Инвестиционная привлекательность российских регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:14, реферат

Описание работы

В современном мире сложных экономических взаимоотношений между гражданами, предприятиями, финансовыми институтами, государствами важной проблемой является наиболее эффективное вложение капитала с целью его приумножения, или инвестирование. Высокая инвестиционная активность, достигаемая посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов, является необходимым условием развития национальной экономики.

На макроуровне инвестирование формирует производственный потенциал страны на новой научно-технической базе и предопределяет ее (страны) конкурентные позиции на мировых рынках. Инвестирование играет важную роль и на микроуровне: для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, стабильного финансового состояния и максимизации прибыли.

Большую роль для государств, особенно вырывающихся из экономического неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов. Перед Россией стоит жизненно важная задача модернизации национальной экономики, и это гигантское предприятие требует колоссальных капиталовложений. Проблема создания нормального инвестиционного климата и привлечения инвестиций приобретает в России исключительную остроту.

Содержание

1 Введение………………………………………………………………………………….3

2 Инвестиции……………………………………………………………………………….4

2.1 Сущность, классификация и источники инвестиций………………………….4

2.2 Инвестиционный процесс в национальной экономике………………………..4

3 Инвестиционная привлекательность регионов и ее рейтинг………………………….6

4 Анализ регионов РФ……………………………………………………………………..9

4.1 Выводы круглого стола Общественной палаты РФ по итогам XIV рейтинга инвестиционной привлекательности регионов (с дополнениями автора)…………………...9

4.2 Типология «ЭКСПЕРТ РА» инвестиционной привлекательности……….....11

4.3 Распределение регионов по рейтингу инвестпривлекательности…………...11

5 Заключение……………………………………………………………………………...14

Список использованной литературы…………………………………………………....15

Работа содержит 1 файл

Инвестиционный потенциал_НЭ.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

    - потребительский (характеристика потребительских рынков, в т.ч. совокупная покупательная способность населения);

    - производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения, в т.ч. характеристика основных производственных фондов, качество капитала);

    - финансовый (объем налоговой базы, прибыльность предприятий региона, развитость финансовых рынков и банковской системы);

    - институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики, в т.ч. законодательной базы, инструментов защиты прав собственности; степень независимости судебной системы);

    - инновационный (способность экономики инициировать и внедрять инновации, в т.ч. достижения научно-технического прогресса);

    - инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);

    - природно-ресурсный (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов, в т.ч. характеристика почв и полезных ископаемых);

    - туристический (наличие привлекательных туристический мест, способность принимать туристов).

    Все виды потенциала носят обобщенный характер. Каждый из них рассчитывается как средневзвешенная сумма ряда статистических показателей, а общий инвестиционный потенциал региона – как взвешенная сумма частных потенциалов.

    Уровень некоммерческого инвестиционного  риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Проще говоря, он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, регион или страну. Риск как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке. В отличие от инвестиционного потенциала многие из этих правил могут измениться в одночасье − так, как меняются настроение и мнение человека. Поэтому, инвестиционный риск − характеристика качественная.

    Инвестиционный  риск рассчитывается как средневзвешенная сумма следующих видов риска:

    - законодательного (юридические условия инвестирования в те или иные сферы, порядок использования отдельных факторов производства; при расчете этого риска учитывают как федеральные, так и региональные законы и нормативные акты, а также документы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность или затрагивающие ее косвенно);

    - социального (уровень социальной напряженности);

    - экономического (тенденции в экономическом развитии региона);

    - финансового (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);

    - криминального (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений);

    - экологического (уровень загрязнения окружающей среды, в т.ч. радиационное);

    - управленческого (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, авторитетность местной власти).

    В разделе 4.1 настоящей работы на рисунке 1 приведены условные значения экспертных весов частных потенциалов и видов риска на 2007-2008 гг. и на 2008-2009 гг. для расчета соответствующих средневзвешенных сумм.

    Имеет смысл выделить инвестиционное законодательство как весомый фактор инвестиционной привлекательности. В межгосударственном сопоставлении законодательство является важнейшей составляющей инвестиционного риска. Специфика межрегионального подхода состоит в том, что на территории большинства регионов действует единый общегосударственный законодательный фон, который слегка видоизменяется в отдельных субъектах федерации под воздействием региональных законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность только в пределах своих полномочий. Кроме того, законодательство, как правило, не только влияет на степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы, определяет порядок использования отдельных факторов производства − составляющих инвестиционного потенциала региона.

    Очевидно, для принятия решений недостаточно рассматривать только потенциал или только риск. Регион может быть первоклассным с точки зрения потенциала − например, иметь сырьевые ресурсы или богатое население, − но и нестабильную политическую обстановку или высокую степень загрязнения окружающей среды. В таком случае на инвестиции решатся немногие. И наоборот, регион может быть «тих», как тамбовский лес после отстрела пресловутых волков, но, с точки зрения потенциала, осуществлять инвестирование в нем (регионе) нецелесообразно, например, по причине крайней удаленности рынков сбыта и слабо развитой инфраструктуры.

 

     4 Анализ регионов РФ 

    4.1 Выводы круглого стола Общественной палаты РФ по итогам XIV рейтинга инвестиционной привлекательности регионов (с дополнениями автора) 

    15 декабря 2009г. в Общественной палате РФ был проведен круглый стол по итогам XIV рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России «Инвестиционная привлекательность регионов: новые аспекты − новые лидеры».

    Были  сделаны следующие выводы:

  1. Наибольшей угрозой для инвесторов являются криминал, система управления и социальный риск.
  2. Главным фактором инвестирования в условиях продолжающегося демографического спада становится трудовой потенциал.
  3. По мнению инвесторов, возросла значимость инфраструктурного потенциала, существенно влияющая на издержки производства в российских условиях.
  4. В ближайшем будущем инвесторы не ожидают значительного роста потребительского потенциала населения регионов (см. рисунок 1).

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1 

    
  1. По сравнению  с прошлым рейтингом беспрецедентно на 70% изменился состав лидеров по уровню инвестиционного риска. На смену  регионам-тяжеловесам (таким как республика Татарстан, Калининградская область, Московская область, Белгородская область, Нижегородская область) пришла целая когорта некрупных, несырьевых, «типичных» российских регионов, выделяющихся диверсифицированной экономикой и развитым агропромышленным комплексом − Пензенская область, Воронежская область, Тамбовская область, республика Башкортостан, Омская область, г. Санкт-Петербург.
  2. Секрет «новых лидеров» − устойчивая экономическая база, основанная на сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности, социальная стабильность, спокойная криминальная обстановка и грамотное управление.
  3. За последние годы ресурсное богатство восточных регионов не остановило существенного сдвига инвестиционного потенциала в европейскую часть России, что представляет серьезную угрозу потери восточных регионов страны в перспективе.
  4. В период между кризисами произошел постепенный сдвиг инвестиционного потенциала на запад России, в регионы развитого сельского хозяйства и преимущественно обрабатывающей промышленности, создающей высокую добавленную стоимость. Три западных округа – ЦФО, СЗФО и ЮФО увеличили свою суммарную долю в потенциале с 53% до 56%, в то время как преимущественно сырьевые регионы – УФО, СФО и ДВФО снизили ее с 29,6% до 27,1%. К тому же восточные регионы в среднем имеют более высокий и растущий уровень инвестиционного риска, чем западные, несмотря на наличие в последних ряда высокорисковых регионов ЮФО (см. рисунок 2).

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 2 

    
  1. Обеспечение промышленного роста для выхода из современного кризиса требует более чем четырехкратного увеличения притока инвестиций в регионах.
  2. Появились новые возможности для повышения инвестиционной привлекательности регионов:
    1. Снижение коррупционно-криминальной составляющей инвестиционного климата;
    2. Развитие стратегического планирования − стратегии модернизации экономики, инновационного развития и др.;
    3. Создание конкурентной среды – стимул развития малого и среднего бизнеса;
    4. Реструктуризация моногородов – лучшие условия для привлечения инвесторов;
    5. Развитие инфраструктуры и туризма – слабые места в инвестиционной привлекательности практически всех регионов.
 

    4.2 Типология «ЭКСПЕРТ РА» инвестиционной привлекательности 

    Тип 1A. Огромные возможности при минимальном риске.

    Тип 2A. Инвестиционный потенциал умеренный, но риск инвестиций минимальный.

    Тип 3A. Минимальный риск и низкий потенциал.

    Типы 1B и 2B. Приемлемые условия инвестирования при среднем уровне риска.

    Тип 3B. Умеренный уровень инвестиционного риска и потенциал ниже среднего (делится на два подтипа: 3B1 – регион все еще сохраняет изрядный инвестиционный потенциал на фоне умеренного риска; 3B2 – изначально экономически слабый регион с достаточно низким инвестиционным риском).

    Тип 1С и 2С. Высокий инвестиционный риск и значительный потенциал.

    Тип 3C. Низкий потенциал и высокий риск (делится на два подтипа: 3С1 – регион относительно более высокого потенциала; 3С2 – регион относительно более низкого потенциала).

    Тип 3D. Очень высокий риск при низком потенциале. 

    4.3 Распределение регионов по рейтингу инвестпривлекательности 

    Для составления настоящего раздела  использованы материалы рейтингового агентства «ЭКСПЕРТ РА», опубликованные на официальном сайте с датой актуализации 17.12.2009 г. 

Субъект федерации Рейтинг Динамика
Краснодарский край 1B понижен
Москва 1B подтвержден
Московская  область 1B подтвержден
Санкт-Петербург 1B подтвержден
Свердловская  область 1B подтвержден
Белгородская  область 2B повышен
Волгоградская область 2B повышен
Иркутская область 2B подтвержден
Кемеровская область 2B подтвержден
Нижегородская область 2B подтвержден
Новосибирская область 2B подтвержден
Пермский  край 2B подтвержден
Республика  Башкортостан 2B подтвержден
Республика  Татарстан 2B подтвержден
Ростовская  область 2B понижен
Самарская область 2B подтвержден
Ханты-Мансийский автономный округ 2B подтвержден
Челябинская область 2B подтвержден
Красноярский  край 2C понижен
Липецкая  область 3A подтвержден
Алтайский край 3B1 повышен
Архангельская область 3B1 подтвержден
Брянская  область 3B1 подтвержден
Владимирская  область 3B1 подтвержден
Вологодская область 3B1 подтвержден
Воронежская область 3B1 подтвержден
Калининградская область 3B1 подтвержден
Калужская область 3B1 подтвержден
Кировская область 3B1 повышен
Курская область 3B1 подтвержден
Ленинградская область 3B1 подтвержден
Субъект федерации Рейтинг Динамика
Мурманская  область 3B1 подтвержден
Омская  область 3B1 подтвержден
Оренбургская  область 3B1 подтвержден
Пензенская  область 3B1 подтвержден
Приморский  край 3B1 повышен
Республика  Коми 3B1 подтвержден
Республика  Саха (Якутия) 3B1 понижен
Рязанская область 3B1 подтвержден
Саратовская область 3B1 подтвержден
Смоленская  область 3B1 повышен
Ставропольский  край 3B1 подтвержден
Томская область 3B1 подтвержден
Тульская  область 3B1 подтвержден
Тюменская область 3B1 подтвержден
Удмуртская  Республика 3B1 подтвержден
Ульяновская область 3B1 подтвержден
Хабаровский край 3B1 подтвержден
Чувашская Республика 3B1 повышен
Ямало-Ненецкий автономный округ 3B1 понижен
Ярославская область 3B1 подтвержден
Амурская  область 3B2 подтвержден
Кабардино-Балкарская Республика 3B2 повышен
Костромская область 3B2 повышен
Курганская  область 3B2 подтвержден
Новгородская  область 3B2 подтвержден
Орловская область 3B2 подтвержден
Псковская область 3B2 подтвержден
Республика  Адыгея 3B2 повышен
Республика  Алтай 3B2 подтвержден
Республика Бурятия 3B2 подтвержден
Республика  Карелия 3B2 подтвержден
Республика  Марий Эл 3B2 подтвержден
Республика  Мордовия 3B2 подтвержден
Республика  Хакасия 3B2 подтвержден
Тамбовская  область 3B2 подтвержден
Забайкальский край 3C1 присвоен
Республика  Дагестан 3C1 подтвержден
Тверская  область 3C1 подтвержден
Астраханская  область 3C2 понижен
Еврейская автономная область 3C2 понижен
Ивановская  область 3C2 понижен
Камчатский  край 3C2 подтвержден
Карачаево-Черкесская Республика 3C2 понижен
Магаданская область 3C2 повышен
Ненецкий  автономный округ 3C2 понижен
Республика  Калмыкия 3C2 повышен
Республика  Северная Осетия - Алания 3C2 понижен
Сахалинская область 3C2 понижен
Чукотский автономный округ 3C2 понижен
Республика  Ингушетия 3D подтвержден
Республика Тыва 3D подтвержден
Чеченская Республика 3D подтвержден

Информация о работе Инвестиционная привлекательность российских регионов