Иностранные инвестиции и их роль в развитии российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Задачами данной работы являются проведение исследования инвестиционного
климата России, при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на
его изменение и попытка дать оценку его текущего состояния. В задачу данной
работы входит также и исследование источников инвестиций, их перспективность
и оценка их состояния на сегодняшний момент. Целью же данной работы назовём
оценку перспектив изменений инвестиционного климата в России и его
активизации на основе существующих тенденций его развития и инвестиционной
политики государства, в которой также необходимо выявить наиболее слабые
стороны и указать необходимые меры для их устранения.

Содержание

1. Введение.
2. Иностранные инвестиции в экономику России.
· Основные виды инвестиции.
3. Формы привлечения иностранного капитала.
4. Роль инвестиционной политики в оздоровлении российской экономики.
· Роль иностранного капитала в формировании мировой рыночной экономики.
5. Основные проблемы привлечения иностранных инвестиции в экономику России.
6. Заключение.
7. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 45.25 Кб (Скачать)

капитала в крупных  масштабах на уровне региона или  страны в целом, только

международная кооперация не поможет. Поэтому на каждом уровне хозяйствования

можно сопоставлять те варианты привлечения иностранного капитала, которые

приемлемы для данного  уровня.

Попытка создать  свободные экономические зоны в  масштабе целых краев и

областей, начатая  в 1990 - 1991 годах, оказалась неудачной. В подготовленном

правительством проекте  закона Российской Федерации “ О  свободных

экономических зонах” имеется в виду пойти по пути создания небольших по

территории зон  экспортного производства и свободных  таможенных зон. Для

такого рода зон  намечено установление льготного режима (по сравнению с общим)

хозяйственной, в  том числе и внешнеэкономической  деятельности (включая

специальный таможенный режим). Конкретные виды и размеры  льгот,

предоставляемых в  установленном порядке иностранным  инвесторам, будут

устанавливаться в  положениях по конкретным зонам.

Таким образом, для  привлечения иностранного капитала могут быть использованы

различные формы. Однако основной формой этого процесса пока остаются

предприятия с иностранными инвестициями, в том числе в  последнее время

предприятия со 100-процентным иностранным капиталом. Остальные  формы остаются

в стадии становления. Улучшение инвестиционного климата, расширение форм

привлечение иностранного капитала остаются для России актуальнейшей  задачей.

           Динамика иностранной инвестиционной  деятельности в России.          

Итак, рассмотрев основные факторы, влияющие на инвестиционный климат страны,

можно приступить к  оценке, а затем и к анализу  инвестиционного климата

России.

В рыночной экономике  совокупность политических, социально-экономических,

финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических

факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих

инвесторов, принято  называть ее инвестиционным климатом. Оценить теперешнее

состояние инвестиционного  климата в России не составляет особого  труда, стоит

только обратиться к статистике. Начиная с 1991 года размер капиталовложений в

экономику России падает с каждым годом. Такая тенденция, наблюдаемая до сих

пор, не обнадёживает. Она говорит о том, что инвестиционный климат в нашей

стране пока крайне неблагоприятен для капиталовложений, и даже такие факторы

как природные ресурсы  России, мощный (хотя технически устаревший и хронически

недогруженный) производственный аппарат, наличие дешёвой и достаточно

квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический  потенциал не

привлекают инвесторов, причины чего мы уже пояснили в  проделанной работе.

Сейчас же важно  сказать о том, что теперешнее состояние инвестиционного

климата не даёт надежды  на скорое оздоровление экономики России, и необходимы

активные действия государства по улучшению инвестиционной политики в стране,

коих, к сожалению, пока не предвидится, дабы индекс инвестиционного  климата в

России повышался  как внутри страны, так и за её пределами.

Анализируя сложившийся  инвестиционный климат в нашей стране, можно заметить,

что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени  доверия

населения государству, а за рубежом размер капиталовложений зависит в

основном от индекса  инвестиционного климата.

Ранжирование стран  мирового сообщества по индексу  инвестиционного  климата или

обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем

инвестиционной  привлекательности страны и "барометром" для  иностранных

инвесторов. Зависимость  потока иностранных инвестиций от индекса

инвестиционного климата  или его отдельных составляющих носит почти линейный

характер. Не так  давно международная финансовая корпорация  заявила о

своем намерении  включить Россию вместе с группой  других стран в свой совокупный

инвестиционный индекс, который служит своего рода ориентиром для международных

частных инвесторов, стремящихся определить инвестиционный “вес” страны и

формирующих свой инвестиционный портфель. По расчетам специалистов, только сам

факт присвоения этого индекса может привести уже в 2000 году к росту инвестиций

на 7 млрд. долларов.

В России до сих пор  отсутствует своя система оценки инвестиционного климата и

ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются  на  оценки

многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих

странах мира, в том  числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в

России, даваемые зарубежными  экспертами на их регулярных заседаниях,

проводимые вне  Российской Федерации и без участия  российских экспертов,

представляются мало достоверными. В связи с этим встает задача формирования

на основе ведущихся  в Институте экономики РАН  исследований Национальной

системы мониторинга  инвестиционного климата в России, крупных экономических

районов и субъектов  Федерации. Это обеспечит приток и оптимальное

использование иностранных  инвестиций, послужит ориентиром российским банкам в

собственной кредитной  политике.

     Роль  инвестиционной политики в оздоровлении  российской экономики

Инвестиции (капитальные  вложения) - это совокупность затрат материальных,

трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное  воспроизводство,

основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции - относительно

новый для нашей  экономики термин. В рамках централизованной плановой системы

использовалось понятие "валовые капитальные вложения", под которыми

понимались все  затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на

их ремонт. Инвестиции - более широкое понятие. Оно охватывает и так

называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину

"капитальные   вложения", и "финансовые" (портфельные)  инвестиции, то есть

вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные  непосредственно

с титулом  собственника, дающим право на получение доходов  от собственности.

Финансовые инвестиции могут стать как  дополнительным источником капитальных

вложений, так и  предметом биржевой игры на рынке  ценных бумаг. Но часть

портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий  различных отраслей

материального производства - по своей природе ничем не отличаются от прямых

инвестиций в производство. В журнале "Экономист" определены основные

направления инвестиционной политики. Были выделены следующие  главные задачи

инвестиционной политики: формирование благоприятной среды, способствующей

повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение

частных отечественных  и иностранных инвестиций для  реконструкции предприятий,

а также государственная  поддержка важнейших жизнеобеспечивающих  производств и

социальной сферы  при  повышении  эффективности  капитальных вложений.

Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное

влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и

государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат

страны, поэтому правительство  России оказывает ей огромное внимание, однако

на данный момент инвестиционная политика нашего государства  ещё слаба, что

обусловлено в основном незащищённостью расходов бюджета  на инвестиционные

цели, бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на

которые направлялись.

Государственной Думой  были приняты в первом чтении законы “О внесении

изменений и дополнений в Закон РСФСР” и “Об инвестиционной деятельности в

РСФСР”, которые  должны улучшить законодательную базу для инвестиций,

гарантировать права  инвесторов на собственность и которые  предполагают:

- предоставление  бюджетных средств негосударственным  структурам на возвратной

основе;

- отражение в Законе  принципа отношений собственности  (в нём рассматриваются

государственные, муниципальные  и частные инвесторы). По этому  принципу и

выделяются из федерального бюджета капитальные вложения на развитие

федеральной собственности;

- равенство прав  инвесторов (гарантии прав и защиты  инвестиций независимо от

форм собственности  для всех инвесторов).

Инвестиционной политики в нашем государстве до недавнего  времени уделялось

недостаточно внимания, однако уже сейчас государство начало понимать всю

важность правильной инвестиционной политики и, что самое  важное, начало

предпринимать шаги в нужном направлении, и последние  два-три года наблюдаются

некоторые сдвиги в  изменении инвестиционной политики государства, постепенно

ликвидируются структурные  перекосы в экономике России, стабилизировался курс

рубля, снижаются  процентные ставки. Но государство  понимает, что снижение

инфляции и процентных ставок не дадут автоматического  эффекта в виде роста

инвестиций и производства. Это, прежде всего, связано с двумя  факторами:

1. С неготовностью  получателей инвестиций - предприятий  к эффективному

освоению средств, в первую очередь из-за низкого  качества управления;

2. С  неготовностью  инвесторов  вкладывать  капиталы  в не реформированные

предприятия по причине  как высоких рисков (незащищённость прав собственности,

значительный риск невозврата средств из-за плохого  управления), так и

невозможности более  или менее адекватно определить сам уровень риска

(непрозрачность  финансового состояния предприятия,  ликвидность предприятий,

их  инвестиционная деятельность).

Поэтому правительство  России предполагает ввести следующие  изменения в

инвестиционной политике нашей страны (из программы правительства  РФ

“Структурная перестройка  и экономический рост в 1997-2000 годах”):

-создать условия  для рыночной оценки активов  предприятий. Кроме очевидных

преимуществ для  инвесторов, связанных с рыночной оценкой акций, это позволит

предприятию формировать  более рациональную стратегию в  отношении

использования собственных  активов;

-внести изменения  в амортизационную политику, направленные  на ее

либерализацию, повышение  степени свободы реформированных  предприятий при

Информация о работе Иностранные инвестиции и их роль в развитии российской экономики