Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:23, курсовая работа
Децентрализация государственного управления экономикой страны привела к усилению роли региональных органов власти в регулирования экономических процессов. Различия в социально-экономическом развитии каждого региона диктуют необходимость формирования сбалансированной региональной инвестиционной политики. Региональные органы должны стимулировать и регулировать инвестиционные процессы, формировать благоприятные условия для привлечения необходимого объема инвестиций в промышленность региона.
Целью настоящей работы является анализ современного состояния дел в области разработки методик оценки инвестиционной привлекательности регионов, выявление существующих проблем и попытка определения путей их преодоления.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ
1.1 Современные подходы к трактовке понятий инвестиций и инвестиционной деятельности
1.2 Регион как объект приоритетного инвестирования
1.3 Сущность и составляющие инвестиционной привлекательности регионов
Глава 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ
2.1 Обоснование необходимости системного подхода к оценке инвестиционной привлекательности регионов
2.2 Критерии и факторы оценки инвестиционной привлекательности регионов
2.3 Анализ современных методик оценки инвестиционной привлекательности регионов
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ
3.1 Зарубежный опыт повышения инвестиционной привлекательности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
·
формирование инфраструктурных и финансовых
условий, благоприятных для иностранных
инвесторов. В их числе: предоставление
им земельных участков для строительства
промышленных помещений, грантов на реализацию
проектов в области НИОКР и профессиональной
подготовки, капитальных субсидий для
покрытия расходов на приобретение земельных
участков, зданий и технологического оборудование
предусмотрено предоставление капитальных
субсидий, налоговых льгот[63];
·
формирование института государственно-
Опыт
США. В оценке опыта США следует
обратить внимание на ряд важных для целей
данной работы положений:
1)
Создание благоприятного
В
настоящее время на уровне местных
органов власти действуют около
6 тыс. программ стимулирования экономического
развития, предусматривающих широкие
нефинансовые льготы для иностранных
инвесторов. В рамках деятельности
по стимулированию экономического развития
местные органы власти 25 штатов создали
около 1300 так называемых предпринимательских
зон, в которых иностранные инвесторы
пользуются широкими льготами.
К
числу важнейших рычагов
Финансовое
стимулирование инвестиционной деятельности
осуществляется посредством льготного
налогообложения, предоставления дешевых
кредитов, субсидий, дотаций, финансирования
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
разработок (НИОКР).
Властями
штатов, муниципалитетов и других
административно-
Правительства
штатов осуществляют информирование инвесторов
об издержках приобретения земли и строительства,
транспортных услугах, состоянии коммуникаций,
возможностях обучения, мерах по охране
окружающей среды, перспективах развития
рынков сбыта.
В
целом всё множество методов,
используемых правительствами штатов
с целью создания благоприятного инвестиционного
климата, можно условно разделить на три
группы:
·
прямые финансовые стимулы (предоставление
ссуд, грантов, займов и кредитов правительствами
штата);
·
фискальные меры (введение различных налогов
на предпринимательскую деятельность);
·
льготы по налогообложению и специальные
методы (налоговые изъятия, скидки,
а также налоговые кредиты)
Как
правило, правительствами штатов применяется
комбинация тех или иных методов,
характер и количество которых зависят
от местной социально-экономической и
политической специфики. Местные администрации
формируют дифференцированные условия
для инвестиций в зависимости от значения,
придаваемого предлагаемому инвестиционному
проекту.
Обычно
инвестиционные проекты, предусматривающие
развитие приоритетных для штата
отраслей хозяйства, пользуются более
льготным инвестиционным режимом, чем
остальные, осуществляемые в отраслях,
не отнесенных к этой категории. В
число приоритетных отраслей входят
наиболее конкурентоспособные, а также
те, развитие которых может принести наибольший
эффект для хозяйства региона. Особыми
льготами обычно пользуются проекты, предусматривающие
привлечение инвестиций в создание и развитие
предприятий, деятельность которых носит
экспортную или импортозамещающую направленность.[66]
2)
Использование комплексного
·
во-первых, создания структурных элементов
новой экономики на основе интеграции
предпринимательских организаций реального
и финансового секторов экономики, с одной
стороны, и исследовательских структур
высшей школы, с другой;
·
во-вторых, объединения финансовых
ресурсов государства и частных
инвесторов и их направления, прежде
всего на развитие инновационного компонента
территорий.
Так,
широко применяется кооперация исследовательских
структур университетов, федеральных
ведомств, федеральных лабораторий,
властей штатов и территорий, частного
сектора промышленности, финансово-кредитных
учреждений в формах государственно-частные
кооперационных соглашений в области
исследований и разработок (СКИР) и инновационно-технологических
партнерств.
К
продуктивным формам государственно-частного
партнерства следует также
Значительный
интерес представляет и опыт Канады,
которая в конце ХХ века по оценкам
Мирового экономического форума вошла
в пятерку лучших по инвестиционному
климату среди 59 индустриально развитых
и развивающихся стран.[68]
Важным
направлением деятельности, обеспечивающей
улучшение инвестиционного
В
последние годы деятельность правительства
сосредоточена на предоставлении льгот
компаниям, проводящим научные исследования
и разработки. Программа налоговых
льгот для научных исследований и экспериментальных
разработок предоставляет компаниям прямое
и полное списывание большинства издержек,
а также налоговые кредиты в размере 20
– 35 %.
Финансовое
стимулирование включает также гранты,
ссуды, кредитные поручительства, субсидии
для выплаты заработной платы, субсидирование
арендной платы, вложения венчурного капитала.
Канадская
система предоставляет местным
корпорациям значительное стоимостное
преимущество в затратах перед аналогичными
компаниями США, если научно-исследовательские
работы выполняются в Канаде. Канадским
корпорациям устанавливается более быстрая
амортизация, упрощенная форма списания
научно-исследовательских расходов.[69]
Власти
Канады, как и США, рассматривают
процессы активизации инвестиционной
деятельности и экологического регулирования
в единстве.
В
составе используемых инструментов
регулирования можно выделить:
·
стандарты качества окружающей среды;
·
экологические лицензии (права) на строительство,
введение в строй и эксплуатацию тех или
иных предприятий, загрязняющих окружающую
среду, выдаваемые природоохранными ведомствами;
·
инструкции (кодексы) практической деятельности,
ее экологические критерии и инструкции,
разрабатываемые
В
Шотландии улучшение
Опыт
проведения имиджевой политики в
Индии. Государственные органы Индии,
прежде всего Министерство торговли
и промышленности и Министерство
иностранных дел Индии, оказывают
активную поддержку объединениям промышленников
и предпринимателей Индии в осуществлении
деятельности по продвижению национального
и региональных брэндов, а также формированию
благоприятного образа страны за рубежом.
Так,
Конфедерация индийской промышленности
(Confederation of Indian Industry, CII) при поддержке Министерства
торговли и промышленности Индии учредила
организацию India Brand Equity Foundation (IBEF), которая
осуществляет деятельность по сбору, анализу
и распространению за рубежом текущей
информации об экономике Индии. IBEF осуществляет
три главные функции:
·
работает со СМИ в целях продвижения
национальных брэндов;
·
координирует стратегические маркетинговые
инициативы, в том числе кампанию
“Индия везде” (“India Everywhere”);
·
выступает в качестве информационного
ресурса.
В
Правление организации входят высокопоставленные
чиновники Министерства торговли и промышленности,
Министерства иностранных дел и Министерства
туризма, а также руководители ведущих
компаний страны.
Среди
мероприятий IBEF 2006 г. в рамках промоушен
– кампании “Индия везде” можно отметить
проведение “Дня Индии” на Всемирном
экономическом форуме в Давосе в январе
2006 г. В мероприятии приняли участие представители
крупнейших компаний Индии, ведущие экономисты,
политики и видные деятели культуры.
На
проходившей в апреле 2006 г. Ганноверской
технологической выставке Индия являлась
страной-партнером. В церемонии открытия
принял участие премьер-министр Индии
М.Сингх. Как и в Швейцарии, на выставке
в Германии IBEF вела работу по таким направлениям
как организация национального павильона,
проведение бизнес семинаров и конференций,
с участием руководителей ведущих индийских
компаний и видных политических деятелей,
работа со СМИ, проведение культурных
мероприятий (гастрономические акции,
показы мод, концерты и т.п.).
В
рамках кампании “Индия везде” IBEF проводит
презентации и форумы в различных странах
мира.
Под
эгидой IBEF создана сеть так называемых
Послов Индии (Brand Ambassadors), в число
которых входят успешные и влиятельные
люди индийского происхождения, которые
участвуют в различных рекламных акциях
и выступают в качестве представителей
отдельных индийских компаний.
На
фоне растущего интереса мирового экономического
сообщества к развивающейся экономике
Индии кампания “Индия везде”, широко
освещаемая в национальных и зарубежных
СМИ, стала естественным и необходимым
инструментом продвижения экономических
и политических интересов Индии на международной
арене.
Успех
Китая по завоеванию зарубежных рынков
– это прямой результат эффективной
политики государства по привлечению
иностранного капитала. После решения
китайского правительства в 1979 году сделать
привлечение иностранных инвестиций приоритетом
в экономической политике, были созданы
первые «специальные экономические зоны»
(в провинциях Гуандонг и Фуян). Эти зоны
выделялись не только либеральным налоговым
режимом, но и существенным облегчением
административных барьеров для открытия
нового бизнеса. Важную роль в успехе экономических
зон также сыграли Гонконгские и Тайваньские
инвестиции в китайскую экономику. К 1990
году, «специальные экономические зоны»
привлекали более 52% всех иностранных
инвестиций в Китае и производили более
половины китайских экспортных товаров.
Информация о работе Инвестиционная привлекательность отраслей и регионов