Инвестиции в муниципальное здравоохранение Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть тему «Инвестиции в муниципальное здравоохранение Республики Казахстан».
Задачи работы:
- расписать сущность инвестиционной деятельности;
- проанализировать финансирование здравоохранения в РК.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3

1 СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Классификация инвестиций………………………………………………………4
1.2 Государственное регулирование и контроль
за деятельностью системы здравоохранения………………………………………13

2 ИНВЕСТИЦИИ В МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
2.1 Проблемы муниципального здравоохранения ………………………….…..17
2.2 Анализ инвестирования в муниципальное здравоохранение………..………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………....30

Работа содержит 1 файл

Инвестиции в здравоохранение.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

     Медицинские вузы и организации науки не имеют достаточно оснащенных учебных и клинических баз, не располагают необходимым современным оборудованием для выполнения научных исследований. Одной из причин этого является недостаточное финансирование, предусмотренное на обучение студентов по государственному образовательному заказу в медицинских вузах, которое не позволяет использовать в полной мере современные технологии, закупать необходимое оборудование и наглядные пособия. Руководители медицинских организаций образования вынуждены решать проблему нехватки финансовых средств за счет приема на договорную форму обучения студентов зачастую с низким уровнем знаний. Средний балл при поступлении по государственному образовательному гранту в медицинские вузы составляет в среднем 80, тогда как для поступления на платную форму обучения достаточно набрать 40 баллов.

     В системе финансирования муниципального здравоохранения приняты важные решения в рамках проведенного в течение 2008-2010 годов разграничения функций и полномочий между уровнями государственного управления.

     В последние годы объем государственных  расходов на муниципальную систему здравоохранения, включая медицинское образование, увеличился не только в абсолютном исчислении (в 2007 году - 63,9 млрд. тенге, в 2008 году - 73,0 млрд. тенге, в 2009 году - 92,4 млрд. тенге, в 2010 году - 133,7 млрд. тенге), но и, что важно, в процентах к ВВП (в 2007 году - 1,97%, в 2008 году - 1,93%, в 2009 году - 2,08%, в 2010 году - 2,63%) несмотря на значительные темпы его роста. При этом самый низкий процент к ВВП отмечается в 2008 году - 1,93%. По рекомендациям ВОЗ, минимальный уровень государственных расходов на муниципальное здравоохранение должен составлять не менее 4% от ВВП.

     Следует отметить, что увеличение финансирования в 2008-2010 годы не дало ожидаемого результата, кроме увеличения количества пролеченных больных в стационарах на 5-7% в год. Несмотря на неоднократное увеличение заработной платы медицинским работникам (только в 2010 году - на 20%), официальная среднемесячная заработная плата в отрасли в два раза меньше, чем в среднем по республике.

     Проблемой остается то, что взятые на себя государством обязательства по предоставлению гражданам  гарантированного объема бесплатной муниципальной медицинской помощи не имеют адекватной финансовой обеспеченности. Присутствует замещение бесплатной медицинской помощи платными услугами. Из-за отсутствия четкого разграничения между гарантированным объемом и медицинскими услугами, оказываемыми на платной основе, сохраняется высокий уровень неформальных платежей со стороны населения в пользу медицинских работников. Не налажен должным образом учет потребления медицинской помощи, предоставляемой в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, что способствует росту теневой экономики.

     Отсутствует комплексная отраслевая политика ресурсосбережения.

     Разделение  на покупателей и поставщиков  медицинских услуг, существующее сегодня, - условное, так как практически  все поставщики являются государственными организациями, административно и  экономически подчиненными органам здравоохранения. В регионах развитие здравоохранения не является приоритетом в социально-экономической политике.

     Таким образом, в отрасли можно выделить ряд негативных тенденций, требующих  принятия управленческих решений.

     Во-первых, нарушается важнейший принцип организации системы здравоохранения - этапность оказания медицинской помощи.

     Во-вторых, наблюдается неравенство между  территориями в пределах области  по объему и качеству оказания медицинской  помощи, показателям развития здравоохранения в целом.

     В-третьих, недостаточно сформированы обязательные компоненты системы управления - мониторинг и оценка деятельности организаций  и системы здравоохранения в  целом. Отсутствие скоординированной  политики в области информационного  обеспечения здравоохранения приводит к снижению достоверности собираемой в отрасли информации, несвоевременному поступлению информации с мест на областной и республиканский уровень, невозможности сопоставления данных, поступающих из отдельных подсистем. Это, в конечном счете, приводит к снижению эффективности принимаемых на основе этой информации решений и нерациональному использованию ресурсов здравоохранения.

     В-четвертых, отсутствие единых подходов и стандартов при закупках лекарственных средств  приводит к удорожанию закупаемой продукции и проблемам с ее качеством.

     В-пятых, слабая координация деятельности органов  управления здравоохранением с другими  субъектами государственного управления, прямо или косвенно влияющими  на уровень состояния здоровья населения (органами труда и социальной защиты, экологии, образования, культуры и другими). Эта координация является важным инструментом формирования здорового образа жизни и, в конечном счете, ведет к снижению потребности в оказании медицинских услуг.

     В-шестых, ПМСП, являясь центральным звеном системы здравоохранения, должна осуществлять главную функцию качественного улучшения показателей здоровья населения. От ее состояния зависят эффективность и качество деятельности всей системы здравоохранения, сохранение трудового потенциала страны, а также решение большинства медико-социальных проблем, возникающих на уровне семьи и у социально не защищенных групп населения: детей, инвалидов и лиц пожилого возраста. Сегодня у врача ПМСП стали преобладать "диспетчерские функции": частота направлений амбулаторных больных на консультации к узким специалистам чрезмерно высока.

     В-седьмых, виден существенный перекос в  объемах финансирования амбулаторно-поликлинической  и стационарной помощи в сторону  последней, что не позволяет внедрить современные ресурсосберегающие технологии оказания медицинской помощи на до- и постгоспитальном этапах. Это приводит к расширению показаний к стационарному лечению, ежегодному росту количества коек, а следовательно, удорожанию медицинской помощи.

     В-восьмых, государственная система здравоохранения пространственно не отделена от частной: на площадях государственных организаций здравоохранения размещаются частные структуры, оказывающие медицинскую помощь на платной основе.

     В-девятых, отсутствие подготовленных, квалифицированных менеджеров в отрасли привело к снижению управляемости и неэффективному использованию выделяемых ресурсов. Сегодня руководитель медицинской организации является управленцем, администратором, главным врачом, заведующим хозяйством, практикующим клиницистом и так далее.

     В-десятых, деятельность системы здравоохранения  в современных условиях не может  ограничиваться только лишь внутриотраслевыми  проблемами. Интегральный характер состояния  здоровья населения требует усиления межотраслевой координации, особенно в вопросах формирования здорового образа жизни и улучшения качества социальной, психологической и экологической среды. При этом население недостаточно информировано и не принимает активного участия в управлении системой здравоохранения.

     В связи с этим необходим выбор  ясной, понятной для населения, управляемой, эффективной модели оказания медицинской  помощи. 
 

     2.2 Анализ инвестирования в муниципальное здравоохранение 
 

     Основным  источником инвестирования муниципальных лечебно-профилактических организаций, муниципальных целевых программ и централизованных мероприятий Минздрава Республики Казахстан является государственный бюджет. К сожалению, сегодня финансовые средства, предусмотренные для муниципального здравоохранения, не отражают реальных потребностей отрасли, а определяются экономическими возможностями страны.

     На  финансовом положении муниципального здравоохранения в целом сказывается состояние экономики страны, рост инфляции и цен на услуги муниципальных предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность учреждений.

     В 2008 году расходы на муниципальное здравоохранение составили 1,9 % от ВВП, в 2009 – 1,7%. Это один из самых низких показателей по сравнению с некоторыми европейскими странами: ВОЗ рекомендует выделять на нужды муниципального здравоохранения не менее 4-5%.

     В 2010 году республиканский бюджет здравоохранения, вместе с грантами и инвестициями составил 7,3 млрд тенге.

     По  данным департамента экономики и  финансов МЗ РК, объем финансирования муниципального здравоохранения с 2006 г. по 2010 г. возрос на 19,7 млрд тенге. Наименьший объем бюджетных ассигнований в этот период отмечался в 2008 году. В тот год бюджет муниципального здравоохранения формировался в ситуации, когда объективные трудности периода переходной экономики усугубились финансовым кризисом.

     Что касается средств, выделяемых на нужды  муниципальных и республиканских органов здравоохранения, то тут можно отметить следующее. К концу 2011 года объем финансирования муниципального здравоохранения составит 43,8 млрд тенге, республиканского - 7,3 млрд тенге (рис. 1).

     Распределение инвестиций на муниципальные программы приведено на рисунке 2.

     В среднем наблюдается динамика поступательного  роста, хотя, конечно, по мнению ряда специалистов, реальная потребность все же остается неудовлетворенной. Самый большой объем инвестирования выделяется на централизованный закуп противотуберкулезных препаратов, медицинского оборудования и санитарного транспорта, на борьбу и профилактику с опасными инфекциями (таблица). 

     

 

     Рисунок 1 – Распределение средств инвестирования 

     

 

     Рисунок 2 – Распределение инвестиций на муниципальные программы (тыс. тенге) 

     1июня  2011 года в Алматы открылся новый корпус  городской детской клинической больнице №2. Строительство зданий клиники было осуществлено в рамках проекта «100 школ, 100 больниц». 

     Для оснащения новой клиники приобретено  современное медицинское оборудование на 1,5 млрд. тенге, что позволит проводить  своевременное диагностическое  обследование и лечение. Наряду с  развитием специализированной педиатрической службы будет совершенствоваться система восстановительного лечения и медицинской реабилитации. С этой целью приобретены аппараты для физиотерапевтических, бальнеологических процедур, для развития и совершенствования службы лечебной физкультуры. Для ранней реабилитации детей с поражением центральной нервной системы впервые приобретены «биологически-обратные системы» по коррекции психоэмоциональных расстройств и опорно-двигательной системы.

     Отделение реанимации и интенсивной терапии  оснащено самым современным оборудованием по оказанию неотложной помощи. Оснащение лабораторной службы позволит проводить лекарственное мониторирование ряда препаратов по их накоплению в организме ребенка, коррекции дозировок; улучшится диагностика количественного и качественного состояния тромбоцитов у детей с гемофилией и заболеваниями крови. С помощью бактериологического анализатора можно будет проводить идентификацию микроорганизмов за 4 часа, определять чувствительность микроорганизмов к антибактериальным препаратам за 24 часа, тестируемый спектр включает в себя более 360 микроорганизмов. Это позволит своевременно, не эмпирически назначать этиотропную терапию, с учетом чувствительности возбудителей к препаратам.

     Отделение функциональной диагностики располагает  всеми видами обследования: магнитно-ядерная и компьютерная томографии, рентген-диагностика, УЗ-диагностика с доплерографией, холтеровское мониторирование ЭЭГ и ЭКГ. Готова к работе единственная в Республике Казахстан эндоскопическая видеоустановка Evif 160, в которую включены: видеобронхоскоп, гастрофиброскоп, колоноскоп. Все это значительно улучшит качество диагностики и лечения детей с соматическими заболеваниями, сократит уровень детской инвалидности, повысит качество здоровья и жизни детского населения.

     В феврале 2011 года сдана в эксплуатацию новая больница скорой неотложной помощи (БСНП).

     Новый объект является высокоспециализированным многопрофильным лечебным учреждением, оказывающим квалифицированную  медпомощь жителям города и страны в рамках Единой национальной системы здравоохранения. При этом БСНП выполняет функцию научно-образовательной базы КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова. С открытием этой больницы в Алматы круглосуточной экстренной помощью будет охвачено несколько тысяч человек. Здесь развернуто 350 коек стационара. Особой гордостью новой больницы является операционный блок, технология постройки которого впервые реализуется в Алматы, а его комплексная организация уникальна для всего Казахстана.

     Все установленное оборудование будет  обеспечено оперативной сервисной  поддержкой АО «Медтехника». Персонал больницы составляют высококвалифицированные сотрудники системы здравоохранения, имеющие большой опыт практической работы.

     Многопрофильность больницы определена в соответствии с потребностью оказания травматологической, гинекологической, хирургической, нейрохирургической, токсикологической, урологической и терапевтической помощи населению.

Информация о работе Инвестиции в муниципальное здравоохранение Республики Казахстан