Инвестиционная ситуация в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – показать особенности инвестиционного процесса в Республике Беларусь и тенденции его развития.

Содержание

Введение…………………………………………………….……………………..4

1 Инвестиции: понятия, факторы, нестабильность инвестиций………….……5

1.1 Понятие инвестиций и их формы……………………………………………5

1.2 Источники инвестиций……………………………………………………….8

1.3 Функции инвестиций………………………………………………………..15

2 Инвестиционная деятельность и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь……………………………….16

2.1 Инвестиционные возможности Республики Беларусь…………………….16

2.2 Анализ инвестиционного климата в настоящее время…………………....18

2.3 Препятствия на пути привлечения иностранных инвестиций……………23

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованных источников…………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

итого.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

     2) Установить, насколько выводы об уровне благосостояния зависят от того, как оценивается национальная принадлежность зарубежного инвестора.

     3) Установить, каковы специальные связи многонациональной фирмы с международными рынками.

     4) Рассмотреть экономические аргументы выгодности для страны налогообложения вывоза капитала в форме прямых инвестиций

     Страна  базирования инвестора в целом  выигрывает, потому что выгоды для  самих инвесторов больше, чем потери рабочих и других категорий лиц в стране базирования. Ну а принимающая страна так же остается в выигрыше, потому что выигрыш для рабочих и других категорий лиц больше, чем потери для инвесторов принимающей страны, вынужденных конкурировать с притоком управленческих и финансовых активов из страны базирования.

     Потери, которые несут трудящиеся и другие слои в стране базирования, требуют своего объяснения. Представители организованного рабочего движения в США и Канаде вели энергичную борьбу против свободы североамериканских компаний организовывать производственные филиалы, например, в Мексике, утверждая, что это экспорт рабочих мест из США и Канады. В основе своей, их протест справедлив, хотя косвенным образом прямые зарубежные инвестиции создают некоторое количество рабочих мест в США и Канаде. Свобода перемещения за рубеж производства и рабочих мест из страны базирования особенно характерна для тех компаний, которые сталкиваются с сильными отраслевыми профобъединениями в стране базирования. Но трудящиеся являются не единственной группой, которая теряет от роста прямых зарубежных инвестиций. Налогоплательщики в целом также оказываются в менее выигрышном положении, поскольку прибыли многонациональной компании сложнее облагать налогом, и правительство вынуждено либо перекладывать недополученную сумму налоговых поступлений на других плательщиков, либо сокращать финансируемые им социальные программы. В этом случае пострадавшие налогоплательщики похожи на лендлордов, теряющих поступление ренты из-за эмиграции арендаторов[13, с.97].

     Тем не менее, несмотря на все потери трудящихся и налогоплательщиков в стране базирования, выгоды самих инвесторов намного больше и превосходят все эти потери. Если страна базирования состоит только из трудящихся, налогоплательщиков и инвесторов, все равно в целом будет отмечен чистый выигрыш для страны базирования.

     Таким образом, для страны базирования  явно вырисовываются три количественных результата.

     1) Непосредственные рыночные результаты  ПЗИ благоприятны для страны базирования, если инвесторы рассматриваются как принадлежащие этой стране.

     2) Результат будет обратным, если  мнение инвесторов не принимается  во внимание в стране базирования.

     3) Существуют политические и экономические  изъяны свободного оттока прямых инвестиций из страны, что предполагает ограничение внешнего инвестирования; однако степень этого ограничения весьма неопределенна.

     А должна ли принимающая  страна ограничивать прямые инвестиции?

     Последствия ПЗИ для принимающей страны, «плюсы» и «минусы» политики ограничений симметричны по форме решения соответствующих вопросов в стране базирования.

     Во-первых, как отмечено выше, принимающая страна в целом выигрывает от притока инвестиций. Трудящиеся и поставщики, обслуживающие новые предприятия с зарубежным капиталом, наряду с местными и федеральным правительствами, получающими налоги, выигрывают больше, чем теряют конкурирующие местные инвесторы.

     Во-вторых, в принимающей стране, как и  в стране базирования, должны быть хорошо осознаны возможные осложнения взаимоотношений зарубежного инвестора с местным политическим окружением. Многонациональные фирмы могут организовать давление со стороны влиятельного правительства страны базирования и вовлечь принимающую сторону в конфронтацию.

     1.3 Функции инвестиций 
 

     Инвестиции  как экономическая категория  выполняют ряд важнейших функций, без которых невозможно нормальное развитие экономика любого нормального  государства. Инвестиции на макроуровне  являются основой для:

  • осуществления политики расширенного воспроизводства;
  • ускорения научно-технического прогресса, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции;
  • структурой перестройки общественного производства и сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства;
  • создания необходимой сырьевой базы промышленности;
  • гражданского строительства, развития здравоохранения, культуры, высшей и средней школы, а также расширения других социальных проблем;
  • смягчения или разрешения проблемы безработицы;
  • охраны природной среды;
  • конверсии военно-промышленного комплекса;
  • обеспечения обороноспособности государства и решения многих других проблем.

     Инвестиции  играют важную роль и на микроуровне. На этом уровне они необходимы прежде всего для достижения следующих  целей:

  • расширения и развития производства;
  • недопущение чрезмерного морального и физического износа основных фондов;
  • повышения технического уровня производства;
  • повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции конкретного предприятия;
  • осуществления природоохранных мероприятий;
  • приобретения  ценных бумаг и вложения средств в активы других предприятий;
  • для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, стабильного финансового состояния и максимизации прибыли[13, с.112].

     Таким образом, инвестиции являются важнейшей экономической категорией и играют значимую роль как на макро-, так и микроуровне, в первую очередь для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих социальных проблем. 
 

 

    2  Инвестиционная деятельность и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь 
 

    2.1 Инвестиционные возможности  Республики Беларусь 
 

    Важнейшим направлением государственной экономической политики Республики Беларусь является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.

    Беларусь  предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно–климатические условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий научно–технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса.

    Республика  находится на пересечении железнодорожных  и автомобильных магистралей, систем нефте–, газо–и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.

    В стране существует развитая научно–техническая база для проведения исследований и разработок в различных областях теоретических и прикладных знаний. В республике функционирует около 300 научных организаций. Научными исследованиями и разработками занимается свыше 30 тыс.человек, в их числе более 805 докторов наук и 3400 кандидатов наук. Международное признание получили разработки белорусских ученых в области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии и др.

    В Беларуси имеются производства по выпуску  конкурентоспособной продукции  на внутреннем и внешнем рынках. Республика специализируется на производстве продукции машиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой  промышленности, а также животноводства, льноводства, картофелеводства. Беларусь экспортирует более 90% произведенных автомобилей и тракторов, около 90% –телевизоров, холодильников и морозильников, а так же калийных удобрений, более 80 %–металлорежущих станков.

    Беларусь  входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и огромной емкости российского рынка. Расширению инвестиционных возможностей Беларуси способствуют так же положительная динамика переговорного процесса по присоединению страны к Всемирной торговой организации, улучшение отношений с международными финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международной финансовой корпорацией и Международным банком реконструкции и развития в рамках Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития).

    В Беларуси создано 6 свободных экономических  зон с либеральными условиями  хозяйствования в виде льготного  налогового и таможенного режимов. Ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость для резидентов СЭЗ в два раза ниже, чем по республике. Прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации продукции собственного производства, освобождается от налогообложения сроком на 5 лет с момента ее объявления.

    Республика  Беларусь — единственная страна среди  государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс — основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей условия деятельности, а так же устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах[10, с.2].

    Беларусь  имеет положительный опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими мировыми производителями– транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с немецким «МАН» (выпуск автомобильной техники), голландской «Кока–Кола» и американским «МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским «Маерск Медикал» (выпуск медицинского оборудования).

    Созданные коммерческие организации с участием зарубежного капитала имеют ряд  преимуществ перед национальными субъектами хозяйствования. Иностранным и совместным предприятиям предоставляется следующие льготы и преференции:

    - освобождение в течение трех лет от уплаты налога на прибыль от производственной деятельности. В случае если такие организации производят особо важную для республики продукцию, ставка налога на прибыль уменьшается на 50 процентов еще на срок до трех лет;

    - освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию республики основных средств, предназначенных для формирования уставного фонда;

    - безлицензионные экспорт продукции собственного производства и импорт продукции для собственного производства;

    - свободное распоряжение полученной выручкой в иностранной валюте от экспорта продукции собственного производства после оплаты налогов и других обязательных платежей;

    - свобода при выборе поставщиков товаров и установлении цен на продукцию собственного производства;

    - сохранение правового режима в течение 5 лет с момента регистрации предприятия с иностранными инвестициями в не зависимости от изменений в законодательстве Республики Беларусь.

    В настоящее время акценты в  инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального  режима к созданию универсальных  общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов, в области лицензирования, внешнеэкономической деятельности и в отношении действия стабилизационных норм.

    С целью увеличения объемов привлечения  иностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционных проектов создано РУП «Национальное инвестиционное агентство». Сформирована и постоянно обновляется база данных инвестиционных проектов белорусских предприятий, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций.

Информация о работе Инвестиционная ситуация в Республике Беларусь