурсов и т.д. То есть «инвестиционная активность и экономический рост взаимообусловлены»

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Экономический словарь. – М., 2005.

2 Название статьи «  Модернизация экономики России: кардинальное улучшение инвестиционного климата». // Вопросы экономики: - 2010. _ № 10._С. 68-89.

3 Инокапиталу надо предложить что-нибудь вкусное / И. Скляров // Экономика и жизнь. _ 2011. _ № 8 (чмарон). – С. 1,24.


Информация о работе Инвестиционный климат