Иностранные инвестиции в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 12:11, контрольная работа

Описание работы

Иностранные инвестиции играют важную роль в интернационализации экономики любой страны.Проблемы привлечения в экономику России иностранных инвестиций, их отраслевого и регионального распределения рассматриваются на фоне общемировых тенденций и зарубежного опыта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………... 3
1. ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИЙ …………………………………………….. 4
2. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ ……... 8
2.1. Инвестиционный режим России ………………………………... 8
2.2. Ограничения для иностранных инвестиций в России ………… 12
2.3. Распределение иностранных инвестиций в экономике современной России ……………………………………………………….. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………. 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………

Работа содержит 1 файл

Иностранные инвестиции в экономике России.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

     3. Кадровые факторы: дешевая квалифицированная рабочая сила, в том числе управленческого звена.

     Отсутствие  вышеперечисленных факторов сдерживают привлечение иностранных инвестиций, и, прежде всего процесс создания и деятельность коммерческих организаций с иностранным участием, характеризуют принимающую иностранные инвестиции страну как неблагоприятную с точки зрения ее инвестиционного режима (климата).

     В отличие от большинства стран Центральной и Восточной Европы, Россия не смогла пока решить задачу создания благоприятных инвестиционных условий для совместного бизнеса. Однако улучшение инвестиционного климата само по себе не способно обеспечить резкое увеличение объемов иностранных инвестиций.

     По  масштабам экономики, ее специализации, сложности решаемых проблем Россия существенно отличается от других государств с переходной экономикой. Это не может не отразиться на объемах, динамике и структуре привлекаемых иностранных инвестиций. Их поступление в конкретные отрасли и регионы во многом зависит от общего притока в страну, динамики этого процесса, отличающегося неравномерностью. Лишь за последние два года был отмечен существенный рост притока ПИИ: в 2003-2004 гг. они увеличились в 2,3 раза по сравнению с низким посткризисным уровнем предыдущих лет9.

     В результате Россия опередила другие страны ЦВЕ по годовым притокам иностранных  инвестиций и догнала ведущие  из них по их накопленному объему. Однако говорить о заметном укреплении позиций в этом секторе пока рано: сохраняется отставание от других «возникающих рынков», особенно от Китая. Современное положение России может быть оценено как весьма скромное, что не соответствует потребностям национальной экономики и ее способностям абсорбировать иностранный капитал. Потенциал страны в области привлечения иностранных инвестиций остается не реализованным. Трудно не согласиться с оценками ЮНКТАД, по которым Россия была отнесена к группе стран с высоким потенциалом привлечения иностранных инвестиций и их низким притоком.

     Основным  привлекающим иностранных инвесторов фактором в регионах является освобождение от части налогов — как краткосрочное, так и долгосрочное. Например, а Новгородской области предприятия с участием иностранного капитала, занимающиеся производственной деятельностью, освобождаются на некоторый срок от уплаты налогов в областной и местный бюджеты. В Псковской области любому инвестору в течение трех лет предоставляется льгота по налогу на прибыль, а в Калужской области юридическим лицам, привлекающим иностранный капитал, выдаются беспроцентные ссуды.10

     Главной задачей государства на современном  этапе развития российской экономики является структурная перестройка в целях обеспечения экономического роста, выхода на траекторию устойчивого развития и достижения конкурентоспособности на мировом рынке. В соответствии с этим в качестве приоритетных направлений для привлечения и использования иностранных капиталовложений целесообразно выделить следующие: освоение невостребованного научно-технического потенциала и развитие наукоемких производств; наращивание экспортного потенциала; обеспечение импортозамещения. 

     2.2. Ограничения для  иностранных инвестиций в России

     В соответствии с мировой практикой следующие отрасли и сферы деятельности могут иметь запрет, или ограничения для иностранных инвесторов11:

     - ВПК, некоторые отрасли добывающей промышленности, железнодорожный и авиационный транспорт ручное и морское судоходство, рыболовство, сельское и лесное хозяйство, банковское и страховое дело, посредническая деятельность на рынке ценных бумаг, т. е. ключевые отрасли, связанные с обеспечением национальной безопасности, сохранением политического, экономического и культурного суверенитета;

     - международная и внутренняя связь, телекоммуникации, средства массовой информации, производство электроэнергии, газо- и водоснабжение, т. е. отрасли, относящиеся исключительно к государственной или частно-государственной монополии;

     - на определенном этапе может быть нежелательной и иностранная конкуренция в отраслях передовой технологии, где национальный капитал только формируется.

     До  сих пор Россия только в одном  документе зафиксировала за собой  право введения ограничения иностранных инвестиций в отдельные отрасли, Им является подписанный в 1992 г. между Россией и США Договор о поощрении и взаимной защите капиталовложений, в приложении к которому говорится: «Российская Федерация оставляет за собой право устанавливать или сохранять изъятия ограниченного характера из национального режима в нижеуказанных отраслях или сферах деятельности:

     - производство электроэнергии; производство урана и других делящихся материалов и изделий из них; собственность на землю, пользование недрами и природными ресурсами; промысловое морское рыболовство; строительство, установка и эксплуатация средств связи; собственность на недвижимое имущество и осуществление посреднических операций с ним; добыча и переработка руд драгоценных металлов, редкоземельных элементов, драгоценных камней; воздушный транспорт, морское и речное судоходство, обслуживание этих видов транспорта; государственные займы, кредиты;

     - государственные дотации, субсидии; банковская деятельность; посреднические операции с ценными бумагами и валютными ценностями и связанные с ними услуги; собственность на государственные ценные бумаги; приобретение государственной и муниципальной собственности в процессе приватизации;

     - страхование; средства массовой информации; частная детективная и охранная деятельность»12

     В качестве документа, ограничивающего  доступ иностранного капитала, можно  рассматривать и закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности»13, где следующие виды деятельности являются государственной монополией (следовательно, закрыты для иностранных инвестиций):

     - изготовление и реализация наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ;

     - посев, возделывание и сбыт культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества;

     - переработка руд драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов,

     - лечение больных, страдающих опасными инфекционными, онкологическими заболеваниями, а также психическими заболеваниями в агрессивных формах,

  -изготовление орденов и медалей.

     Кроме вышеизложенного в настоящее  время существует ограничение деятельности иностранных инвесторов в банковской сфере, торговле ценными бумагами.

     Основными средствами ограничения иностранных  инвестиций являются14:

     - предварительное разрешение на осуществление иностранных инвестиций;

     - прямое ограничение или запрещение иностранных инвестиций в ряде отраслей в законодательном порядке;

     - требование участия в управлении предприятием с иностранными инвестициями региональных и местных властей;

     - требование взаимности, т. е. выдача разрешения на иностранные инвестиции только в том случае, если в стране их происхождения азрешается аналогичная деятельность инвесторов из нашей страны;

     - установление максимальной доли участия иностранного инвестора в капитале в случае его участия в национальной компании или конкретном проекте, включенном в ограничительный список;

     - жесткое соблюдение законодательства о монополиях и конкуренции в отношении иностранных фирм (запрещение поглощения, слияния);

     - таможенные барьеры.

     Подобные  ограничения действуют во всех странах, хотя в последнее время наблюдается тенденция к смягчению регулирования иностранного капитала — к либерализации инвестиционного режима.  
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Распределение иностранных  инвестиций в экономике 

современной России 

     Заслуживает внимания анализ страновой и региональной структуры иностранных инвестиций, которая характеризуется концентрацией капитала среди стран-лидеров, что способствует усилению их влияния на экономику России.

     Наиболее  активен в России капитал из Люксембурга (25,8% объема инвестиций), немного уступает капитал Нидерландов (16,6%), затем следуют вложения из Великобритании и Кипра (16 и 9,5%). Германия, занимавшая в 2002 г. первое место по объему инвестиций, уступила свою позицию и переместилась на пятое место с показателем 3010 млн. долларов. Удельный вес инвестиций других стран-инвесторов значительно меньше. Так, совокупная доля Швейцарии, США и Франции составляет всего 10,3%. Хотя еще в 2003 г. лидерами по объему капиталовложений были Германия, Кипр и Великобритания15.

     Страновая структура иностранных инвестиций нерациональна, потому что невелико вложение ведущих мировых экспортеров капитала. Например, Япония не входит даже в первую пятерку стран, действующих на рынке капитала в России, Очень мал объем иностранных инвестиций «новых индустриальных государств» (Тайвань, Гонконг, Сингапур), имеющих опыт работы в стране с переходной экономикой, менее опасающихся инвестиционных рисков, чем западные инвесторы.

     Дисбаланс иностранных инвестиций наблюдается  и в территориальном разрезе. Регионы России различны по соотношению инвестиционного риска и инвестиционного потенциала. Уровень риска отражает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики: насыщенность территории факторами производства, уровень развития рыночной инфраструктуры, потребительский спрос населения и др.

     Сегодня ведущие места по объему накопленных  иностранных инвестиций удерживают Центральный район во главе со столицей, а также «сырьевые» регионы. Высока доля Москвы — более 57% иностранных капиталовложений. Доля остальных входящих в первую десятку регионов колеблется в пределах 1,5—5%. Прямые же инвестиции, накопленные за прошлые годы, приходятся в основном на шесть субъектов федерации: Москву (32,5%}, Санкт-Петербург (10), Московскую (9,5), Тюменскую (5,9) области, Красноярский край (9,4), республику Саху — Якутию (4,7), Такое распределение финансовых потоков вызвано введением регионами собственных льгот для инвесторов, образованием в них благоприятного инвестиционного климата.

     Что касается отраслевой структуры иностранных  инвестиций, то на конец 2004 г. по доле в  их накопленном объеме лидировали (%)16: промышленность – 44,5; оптовая и розничная торговля -25,9 операции с недвижимым имуществом – 9,3. Далее следовали транспорт и связь - 9%, финансовая деятельность - 5.1%. В роли аутсайдеров выступали сельское, лесное и рыбное хозяйство -0,8%, строительство – 0,6, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 0.5, здравоохранение и социальные услуги – 0,1%.

     Сложившееся распределение иностранных инвестиций по отраслям экономики довольно сложно оценить однозначно. С одной стороны, тот факт, что в сферу материального производства поступает лишь около половины годового притока иностранного капитала, который по-прежнему тяготеет к торгово-финансовому сектору, не может не вызывать тревоги в связи с хронической недоинвестированностью отраслей реального сектора, старением их производственного аппарата, растущей аварийностью.

     С другой стороны, направление значительных объемов иностранных инвестиций на развитие рыночной инфраструктуры, в том числе финансовой, способствует ее укреплению и продвижению реформ. Кроме того, нельзя не учитывать, что доля иностранных инвестиций, поступающих в отдельные, наиболее «рыночные» отрасли сферы услуг, в России до сих пор значительно ниже, чем в развитых странах. Так, в 2002 г. доля финансовых услуг в общем объеме прямых иностранных инвестиций в третичный сектор экономики развитых стран составила 31%, а услуг, связанных с коммерческой деятельностью, - 22%.

     В отраслевом распределении иностранных  инвестиций в промышленности сохраняется  устойчивый приоритет ТЭК, производства промежуточных продуктов (металлургического  комплекса), на долю которых в 2004 г. приходилось  около 70% иностранных инвестиций, а также отраслей, работающих на потребительский рынок (пищевая промышленность). Недостаточно внешних ресурсов получило ядро обрабатывающей промышленности - машиностроение и другие отрасли высоких технологий. Так, ИТ-отрасли получили лишь около 2,5% иностранных инвестиций.

     К аутсайдерам можно отнести лишь одно из наиболее капиталоемких производств - металлургическое производство, где  приток иностранных инвестиций в 2005 г. по сравнению с 2004 г. сократился на 3,6 млрд долл. В первом полугодии 2006 г. приток иностранных инвестиций в металлургическое производство сократился на 29,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года17.

     Благоприятная динамика макроэкономических показателей, наблюдаемая в российской экономике в последние несколько лет, способствует росту иностранных инвестиций в подавляющее большинство отраслей. 

Информация о работе Иностранные инвестиции в экономике