Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 14:07, курсовая работа
В данной работе рассмотрены: понятие и сущность инвестиций, характеристика инвестиционного климата,а также меры для улучшения инвестиционного климата.
Данная тема актуальна,так как причины обостренного внимания к проблематике улучшения инвестиционного климата в России со стороны наших аналитиков, чиновников, бизнесменов и всех, кто хотя бы в малой степени интересуется будущим российской экономики не на обывательском уровне, а с попытками понимания происходящего, казалось бы, достаточно очевидны.
Введение
Глава I. Инвестиции как экономическая категория
1.1.Понятие и сущность инвестиций.............................................................4
1.2. Источники и классификация инвестиций ….........................................5
Глава II. Характеристика инвестиционного климата в России
2.1.Инвестиционная привлекательность России …....................................9
2.2.Инвестиционный климат России и рейтинг регионов …...................13
Глава III. Меры улучшения инвестиционного климата в России
3.1.Негативные факторы инвестиционного климата в России ….............17
3.2.Предпосылки и меры для улучшения инвестиционного климата........24
Заключение................................................................................................................29
Список литературы...................................................................................................31
Своего рода фоном, весьма существенным для формирования не слишком благоприятного имиджа страны на основе подобной информации, является непрозрачность процесса принятия экономических и политических решений в России.
Естественно,
радикальный способ снять сомнения
такого рода состоит в обеспечении
существенного улучшения
2)
Законодательство. Неопределенность
правового поля, противоречивость
и неясность конкретных
Кроме того, используется весьма специфический аргумент в пользу промедления: если условия для инвестирования в России действительно улучшаются, то следует подождать, пока они станут вполне удовлетворительными: зачем идти на дополнительный риск, если с течением времени он уменьшается? И опять положительная обратная связь: такая позиция объективно сдерживает поток инвестиций и удорожает кредиты, а это негативно сказывается на темпах развития экономики, что не способствует повышению кредитного рейтинга и т.д. На самом деле законодательно определяемые условия деятельности бизнеса фактически не улучшаются: модификации имеющихся законов проводятся бессистемно, противоречия не только не устраняются, но, наоборот, увеличиваются в числе. Пожалуй, заметнее всего это проявляется на примере налогообложения.
Среди многих частных проблем, законодательно не отрегулированных, но весьма важных для инвесторов, наиболее часто встречаются связанные с приватизацией или при смене собственника. Среди них – право собственности на технологии, ответственность за произведенные в прошлом негативные воздействия на окружающую среду (влияние которых может проявиться спустя многие годы). Отсутствует четкая система регистрации прав нового собственника в случае иных потерь, происходящих по вине предшествующего собственника.
В дискуссиях по проблеме улучшения инвестиционного климата в России, во всевозможных опросах, анкетных обследованиях и пр. постоянно слышны жалобы на то, что недостаточно отрегулированы права инвесторов, связанные с защитой инвестиций и вывозом прибыли. При этом, как правило, опасения политических перемен маскируются под недовольство действующим законодательством, часто по незнанию. Недостатки законодательства здесь весьма невыгодно для нас дополняются пассивностью в разъяснительной работе. Что касается вывоза прибыли, этот вопрос всегда будет предметом разногласий государства и иностранных инвесторов из-за противоречий в интересах: первое хочет инвестиций без вывоза прибыли, вторые – вывоза прибыли без прямых инвестиций. Конкретные регулирующие решения могут быть найдены только с учетом многочисленных конъюнктурных факторов, однако среди них присутствуют и долгосрочные гарантии государства.
3)
Налоговая система.
Дело не только в том, что для решения практически любого вопроса требуется рекордное количество согласований и разрешений, причем, даже если (в гипотетическом случае) полностью отсутствует коррупционное давление на заявителя, рассмотрение вопроса требует такого времени, что сообщения о прецедентах начисто отбивают у многих охоту к прямым инвестициям в Россию. Стандартная ситуация – распри между ведомствами, это всегда производит крайне негативное впечатление на "внешних" наблюдателей. Обычная причина распрей – противоречия между ведомственными интересами, обостряемые нечеткостью и неполнотой законодательства. Давление чиновничества по политическим мотивам – весьма распространенное явление, что же касается коррупции, то, возможно, она является самым сильным негативным фактором для большинства потенциальных внутренних инвесторов.
5)
Коррупция и теневая экономика.
6) Судебная система. По общему признанию, судебная система в России работает неудовлетворительно. Суд может хотя бы частично сгладить негативные эффекты от несовершенства законодательства, плохой работы органов исполнительной власти, разгула криминалитета. Однако некомпетентность и продажность суда не только не ослабляют, но усиливают эти эффекты. Судебная реформа многие годы остается темой для дискуссий, однако действенных мер по улучшению ситуации не принимается. Это способствует росту коррупции в судах, усиливает у предпринимателей (и граждан) ощущение беззащитности, бесполезности обращений в суд. Пожалуй, среди всех факторов, обусловливающих неблагоприятный инвестиционный климат в России, дефекты судебной системы надо оценить как самый долговременный. В частности, без реализации радикальной судебной реформы невозможно победить коррупцию и теневые структуры, обеспечить нормальные условия работы для бизнеса со стороны исполнительной власти, да и совершенствование законодательства в немалой степени теряет смысл, если судебная система не в состоянии удовлетворительно разрешать споры относительно применения законов.
Президент Дмитрий Медведев поручил правительству разработать комплекс мер для повышения инвестиционной активности. Решено создать в Минэкономразвития специальное подразделение, разбирающееся с жалобами инвесторов. Виновных в не улучшении инвестиционного климата будут увольнять.10 По проблемам инвестиционного
климата Дмитрий Медведев констатировал,
что задача создания комфортных условий
для инвесторов не решена. По его оценке,
это связано с низким качеством государственного
и местного управления, неэффективным
правоприменением, коррупцией, экономической
преступностью, чрезмерными административными
барьерами и высоким уровнем монополизма.
Участники совещания обсуждали "комплекс
мер, которые повысят инвестиционную активность".
Часть из них президент назвал сам. Это,
в частности, снятие квот на наем высококвалифицированных
зарубежных специалистов, улучшение ситуации
со своевременным возмещением НДС при
капитальном строительстве и экспорте
несырьевой продукции. |
В первом квартале 2010 года объем иностранных инвестиций в Россию увеличился на 9,3% по сравнению с первым кварталом 2009-го. Значит ли это, что иностранцы снова поверили в российскую экономику? Доктор экономических наук Сергей Рауш считает, что нет. Поскольку подавляющая часть инвестиций (77,8%) предоставлена на возвратной основе, а страны, из которых поступили инвестиции, - это главным образом офшоры - Кипр, Виргинские острова, а также страны, имеющие репутацию международных финансовых центров, - Нидерланды, Люксембург, Великобритания (см. диаграмму).11
Между тем российские власти надеются, что в ближайшее время иностранные инвестиции потекут в нашу экономику рекой: климат позволяет. "У нас не сплошь одни недостатки. Несмотря на кризис, нам удалось сохранить макроэкономическую стабильность, создать достаточно открытую атмосферу для инвестиций", - заявил президент РФ на недавней встрече с руководителями американских венчурных фондов. Он подчеркнул, что в России уже 8 лет работает сбалансированная налоговая система, была проведена либерализация валютного регулирования, сняты ограничения по перемещению капитала, сокращено число лицензируемых видов деятельности, ведется работа по формированию эффективной судебной защиты прав и собственности, современных моделей страхования рисков. То есть законодательство приличное. Правда, как признал Дмитрий Медведев, "оно не вполне корректно соблюдается участниками рынка, а также интерпретируется".12
Проблемы, с которыми сталкиваются
инвесторы на муниципальном,
Кроме того, инвесторы хотят точно
знать, куда идут их деньги.
Если раньше они могли отдать
их в фонд и он бы
О том, какие шаги