Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:29, доклад
Туризм, являясь главной формой активного вида отдыха, укрепления здоровья, рационального использования свободного времени и расширения кругозора, при условии грамотной организации становится одной из доходных статей в экономике.
С 1990 года этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризма к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и связанных с туристской деятельностью в частности.
Переходный период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.
Инвестиции в туристическую сферу России
за период 1990-2000 года
Туризм, являясь главной формой активного вида отдыха, укрепления здоровья, рационального использования свободного времени и расширения кругозора, при условии грамотной организации становится одной из доходных статей в экономике.
С 1990 года этот период развития
российского туризма
Переходный период развития
российского туризма
В последнее десятилетие
20 века Россию захлестнули стремительные
перемены, повлиявшие на развитие туристской
отрасли. Ухудшение экономико-
Отечественному туризму нужны иностранные инвестиции, поэтому задача административных органов - наладить систему отношений государства и бизнеса, которая даст возможность инвестору приходить в туристическую отрасль. В России ведется работа, направленная на формирование благоприятного инвестиционного климата России и ее регионов в части развития туристско-рекреационных территорий.
Конкурентные преимущества и недостатки России на внутреннем и въездном туристских направлениях
Конкурентные преимущества |
Наличие богатейших культурных и природных ресурсов |
Наличие новых туристских продуктов, удовлетворяющих потребность в путешествиях в более отдаленные, менее известные и малодоступные места |
Рост доходов граждан на душу населения |
Конкурентные слабости |
Переходной период (с 1990г) |
Высокая стоимость туристских услуг (проживание в гостиницах, питание, транспорт и др.) |
Недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиниц туристского класса |
Высокая стоимость и неразвитая сеть авиа- и железнодорожных перевозок внутри страны |
Наличие административных барьеров и невыгодных условий земельной аренды для привлечения инвестиций в региональную туристскую инфраструктуру |
Сохранение негативных стереотипов восприятия образа России, поддерживаемых отдельными зарубежными СМИ |
Недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны на зарубежных направляющих и на внутреннем рынках |
Недостаточно высокий уровень личной безопасности туристов |
Несовершенная визовая политика в отношении государств, не представляющих миграционной опасности |
Завышенные тарифы для иностранных туристов на услуги государственных музеев |
Невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за дефицита квалифицированных кадров |
Неудовлетворительное качество дорог для развития туризма с использованием автотранспорта |
В 1990 г. индустрия туризма СССР принимала и обслуживала около 50 млн туристов и более 300 млн экскурсантов, а в казну государства поступало 16,6 млрд долл. США1, то в настоящее время более 10 тыс. туристских объектов туризма, обеспечивающих ранее услуги для широких слоев населения, фактически приостановили свою деятельность.
Уровень развития туризма отражает общее состояние социальной сферы в стране.
В федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» о социальном туризме сказано: «Туризм социальный – путешествия, субсидируемые государством из средств, выделяемых на социальные нужды»
Вот лишь несколько сопоставлений: 1991 г. – 300 млн отечественных туристов, экскурсантов, путешествовавших по всей стране; 1997 г. – 15 млн (сокращение в 20 раз). В 1983 г. реализацией туристских программ занимались 1,5 тыс. бюро путешествий и экскурсий плюс 1,5 млн профсоюзных и комсомольских комитетов. Ежегодно вводилось несколько десятков новых объектов туризма – где-то 3 тыс. мест каждый год.
После распада СССР, отмены государственного регулирования и бюджетных дотаций удельный вес туристских услуг, без учета экскурсий, на душу населения в России резко снизился — с 23% в бывшем СССР в 1989 г. до 4,1% в России в 2001 г. (аналогичный показатель для Франции – 54 %, Голландии – 65%, Швеции – 75%). В целом же в структуре семейного бюджета расходы на туризм составляют лишь 2%.
ВЪЕЗД В РОССИЮ ИНОСТРАННЫХ
ГРАЖДАН И ВЫЕЗД ЗА ГРАНИЦУ
РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН ПО ЦЕЛЯМ ПОЕЗДОК
(тысяч человек)
Численность иностранных граждан, прибывших в Россию |
Численность российских граждан, выехавших за границу | |||||||||
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 | |
Все страны | ||||||||||
Всего |
10290 |
21169 |
21570 |
23296 |
22514 |
21329 |
18371 |
17939 |
20343 |
20468 |
в том числе |
||||||||||
служебная |
2899 |
3218 |
3028 |
3014 |
2568 |
3249 |
2163 |
2529 |
2595 |
2516 |
туризм |
1837 |
2598 |
2380 |
3106 |
3152 |
2607 |
4485 |
4191 |
5044 |
5640 |
частная |
3903 |
13382 |
14049 |
15159 |
14723 |
13803 |
10088 |
9490 |
10837 |
10330 |
транзит |
864 |
415 |
489 |
524 |
485 |
- |
- |
- |
- |
- |
обслуживаю-щий персонал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страны вне
СНГ | ||||||||||
Всего |
5311 |
7410 |
7079 |
7881 |
8148 |
8396 |
9819 |
10402 |
11436 |
11645 |
в том числе |
||||||||||
служебная |
2186 |
1997 |
1960 |
1980 |
2038 |
1696 |
1611 |
1651 |
2064 |
1985 |
туризм |
1787 |
2215 |
2052 |
2686 |
2779 |
2555 |
4252 |
3972 |
4426 |
4615 |
частная |
544 |
2239 |
2059 |
2339 |
2404 |
2925 |
2867 |
3172 |
3600 |
3614 |
транзит |
84 |
90 |
150 |
126 |
131 |
- |
- |
- |
- |
- |
обслуживаю-щий персонал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страны СНГ | ||||||||||
Всего |
4979 |
13759 |
14491 |
15415 |
14366 |
12933 |
8552 |
7537 |
8907 |
8823 |
в том числе |
||||||||||
служебная |
713 |
1221 |
1068 |
1034 |
530 |
1553 |
552 |
578 |
531 |
531 |
туризм |
50 |
383 |
328 |
420 |
373 |
52 |
233 |
219 |
618 |
1025 |
частная |
3359 |
11143 |
11990 |
12820 |
12319 |
10878 |
7221 |
6318 |
7237 |
6716 |
транзит |
780 |
325 |
339 |
398 |
354 |
- |
- |
- |
- |
- |
обслуживаю-щий персонал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В России влияние туристской индустрии на экономику страны пока незначительно, финансирование туризма производится по остаточному принципу. Малая поддержка туристской отрасли приводит к тому, что Россия теряет миллиарды рублей, которые могли бы поступить в бюджет страны в случае увеличения туристского потока, а также теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест (зарубежная практика показывает, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется около 10 чел.)
ЭКСПОРТ И ИМПОРТ УСЛУГ
ПО СТАТЬЕ "ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ (ПОЕЗДКИ)"
(миллионов долларов США)
Экспорт |
Импорт | |||||||||
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 | |
Всего |
4312 |
3429 |
3572 |
4167 |
4502 |
11599 |
8848 |
9285 |
11283 |
12880 |
в том числе |
||||||||||
вне СНГ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СНГ |
781 |
1268 |
1471 |
1520 |
1427 |
1656 |
1698 |
1521 |
1930 |
1885 |
В 2003г. удельный вес экспорта туристских услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг составил 3,0% (в 1995г. - 4,6%, в 2000г. - 3,0, в 2001г. - 3,2, в 2002г. - 3,4%); удельный вес импорта туристских услуг в общем объеме импорта товаров и услуг равнялся 12,6% (в 1995г. - 14,0%, в 2000г. - 14,5 , в 2001г. - 12,5, в 2002г. - 13,4%)
С 1991 г. наблюдается падение числа санаторно-курортных организаций и организаций отдыха.
По сравнению с 1990 г. их количество сократилось в 1991 г. на 2 %, а в 1992 г. – уже на 7% . Из-за ухудшения общественной безопасности в стране в 1993 г. произошел резкий спад въездного и выездного туризма. По сравнению с 1991 г. в 1993 г. число иностранных граждан, прибывших в Россию, уменьшилось на 22 %. На 22% сократилась и численность российских граждан, выехавших за границу.
Исключение в апреле 1992 г. из Конституции РСФСР нормы, содержащей указание на развитие туризма как одного из способов обеспечения права на отдых, означало, что сфера туристской индустрии выпала из внимания государственной политики страны. В числе первоочередных задач, стоящих перед российским руководством, стало принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Необходимо было сформировать свою государственность.
ЧИСЛЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ
ГРАЖДАН, ПРИБЫВШИХ В РОССИЮ
ИЗ СТРАН ВНЕ СНГ в 1999 г., ПО ЦЕЛЯМ ПОЕЗДОК
(тысяч человек)
Всего |
в том числе по целям поездок | |||||
служебная |
туризм |
частная |
транзит |
обслуживающий персонал | ||
Всего |
8148 |
2038 |
2779 |
2404 |
131 |
796 |
из них по странам: |
||||||
Европа |
||||||
Австрия |
47 |
16 |
23 |
2 |
0,3 |
6 |
Албания |
0,9 |
0,4 |
0,2 |
0,3 |
0,0 |
0,0 |
Бельгия |
26 |
9 |
15 |
1 |
0,3 |
1 |
Болгария |
32 |
15 |
6 |
3 |
1 |
7 |
Великобритания |
177 |
52 |
91 |
8 |
1 |
25 |
Венгрия |
17 |
8 |
4 |
2 |
0,2 |
3 |
Германия |
516 |
123 |
289 |
51 |
12 |
41 |
Греция |
29 |
5 |
14 |
1 |
0,1 |
9 |
Дания |
33 |
10 |
16 |
2 |
1 |
4 |
Ирландия |
12 |
4 |
4 |
1 |
0,1 |
3 |
Испания |
52 |
9 |
40 |
2 |
0,2 |
1 |
Италия |
170 |
34 |
114 |
5 |
1 |
16 |
Кипр |
18 |
3 |
3 |
1 |
0,1 |
11 |
Латвия |
345 |
83 |
43 |
168 |
15 |
36 |
Литва |
874 |
152 |
30 |
634 |
8 |
50 |
Люксембург |
3,3 |
0,5 |
1,5 |
0,1 |
0,0 |
1,2 |
Македония |
2,3 |
1,7 |
0,2 |
0,3 |
0,1 |
0,0 |
Нидерланды |
68 |
19 |
27 |
2 |
0,2 |
20 |
Норвегия |
45 |
15 |
20 |
4 |
1 |
5 |
Польша |
1233 |
210 |
956 |
43 |
7 |
17 |
Португалия |
11 |
2 |
6 |
0,3 |
0,1 |
3 |
Румыния |
12 |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
Словакия |
15 |
10 |
1 |
2 |
0,3 |
2 |
Словения |
8,1 |
4,9 |
2,0 |
0,4 |
0,1 |
0,7 |
Финляндия |
1154 |
629 |
242 |
202 |
6 |
75 |
Франция |
189 |
40 |
118 |
8 |
1 |
22 |
Хорватия |
8,8 |
4,5 |
2,0 |
0,9 |
0,1 |
1,3 |
Чехия |
30 |
13 |
8 |
2 |
1 |
6 |
Швейцария |
38 |
11 |
19 |
2 |
0,3 |
6 |
Швеция |
63 |
20 |
26 |
5 |
1 |
11 |
Эстония |
406 |
46 |
54 |
276 |
6 |
24 |
Азия |
||||||
Вьетнам |
24 |
18 |
0,4 |
3 |
1 |
2 |
Израиль |
60 |
19 |
24 |
13 |
1 |
3 |
Индия |
33 |
18 |
4 |
3 |
3 |
5 |
Иран |
14 |
6 |
3 |
1 |
1 |
3 |
Китай |
680 |
100 |
203 |
293 |
7 |
77 |
Монголия |
117 |
17 |
14 |
61 |
5 |
20 |
ОАЭ |
2,4 |
0,3 |
0,2 |
0,1 |
0,0 |
1,8 |
Пакистан |
3,7 |
2,5 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,4 |
Республика Корея |
|
|
|
|
|
|
Сингапур |
3,7 |
0,6 |
1,1 |
0,1 |
0,0 |
1,9 |
Сирия |
10 |
4 |
1 |
1 |
0,3 |
4 |
Таиланд |
4,6 |
0,9 |
2,9 |
0,2 |
0,1 |
0,5 |
Турция |
140 |
52 |
31 |
10 |
1 |
46 |
Филиппины |
26 |
1 |
2 |
0,4 |
1 |
22 |
Япония |
87 |
23 |
55 |
3 |
3 |
3 |
Африка |
||||||
Алжир |
1,7 |
0,8 |
0,1 |
0,3 |
0,0 |
0,5 |
Ангола |
0,9 |
0,4 |
0,0 |
0,4 |
0,1 |
0,0 |
Египет |
6,9 |
1,7 |
1,3 |
0,6 |
0,2 |
3,1 |
Ливия |
|
|
|
|
|
|
Мавритания |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
Мали |
0,2 |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
- |
0,0 |
Марокко |
2,4 |
1,5 |
0,3 |
0,2 |
0,1 |
0,3 |
Намибия |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Нигерия |
0,8 |
0,6 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
Судан |
0,7 |
0,5 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
Тунис |
1,6 |
1,0 |
0,4 |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
Эфиопия |
0,5 |
0,3 |
0,0 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
ЮАР |
4 |
2,0 |
1,6 |
0,3 |
0,0 |
0,1 |
Америка |
||||||
Аргентина |
3,4 |
0,9 |
1,5 |
0,5 |
0,1 |
0,4 |
Бразилия |
4,7 |
1,6 |
2,4 |
0,3 |
0,0 |
0,4 |
Канада |
30 |
11 |
15 |
3 |
0,4 |
1 |
Куба |
3,5 |
1,3 |
0,9 |
0,4 |
0,3 |
0,6 |
Мексика |
5,9 |
1,1 |
4,2 |
0,4 |
0,0 |
0,2 |
США |
281 |
88 |
126 |
53 |
2 |
12 |
Чили |
1,4 |
0,3 |
1,0 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
Австралия и |
||||||
Австралия |
17 |
6 |
9 |
2 |
0,1 |
0,3 |
Новая Зеландия |
4,5 |
1,3 |
2,8 |
0,3 |
0,0 |
0,1 |
Информация о работе Инвестиции в туристическую сферу России за период 1990-2000 года