Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 17:34, курсовая работа
Целью данной работы является анализ инвестиционной привлекательности конкретного предприятия.
Задачами данной работы являются:
1. раскрыть сущность инвестиционной привлекательности предприятия;
2. определить факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность предприятия;
3. охарактеризовать методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия;
4. провести анализ инвестиционной привлекательности ОАО «ЛУКОЙЛ»;
5. дать рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности предприятия.
В
открытой зарубежной литературе по инвестиционному
менеджменту содержатся лишь теоретические
аспекты организации
Практические
же методики расчета инвестиционной
привлекательности предприятий
ведущих западных консультационных
фирм и инвестиционных компаний считаются
коммерческой тайной, широкому кругу
отечественной научной
Исключением является методика определения инвестиционной привлекательности предприятий, предложенная американской консалтинговой компанией McQuisney. Методика заключается в следующем.
Для того чтобы получить надежную информацию для разработки инвестиционной политики, необходим системный подход к изучению конъюнктуры инвестиционного рынка, начиная с макроуровня (от инвестиционного климата государства) и заканчивая микроуровнем (оценкой инвестиционной привлекательности отдельного инвестиционного проекта).
Данная последовательность позволяет инвесторам решить проблему выбора именно таких предприятий, которые имеют лучшие перспективы развития в случае реализации предлагаемого инвестиционного проекта и могут обеспечить инвестору планируемую прибыль на вложенный капитал с учетом имеющихся рисков.
Сущность
статистического подхода
- коэффициент соотношения заемных и собственных средств К1:
К1 = ЗК /СК, (3)
где ЗК – величина заемных средств;
СК – величина собственного капитала.
- коэффициент текущей ликвидности К2 :
К2 = ОА/ КП, (4)
где ОА – величина оборотных активов;
КП – величина краткосрочных пассивов.
- коэффициент оборачиваемости активов К3 :
К3 = В/ А сг., (5)
где В – выручка от продаж;
А сг. – среднегодовая балансовая величина активов.
- рентабельность собственного капитала по чистой прибыли Rск.:
Rск = Пч / СК. × 100%, (6)
где Пч – чистая прибыль предприятия;
- рентабельность продаж по чистой прибыли Rпр :
Rпр. = Ппр. / В × 100%, (7)
где Ппр. – прибыль от продаж.
Затем, с помощью метода экспертных оценок, выявляют общие важнейшие факторы инвестиционной привлекательности, характеризующие рыночное окружение и корпоративное управление.
Данная модель может быть использована как стратегическими, так и портфельными и финансовыми инвесторами.
Затем каждому фактору, независимо от того является он количественным или качественным, присваивается соответствующая балловая оценка.
Абсолютные
значения и балловая оценка факторов
инвестиционной привлекательности
предприятия приведена в
Таблица 2 - Балловая оценка факторов инвестиционной привлекательности предприятия
Фактор инвестиционной привлекательности | Абсолютное значение фактора | Балловая
оценка |
Коэффициент
соотношения заемных и |
от 0,2 до 0,5
меньше 0,2 больше 0,5 |
3
2 1 |
Коэффициент текущей ликвидности | больше 1,7
от 1.2 до 1,7 меньше 1,2 |
3
2 1 |
Коэффициент оборачиваемости активов | больше 0,6
от 0,4 до 0,6 меньше 0,4 |
3
2 1 |
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли | больше 8
от 3 до 8 меньше 3 |
3
2 1 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли | больше 16
от 8 до 16 меньше 8 |
3
2 1 |
Инвестиционный климат региона, в котором находится предприятие | благоприятный
неблагоприятный крайне неблагоприятный |
3
2 1 |
Инвестиционная привлекательность отрасли, к которой принадлежит предприятие | высокая (нефтедобывающая,
нефтеперерабатывающая)
средняя (черная, цветная металлургия, химическая) низкая (легкая, лесная) |
3 2 1 |
Стадия жизненного цикла основного вида продукции | рост
зрелость старение |
3
2 1 |
Степень конкуренции на товарном рынке | низкая
средняя высокая |
3
2 1 |
Экологическая нагрузка на природную среду | незначительная
высокая разрушительная |
3
2 1 |
Финансовая прозрачность и раскрытие информации | раскрытие отчетности
в СМИ и в Интернет
информация раскрывается частично и не регулярно трудности в раскрытии информации |
3 2 1 |
Соблюдение прав мелких акционеров по управлению предприятием | Рассылка по
почте уведомлений и документов
для голосования на собрании акционеров
Рассылка по почте уведомлений о собрании акционеров, но устав общества не допускает заочное голосование |
3 2 |
Далее рассчитывается интегральный коэффициент инвестиционной привлекательности предприятия (КИП) по следующей формуле:
, (8)
где i = 1, 2, 3 ... n - количество факторов (n = 12);
Хi - балловая оценка i-го фактора;
Хmax - максимальное возможное суммарное количество баллов.
В соответствии с критерием инвестиционной привлекательности возможна следующая классификация предприятий, предложенная консалтинговой компанией McQuisney (см. таблицу 3).
По вертикали: ожидания инвесторами краткосрочного роста прибыли компании относительно конкурентов (наверху - высокие ожидания, внизу - низкие), по горизонтали: ожидания инвесторами долгосрочного роста прибыли компании относительно конкурентов (справа - высокие ожидания, слева - низкие).
Таблица 3 - Классификация предприятий по критерию инвестиционной привлекательности
Спринтеры | Чемпионы мира |
Бегуны не в форме | Марафонцы |
Согласно данной классификации, в «спринтеры» попадают компании, у которых инвесторы ожидают высокого темпа роста прибыли в краткосрочном плане. В «чемпионы мира»- компании, у которых ожидается высокий темп роста как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане. В «марафонцы» - те, у кого ожидается высокий темп роста в долгосрочном плане. «Бегуны не в форме» - это те, у которых не ожидается высокий темп роста ни краткосрочном, ни в долгосрочном планах.
Соответственно, согласно рекомендациям компании McQuisney, менеджеры «чемпионов мира» должны прилагать максимум усилий, чтобы оправдать высокие ожидания инвесторов в краткосрочном и долгосрочном планах, т.е. поддерживать высокий темп роста в краткосрочном и долгосрочном планах. Менеджеры «спринтеров» должны прилагать максимум усилий, осуществляя инвестиции в долгосрочном плане, так как таким образом они могут повысить стоимость своих акций. Менеджеры «марафонцев» должны прилагать максимум усилий, чтобы убедить инвесторов, что они и в краткосрочном плане достойны внимания. В этот разряд попадают компании, которые в текущий момент, как правило, убыточны, зато могут стать прибыльными и захватить крупную долю рынка в будущем. Менеджеры таких компаний должны сосредоточиться не на инвестиционной политике в будущем, а на увеличении рентабельности и выходе на точку безубыточности в настоящем. Менеджеры «бегунов не в форме» должны реструктурировать свой бизнес, чтобы достичь краткосрочного роста и заложить основы для долгосрочного роста.
В процессе выбора инвестиционной политики, необходимо, прежде всего, использовать традиционные критерии оценки инвестиционных проектов. В случае если проект им удовлетворяет, необходимо проверить, как влияет реализация данного проекта на темпы роста прибыли предприятия. В случае если реализация данного проекта снижает темпы роста, проект должен быть отвергнут.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЛУКОЙЛ»
2.1
АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ОАО «ЛУКОЙЛ» - это одна из крупнейших международных нефтегазовых компаний, созданная в 1991 году. Основными видами деятельности Компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Основная часть продукции Компании реализуется на международном рынке. ЛУКОЙЛ занимается сбытом нефтепродуктов в России, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья и США.
ЛУКОЙЛ является второй крупнейшей частной нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля Компании в общемировых запасах нефти составляет около 1,1%, в общемировой добыче нефти - около 2,3%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18% общероссийской добычи и 19% общероссийской переработке нефти.
Основные показатели деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ» необходимые для анализа и оценки инвестиционной привлекательности приведены в таблице 4.
Таблица 4 – Основные показатели деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ»
Показатель | 2008 год, млн. $ | 2009 год, млн. $ | Темп роста | 2010 год, млн. $ | Темп роста |
Выручка | 107680 | 81083 | -0,247 | 104956 | 0,294 |
Чистая прибыль | 9229 | 7069 | -0,233 | 9119 | 0,289 |
Активы | 71461 | 79019 | 0,105 | 84017 | 0,063 |
Оборотные активы | 15633 | 17839 | 0,141 | 20617 | 0,155 |
Краткосрочные пассивы | 10575 | 9694 | -0,083 | 10775 | 0,111 |
Собственный капитал | 51010 | 56379 | 0,105 | 59608 | 0,057 |
Заемный капитал | 20451 | 22640 | 0,107 | 24409 | 0,078 |
Как видно из таблицы, в основном все показатели имели тенденцию роста за исключением 2009 года, что обосновано экономическим кризисом в стране.
По методике, предложенной американской консалтинговой компанией McQuisney определю инвестиционную привлекательность ОАО «ЛУКОЙЛ». Для этого рассчитаю нужный минимальный набор основных финансовых коэффициентов по формулам 3-7.
К1 (2008) = 20451 \ 51010 = 0,4
К2 (2008) = 15633 \ 10575 = 1,478
К3 (2008) = 107680 \ 71461 = 1,506
Rск (2008) = 9227 \ 51010 * 100% = 18,092
Rпр (2008) = 13709 \ 107680 * 100% = 12,731
К1 (2009) = 22640 \ 56379 = 0,401
К2 (2009) = 17839 \ 9694 = 1,84
К3 (2009) = 81083 \ 79019 = 1,026
Rск (2009) = 7069 \ 56379 * 100% = 14,031
Rпр (2009) = 9778 \ 81083 * 100% = 12, 059
К1 (2010) = 24409 \ 59608 = 0,409
К2 (2010) = 20617 \ 10775 = 1,913
К3 (2010) = 104956 \ 84017 = 1,249
Rск (2010) = 9119 \ 59608 * 100% = 15,298
Rпр (2010) = 11533 \ 104956 * 100% = 10,988
В таблице 5 показан набор основных финансовых коэффициентов.
Таблица 5 – Набор основных финансовых коэффициентов
Показатель | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Коэффициент
соотношения заемных и |
0,4 | 0,401 | 0,409 |
Коэффициент текущей ликвидности | 1,478 | 1,84 | 1,913 |
Коэффициент оборачиваемости активов | 1,506 | 1,026 | 1,249 |
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли | 18,092 | 14,031 | 15,298 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли | 12,731 | 12,059 | 10,988 |
Информация о работе Инвестиционная привлекательность ОАО "ЛУКОЙЛ"