Инвестиции в туристическую сферу России за период 1990-2000 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:29, доклад

Описание работы

Туризм, являясь главной формой активного вида отдыха, укрепления здоровья, рационального использования свободного времени и расширения кругозора, при условии грамотной организации становится одной из доходных статей в экономике.
С 1990 года этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризма к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и связанных с туристской деятельностью в частности.
Переходный период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.

Работа содержит 1 файл

Инвестиции в туристическую сферу России.doc

— 356.50 Кб (Скачать)

Инвестиции  в туристическую сферу России

за период 1990-2000 года

Туризм, являясь главной формой активного вида отдыха, укрепления здоровья, рационального использования свободного времени и расширения кругозора,  при условии грамотной организации становится одной из доходных статей в экономике.

С 1990 года этот период развития российского туризма характеризуется  переходом от административного  регулирования туризма к экономическому стимулированию, основанному на новых  российских законах, касающихся как  предпринимательства и рынка в целом, так и связанных с туристской деятельностью в частности.

Переходный период развития российского туризма характеризуется  переходом от административного  регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.

В последнее десятилетие 20 века Россию захлестнули стремительные  перемены, повлиявшие на развитие туристской отрасли. Ухудшение экономико-географического положения России и снижение ее геополитического потенциала, вызванные затяжным социально-экономическим кризисом и продолжающейся внутриполитической нестабильностью, привели к упадку туризма и прежде всего внутреннего. 1990 г. фактически оказался последним благополучным годом для национального туризма. Централизованная система руководства этой отраслью была разрушена.

Распад  СССР привел к развалу единой системы  туристско-экскурсионного обслуживания населения. Из государственного бюджета  исчезла статья "туризм". Если раньше централизованное финансирование поддерживало инфраструктуру туризма, определяло относительно невысокие цены на туристские и гостиничные услуги, то его отсутствие повлекло за собой фактический упадок гостиничной отрасли. Немало туристско-экскурсионных, санаторно-курортных и гостиничных учреждений и комплексов страны было перепрофилировано или пришло в негодность из-за ветхого состояния.

В условиях стихийно развивающегося рынка многие туристские фирмы и гостиницы  банкротились. Снижение жизненного уровня населения, рост цен привели к сокращению спроса на туристские услуги. Негативные процессы затронули и географию национального туризма - туристское пространство из-за распада Советского Союза сократилось а 23%. По этим причинам практически разваливается система внутреннего туризма, прекращают существование пользовавшиеся популярностью у населения всесоюзные и республиканские маршруты.

Въездной  туризм в 90-е годы также пережил  не лучшие времена.

После определенного всплеска в конце 80-х и начале 90-х годов иностранцы с опаской стали относится к России из-за роста преступности в стране, ее политической и финансовой нестабильности.

Не  последнюю роль в падении интереса к стране сыграло и отсутствие новых предложений на туристском рынке, новых туристских маршрутов, комфортабельных гостиниц, недостаточный уровень сервисного обслуживания и т.д. Произошла реструктуризация туристских потоков пребывающих к нам иностранцев. Если раньше больше всего туристов приезжало к нам из стран бывшего Социалистического Содружества, то в 90-е годы в Россию потянулись выходцы из СНГ. При этом процент прибывающих в страну значительно увеличился за счет иммигрантов, которые под предлогом туристских путешествий пересекали границы. Этот же фактор скорректировал цифры статистики и по выездному туризму.

Как известно, на 90-е годы приходится бум  выездного туризма, когда граждане России, получив определенные политические свободы, стали активно выезжать за границу. Правда, при этом не всегда возвращались, поскольку определенная часть туристов из числа тех, кто долгие годы насильственно удерживался в СССР, стала пользоваться туристскими услугами для эмиграции. При этом резко возрос и поток легальных эмигрантов из страны. По данным органов МВД, в 1989 г. СССР покинуло 234994 человека. В 1991 г. было зарегистрировано всего лишь 10,8 млн. поездок советских граждан за границу, из которых только 3,4 млн. имели чисто туристские цели.

Отечественному туризму  нужны иностранные инвестиции, поэтому  задача административных органов - наладить систему отношений государства и бизнеса, которая даст возможность инвестору приходить в туристическую отрасль. В России ведется работа, направленная на формирование благоприятного инвестиционного климата России и ее регионов в части развития туристско-рекреационных территорий.

 

Конкурентные  преимущества и  недостатки России на внутреннем и                    въездном туристских направлениях

Конкурентные преимущества

Наличие богатейших  культурных и  природных ресурсов

Наличие новых туристских продуктов, удовлетворяющих потребность  в путешествиях в более отдаленные, менее известные и малодоступные места

Рост доходов граждан на душу населения

Конкурентные слабости

 

      Переходной период (с 1990г)

 

Высокая стоимость туристских услуг (проживание в гостиницах, питание, транспорт  и др.)

Недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиниц туристского класса

 

Высокая стоимость и неразвитая сеть авиа- и железнодорожных перевозок  внутри страны

Наличие административных барьеров  и невыгодных условий земельной аренды для привлечения инвестиций в региональную туристскую инфраструктуру

Сохранение негативных стереотипов  восприятия образа России, поддерживаемых отдельными зарубежными СМИ

Недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны на зарубежных направляющих  и на внутреннем рынках

Недостаточно высокий уровень личной безопасности туристов

Несовершенная визовая политика  в отношении государств, не представляющих миграционной опасности

Завышенные тарифы для иностранных  туристов на услуги  государственных  музеев

Невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии  из-за дефицита квалифицированных кадров

Неудовлетворительное качество дорог  для развития   туризма с  использованием автотранспорта


 

В 1990 г. индустрия туризма  СССР принимала и обслуживала  около 50 млн туристов и более 300 млн  экскурсантов, а в казну государства  поступало 16,6 млрд долл. США1, то в настоящее  время более 10 тыс. туристских объектов туризма, обеспечивающих ранее услуги для широких слоев населения, фактически приостановили свою деятельность.

Уровень развития туризма  отражает общее состояние социальной сферы в стране.

В федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» о социальном туризме сказано: «Туризм социальный – путешествия, субсидируемые государством из средств, выделяемых на социальные нужды»

Вот лишь несколько сопоставлений: 1991 г. – 300 млн отечественных туристов, экскурсантов, путешествовавших по всей стране; 1997 г. – 15 млн (сокращение в 20 раз). В 1983 г. реализацией туристских программ занимались 1,5 тыс. бюро путешествий и экскурсий плюс 1,5 млн профсоюзных и комсомольских комитетов. Ежегодно вводилось несколько десятков новых объектов туризма – где-то 3 тыс. мест каждый год.

После распада СССР, отмены государственного регулирования и  бюджетных дотаций удельный вес  туристских услуг, без учета экскурсий, на душу населения в России резко  снизился — с 23% в бывшем СССР в 1989 г. до 4,1% в России в 2001 г. (аналогичный показатель для Франции – 54 %, Голландии – 65%, Швеции – 75%). В целом же в структуре семейного бюджета расходы на туризм составляют лишь 2%.

ВЪЕЗД В РОССИЮ ИНОСТРАННЫХ  ГРАЖДАН И ВЫЕЗД ЗА ГРАНИЦУ  РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН ПО ЦЕЛЯМ ПОЕЗДОК  
(тысяч человек)

 

Численность иностранных  граждан, прибывших в Россию

Численность российских граждан, выехавших за границу

1995

2000

2001

2002

2003

1995

2000

2001

2002

2003

 

Все страны

Всего

10290

21169

21570

23296

22514

21329

18371

17939

20343

20468

в том числе  
по целям поездок:

                   

служебная

2899

3218

3028

3014

2568

3249

2163

2529

2595

2516

туризм

1837

2598

2380

3106

3152

2607

4485

4191

5044

5640

частная

3903

13382

14049

15159

14723

13803

10088

9490

10837

10330

транзит

864

415

489

524

485

-

-

-

-

-

обслуживаю-щий персонал

 
787

 
1556

 
1624

 
1493

 
1586

 
1670

 
1635

 
1729

 
1867

 
1982

 

Страны вне  СНГ 

Всего

5311

7410

7079

7881

8148

8396

9819

10402

11436

11645

в том числе  
по целям поездок:

                   

служебная

2186

1997

1960

1980

2038

1696

1611

1651

2064

1985

туризм

1787

2215

2052

2686

2779

2555

4252

3972

4426

4615

частная

544

2239

2059

2339

2404

2925

2867

3172

3600

3614

транзит

84

90

150

126

131

-

-

-

-

-

обслуживаю-щий персонал

 
710

 
869

 
858

 
750

 
796

 
1220

 
1089

 
1307

 
1346

 
1431

 

Страны СНГ 

Всего

4979

13759

14491

15415

14366

12933

8552

7537

8907

8823

в том числе  
по целям поездок:

                   

служебная

713

1221

1068

1034

530

1553

552

578

531

531

туризм

50

383

328

420

373

52

233

219

618

1025

частная

3359

11143

11990

12820

12319

10878

7221

6318

7237

6716

транзит

780

325

339

398

354

-

-

-

-

-

обслуживаю-щий персонал

 
77

 
687

 
766

 
743

 
790

 
450

 
546

 
422

 
521

 
551


 

В России влияние туристской индустрии на экономику страны пока незначительно, финансирование туризма производится по остаточному принципу. Малая поддержка туристской отрасли приводит к тому, что Россия теряет миллиарды рублей, которые могли бы поступить в бюджет страны в случае увеличения туристского потока, а также теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест (зарубежная практика показывает, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется около 10 чел.)

ЭКСПОРТ И ИМПОРТ УСЛУГ  
ПО СТАТЬЕ "ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ (ПОЕЗДКИ)"  
(миллионов долларов США)

 

Экспорт 

Импорт 

1995

2000

2001

2002

2003

1995

2000

2001

2002

2003

Всего

4312

3429

3572

4167

4502

11599

8848

9285

11283

12880

в том числе  
по странам:

                   

вне СНГ

 
3531

 
2161

 
2101

 
2647

 
3074

 
9943

 
7150

 
7765

 
9353

 
10995

СНГ

781

1268

1471

1520

1427

1656

1698

1521

1930

1885


В 2003г. удельный вес экспорта туристских услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг составил 3,0% (в 1995г. - 4,6%, в 2000г. - 3,0, в 2001г. - 3,2, в 2002г. - 3,4%); удельный вес импорта туристских услуг в общем объеме импорта товаров и услуг равнялся 12,6% (в 1995г. - 14,0%, в 2000г. - 14,5 , в 2001г. - 12,5, в 2002г. - 13,4%)

                          

С 1991 г. наблюдается падение числа санаторно-курортных организаций и организаций отдыха.

По сравнению с 1990 г. их количество сократилось в 1991 г. на 2 %, а в 1992 г. – уже на 7% . Из-за ухудшения общественной безопасности в стране в 1993 г. произошел резкий спад въездного и выездного туризма. По сравнению с 1991 г. в 1993 г. число иностранных граждан, прибывших в Россию, уменьшилось на 22 %. На 22% сократилась и численность российских граждан, выехавших за границу.

Исключение в апреле 1992 г. из Конституции РСФСР нормы, содержащей указание на развитие туризма как одного из способов обеспечения права на отдых, означало, что сфера туристской индустрии выпала из внимания государственной политики страны. В числе первоочередных задач, стоящих перед российским руководством, стало принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Необходимо было сформировать свою государственность.

 

 

ЧИСЛЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ  ГРАЖДАН, ПРИБЫВШИХ В РОССИЮ  
ИЗ СТРАН ВНЕ СНГ в 1999 г., ПО ЦЕЛЯМ ПОЕЗДОК  
(тысяч человек)

 

Всего 

в том числе по целям поездок

служебная 

туризм 

частная 

транзит 

обслуживающий персонал

Всего

8148

2038

2779

2404

131

796

из них по странам:

           

Европа

           

Австрия

47

16

23

2

0,3

6

Албания

0,9

0,4

0,2

0,3

0,0

0,0

Бельгия

26

9

15

1

0,3

1

Болгария

32

15

6

3

1

7

Великобритания

177

52

91

8

1

25

Венгрия

17

8

4

2

0,2

3

Германия

516

123

289

51

12

41

Греция

29

5

14

1

0,1

9

Дания

33

10

16

2

1

4

Ирландия

12

4

4

1

0,1

3

Испания

52

9

40

2

0,2

1

Италия

170

34

114

5

1

16

Кипр

18

3

3

1

0,1

11

Латвия

345

83

43

168

15

36

Литва

874

152

30

634

8

50

Люксембург

3,3

0,5

1,5

0,1

0,0

1,2

Македония

2,3

1,7

0,2

0,3

0,1

0,0

Нидерланды

68

19

27

2

0,2

20

Норвегия

45

15

20

4

1

5

Польша

1233

210

956

43

7

17

Португалия

11

2

6

0,3

0,1

3

Румыния

12

3

2

3

1

3

Словакия

15

10

1

2

0,3

2

Словения

8,1

4,9

2,0

0,4

0,1

0,7

Финляндия

1154

629

242

202

6

75

Франция

189

40

118

8

1

22

Хорватия

8,8

4,5

2,0

0,9

0,1

1,3

Чехия

30

13

8

2

1

6

Швейцария

38

11

19

2

0,3

6

Швеция

63

20

26

5

1

11

Эстония

406

46

54

276

6

24

Азия

           

Вьетнам

24

18

0,4

3

1

2

Израиль

60

19

24

13

1

3

Индия

33

18

4

3

3

5

Иран

14

6

3

1

1

3

Китай

680

100

203

293

7

77

Монголия

117

17

14

61

5

20

ОАЭ

2,4

0,3

0,2

0,1

0,0

1,8

Пакистан

3,7

2,5

0,3

0,3

0,2

0,4

Республика Корея

 
95

 
14

 
32

 
6

 
32

 
11

Сингапур

3,7

0,6

1,1

0,1

0,0

1,9

Сирия

10

4

1

1

0,3

4

Таиланд

4,6

0,9

2,9

0,2

0,1

0,5

Турция

140

52

31

10

1

46

Филиппины

26

1

2

0,4

1

22

Япония

87

23

55

3

3

3

Африка

           

Алжир

1,7

0,8

0,1

0,3

0,0

0,5

Ангола

0,9

0,4

0,0

0,4

0,1

0,0

Египет

6,9

1,7

1,3

0,6

0,2

3,1

Ливия

 
0,7

 
0,4

 
0,1

 
0,2

 
0,0

 
0,0

Мавритания

0,1

0,1

0,0

0,0

0,0

-

Мали

0,2

0,1

0,0

0,1

-

0,0

Марокко

2,4

1,5

0,3

0,2

0,1

0,3

Намибия

0,2

0,1

0,1

0,0

0,0

0,0

Нигерия

0,8

0,6

0,1

0,1

0,0

0,0

Судан

0,7

0,5

0,1

0,1

0,0

0,0

Тунис

1,6

1,0

0,4

0,1

0,0

0,1

Эфиопия

0,5

0,3

0,0

0,1

0,1

0,0

ЮАР

4

2,0

1,6

0,3

0,0

0,1

Америка

           

Аргентина

3,4

0,9

1,5

0,5

0,1

0,4

Бразилия

4,7

1,6

2,4

0,3

0,0

0,4

Канада

30

11

15

3

0,4

1

Куба

3,5

1,3

0,9

0,4

0,3

0,6

Мексика

5,9

1,1

4,2

0,4

0,0

0,2

США

281

88

126

53

2

12

Чили

1,4

0,3

1,0

0,1

0,0

0,0

Австралия и 
Океания

           

Австралия

17

6

9

2

0,1

0,3

Новая Зеландия

4,5

1,3

2,8

0,3

0,0

0,1

Информация о работе Инвестиции в туристическую сферу России за период 1990-2000 года