Инвестиционный климат в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены: понятие и сущность инвестиций, характеристика инвестиционного климата,а также меры для улучшения инвестиционного климата.
Данная тема актуальна,так как причины обостренного внимания к проблематике улучшения инвестиционного климата в России со стороны наших аналитиков, чиновников, бизнесменов и всех, кто хотя бы в малой степени интересуется будущим российской экономики не на обывательском уровне, а с попытками понимания происходящего, казалось бы, достаточно очевидны.

Содержание

Введение
Глава I. Инвестиции как экономическая категория
1.1.Понятие и сущность инвестиций.............................................................4
1.2. Источники и классификация инвестиций ….........................................5
Глава II. Характеристика инвестиционного климата в России
2.1.Инвестиционная привлекательность России …....................................9
2.2.Инвестиционный климат России и рейтинг регионов …...................13
Глава III. Меры улучшения инвестиционного климата в России
3.1.Негативные факторы инвестиционного климата в России ….............17
3.2.Предпосылки и меры для улучшения инвестиционного климата........24
Заключение................................................................................................................29
Список литературы...................................................................................................31

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

     Своего  рода фоном, весьма существенным для  формирования не слишком благоприятного имиджа страны на основе подобной информации, является непрозрачность процесса принятия экономических и политических решений в России.

     Естественно, радикальный способ снять сомнения такого рода состоит в обеспечении  существенного улучшения экономической ситуации. Однако в сложившихся условиях противопоставить этим сомнениям (основанным как на ретроспективных, так и текущих данных) можно только системно подобранные конкретные аргументы, квалифицированно интерпретирующие информацию о реальном положении дел в России в выгодном свете. База для такой работы имеется, поскольку на Западе достаточно распространено мнение о том, что политическая ситуация в современной России достаточно стабильна (устойчивое большинство в парламенте, центр в состоянии сдерживать противоречия с регионами в жестких границах и пр.) , имеется сильный и авторитетный в стране и за рубежом президент. Однако факт существования такого мнения почти не используется, не превращается в фактор, обеспечивающий удешевление кредитов и прирост инвестиционного потока. Эту задачу должны решать прежде всего посольства и торговые представительства, но похоже, что она перед ними даже не поставлена с должной четкостью.

     2) Законодательство. Неопределенность  правового поля, противоречивость  и неясность конкретных законов,  неполнота, незавершенность законодательства в целом – причина многих и разнообразных обстоятельств, препятствующих решениям об инвестировании в российскую экономику. Наши "агитаторы" за кредиты и инвестиции любят повторять, что российское законодательство меняется только в благоприятную сторону для бизнеса, для возможных инвесторов, так что законодательно определенные условия их работы в стране непрерывно улучшаются. Но фактор неопределенности, неизменно воспринимаемый как причина всевозможных, в том числе заранее неизвестных рисков, оказывается сильнее, чем доводы об улучшении ситуации.

     Кроме того, используется весьма специфический  аргумент в пользу промедления: если условия для инвестирования в  России действительно улучшаются, то следует подождать, пока они станут вполне удовлетворительными: зачем идти на дополнительный риск, если с течением времени он уменьшается? И опять положительная обратная связь: такая позиция объективно сдерживает поток инвестиций и удорожает кредиты, а это негативно сказывается на темпах развития экономики, что не способствует повышению кредитного рейтинга и т.д. На самом деле законодательно определяемые условия деятельности бизнеса фактически не улучшаются: модификации имеющихся законов проводятся бессистемно, противоречия не только не устраняются, но, наоборот, увеличиваются в числе. Пожалуй, заметнее всего это проявляется на примере налогообложения.

     Среди многих частных проблем, законодательно не отрегулированных, но весьма важных для инвесторов, наиболее часто встречаются  связанные с приватизацией или при смене собственника. Среди них – право собственности на технологии, ответственность за произведенные в прошлом негативные воздействия на окружающую среду (влияние которых может проявиться спустя многие годы). Отсутствует четкая система регистрации прав нового собственника в случае иных потерь, происходящих по вине предшествующего собственника.

     В дискуссиях по проблеме улучшения инвестиционного  климата в России, во всевозможных опросах, анкетных обследованиях и  пр. постоянно слышны жалобы на то, что  недостаточно отрегулированы права инвесторов, связанные с защитой инвестиций и вывозом прибыли. При этом, как правило, опасения политических перемен маскируются под недовольство действующим законодательством, часто по незнанию. Недостатки законодательства здесь весьма невыгодно для нас дополняются пассивностью в разъяснительной работе. Что касается вывоза прибыли, этот вопрос всегда будет предметом разногласий государства и иностранных инвесторов из-за противоречий в интересах: первое хочет инвестиций без вывоза прибыли, вторые – вывоза прибыли без прямых инвестиций. Конкретные регулирующие решения могут быть найдены только с учетом многочисленных конъюнктурных факторов, однако среди них присутствуют и долгосрочные гарантии государства.

     3) Налоговая система. Стимулирование инвестиций через налоговую систему может осуществляться в различных формах. Среди них – налоговый кредит, предусматривающий рассрочку уплаты налога на прибыль при инвестировании средства в развитие производства. Другая форма – прогрессивный налог на прибыль вместе с освобождением от налога (или его серьезным снижением) с той части прибыли, которая идет на инвестиции (здесь возможны варианты, например, снятие "прогрессивности" с этой части прибыли вместе с понижением ставки относительно ее начального уровня для "проедаемой" части прибыли). В США (а также других странах) широко практиковалась и используется до сих пор сверхускоренная амортизация (суперамортизация) не только оборудования, но также зданий и сооружений – целесообразность введения этой формы активно обсуждается в последнее время (она может сочетаться с другими формами).

      1. Административные условия. По общему признанию, система государственного управления в России работает неудовлетворительно.  Правительство РФ заняло 107 место; по качеству государственного регулирования Россия оказалась 158-й из 160 участников рейтинга.

     Дело  не только в том, что для решения  практически любого вопроса требуется  рекордное количество согласований и разрешений, причем, даже если (в  гипотетическом случае) полностью отсутствует коррупционное давление на заявителя, рассмотрение вопроса требует такого времени, что сообщения о прецедентах начисто отбивают у многих охоту к прямым инвестициям в Россию. Стандартная ситуация – распри между ведомствами, это всегда производит крайне негативное впечатление на "внешних" наблюдателей. Обычная причина распрей – противоречия между ведомственными интересами, обостряемые нечеткостью и неполнотой законодательства. Давление чиновничества по политическим мотивам – весьма распространенное явление, что же касается коррупции, то, возможно, она является самым сильным негативным фактором для большинства потенциальных внутренних инвесторов.

     5) Коррупция и теневая экономика.  Процветание взяточничества, давление  криминала и отсутствие возможностей легально ему противостоять создают в России среду, при которой официальные данные об условиях экономической деятельности радикально отличаются от реальных. Поборы чиновников, рэкетиров, содержание "крыш" и пр. составляют суммы, во многих случаях того же порядка, что и официальные налоги. "Теневики" по теневым каналам нередко платят больше, чем пришлось бы платить официально, но, во-первых, от давления коррупции вовсе не освобождает самая строгая налоговая дисциплина в компании, и подчас именно это (а не уровень официальных налогов) заставляет предпринимателя оставаться "в тени", во-вторых, "выход из тени" может повлечь самые серьезные силовые действия со стороны тех, кто не собирается ее покидать. Криминальная среда вокруг бизнеса заставляет многие фирмы содержать такую охрану и службу безопасности, что затраты на них превосходят все мыслимые в цивилизованном бизнесе пределы. Однако следует отметить, что значимость коррупции и теневой экономики весьма различна для, во-первых, отечественных мелких и средних предпринимателей, во-вторых, крупного отечественного бизнеса и, в-третьих, для иностранных инвесторов. Для первых значение этого фактора во многих случаях – критическое, определяемые им дополнительные издержки оказываются непосильными. Для крупного бизнеса коррупция играет принципиально другую роль, а именно, она позволяет ему получать возможности недобросовестной конкуренции (в том числе и с иностранным бизнесом), совершать незаконные сделки и пр., то есть затраты на взятки вполне окупаются, что же касается криминала, то крупный бизнес вполне успешно ему противостоит. Как коррумпированным чиновникам, так и криминальным авторитетам иностранные инвесторы обычно внушают некий страх, с ними предпочитают не связываться, тем более что и среди отечественных предпринимателей дойных коров вполне достаточно. Однако "фон", создаваемый непрерывными разговорами о коррупции и криминальной стороне занятий бизнесом в России, крайне неблагоприятно сказывается на инвестиционном имидже страны.

     6) Судебная система. По общему признанию, судебная система в России работает неудовлетворительно. Суд может хотя бы частично сгладить негативные эффекты от несовершенства законодательства, плохой работы органов исполнительной власти, разгула криминалитета. Однако некомпетентность и продажность суда не только не ослабляют, но усиливают эти эффекты. Судебная реформа многие годы остается темой для дискуссий, однако действенных мер по улучшению ситуации не принимается. Это способствует росту коррупции в судах, усиливает у предпринимателей (и граждан) ощущение беззащитности, бесполезности обращений в суд. Пожалуй, среди всех факторов, обусловливающих неблагоприятный инвестиционный климат в России, дефекты судебной системы надо оценить как самый долговременный. В частности, без реализации радикальной судебной реформы невозможно победить коррупцию и теневые структуры, обеспечить нормальные условия работы для бизнеса со стороны исполнительной власти, да и совершенствование законодательства в немалой степени теряет смысл, если судебная система не в состоянии удовлетворительно разрешать споры относительно применения законов.

      1. Банковская система. Через банковскую систему в России проходит примерно 4 % общих потоков инвестиционного капитала, в Центральной и Восточной Европе – уже 30 %. Можно без преувеличения сказать, что в России роль банковской системы в инвестиционном процессе пренебрежимо мала. Этот фактор особенно значим для мелкого и среднего бизнеса, представители которого очень часто не имеют никаких других способов финансировать инвестиции, кроме банковского кредита. Такое положение не изменится без осуществления банковской реформы, которая, подобно судебной и военной реформам, несмотря на многолетние дискуссии все еще не обрела достаточно четких, убедительных, принимаемых гражданским обществом очертаний.9
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    3.2.Предпосылки  и меры для улучшения инвестиционного  климата

Президент Дмитрий Медведев  поручил правительству  разработать комплекс мер для  повышения инвестиционной активности. Решено создать в Минэкономразвития  специальное подразделение, разбирающееся с жалобами инвесторов. Виновных в не улучшении инвестиционного климата   

 будут  увольнять.10

      По проблемам инвестиционного климата Дмитрий Медведев констатировал, что задача создания комфортных условий для инвесторов не решена. По его оценке, это связано с низким качеством государственного и местного управления, неэффективным правоприменением, коррупцией, экономической преступностью, чрезмерными административными барьерами и высоким уровнем монополизма. Участники совещания обсуждали "комплекс мер, которые повысят инвестиционную активность". Часть из них президент назвал сам. Это, в частности, снятие квот на наем высококвалифицированных зарубежных специалистов, улучшение ситуации со своевременным возмещением НДС при капитальном строительстве и экспорте несырьевой продукции.   
Президент объяснил, что преференции будут обязывать компании к активизации инвестиционной деятельности. Так, например, крупные госкомпании, которые получили антикризисную поддержку от государства и "не просто сохранили активы, но и кое-что добавили", должны будут "заниматься инвестиционными проектами и проявлять инвестиционную активность в области модернизации, а не просто продолжать политику по наращиванию экспорта сырьевых товаров". "Пока они спят. И я думаю, что надо обеспечить необходимый контроль за такого рода процессом со стороны правительства",— заявил Дмитрий Медведев. И тут же напомнил об "избыточной активности проверяющих органов в отношении наиболее успешных предприятий налогоплательщиков" и о том, что правоохранительные и контрольные ведомства должны проявить "и профессионализм, и компетентность в расчете на формирование благоприятного инвестиционного климата"
.

 

          В первом квартале 2010 года объем иностранных инвестиций в Россию увеличился на 9,3% по сравнению с первым кварталом 2009-го. Значит ли это, что иностранцы снова поверили в российскую экономику? Доктор экономических наук Сергей Рауш считает, что нет. Поскольку подавляющая часть инвестиций (77,8%) предоставлена на возвратной основе, а страны, из которых поступили инвестиции, - это главным образом офшоры - Кипр, Виргинские острова, а также страны, имеющие репутацию международных финансовых центров, - Нидерланды, Люксембург, Великобритания (см. диаграмму).11

     Между тем российские власти надеются, что в ближайшее время иностранные инвестиции потекут в нашу экономику рекой: климат позволяет. "У нас не сплошь одни недостатки. Несмотря на кризис, нам удалось сохранить макроэкономическую стабильность, создать достаточно открытую атмосферу для инвестиций", - заявил президент РФ на недавней встрече с руководителями американских венчурных фондов. Он подчеркнул, что в России уже 8 лет работает сбалансированная налоговая система, была проведена либерализация валютного регулирования, сняты ограничения по перемещению капитала, сокращено число лицензируемых видов деятельности, ведется работа по формированию эффективной судебной защиты прав и собственности, современных моделей страхования рисков. То есть законодательство приличное. Правда, как признал Дмитрий Медведев, "оно не вполне корректно соблюдается участниками рынка, а также интерпретируется".12

   Проблемы, с которыми сталкиваются  инвесторы на муниципальном, региональном  и федеральном уровнях, давно  знакомы и привычны российским  бизнесменам, но иностранцев пугают. Это закрытый характер принятия решений на всех уровнях власти, коррупция, те самые интерпретации, о которых говорил президент, и пр. Инвесторы не хотят рисковать своими деньгами, особенно если речь идет о долгосрочных вложениях.

     Кроме того, инвесторы хотят точно  знать, куда идут их деньги. Если раньше они могли отдать  их в фонд и он бы распоряжался  ими на свое усмотрение, то  сейчас они четко отслеживают  движение средств.

    О том, какие шаги предпринимают  власти для снижения инвестиционных рисков, первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов рассказал иностранным бизнесменам в мае, на лондонской конференции, посвященной инвестиционному потенциалу стран группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), в которой приняли участие более 500 предпринимателей из разных стран мира - в основном крупные инвесторы, собравшиеся для обсуждения вопросов, связанных с привлекательностью вложения капиталов в экономики этих четырех государств. "Инвестиционный климат в России быстро меняется, и меняется он в лучшую сторону. Мы предпринимаем конкретные шаги, чтобы был облегчен приезд иностранных инвесторов в РФ. И рассчитываем, что соответствующий законопроект будет принят Госдумой до конца работы весенней сессии", - отметил он.13

Информация о работе Инвестиционный климат в России