Инвестиционная ситуация в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.

Содержание

Введение…………………………………………………….……………………..4

1 Инвестиции: понятия, факторы, нестабильность инвестиций………….……5

1.1 Понятие инвестиций и их формы……………………………………………5

1.2 Источники инвестиций……………………………………………………….8

1.3 Функции инвестиций………………………………………………………..15

2 Инвестиционная деятельность и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь……………………………….16

2.1 Инвестиционные возможности Республики Беларусь…………………….16

2.2 Анализ инвестиционного климата в настоящее время…………………....18

2.3 Препятствия на пути привлечения иностранных инвестиций……………23

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованных источников…………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

итого.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

    Проводится  работа по привлечению средств иностранных  кредитных линий под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также организационные мероприятия  по получению Республикой Беларусь суверенного кредитного рейтинга. [3, с.2] 
 

    2.2 Анализ инвестиционного климата в настоящее время 
 

    В Республики Беларусь действует Консультативный  совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер–министром  Республики Беларусь. С помощью этой структуры вырабатываются основные задачи и меры по улучшению инвестиционного климата в республике, а так же оперативно решаются возникающие проблемы иностранных инвесторов, связанные с их работой в Беларуси. Действующие при Совете Постоянный комитет, рабочие группы занимаются вопросами совершенствования инвестиционного законодательства, развития свободных экономических зон, улучшения налоговых и таможенных условий работы на белорусском рынке.

    В прошлом году объем инвестиций в  основной капитал составил Br37,2 трлн. За последние 10 лет ВВП Беларуси вырос в 2 раза, уровень промышленного производства - в 2,5 раза, инвестиции в основной капитал - в 3 раза. В связи с кризисом темп роста промышленного производства за 8 месяцев текущего года составил 95,4%, объем экспорта за семь месяцев упал до 56%. Вместе с тем сохраняются высокими темпы роста инвестиций в основной капитал: в 2008 году – 123,5%, в 2009 - 117%. Беларусь планирует привлечь в 2009 году Br50 трлн. инвестиций. 
 

    Индексы инвестиций в основной капитал по областям приведены в таблице 2.1. 

Таблица 2.1 – Индексы инвестиций в основной капитал по областям

    Примечание  – Источник: [8, с.2, таблица 1] 

    Для сравнения представим индексы инвестиций в основной капитал по странам СНГ в таблице 2.2. 

Таблица 2.2 – Индексы инвестиций в основной капитал  по странам СНГ

          Примечание –  Источник: [8, с.3, таблица 1] 

    Таким образом, в 2008г. Беларусь занимала одну из лидирующих позиций. В Беларуси для инвесторов созданы и создаются самые привлекательные условия. Так, 7 ноября 2009г. вступил в силу декрет "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь", который ввел трехуровневую систему заключения инвестиционных договоров. Кроме того, в Беларуси введен институт инвестиционных агентов, действуют преференционные зоны (СЭЗ и Парк высоких технологий, система льгот для ведения бизнеса в сельской местности и малых городах).

    К концу 2010 года в Беларуси планируется  приватизировать 503 крупных предприятия  республиканской собственности. Иностранные  инвесторы приглашены к участию  в хозяйственной деятельности 146 открытых акционерных обществ с долей государственного капитала, среди которых такие крупные предприятия, как Минский моторный завод, Минский автозавод, Минский подшипниковый завод, "Алеся", "Бархим" и другие.

    В 2008 году поступления иностранных  инвестиций в реальный сектор экономики Республики Беларусь составили 6 525,9 млн. долларов США (по сравнению с 2007 годом объем инвестиций увеличился в 1,2 раза), в том числе:

    • прямых инвестиций – 2 279,8 млн. долларов;
    • портфельных инвестиций – 1,7 млн. долларов;
    • прочих инвестиций – 4 244,3 млн. долларов.
 

    Из  стран пребывания загранучреждений привлечено 5 776,9 млн. долларов или 88,5% от общего объема поступлений иностранных  инвестиций.

    Доля  инвестиций из стран СНГ (Азербайджан, Армения, Грузия Кыргызстан, Россия, Украина) составила 33,3% от общего объема инвестиций, из которых доминирующую позицию занимает Россия –33,2%.

    Из  стран вне СНГ поступило 66,7% от общего объема, в том числе из ЕС – 42,9%.

    Среди наиболее крупных стран-инвесторов можно выделить:

    • Россию (2 167,0 млн. долларов; 33,2% от общего объема инвестиций);
    • Швейцарию (1225,4 млн. долларов; 18,8%);
    • Австрию (739,8 млн. долларов; 14,5%);
    • Великобританию (713,9 млн. долларов; 10,9%)
    • Кипр (555,7 млн. долларов; 8,5%).

    Наибольший  объем ПИИ в т.г. поступил из следующих стран:

    • Швейцария (1215,7 млн. долларов; 53,3% от общего объема ПИИ);
    • Россия (328,5 млн. долларов; 14,4%);
    • Кипр (263,1 млн. долларов; 11,5%);
    • Германия (93,7 млн. долларов; 4,1%);
    • Великобритания (42,2 млн. долларов; 1,9%).

    Рассмотрим 10 главных стран-инвесторов в Беларусь по итогам 1-го полугодия 2009 года.

    Доля  России в общем объеме средств, поступивших  в белорусскую экономику в 1-м  полугодии, увеличилась в два  раза – с 33% до 66%. По прямым инвестициям  динамика еще более впечатляющая – прирост с 16% до 86%. 

    Всего по статистике объем инвестиций, поступивших  в Беларуси за январь-июнь 2009 года, составил 4,23 млрд долларов, в том числе  прямых – 2,48 млрд долларов. Темп роста  привлеченных средств составил 126,6%, прямых иностранных инвестиций – 201%.

    Почти 45% из общего объема привлеченных ресурсов пришлись на предприятия Минэнерго  – 1,9 млрд долларов. По прямым инвестициям  доля энергетического сектора еще  больше: около 70%, или в денежном выражении 1,72 млрд долларов. Лидерство Минэнерго  вполне объяснимо: в феврале текущего года «Газпром» заплатил за очередные 12,5% акций «Белтрансгаза».

    Второе  место по объемам полученных средств  занял в 1-м полугодии концерн  «Белнефтехим», предприятия которого привлекли 837,28 млн долларов. Абсолютно  все эти ресурсы – кредиты, которые привлекались в основном на обеспечение экспортно-импортных операций в нефтяной отрасли.

    Отметим хороший показатель частного сектора. Юридические лица без ведомственной  подчиненности смогли в условиях кризиса привлечь 1,37 млрд долларов, из которых почти половина (719,62 млн долларов) пришлась на прямые инвестиционные вложения.

    Россия, а конкретнее – «Газпром» и  нефтяные компании, стали основными  источниками ресурсов и для белорусской  экономики. На долю россиян пришлось 66,7% всех поступивших средств (2,86 млрд долларов) и 86,6% прямых инвестиций (2,14 млрд долларов). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года общий объем российских инвестиций увеличился в 2,6 раза, а прямые вложения – в 10,1 раза. Россия заметно обходит по объемам вложений средств в Беларусь другие страны-инвесторы, большинство из которых, наоборот, существенно уменьшили инвестирование.

    В 1-м полугодии текущего года объем  китайский инвестиций в экономику  Беларуси составил всего 573, 2 тыс. долларов. Для сравнения: за аналогичный докризисный период 2008 года из Китая было привлечено 30 млн долларов.

    При этом объем прямых вложений в Беларусь китайских партнеров уменьшился в 89 раз – с 2,1 млн до 23,5 тыс. долларов.

    Иранские  инвестиции по сравнению с 1-м полугодием 2008 года сократились в 3,6 раза (с 8,1 млн до 2,2 млн долларов), израильские – в 2,4 (с 4,1 млн до 1,6 млн долларов). Венесуэла вообще не фигурирует в числе инвесторов в Беларусь.

    Инвестиции  из ОАЭ в Беларусь увеличились  в 3,4 раза -- с 608 тыс. долларов до 2 млн долларов.

    В основном это ресурсы, которые включены в уставные фонды двух эмиратских предприятий, зарегистрированных в  июне текущего года -- ИЗАО «Абу Даби Девелопмент» и ИЗАО «Абу Даби Сервис».

    Из  первой десятки главных стран-инвесторов в белорусскую экономику прирост вложений по сравнению с 1-м полугодием прошлого года обеспечили кроме России только Австрия и Нидерланды. Объем инвестиций ресурсов из Чехии сохранился на прошлогоднем уровне. Наиболее существенное уменьшение потоков наблюдалось из Швейцарии, Латвии и Великобритании.

    Из  первой десятки стран, которые стали  главными источниками прямых инвестиций в 1-м полугодии (Россия, Швейцария, Кипр, Германия, Великобритания, США, Литва, Латвия, Ливан и Эстония), кроме  россиян объемы вложений увеличили только литовцы. Самое значительное сокращение объемов прямых инвестиций – из Эстонии, Швейцарии (более чем в 4 раза), а также из Кипра и Германии (таблица 2.3). 
 

Таблица 2.3 – Топ-10 главных  стран-инвесторов в  Беларусь по итогам 1-го полугодия 2009 года

          Примечание –  Источник: [8, с.3, таблица 5] 

    В числе самых перспективных направлений  инвестиционной деятельности в Беларуси можно назвать логистику и  транспортную инфраструктуру. По программе  развития логистической сферы в  Беларуси будет реализовано 18 инвестпроектов.

    Несмотря  на кризис, Беларусь не потеряла суверенный кредитный рейтинг. В настоящее  время страна находится на 52-м  месте из 183 государств мира по условиям ведения бизнеса. За последние семь лет в Беларуси число предприятий  с иностранным капиталом выросло более чем в 2 раза. Сегодня в республике работают 2,7 тыс. совместных и 2,2 тыс. иностранных предприятий. По данным за полугодие 2009 года, в Беларусь пришло $4,2 млрд. иностранных инвестиций, из них $2,4 млрд. прямых[3, с.2].

    Несмотря  на трудности объективного характера, в стране сохраняется положительная тенденция выполнения показателей по инвестициям. Практически уже сейчас можно констатировать, что показатели, определенные программой на 2006-2010 годы, будут досрочно выполнены уже в этом году. Однако, чтобы не растерять достигнутое и получить экономическую отдачу от инвестиционного процесса, необходимо продолжать слаженную напряженную работу по подготовке и рассмотрению инвестиционных предложений, а также по реализации инвестпроектов. Нельзя допустить снижения темпов роста инвестиций, достигнутых в первом полугодии текущего года предприятиями реального сектора экономики, в том числе Минпрома, Минэнерго, концернов "Белнефтехим", "Беллесбумпром", "Белбиофарм". 
 

    2.3 Препятствия на  пути привлечения иностранных инвестиций 
 

     В настоящее время основным законодательным  актом, регулирующими привлечение  иностранных инвестиций в Республику Беларусь является «Инвестиционный  Кодекс Республики Беларусь» (Закон  от 22.06.2001 № 37-З, в редакции Закона от 05.08.2004 № 313-З). Республикой Беларусь заключено 28 международных двусторонних и 3 многосторонних соглашений о содействии и взаимной защите инвестиций. Согласно законодательству Республики Беларусь предприятиям с иностранными инвестициями предоставляются существенные налоговые льготы и правовые гарантии.

     Ни  для кого не секрет, что страны с  переходной экономикой обладают большой  инвестиционной привлекательностью. Это  обусловлено прежде всего тем, что  в развивающейся экономике легче  получить высокую прибыль. Наиболее интересными для инвесторов  являются крупные предприятия, но желание инвестора не совпадает с интересами правительства нашей страны: получению контрольного пакета акций препятствует законодательство государства. Кроме того, утвержден перечень предприятий, не подлежащих приватизации.

     И несмотря на  кажущееся благополучие в настоящее время около двух третей в общем объеме инвестиций в основной капитал Министерства промышленности, составляют собственные  средства предприятий и кредиты  банков. Так может, следовало бы задуматься, так ли уж привлекательны наши предприятия для иностранных инвесторов. Ведь не каждого из них заставишь "тащить на себе" социальную сферу предприятия, да и волокита с оформлением документов многих пугает. Но, однако, находятся люди, готовые вложить свои деньги в нашу экономику. Они (иностранные инвесторы) хотят получить под свое развитие на новом рынке определенные гарантии и взамен готовы предоставить себя «принимающей стороне» в качестве налогоплательщика, мецената и благотворителя. Единственное, что нужно инвестору, так это не мешать ему развиваться.

     Белорусские власти не против прихода в страну крупных иностранных инвесторов. Как показывает пример всех успешно  развивающихся экономик, инвестиционная привлекательность страны определяется отнюдь не длиной перечней случаев освобождения ИП и СП от налогов, а в первую очередь тем, насколько стабильно в стране хозяйственное законодательство и как реально оно выполняется. Но именно по этим критериям рейтинг Беларуси остается едва ли не самым низким даже среди стран СНГ. После распада СССР молодые независимые государства очень быстро увидели, что без финансовой помощи Запада (или Востока - для кого как) справиться с нарастающими экономическими проблемами им не удастся. В 90-е годы в погоне за инвестициями буквально все правительства пытались строить отношения с инвесторами по схеме: мы вам - льготы, вы нам - деньги. Какие-то капиталы действительно были ввезены, но далеко не в том объеме, а главное, отнюдь не того "качества", на которые делался первоначальный расчет. Даже свободные экономические зоны, созданные на территории постсоветских республик, не оказали действительно серьезного влияния на динамику их экономического развития.

Информация о работе Инвестиционная ситуация в Республике Беларусь