Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы является инвестиционная политика Республики Беларусь.

Предметом исследования выступают прямые, портфельные и иные иностранные инвестиции.

Цель работы – анализ проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь и поиск путей увеличения объемов привлечения иностранных инвестиций.

При выполнении работы использованы следующие методы: метод материалистической диалектики, анализа, синтеза. Из частных экономических методов применены графический, статистический методы, метод сравнительного анализа и др.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......4

1. Теоретические основы инвестиционной деятельности………………………

1.1 Сущность инвестиций………………………………………………………..

1.2 Влияние иностранных инвестиций на экономику государства…………..

1.3 Классификация инвестиций………………………………………………….

2. Анализ динамики привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь за период 2007-2009г. г…………………………………...

2.1 Успешные инвестиционные проекты………………………………………

3. Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь………………………………………………………………

3.1 Основные факторы, препятствующие привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь……………………………….

3.2 Задачи и цели, стоящие перед инвестиционной политикой РБ,

пути и методы их решения………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………….

Список использованных источников……………………………………………..

Приложения…………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 652.50 Кб (Скачать)

    Согласно  версии правительства, в республике созданы  благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов. Так же можно представить перечень инвестиционных проектов, предлагаемых для иностранных инвесторов (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

    И несмотря на  кажущееся благополучие в настоящее время определенная часть в объеме инвестиций в основной капитал Министерства промышленности, составляют собственные средства предприятий и кредиты банков. Так может, следовало бы задуматься, так ли уж привлекательны наши предприятия для иностранных инвесторов. Ведь не каждого из них заставишь "тащить на себе" социальную сферу предприятия, да и волокита с оформлением документов многих пугает. Но, однако, находятся люди, готовые вложить свои деньги в нашу экономику. Они (иностранные инвесторы) хотят получить под свое развитие на новом рынке определенные гарантии и взамен готовы предоставить себя «принимающей стороне» в качестве налогоплательщика. Единственное, что нужно инвестору, так это не мешать ему развиваться.

    Белорусские власти не против прихода в страну крупных иностранных инвесторов. Как показывает пример всех успешно развивающихся экономик, инвестиционная привлекательность страны определяется отнюдь не длиной перечней случаев освобождения ИП и СП от налогов, а в первую очередь тем, насколько стабильно в стране хозяйственное законодательство и как реально оно выполняется. После распада СССР молодые независимые государства очень быстро увидели, что без финансовой помощи Запада (или Востока - для кого как) справиться с нарастающими экономическими проблемами им не удастся. Какие-то капиталы действительно были ввезены, но далеко не в том объеме, а главное, отнюдь не того "качества", на которые делался первоначальный расчет. [18, с. 73-74]

    Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, несовершенство законодательства, инфляция, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение и коррупция. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Помимо ущерба в результате направления не по адресу ресурсов и долларовых инвестиций, которые оказываются в карманах чиновников, коррупция является сильным отпугивающим фактором для зарубежных инвесторов.

    По  мнению Александра ШВЕЦА, члена Совета и президиума БНПА, очень важно на государственном уровне обеспечить преемственность старой и нынешней законодательной базы приватизации. РОО «БНПА» намерено просить Совет Министров, Минэкономики, Госкомимущество и ВХС разработать механизм действия дополнительных государственных гарантий по обеспечению прав и защите экономических интересов инвесторов на территории РБ от необоснованных изъятий собственности. [19]

    Валерий Фадеев, советник по правовым вопросам представительства МФК в Беларуси, считает, что в законодательном плане право собственности в Беларуси защищено достаточно хорошо. Имеются гарантии права собственности в ст. 13 и ст. 44 Конституции, в Гражданском кодексе и других нормативных правовых актах. И основная проблема сегодня не в праве, а в правоприменении, что как раз подтверждается приведенными на заседании примерами. Поэтому не нужно принимать новых норм, а просто обеспечить четкое и неуклонное исполнение действующего законодательства, в том числе и чиновниками, и судами.[19]

    Часто любое поступление средств из-за рубежа, кроме гуманитарной помощи, расценивается как инвестиции. Однако инвестиции – это «долгосрочные вложения капитала в отрасли промышленности». Почему долгосрочные? Имеется в виду, что на эти инвестиции должно быть развернуто производство, оно должно начать выдавать продукцию, и лишь когда начнет поступать выручка за нее, только тогда инвестор начнет получать отдачу – сначала он возместит свои вложения, затем начнет получать и прибыль. Но главное отличие инвестиций от дачи денег в долг состоит в том, что инвестор рассчитывает только на прибыль от производства. Если прибыли не будет, то это проблемы инвестора, значит, он просто потерял свои деньги. [18, с. 41-42]

    Даже  если нашим рабочим зарплату вообще не платить, то ценовой конкуренции все равно не получается, так как прочие издержки существенно выше, чем в других странах. Так за счет чего сохраняется конкурентоспособность того, что пока еще продается? Только за счет дотаций государства, путем поддержания цен на сырье ниже мировых, и другими способами. Попросту говоря, производителю экспортных товаров не платят.

    На  постройку того или иного здания в Республике Беларусь затрачивается колоссальное количество денежных средств. В зависимости от вида строительства его стоимость выше, чем в Западной Европе, в 2—3 раза. По сравнению с субтропиками – в несколько раз. Соответственно выше и амортизационные выплаты, а здания менее долговечны. Построить здание или арендовать уже построенное в России или в Республике Беларусь существенно дороже, чем в других странах мира. [18, с. 91]

    При инвестировании учитывается заработная плата. Говорят, что наша рабочая сила дешевая и квалифицированная, и вот тут-то наша козырная карта. За счет рабочего и инженера, согласного работать за гроши, и вырастет наша страна! Квалифицированная? Будем считать, что да. А что такое зарплата? Это для наемного работника все – еда, одежда, жилье, образование, лечение, отдых. И это предприниматель должен ему обеспечить. Что минимально нужно, скажем, малайцу? Сандалии, трусы, рубашку, бейсболку. Крышу от дождя. Когда чувство голода становится нестерпимым – сникерс. Ну и семье тоже. А россиянину или белорусу? В придачу к вышеперечисленному еще штаны, телогрейку, шапку и т. д. А это дороже. И питание. [18, с. 137, 146]

    При всех этих факторах, которые затрудняют приток иностранных инвестиций в Республику Беларусь, существуют и положительные: выгодное географическое положение между Европейским Союзом и Российской Федерацией, доступ для сбыта на рынки стран Таможенного союза; высококвалифицированная рабочая сила и значительный научно-технический потенциал; развитая сеть транспортных коммуникаций и инфраструктура (два панъевропейских транспортных коридора II и IX); стабильная социально политическая ситуация, отсутствие конфликтов регионального и национального характера; экспортно-ориентированная экономика (экспортируется более 60% ВВП); один из лидеров среди стран СНГ по уровню и темпам экономического развития; наличие 6 свободных экономических зон и Парка высоких технологий; деятельность Консультативного Совета по иностранным инвестициям и Национального инвестиционного агентства («One Stop Shop»). [20]

    Безусловно, необходимо добиваться улучшения инвестиционного  режима, сделать более перспективными стратегию и механизмы стимулирования и привлечения иностранных инвестиций. И важнейшим приоритетом в связи с этим в предстоящие годы является улучшение инвестиционного климата в стране по всем его составляющим. 

3.2  Задачи и цели, стоящие перед инвестиционной политикой РБ, пути и методы их решения 

    Цели  и задачи, стоящие перед инвестиционной политикой БР, являются важным аспектом в экономическом развитии страны.

    Основными задачами инвестиционной деятельности являются:

    • совершенствование инвестиционного климата и благоприятного имиджа страны;
    • повышение эффективности инвестиционных проектов и сокращение сроков их реализации;
    • создание «зеленого» коридора для привлечения инвестиций в высокотехнологичные производства и секторы экономики. [21]

    Цели инвестиционной политики РБ:

    • подписанию международных соглашений и договоров о предотвращении двойного налогообложения и сохранности инвестиций;
    • созданию гарантийного кредитного фонда для субъектов малого бизнеса, предоставляющего гарантии и поручительства за них по выдаваемым банками кредитам; 
    • расширению инвестиционного потенциала банковского сектора за счет вовлечения внешнего капитала и средств домашних хозяйств;
    • более полному использованию возможностей свободных экономических зон, которые открывают внутренние территории для иностранных инвесторов и предпринимателей.

    С целью реализации дорогостоящих  инвестиционных проектов внедряются новые  формы инвестирования: концессии, проектное  и венчурное финансирование, лизинг. С инвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит дополнительные гарантии инвестору по экономическим и иным условиям реализации проекта на белорусском рынке. [22]

    Главные направления реализации этих целей задач являются:

    • вложение инвестиций в создание новых предприятий, наукоемких и экспортно ориентированных производств;
    • создание условий и механизмов привлечения средств населения для инвестирования в основной капитал;
    • поддержание благоприятного инвестиционного климата в целях максимального привлечения инвестиций, особенно прямых иностранных, обеспечение защиты интересов отечественных и иностранных инвесторов и создание для них равных условий;
    • развитие перспективных форм привлечения инвестиций (проектное и венчурное финансирование, концессии, лизинг) с учетом внедрения государственно–частного партнерства.

    Для обеспечения благоприятного инвестиционного климата наряду с либерализацией и приватизацией необходимы оптимизация налоговой системы и отчетности, изменения в сфере требований при осуществлении административного контроля; обеспечение и соблюдение прав собственности, в том числе интеллектуальной; защита миноритарных акционеров; судебное обеспечение неприкосновенности договоров; дальнейшее упрощение доступа инвесторов к рынку недвижимости и земельным участкам; развитие информационной поддержки инвесторов с созданием специализированных инвестиционных структур.

    Осуществление указанных направлений позволит повысить инвестиционную активность организаций, обеспечить развитие национальной инвестиционной системы и структурные преобразования экономики, снижение энергоемкости и импортоемкости, что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность продукции и услуг на внутреннем и внешних рынках.[21]

    Как видно из изложенного материала  задачи и цели, стоящие перед инвестиционной политикой РБ, а так же направления их реализации говорят о том, что наша страна нуждается в иностранных инвестициях и делает все возможное для их привлечения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Выход из сложившейся системной кризисной  ситуации в сфере инвестиций потребует реализации серии взаимосвязанных концептуальных изменений. При выходе из этого кризиса просто необходимо учитывать опыт зарубежных стран, не забывая при этом адаптировать его к конкретной ситуации как страны, так и мировой экономики в целом.

     Отечественная система "модернизации" основывается на издании многочисленных законодательных актов низшего порядка, в большинстве своем ведомственных. Кстати, многие из этих поправок не имеют обязательных (для вступления в силу) реквизитов регистрации Министерства юстиции, а, следовательно, и экспертной оценки. Часто поправки и добавления противоречат друг другу и, что хуже всего, "отменяют" положения Инвестиционного кодекса. На порочность и необходимость ликвидации такой практики указывается постоянно; тем не менее она продолжается. Наконец, на общем фоне "борьбы с недоимками", стремлением наполнить бюджет любой ценой, смысл выпущенных документов очевиден. Другой подоплекой вводимых ограничений видится набирающая обороты кампания по ограничению проникновения в страну зарубежного капитала - якобы источника угрозы отечественной экономике. Действительно, нередки ситуации, когда странами предпринимаются соответствующие защитные и ограничительные меры как в целом, так и в отношении отдельных секторов экономики. Думается, что, взвешенно оценивая нынешнее положение народного хозяйства и результаты более чем скромного, несмотря на почти пятилетний опыт, прямого иностранного инвестирования, обнаружить опасность для белорусской экономики, во всяком случае с этой стороны, 6удет сложно.

    Зарубежный  капитал является, пожалуй, наиболее реальным инвестиционным ресурсом в переходной экономике. Иностранные кредитные инвестиции остаются важнейшим источником финансирования капиталовложений, а также дефицита текущего счета платежного баланса. Велика их роль в обеспечении экономического роста стран, в передаче технологии, ноу-хау и передового опыта. На экономическом развитии страны положительно скажется и обострение конкурентной борьбы инвесторов и коммерческих банков за деньги населения — финансовые ресурсы станут доступнее предприятиям. А если, как ожидается, повысятся цены на акции предприятий, выгоду от этого получат не банки, а миллионы собственников — акционеров. Они станут реально богаче.

       Необходимость более широкого привлечения иностранных кредитов в экономику Республики Беларусь очевидна. Наряду с мобилизацией собственных ресурсов именно приток иностранного капитала способствует быстрому и эффективному развитию экономики страны–реципиента. Это — первоочередной приоритет. Иностранные кредиты, в принципе, не только не препятствуют развитию отечественного бизнеса и экономики в целом, но и открывают перед ними новые перспективные возможности. Используя их, белорусские предприятия смогут более быстро модернизировать свое производство, освоить новейшие технологии.

Информация о работе Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь