Инвестиционная деятельность .Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельностью России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 09:50, контрольная работа

Описание работы

Инвестиции – процесс, затрагивающий интересы не только государства, но и частных компаний, и отдельных лиц. Поэтому, регулируя инвестиционную деятельность, государство должно соблюдать интересы всех участников данного процесса, что в частности, способствует привлечению иностранного и частного капитала в развитие экономики страны и снижает возможные финансовые риски, связанные с инвестированием экономики России в настоящий период.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Экономическая сущность и значение инвестиций
1.1 Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности
1.2.Государственное регулирование инвестиционной деятельности
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

инвестиции Бирюкова.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

     Государство и в рыночной экономике, являясь хозяйствующим субъектом, выполняет чисто управленческие функции в отношении принадлежащей ему собственности. В связи с тем что в России экономика является многоукладной и государственный сектор является неотъемлемой частью всей национальной экономики, употребление понятия «регулирование» при исследовании вопроса соотношения государства и экономики не охватывает и не объясняет полностью роли государства в экономических процессах.

     При рыночных отношениях, даже в случае полного разгосударствления, экономика не может функционировать должным образом без определенного вмешательства государства и его законодательства – частного права. Частное право – это право, созданное государством и поддерживаемое им. Как и любая отрасль права, частное право опирается на государство и без его поддержки не может функционировать и, в частности, не может обойтись без государственного принуждения. В гражданском праве России немало мер, которые используются в принудительном порядке. К примеру, деятельность арбитражных судов и судов общей юрисдикции по гражданским делам состоит в том, чтобы от имени государства санкционировать использование и применение государственного принуждения, обеспечивающего реализацию гражданско-правовых норм, регулирующих деятельность в сфере экономики.

     Формы и методы государственного регулирования  инвестиционной деятельности были отражены в ст. 10 Закона об инвестиционной деятельности. Регулирование инвестиционной деятельности формулируется в нем следующим образом: проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие, обеспечивается государственными органами РФ, органами власти субъектов федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции. Таким образом, инвестиционная политика государства должна быть направлена на улучшение благосостояния общества, подъем производства, поддержание и развитие научной деятельности, образование и медицинское обслуживание населения.

     Инвестиционный  процесс реализуется в форме: государственных инвестиционных программ (инвестирование государством средств в отрасли промышленности, науки, образования); прямого управления государственными инвестициями; введения системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот. [13, c. 122]

     Для привлечения в экономику страны частных и иностранных инвестиций необходимо введение для них льготных ставок налогов и таможенных пошлин; предоставления финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств. Такие средства должны предоставляться не только государственным предприятиям, но и частным производителям товаров и услуг, а также сфере образования, малому и среднему бизнесу. Таким образом, можно привлечь частный капитал в экономику государства, создать здоровую конкуренцию на рынке товаров и услуг и тем самым повысить их качество; проведения финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуска в обращение ценных бумаг), амортизационной политики.

     Для регулирования деятельности инвесторов на территории Российской Федерации государство использует следующие методы:

     1. Контроль за  соблюдением государственных норм  и стандартов, а также за соблюдением  правил обязательной сертификации, т.е. согласно Закону об инвестиционной деятельности субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные национальным законодательством. Если инвестиционная деятельность требует получения государственного сертификата на ее осуществление, государство контролирует получение такого сертификата.

     2. Антимонопольные  меры, приватизацию объектов государственной  собственности, в том числе  объектов незавершенного строительства.  Таким образом, для инвестирования  того или иного направления  экономики государство создает  равные условия для всех участников инвестиционной деятельности, не допускает монополизации отдельных участков экономики одним инвестором или их группой. В отдельных случаях должен происходить конкурсный отбор инвестора (объявляться тендер) на инвестирование того или иного сектора экономики.

     3. Экспертизу инвестиционных проектов, т.е. оценку экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу.

     Законом об инвестиционной деятельности в форме  капитальных вложений установлены также следующие формы и методы регулирования инвестиционной деятельности:

     1) создание в муниципальных образованиях  благоприятных условий для развития  инвестиционной деятельности, осуществляемой  в форме капитальных вложений, путем: установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов; защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству РФ льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения; прямого участия органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

     – разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;

     – размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых нормативными правовыми актами о местных бюджетах, либо на условиях закрепления в муниципальной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы местных бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов утверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ;

     – выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     – вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности;

     2) органы местного самоуправления  предоставляют на конкурсной  основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов. Порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов утверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ;

     3) расходы на финансирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений органами местного самоуправления, предусматриваются местными бюджетами. Контроль за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют органы, уполномоченные представительными органами местного самоуправления;

     4) в случае участия органов местного  самоуправления в финансировании  инвестиционных проектов, осуществляемых  Российской Федерацией и субъектами  РФ, разработка и утверждение этих инвестиционных проектов осуществляются по согласованию с органами местного самоуправления;

     5) при осуществлении инвестиционной  деятельности органы местного  самоуправления вправе взаимодействовать  с органами местного самоуправления других муниципальных образований, в том числе путем объединения собственных и привлеченных средств на основании договора между ними и в соответствии с законодательством РФ;

     6) регулирование органами местного  самоуправления инвестиционной  деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может производиться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством РФ. [13, c. 56] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Для нормального развития экономики, для  обеспечения воспроизводства необходим постоянный приток средств. Количественный рост инвестиций, их направление в различные сферы хозяйствования зависят от правильной инвестиционной политики.

     Вложение  средств в наукоемкие, высокотехнические, высокотехнологические программы  влияет не только на производство товаров, их потребительские свойства, но и на условия труда, что в конечном счете не может не отражаться на развитии всего общества в целом.

     Инвестиции, вложенные в эту сферу, дают представление  о качественном уровне инвестиций. Качественный уровень и количественный рост инвестиций, их соотношение дают представление о проводимой государственной политики. Ее целью является поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности, национальных и иностранных инвесторов.

     Правовое регулирование инвестиционной деятельности состоит:

    1. в определении признаков субъектов
    2. установлении организационно-правовых форм ведения инвестиционной деятельности
    3. выделении специальных требований к отдельным направлениям инвестиционной деятельности
    4. регламентации порядка и условий заключения исполнения договоров
    5. установлении пределов и форм государственного воздействия на инвестиционные процессы.

      Формы и методы государственного регулирования  инвестиционной деятельности должны быть более гибкими и не допускать разночтений. Они не могут быть исключительно запрещающими или разрешающими, а должны быть направлены на максимальное сотрудничество с субъектами инвестиционной деятельности, обеспечивать получение обоюдной выгоды, как государству, так и инвестору. Для устойчивого функционирования экономики государства необходима стабильная работа производственных отраслей, а без привлечения инвестиций поднятие производства весьма затруднительно для российской экономики. А для привлечения в экономику РФ инвестиций необходимо создание здорового инвестиционного климата, и формы и методы государственного регулирования играют здесь одну из ключевых ролей.

      Из  всего вышесказанного следует, что  инвестирование экономики процесс  на данном этапе развития России неизбежный. Поскольку, использование в качестве инвестиций государственных займов и иностранных кредитов, как показала практика, весьма неэффективно, необходимо привлекать частный, в том числе и иностранный капитал в экономику Российской Федерации, и для этого нужно совершенствовать законодательную базу, регулирующую инвестиционный процесс в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     Нормативно-правовая база

  1. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.91 с изменениями и дополнениями от 19.06.95 и 25.02.99 гг.
  2. Федеральный закон №39-ФЗ от 25.02.1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 2 января 2000 г.).
  3. http://www.consultant.ru

  Учебники  и учебные пособия

  1. Барбаумов В.Е. и др. Финансовые инвестиции: Учебник/ В.Е. Барбаумов, И.М. Гладких, А.С. Чуйко. – М.: Финансы и статистика, 2009.
  2. Дива А.И. Сущность инвестиции РФ: Учебное пособие для вузов / А.И. Дива. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  3. Сергеев И.В. и др. Правовые основы инвестиционной деятельности: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / И.В Сергеев, И.И. Веретенникова, В.В. Яновский. – М.: Финансы и статистика, 2007.
  4. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. Пособие/ Л.Л. Игонина; под ред. д – ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – М.: Экономист, 2004. – 478 с.
  5. Нешитой А.С. Инвестиции: Учебник. – 6-е изд., перераб. и испр. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 372 с.
  6. Экономика и Жизнь. – Государственное регулирование инвестиционной деятельности. - №40 1994 г.

  Периодическая литература

  1. Астапов К.Л. Законодательное регулирование  инвестиций в российской Федерации на федеральном и региональном уровнях // Право, политика, экономика.-№5.-2008.
  2. Белякова М.Ю. Государственное регулирование инвестиционной деятельности // Справочник экономиста.-№6.-2009.
  3. Духаев А.Д. Совершенствование методов государственного регулирования структурно-инвестиционных процессов // Финансы и кредит.-№14.- 2007.
  4. Зверев В.А. Методы государственного регулирования  инвестиционной деятельности // Справочник экономиста.-№6.-2006.
  5. Никитина Е.А. Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности // Финансы.-№9.-2010.
  6. Государственное регулирование инвестиционной деятельности. М.: Наука, 2007.
  7. Грицина В, Курнышева Н.Особенности инвестиционного процесса. Экономист. № 3. 2007г. с.8-19
  8. Самогородская М.И. Основные направления повышения активизации и повышения эффективности государственного управления инвестиционной деятельностью в регионе // Финансы и кредит. – 2005. – №10. – с. 56–63

Информация о работе Инвестиционная деятельность .Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельностью России